Рабочая программа предмета «Чтение» для 5 класса по АООП, (для детей-инвалидов с лёгкой умственной отсталостью)
рабочая программа по литературе (5 класс)

Копылова Галина Павловна

Рабочая программа по чтению разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шелеховской средней общеобразовательной школы.

Общие цели и задачи учебного курса

ЦЕЛЬ:

развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

  • Формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.
  • Развитие речи и мышления учащихся: отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев; давать им характеристику; адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы и обобщения, с т.ч.эмоционального плана.
  • Воспитывать и развивать социальную адаптация в плане общего развития;
  • Воспитывать положительные нравственные качества.

ЗАДАЧИ:

  • формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
  • развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
  • развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
  • нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Описание места учебного курса в учебном плане

 

Курс «чтение» рассчитан на 136 часов

 

Класс

Количество в год

В неделю

5

136 ч

4 ч

 

Рабочая программа ориентирована на УМК

 

              Учебники:

  1. Учебник чтения для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор-составитель Малышева З. Ф.. Москва «Просвещение» 2015 г.
  2.  Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.:/под ред. В.В.Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2015.
  3.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_5_klass.docx41.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на заседании МО учителей

КРО

Протокол №

от «___» __________   г

Руководитель МО:

Согласована:

Заместитель директора по УВР:

«___» ________________ г.

________ /Туманова А.Г./

Утверждена:

Приказом № __________

от «___» _______ г.

директор школы:

_______ /Валынкина О.Л./

Рабочая программа предмета

«Чтение»

для 5 класса

по АООП,

(для детей-инвалидов с лёгкой умственной отсталостью)

Программа составлена учителем коррекционных классов: Копыловой Г. П., высшая квалификационная категория

с. Шелехово

2020 год


Пояснительная записка

        Рабочая программа по чтению разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шелеховской средней общеобразовательной школы.

Общие цели и задачи учебного курса

ЦЕЛЬ:

развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

  • Формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.
  • Развитие речи и мышления учащихся: отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев; давать им характеристику; адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы и обобщения, с т.ч.эмоционального плана.
  • Воспитывать и развивать социальную адаптация в плане общего развития;
  • Воспитывать положительные нравственные качества.

ЗАДАЧИ:

  • формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
  • развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
  • развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
  • нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Описание места учебного курса в учебном плане

Курс «чтение» рассчитан на 136 часов

Класс

Количество в год

В неделю

5

136 ч

4 ч

Рабочая программа ориентирована на УМК

        Учебники:

  1. Учебник чтения для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор-составитель Малышева З. Ф.. Москва «Просвещение» 2015 г.
  2.  Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.:/под ред. В.В.Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2015.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух;
  • читать «про себя», выполняя задания учителя»;
  • отвечать на вопросы учителя;
  • пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты - самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 6-8 стихотворений.

Коррекционная работа

  1. Развитие внимание:
  1. Учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности;
  2. Развивать наблюдательность;
  1. Учить ориентироваться в незнакомом материале;
  2. Распределять внимание (слушать и одновременно писать, рисовать и т.д.);
  1. Формировать быстрое переключение с одного вида занятий на другой;
  2. Развивать интеллектуальную активность;
  3. Развивать устойчивое внимание;

8Учить умению самостоятельно концентрировать внимание;

П.        Развитие восприятия:

  1. .Формировать восприятия величины объектов;
  2. Формировать восприятия формы объектов;
  3. Формировать восприятия цветов, цветовых оттенков;
  4. . Формировать временные представления.
  1. Развитие памяти:
  1. Развивать двигательную память;
  2. Развивать эмоциональную память;
  3. Развивать образную память;
  4. Развивать словестно-логическую память;
  5. Развивать смысловую память - механическую.
  1. Развитие мышления:
  1. Выделять отдельные свойства предметов;
  2. Выделять признаки предметов;
  3. Учить сравнивать похожие, непохожие объекты;
  4. Учить устанавливать общие признаки объекта;
  5. Учить выделять главное;
  6. Учить устанавливать причинно- следственные зависимости;
  7. Формирование анализа, синтеза, обобщения, конкретизации.
  1. Формирование пространственных отношений:

Формировать понятия лево - право;

  1.  Формировать пространственные отношения на плоскости (центр, верхний левый, правый, нижний левый, правый);
  2. Формировать способность удерживать ИНСТРУКЦИЮ, навык самоконтроля;

4Научить ориентироваться в пространстве;

^Формировать понятия (около, над, под).

  1. Развитие речи:
  1. Активизировать речь;
  2. Пополнять запас активного. Пассивного словаря;
  3. Расширять запас общих представлений;
  4. Уточнять сведения об окружающем мире;
  5. Формировать связную речь.

Содержание учебного курса

В содержание учебного курса «Чтение и развитие речи» включено изучение рассказов, статей, стихотворений о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны, о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

Изучаемые произведения:

  1. Устное народное творчество.

Считалки, заклички - приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.

Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».

Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка».

  1. Картины родной природы.

Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по - своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов - Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».

Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце...», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату.», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою.», С. Есенин «Поёт зима - аукает.», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами.», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает.», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».

  1. О друзьях - товарищах.

Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася».

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести).

В. Медведев «Фосфорический мальчик».

Л. Воронкова «Дорогой подарок».

Я. Аким «Твой друг».

  1. Басни И. Крылова.

И. Крылов. «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет».

  1. Спешите делать добрые дела.

Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

O.        Бондарчук «Слепой домик».

В. Осеева «Бабка».

  1. Платонов «Сухой Хлеб».
  2. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд».

P.        Рождественский «Огромное небо».

  1. О животных.

Н. Гарин - Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»).

А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты).

К. Паустовский «Кот Ворюга».

Б. Житков «Про обезьянку».

Э. Асадов «Дачники».

Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны».

  1. Михалков «Будь человеком».
  1. Из прошлого нашего народа.

О. Тихомиров «На поле Куликовом».

С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года».

Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

  1. Куприн «Белый пудель» (отрывки).

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью.».

Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».

  1. Из произведений зарубежных писателей.
  1. Гюго «Гаврош» (отрывки).

М. Твен «Приключения Тома Сойера»(отрывок).

  1. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки).

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).

Произведения для заучивания наизусть:

И. Сурков «Ярко солнце светит...», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень», И.Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е. Серова «Подснежник».

Тематическое планирование

Наименование разделов

Всего

часов

Контрольных работ

Практических работ, экскурсий

Устное народное творчество

4

Сказки

15

Картины родной природы. Лето.

9

Осень

8

О друзьях-товарищах

11

Басни И.А.Крылова

4

Спешите делать добро

12

Картины родной природы. Зима.

10

Весна

17

О животных

14

Из прошлого нашего народа

14

Из произведений зарубежных писателей

18

№ урока

Тема урока

Количество часов на изучение данной темы

Дата проведения урока

Примечание

Причина корректировки

по плану

фактически

1 четверть – 36 часов

Устное народное творчество – 4 часа

Связь слов и жестов в считалках.

1

Особенности закличек- приговорок.

1

Народный юмор в потешках.

1

Правила жизни предков в пословицах и поговорках.

1

Загадки – 15 часов

Борьба добра и зла в русской народной сказке «Никита Кожемяка».

1

Отношение к слабым в тофаларской народной сказке «Как наказали медведя».

1

Отношение к мастерам и мастерству в башкирской народной сказке «Золотые руки».

1

Отношение падчерицы и дочки к работе в русской народной сказке «Морозко».

1

Сравнительная характеристика главных героев сказки «Морозко».

1

Сравнительная характеристика главных героев сказки «Два мороза».

1

Правда и вымысел в татарской народной сказке «Три дочери».

1

Борьба добра и зла в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». А.С.Пушкина.

1

Работа с иллюстративным материалом «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

1

Работа над 1 частью сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

1

Работа над 2 частью сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

1

Работа над 3 частью сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

1

Работа над 4 частью сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

1

Работа над 5 частью сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

1

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

1

Картины родной природы. Лето – 9 часов

Главные приметы лета в рассказе Г.Скребицкого «Июнь».

1

Особенности описания лета в стихотворении И. Сурикова «Ярко солнце светит»

1

Рассказ А.Платонова «Июльская гроза». Анализ 1 части.

1

Рассказ А.Платонова «Июльская гроза». Анализ 2 части.

1

Рассказ А.Платонова «Июльская гроза». Анализ 3 части.

1

Образ главной героини в рассказе «Июльская гроза».

1

Образ русской природы в стихотворении А.Прокофьева «Берёзка».

1

Образ Отчины в стихотворении Ю.Гордиенко «Вот и клонится лето к закату»

1

Обобщение по разделу «Лето».

