Разработка урока по литературе "Блоковская мифологема в романе А.Н.Толстого "Сестры": кинематограф и живопись"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Вараева Татьяна Александровна

Урок внеклассного чтения на материале романа А.Н.Толстого "Хождение по мукам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_blokovskaya_mifologema.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Вараева Т.А.

МКОУ «Любимовская СОШ»

Большесолдатского района Курской области

Разработка урока по литературе «Блоковская мифологема в романе А.Н.Толстого «Сестры»: кинематограф и литература»

Тип урока: урок внеклассного чтения

Классы, на которые ориентирован урок: 10-11

Цель урока: рассмотреть блоковскую мифологему в романе А.Н.Толстого «Сестры» через интеграцию литература-кинематограф-живопись.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с основными этапами творчества А.Н.Толстого;

- рассмотреть некоторые факты биографии А.А.Блока;

-познакомить учащихся с понятием «блоковская мифологема»;

- установить сходства и различия между обстоятельствами биографии А.А.Блока и героем романа «Сестры» А.А.Бессоновым.

Развивающие:

-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

-развивать умение применять новые знания;

-развивать творческие, речевые способности учащихся;

-развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-формировать логическое мышление;

-развивать  умение опираться на свой субъективный опыт.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и уважение к классике отечественной литературы.

Оборудование и оформление:  ПК, проектор, интерактивная доска, словари.

Структура урока:

  1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний. Постановка учебной цели.
  3. Работа по теме урока. Усвоение и обобщение знаний. Первичное закрепление материала.
  4. Рефлексия. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: - Добрый день, ребята. Сегодня у на с  вами не совсем обычный урок. Он необычен тем, что мы будем говорить не только о произведении художественной литературы, но и о шедевре кинематографа, и немного о живописи.

Для начала давайте обратимся к словарю и выясним значение слова экранизация, т.к. оно будет часто встречаться на сегодняшнем уроке.

Словарная работа. (Экранизация — интерпретация средствами кино произведений другого вида искусства, чаще всего, литературных произведений. 

Ребята, приходилось ли вам смотреть какие-либо экранизации?

Ответы учащихся.

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной цели

Учитель: Сегодня мы будем говорить об экранизации романа Алексея Николаевича Толстого «Сестры», а точнее о ее главных героях. (На экране портрет А.Н.Толстого)

  1. Работа по теме урока. Усвоение знаний и первичное закрепление материала

Учитель: - Имя  Алексея Николаевича Толстого прежде всего связывают с литературой советского периода, однако этот  выдающийся поэт и прозаик также является ярким представителем русского модерна. Вообще в его творчестве удивительным образом сочетаются традиции русской классики и литературы советской эпохи.

Для литературного наследства А.Н.Толстого характерно творческое разнообразие: это книга стихов «Лирика» (1907), сказки («Сорочьи сказки», «Золотой ключик, или Приключения Буратино»), фантастические романы («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), пьесы («Иван Грозный»), рассказы ( «Голубые города», «Гадюка», «Русский характер»). Кроме того, Алексей Толстой создал роман-эпопею о гражданской войне – трилогию «Хождение по мукам» и исторический роман «Петр Первый», который, к сожалению, так и остался незаконченным.

Учитель: Ребята, вы уже прочитали роман А.Н.Толстого «Сестры». Давайте вспомним, о чем это произведение.

Примерный ответ учащихся:

В романе «Сестры» Алексей Толстой изобразил крах русского общества, переживаемый во время Октября. Писатель изображает революцию со стороны русской интеллигенции, выделяя также в романе проблемы искусства, литературы, культуры.

Учитель: Назовите, пожалуйста главных героев романа.

Ответ учащихся.

Учитель: Кроме различных представителей буржуазии и интеллигенции, в романе отчетливо видна пародия на искусство рубежа веков, в частности круг футуристов в изображении одного из вечеров «Великолепных кощунств».

В описанный в романе период небывалую популярность и признание переживал один из ярчайших поэтов рубежа двух столетий – Александр Блок. ( На экране проецируется портрет А.А.Блока)

Образ Александра Блока мы встречаем и в книге Толстого. Биография поэта послужила прототипом для создания ярчайшего портрета. В романе «Сестры», вошедшем в трилогию «Хождение по мукам», Алексей Николаевич Толстой создает образ поэта-декадента Алексея Алексеевича Бессонова, где угадываются черты А.Блока, начиная с инициалов (ААБ) и заканчивая изображением похожих жизненных обстоятельств. Мотивы блоковской поэзии, прежде всего тема катастрофы Старого мира, звучат в стихах Бессонова, а три его томика белых стихов намекают нам на три тома стихов в белой обложке Блока.

А.А.Бессонов, так же, как и А.А.Блок разочаровывается в жизни, чувствует опустошенность: «Ни с чем не сравнимой кабацкой тоской гудело все тело. Было противно подумать, что нужно начинать заново день», - так передает нам состояние героя А.Толстой.

В своем дневнике Блок запишет: «Самому мне жить нестерпимо трудно. <…> Такое холодное одиночество. Шляешься по кабакам и пьешь».

А 10 мая 1909 года А.Блок напишет стихотворение, которое передает его мрачное состояние. Стихотворение читает ученик.

Как тяжело ходить среди людей

И притворятся непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,

Строй находить в нестройном вихре чувства,

Чтобы по бледным заревам искусства

Узнали жизни гибельной пожар!

Вместе с этим герой романа А.Толстого приобретает новые силы в творчестве, когда берется за перо: «Бессонов переживал  хорошие минуты. Он писал о том, что опускается ночь на Россию, раздвигается занавес трагедии, и народ-богоносец чудесно, как в «Страшной мести» казак, превращается в богоборца, надевает страшную личину. Готовится всенародное совершение Черной обедни. Бездна раскрыта. Спасения нет». Здесь мы находим религиозно-мистические мотивы, характерные для творчества Блока. Но стоит отметить, что в отличие от пессимистических настроений Бессонова, в своих раздумьях о судьбах Родины Блок обращается к облику той России, который издавна сложился в русской литературе – нищей, униженной, но с огромным духовным потенциалом и великим будущим.  

Читает подготовленный ученик.

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!

Несомненно, что многое из жизни А.Блока А.Толстой  перенес на своего героя. Например, обстоятельства биографии. Хотя в жизни Блок не был таким ужасным человеком, каким рисует Толстой Бессонова, но нельзя стереть из биографии некоторые факты. Скажем, одно из самых ярких увлечений Блока актрисой Н.Н.Волоховой, которой он посвятил не один цикл стихотворений  («Снежная маска» (1907), «Фаина» (1908) ), находит свое отражение в упоминание о романе Бессонова с актрисой Ниной Чародеевой.

В 1940 году А.Н. Толстой прочитает переписку Александра Блока и Андрея Белого и выразит сожаление о том, что изобразил поэта Бессонова с таким явным намеком на Блока.

Александр Блок производил впечатление на многих деятелей искусства. На одной из работ известного художника Константина Сомова мы видим поэта уже в последние годы его яркой жизни. ( На экране портрет А.А.Блока). Здесь видны грусть в глазах, мрачное лицо, усталый вид и пустота во взгляде.

Отмечая сходство Алексея Бессонова и Александра Блока, творческий коллектив Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов) создали иллюстрацию к роману А.Н.Толстого «Сестры» с изображением поэта-декадента. Помимо Бессонова художники изобразили и остальных главных героев романа: Вадима Рощина, Дашу и Катю Булавиных, их отца – Дмитрия Степановича, а также вечер «Великолепных кощунств» у Телегина. (На экране проецируются иллюстрации Кукрыниксов).

В 1974 году талантливый российский режиссер, народный артист РСФСР, Василий Сергеевич Ордынский приступает к съемкам киноповести по одноименному роману Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам», сценарий к которому он пишет совместно с Олегом Стукаловым-Погодиным.

Многосерийный фильм включает в себя 13 серий-частей: «Сестры», «Выбор», «Война», «Четверо», «Разлом», «Телегин», «Катя», «Даша», «Рощин», «Полночь», «Ожидание», «Зарево», «Хмурое утро». Это история четырех представителей интеллигенции, ввергнутых в водоворот революции и гражданской войны.

(Учащимся предлагается просмотреть отрывок кинофильма «Сестры»).

Петербург 1914 года, город мрачных рабочих окраин и яркой артистической жизни. Героини фильма — сестры Катя и Даша Булавины. Старшая, Катя, жена либерального адвоката Смоковникова, уже долгое время живет в тоске и отчаянии от пустоты собственной жизни. От мыслей самоубийства ее спасает офицер русской армии Вадим Рощин.

Даша влюблена в известного поэта Алексея Алексеевича Бессонова, но во время посещения кружка поэтов — футуристов, знакомится с Иваном Ильичем Телегиным, который становится ей интересен. Затем уезжает в Самару и на пароходе встречает своего давнего петербургского знакомого.

Наступает восемнадцатый год. Катя и Рощин едут на юг, в Ростов. Здесь Рощин встречает старого знакомого, корниловского офицера. Горячие споры о судьбах русского народа приводят к разрыву отношений между Катей и Рощиным.

При обороне Царицына Иван Телегин получит ранение, его направят в госпиталь, где он встретит Дашу. Рощин дезертирует с фронта и направляется на поиски Кати.

Потеряв ребенка, Даша и Телегин расстаются. Иван Иванович вступает в ряды Красной Армии. Память возвращает его в прошлую жизнь, образ любимой жены не оставляет в покое.

Следует отметить великолепный подбор актеров. В киноповести двух сестер сыграли Ирина Алферова и Светлана Пенкина, Вадима Рощина – Михаил Ножкин, Ивана Телегина – Юрий Соломин, а мрачного поэта Бессонова – Михаил Козаков.

Сериал «Хождение по мукам» с успехом прошел сначала в Восточной Европе, затем в СССР. Успех среди зрителей был колоссальный. Фильм был выдвинут на Государственную премию, но уступил другой киноэпопеи этого времени - «Рожденные революцией».

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель: ребята, сегодня вы познакомились с экранизацией романа А.Н.Толстого, узнали, какими представлял себе героев произведения известный русский режиссер В.Ордынский. скажите, какие чувства и эмоции вызвала у вас эта картина? Захотелось ли вам ее посмотреть целиком?

Ответы учащихся.

Учитель: Согласны ли вы с тем, что прототипом А.Бессонова послужил А.Блок? какие сходства и различия вы установили для себя между ними?

Ответы учащихся.

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Главные герои романа А.Н.Толстого «Сестры»».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки в 5 классе по теме "Можем ли мы услышать живопись?"

Данный урок построен на основе программы "Музыка" Д.Кабалевского. В основе урока раскрывается связь музыки и изобразительного искусства посредством знакомства с произведением М.П.Мусоргского "Картинки...

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись.  Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...

Разработка урока "История Российского кинематографа"

Данная презентация была создана в качестве приложения к уроку по теме "История российского кинематографа"...

методическая разработка урока "Русские православные традиции в романе И.С. Шмелёва "Лето Господне" (гл. "Великий Пост")

Урок открытия нового знания построен в ТРКМЧП (стратегии "ЗХУ" и "Инсерт") и призван познакомить обучающихся с церковными и бытовыми традициями русского народа в период Великого Поста.Обычаи чистого п...

Методическая разработка урока "Первый шаг восхождения (по роману В.В.Набокова "Машенька") "

1.      Творчество В.В.Набокова, крупнейшего писателя XX века, в школьной программе изучается немного, поэтому задачей каждого урока является формирование интереса к творчеств...

Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"

В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....