Презентация по литературе по творчеству Н.В. Гоголя
презентация к уроку по литературе (8 класс)

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolay_vasilyevich_gogol_literatura_pptx.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Васильевич Гоголь.

Слайд 2

Николай Васильевич Гоголь. Русский прозаик, драматург и публицист Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии (ныне село в Полтавской области Украины) и происходил из старинного малороссийского рода . Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей.

Слайд 3

Детство и юность писателя. В 1818-1819 годах учился в Полтавском уездном училище, в 1820-1821 годах брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского , проживая у него на квартире . Затем в мае 1821 году он поступил в Нежинскую гимназию высших наук, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Ещё в детстве Гоголь полюбил театр, и в училище он был участником почти каждой театральной постановки. Что касается его ранних литературных трудов, то судить о них мы можем только по поэме « Ганц Кюхельгартен», изданной уже в Петербурге. Других ранних произведений Гоголя не сохранилось.

Слайд 4

Начало литературного пути. В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще. Произведение Гоголя « Басаврюк » было опубликовано первым. Позднее повесть переработана в «Вечер накануне Ивана Купала». Именно она подарила писателю известность. Ведь до этого творчество не приносило Гоголю успеха.

Слайд 5

Начало литературного пути. Произведения Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», « Сорочинская ярмарка», «Страшная месть» и прочие из того же цикла поэтично воссоздают образ Украины. Также Украина была ярко описана в произведении Гоголя «Тарас Бульба » В 1831 году Гоголь знакомится с представителями литературных кругов Жуковским и Пушкиным, бесспорно эти знакомства сильно повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность.

Слайд 6

Гоголь и театр. Интерес к театру у Николая Васильевича Гоголя проявился еще в юности, после смерти отца, замечательного драматурга и рассказчика. Осознавая всю силу театра, Гоголь занялся драматургией. Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Из-за отрицательной реакции публики на постановку «Ревизора» писатель покидает страну.

Слайд 7

Последние годы жизни. 1836 год – очень важный период в биографии Николая Гоголя: в это время им были совершены поездки в Швейцарию, Германию, Италию, а также во Францию (некоторое время он пребывал в Париже). Затем, с марта 1837, в Риме продолжалась работа над первым томом величайшего произведения Гоголя «Мертвые души», который был задуман автором еще в Петербурге. После возвращения на родину из Рима писатель издает первый том поэмы. Во время работы над вторым томом у Гоголя наступил духовный кризис. Даже поездка в Иерусалим не помогла исправить ситуацию. В начале 1843 года была впервые напечатана одна из самых главных, может быть, повестей Гоголя – «Шинель». Ночью 11 февраля 1852 года Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”, а 21 февраля скончался.

Слайд 8

Крупные произведения Гоголя. Мертвые души (1835г.) Ревизор (1835г.) Тарас Бульба (1835г.) Шинель (1842г.) Портрет (1834г.) Вечера на хуторе близ Диканьки (1831-1832гг.) Ночь перед Рождеством (1832г.) Нос (1836г.) Невский проспект (1833-1834гг.) Вий (1835г.) Майская ночь, или утопленница (1830г.) Миргород (1830г.) Страшная месть (1831г.) Заколдованное место (1832г.) Записки сумасшедшего (1834г.)

Слайд 9

Произведение «Ревизор». Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант. История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией. Тема – пороки общества, чиновничество и его беспредел, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость. Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки. Жанр – комедия социально-сатирической направленности. Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).

Слайд 10

История создания. В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу. В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора. “Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и, выделяющейся из себе подобных, только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александрийском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.

Слайд 11

Тема произведения. Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации. Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатиричный, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого. Среди героев пьесы нет положительных персонажей, что достаточно ново для жанра и направления, в котором работал автор. Двигателем сюжета является банальный страх – проверяющие высокого ранга могли решить судьбу любого таким образом, что он мог лишиться положения в обществе и понести серьёзное наказание. Гоголю хотелось вскрыть огромный пласт пороков общества, тем самым излечив его от них. Автор планировал поднять всё самое подлое, несправедливое и безнравственное, что творится в современном обществе.

Слайд 12

Идея комедии. Идея , которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность , пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение – находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.

