Проектно-исследовательская методика как средство повышения качества образования.
статья по литературе

Головина Анастасия Васильевна

Статья об использовании проектно-исследовательской методики. Не трудно согласиться, что проектно-исследовательская методика как средство повышения качества  образования необходима в современной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_golovinoy_a.v.docx24.75 КБ
Файл prezentatsiya_na_ped.chten_.pptx109.91 КБ

Предварительный просмотр:

Головина А.В. –

 учитель русского языка и литературы

 МОУ Газимуро-Заводской СОШ,

первая квалификационная категория.

Проектно-исследовательская методика как средство повышения качества  образования.

В последнее время меняется традиционная парадигма общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. А проектно-исследовательская методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания[2].

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Многие школьные предметы требуют от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учить преодолевать подобные трудности, дети учатся самостоятельно овладевать понятиями и подходами  к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский  подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации[1].

           Исследовательская деятельность учащихся, в частности создание проектов предоставляет учащимся возможности для самостоятельного поиска информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.

В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования); творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества), приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения), информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации), практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря). По содержанию- монопроекты и межпредметные проекты; по количеству участников: индивидуальные, парные и групповые; по продолжительности: долгосрочные и краткосрочные проекты[3].

Часто сами учебники нацеливают детей на создание проекта. Так, например, в своей практике мы используем учебник под редакцией Д.И. Шмелёва (на уроках русского языка). Начиная с пятого класса ученики увлечённо работают над темой проекта, которая оказалась им более интересной и проявляют при его создании  абсолютную самостоятельность, целенаправленно шагая к достижению хорошего результата.

В прошлом году данный учебник предложил в одном из упражнений понаблюдать за речью своих друзей, родственников, другого окружения, например, одноклассников на предмет того, употребляют ли они в своей речи диалекты. Два подростка так этим увлеклись, что их деятельность переросла  в проект, они заняли первое место на научно-практической конференции в прошлом году. До сих пор продолжают исследовать данную тему, и теперь их проект является не просто исследовательским, а долгосрочным, практико-ориентированным, дети создают словарь для библиотеки под названием «Диалекты родного села Газимурский Завод». Безусловно, он найдёт применение не у широкого круга читателей, но у учёной массы – школьников, студентов, преподавателей точно.

В нашей 11 – летней практике дети  каждый год создают проекты по направлению «Литературоведение» и  «Языкознание» и всегда прекрасно их защищают на конференции, занимая призовые места. Главное, чтобы детям было интересно работать над проектом – уметь заинтересовать (подобрать такую тему с детьми, которая будет им действительно интересна), и, конечно, направить. Ни о каком давлении со стороны педагога речи быть не может! Ребёнок сам целенаправленно ставит перед собой задачи, пытаясь разрешить определённую проблему, и движется к результату.

За всё время нашей работы самыми интересными темами для исследовательских проектов стали следующие: «Тема любви к Малой родине в творчестве местных поэтов», «Эволюция образа Прекрасной Дамы в творчестве А.А. Блока», « «Микрокосм» и «макрокосм» в творчестве С.А. Есенина, «Сленг в речи  современных школьников», «Поэзия и антипоэзия в текстах современных песен», «Поединки в русской классической литературе», «Только эта жизнь имеет цену: по дневниковым записям Л.Н. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»», «Орфограммы на конфетных фантиках», «Имя в реке времени», «Псевдонимы, или кто скрывается под маской» и другие.

Осуществление проекта происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий[3].

 №

      Этапы

 работы над

   проектом

Содержание работы на    данном этапе

Деятельность

Учащихся

Деятельность

учителя

1

Подготовка

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся

2

Планирование

а) Определение источников информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды

Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Наблюдает за деятельностью учащихся

3

Исследование

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

4

Формулирование результатов или выводов

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Консультирует учащихся.

5

 

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.

Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

6

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности.

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета

Используя данную технологию повышения качества образования, мы можем с уверенностью сказать, что да, её использование приносит свои плоды, - дети становятся самостоятельнее, внимательнее, ответственнее, уверенно держатся на сцене, могут свободно строить устное монологическое высказывание, подобные успехи сказываются и на оценке за  четверть. По предмету дети начинают заниматься гораздо лучше. Через проектную деятельность можно привить любовь к изучаемому предмету. Защищая свои проекты и слушая выступления других с той же целью, учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.

Не трудно согласиться, что проектно-исследовательская методика как средство повышения качества  образования необходима в современной школе. Современным детям, как и взрослым, нужно уметь проектировать даже свою жизнь в постоянно изменяющемся мире, когда мало бывает уверенности в завтрашнем дне. Необходимо учиться, чтобы в дальнейшем быть прекрасно устроенным в обществе и  приносить этому обществу пользу!

Используемая литература:

  1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3.
  2. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3.
  3. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. -  2000. - № 7.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектно-исследовательская методика как средство повышения качества образования МОУ Газимуро-Заводская СОШ учитель русского языка и литературы Головина А.В.

Слайд 2

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности, что достигается методом проектов.

Слайд 3

Исследовательская деятельность учащихся предоставляет им возможности для самостоятельного поиска информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.

Слайд 4

В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов Исследовательские подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования Приключенческие- игровые имитируют социальные или деловые отношения

Слайд 5

информационные направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации практико-ориентированные предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря

Слайд 6

Творческие: нацелены на результат в жанрах художественного творчества По содержанию: монопроекты и межпредметные проекты

Слайд 7

по количеству участников: индивидуальные, парные и групповые по продолжительности: долгосрочные и краткосрочные проекты.

Слайд 8

Этапы работы над проектом: 1. Подготовка. 2. Планирование. 3. Исследование. 4.Формулирование результатов или выводов. 5. Защита проектов. 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности .

Слайд 10

Используя данную технологию повышения качества образования, мы можем с уверенностью сказать, что да, её использование приносит свои плоды, - дети становятся самостоятельнее, внимательнее, ответственнее, уверенно держатся на сцене, могут свободно строить устное монологическое высказывание, подобные успехи сказываются и на оценке за четверть. По предмету дети начинают заниматься гораздо лучше. Через проектную деятельность можно привить любовь к изучаемому предмету. Защищая свои проекты и слушая выступления других с той же целью, учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.

Слайд 11

Не трудно согласиться, что проектно-исследовательская методика как средство повышения качества образования необходима в современной школе. Современным детям, как и взрослым, нужно уметь проектировать даже свою жизнь в постоянно изменяющемся мире, когда мало бывает уверенности в завтрашнем дне. Необходимо учиться, чтобы в дальнейшем быть прекрасно устроенным в обществе и приносить этому обществу пользу!

Слайд 12

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ»

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогиче...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по физике

Данная презентация предназначена для учителей физики, которые должны способствовать вовлечению учащихся в процесс получения знаний, самостоятельно ставить перед собой цели, выдвигать гипотезы, выбират...

«ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Использование проектно - исследовательской деятельности на уроках химии способствует повышению мотивации учащихся,лучшему усвоению знаний.В ходе проектной деятельности формируются универсальные учебны...

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Проектная деятельность - практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения. ...

Проектно- исследовательская деятельность обучающихся как средство индивидуализации и как фактор повышения эффективности образовательного процесса.

Чтобы обеспечить развитие учащихся, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе и проектно-исследовательской, организация  которой рассматривается сегодня к...

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

I зональная республиканская конференция  «Исследовательская деятельность в современной школе: содержание и практика»                  ...

Проектная методика как средство повышения эффективности урока иностранного языка.

Данная статья посвящена проблемам проектной методики в обучении ИЯ....