1

Картины родной природы. Осень – 8 часов

Изменения в жизни природы в рассказе Скребицкого «Сентябрь».

1

Приметы осени в рассказе И.Соколова-

1

Микитова «Золотая осень».

Стихотворение К.Бальмонта «Осень».

1

Составление плана по рассказу Г. Скребицкого «Добро пожаловать!»

1

Образ русской природы в рассказе В. Астафьева «Осенние грусти».

1

Описание поздней осени в стихотворении И. Бунина «Первый снег».

1

Обобщение по разделу «Осень».

1

2 четверть – 28 часов

О друзьях- товарищах – 11 часов

Образ главной героини рассказа Ю.Яковлева «Колючка».

1

Сравнительная характеристика главных героев рассказа Ю.Яковлева «Колючка».

1

Сравнительная характеристика главных героев рассказа Ю.Яковлева «Рыцарь Вася».

1

Анализ отрывка из повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома».

1

Тема дружбы в рассказе В.Медведева «Фосфорический мальчик».

1

Характеристика главного героя рассказа В.Медведева «Фосфорический мальчик».

1

Сравнительная характеристика главных героев рассказа Л. Воронковой «Дорогой подарок»

1

Составление плана рассказа Л.Воронковой «Дорогой подарок».

1

Краткий пересказ рассказа Л. Воронковой «Дорогой подарок».

1

Образ учителя в стихотворении Я.Акима «Твой друг».

1

Обобщение по разделу «О друзьях- товарищах».

1

Басни И.А.Крылова – 4 часа

Сравнительная характеристика героев басни И.Крылова «Ворона и Лисица».

1

Анализ басни И.Крылова «Щука и Кот».

1

Анализ басни И.Крылова «Квартет».

1

Внеклассное чтение «Басни И.А.Крылова».

1

Спешите делать добро - 12 часов

Нравственные проблемы в рассказе Н.Хмелика «Будущий олимпиец».

1

Тема милосердия в рассказе О.Бондарчук «Слепой домик».

1

Рассказ В.Осеевой «Бабка». Анализ 1 части.

1

Рассказ В.Осеевой «Бабка». Работа над 2 частью.

1

Рассказ В.Осеевой «Бабка». Анализ 3 части.

1

Рассказ В.Осеевой «Бабка». Работа над 4 частью.

1

Нравственные проблемы в рассказе Платонова «Сухой хлеб».

1

Образ главного героя в рассказе Платонова «Сухой хлеб».

1

Нравственные проблемы в рассказе Распутина «Люся».

1

Анализ стихотворения В.Брюсова «Труд».

1

Истоки подвига в стихотворении Рождественского «Огромное небо».

1

Обобщение по разделу «Спешите делать добро».

1

Картины родной природы. Зима – 10 часов

Образ русской природы в стихотворении Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою...».

1

3 четверть – 40 часов

Изменения в жизни природы в рассказе Скребицкого «Декабрь».

1

Анализ стихотворения К. Бальмонта «К зиме».

1

Правда и вымысел в сказке Г. Скребицкого «Всяк по - своему».

1

Пересказ от 1 лица сказки .Г. Скребицкого «Всяк по - своему».

1

Анализ стихотворения С. Есенина «Поет зима - аукает...».

1

Анализ стихотворения С. Есенина «Береза».

1

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

1

Сочинение по картине А.А. Платонова «Первый снег».

1

Обобщение по разделу «Картины родной природы. Зима.»

1

Картины родной природы. Весна – 17 часов

Образ русской природы в рассказе Скребицкого «Март».

1

Анализ стихотворения А.Толстого «Вот уж снег последний...».

1

Образ русской природы в рассказе Скребицкого «От первых проталин до первой грозы»

1

Образ русской природы в рассказе Скребицкого «Весна - красна».

1

Анализ рассказа Скребицкого «Грачи прилетели».

1

Изложение «Грачи прилетели».

1

Анализ рассказа Скребицкого «Заветный кораблик».

1

Анализ рассказа Скребицкого «В весеннем лесу».

1

Описание весеннего половодья в рассказе А.Толстого «Весенние ручьи».

1

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Гонимы вешними лучами...».

1

Анализ стихотворения А.Блока «Ворона».

1

Анализ стихотворения Е. Серовой «Подснежник».

1

Сравнительный анализ рассказов И. Соколова - Микитова «Весна» и Г.Скребицкого «Март».

1

Анализ стихотворения И.Бунина «Крупный дождь в лесу зеленом...».

1

Анализ стихотворения С. Есенина «Черемуха».

1

Анализ стихотворения Я. Акима «Весна, весною, о весне».

1

Обобщение по разделу «Весна».

1

О животных - 14 часов

Тема милосердия в рассказе Гарина - Михайловского «Тёма и Жучка».

1

Анализ поведения главного героя в рассказе Гарина - Михайловского «Тёма и Жучка».

1

Рассказ А.Толстого «Желтухин». Анализ 1 части.

1

Рассказ А.Толстого «Желтухин». Работа над 2 частью.

1

Рассказ А.Толстого «Желтухин». Анализ 3 части.

1

Своеобразие рассказа К. Паустовского «Кот Ворюга».

1

Рассказ Б.Житкова «Про обезьянку». Анализ 1 части.

1

Рассказ Б.Житкова «Про обезьянку». Анализ 2 части.

1

Рассказ Б.Житкова «Про обезьянку». Работа над 3 частью.

1

Описание летней природы в стихотворении Э. Асадова «Дачники».

1

Описание осенней природы в стихотворении Э. Асадова «Дачники».

1

Нравственные проблемы в рассказе Ф. Абрамова «Из рассказов Алены Даниловны».

1

Анализ стихотворения С. Михалкова «Будь человеком».

1

Обобщение по разделу «О животных».

1

4 четверть – 32 часа

Из прошлого нашего народа - 14 часов

Уроки истории в рассказе О. Тихомирова «Москва собирает войско».

1

Уроки истории в рассказе О. Тихомирова «Куликовская битва».

1

Уроки истории в рассказе О. Тихомирова «Слава героям».

1

Уроки истории в рассказе С. Алексеева «Бородино».

1

Уроки истории в рассказе С. Алексеева «Ключи».

1

Уроки истории в рассказе С. Алексеева «Конец похода».

1

Анализ стихотворения Н.Некрасова «... И снится ей жаркое лето».

1

Анализ 1 части рассказа Куприна «Белый пудель».

1

Анализ 2 части рассказа Куприна «Белый пудель».

1

Рассказ Куприна «Белый пудель». Работа над 3 частью.

1

Рассказ Куприна «Белый пудель». Анализ 4 части.

1

Защита Москвы в рассказе Л. Жарикова «Снега, поднимитесь метелью!».

1

Анализ стихотворения Ю.Корейца «У могилы неизвестного солдата».

1

Обобщение по разделу

«Из прошлого нашего народа».

1

Из произведений зарубежных писателей  - 18 часов

Нравственные проблемы в рассказе В. Гюго «Маленький Гаврош».

1

Характеристика главного героя рассказа В.Гюго «Гаврош опекает малышей».

1

Рассказ о Гавроше по плану.

1

Анализ 1 части рассказа М. Твена «Приключения Тома Сойера».

1

Анализ 2 части рассказа М. Твена «Приключения Тома Сойера».

1

Работа над 3 частью рассказа М. Твена «Приключения Тома Сойера».

1

Пересказ 4 части рассказа М. Твена «Приключения Тома Сойера».

1

Анализ 5 части рассказа М. Твена «Приключения Тома Сойера».

1

Анализ 1 части сказки

С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1

Анализ 2 части сказки

С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1

Анализ 3 части сказки

С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1

Анализ 4 части сказки

С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1

Анализ 1 части сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка».

1

Работа над 2 частью сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка».

1

Анализ 3 части сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка».

1

Обобщение по разделу «Из произведений зарубежных писателей».

1

Внеклассное чтение «Любимая книга».

1

Литературная викторина.

1

Всего часов

136ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе (6 класс, базовый уровень) для детей-инвалидов

Рабочая программа по литературе для 6 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.), Примерной программы основн...

Рабочая программа по литературе (6 класс, базовый уровень) для детей-инвалидов

Рабочая программа по литературе (6 класс, базовый уровень) для детей-инвалидов...

Рабочая программа по чтению 5 класс по АООП для детей с ИН ЛУО

Рабочая программа по чтению 5 класс по АООП для детей с ИН ЛУО...

Рабочая программа Предмет: чтение Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс:5

Рабочая программа   Предмет: чтение Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: чтение Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: чтение Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: чтение Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа Предмет: чтение Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

АООП образования для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью по курсу «Русский язык» 2-4 класс

Адаптированная  основная общеобразовательная программа образования для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью по курсу «Русский язык» 2-4 класс...