Слайд 13

Композиция. Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что “приехал ревизор”. Хлестаков оказывается в центре событий совершенно случайно, некоторое время не понимая, отчего в городе так хорошо его принимают. После он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали. Впервые в литературе главный герой – лживый, беспринципный, низкий и отвратительно изворотливый персонаж. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир. Гоголь создал удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе, многие из них стали нарицательными в литературе.

Слайд 14

Жанр произведения. Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма .

Слайд 15

Главные герои. Иван Александрович Хлестаков Молодой дворянин, имеет самый мелкий чиновничий чин, хвастливый и глупый повеса. Безалаберный и безответственный тип, наплевательски относится к службе, предпочитая проводить жизнь в удовольствиях. Единственный человек в пьесе, сумевший оставить с носом все общество городка, где его приняли за важную особу. Охотник волочиться за женщинами, но удостаивается внимания лишь провинциальных простушек. Осип Старый слуга Хлестакова, черты его характера схожи с барином, только он намного мудрее своего хозяина. Прислуживая Хлестакову, он стал таким же пройдохой , как он. Любит читать себе нотации, на самом деле, предназначенные для хозяина. Быстро понимает, что его барина приняли за другого, и уговаривает его как можно быстрее покинуть город, пока не явился настоящий ревизор. Антон Антонович Сквозник – Дмухановский Зрелый мужчина, долгое время служит городничим, мечтает дослужиться до генерала. Солидно выглядит, ведет себя значительно, хотя является прожженным взяточником. Свою выгодную должность использует в корыстных целях, наживаясь на всем. Алчный и ненасытный рвач, не гнушается запускать руку в государственную казну. Любит давать обещания, но не торопится их исполнять. Анна Андреевна Женщина лет сорока, глупа, как пробка. Высокое положение мужа позволяет ей мечтать о светской жизни в Петербурге. Развлекается карточными играми, увлекается романами. Наивная простушка, верит словам Хлестакова и соперничает с дочерью за его благосклонность. Марья Антоновна 18 – летняя дочь городничего, как и мать, не слишком умна. Доверчиво относится к ухаживанию Хлестакова, который просит ее руки, и остается ни при чем.

Слайд 16

Заключение. В комедии Гоголя «Ревизор», высмеивающих глупость чиновников, фактически нет положительных персонажей. Сатирическая пьеса повествует о жизни небольшого городка, где буквально все общество погрязло во взяточничестве и коррупции. Главные герои «Ревизора» по – своему индивидуальны, но в целом отображают общую картину бюрократизма и чинопочитания. Гоголь жестоко высмеивает основные пороки общества, наделяя ими всех героев произведения.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература по творчеству Н.В.Гоголя

Эти вопросы можно использовать на уроках и внеклассных  мероприятиях...

Контрольная работа в 10 классе по литературе по творчеству Н. В. Гоголя

Н. В. Гоголь. 10 класс. Контрольная работа по литературе (повести "Вий", "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", "Старосветские помещики", "Невский проспект")Работа включает в себя тест...

Контрольная работа в 10 классе по литературе по творчеству Н. В. Гоголя

Н. В. Гоголь. 10 класс. Контрольная работа по литературе (повести "Вий", "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", "Старосветские помещики", "Невский проспект")Работа включает в себя тест...

Обобщающий урок литературы по творчеству Н.В.Гоголя в 9 классе

Обобщающий урок литературы по творчеству Н.В.Гоголя позволяет проверить знания учащихся по биографии и творчеству писателя и подвести итоги изучения поэмы "Мёртвые души"...

Презентация о жизни и творчестве Н.В. Гоголя

Данная презентация  может быть использована на уроках литературы при изучении творчества писателя Н.В.Гоголя. В работе освещаются основные темы творчества писателя. Фотографии, иллюстрации сделаю...

Контрольная работа по литературе по творчеству Н.В. Гоголя (10 класс)

Контрольная работа по литературе по творчеству Н.В. Гоголя для обучающихся 10 класса состоит из пяти заданий тестового хврвктера, одного задания с снесколькими ответами, одного задания на установление...

Презентация к уроку по творчеству Н.В.Гоголя

В презентации представлены фотоматериалы жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя....