Фрагмент урока по литературе 9 класс "Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума""
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Людмила Павлюк

Урок-исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по предмету «Литература»

Класс: 9

Тема: «Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Тип урока: урок открытия нового знания, урок-исследования

Форма урока: урок «открытых мыслей»

Цели:

- образовательная: создание условий для раскрытия одной из основных проблем, поставленных А. С. Грибоедовым в комедии;

- развивающая: способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, развитие речевых навыков;

- воспитательная:  способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

Задачи:

- способствовать развитию мотивации к чтению и изучению комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

- определить личностное отношение к нравственным ценностям и порокам через осмысление поступков и характеров героев комедии «Горе от ума»

- активизировать эмоциональные отношения к героям пьесы.

Используемые современные образовательные технологии:

Технология

Достигаемые результаты

Технология самостоятельного исследования

Самостоятельное изучение проблемы драматического произведения не при чтении, а в спектакле; стимуляция творческого процесса

Технология проблемного обучения

Самостоятельная поисковая деятельность учащихся по решению проблемы, развитие творческого мышления, познавательной активности

ИКТ (элемент)

Повышение интереса за счет интерактивных форм представления учебного материала

Здоровьесберегающая технология

Рациональное использование учебного времени, учет индивидуальных особенностей учащихся

Ход урока

Этап урока, цель

Технология

Формируемые УУД

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

2. Совместное исследование проблемы.

Цель: поиск решения учебной задачи. Погружение в текст в критические материалы по комедии «Горе от ума»

Технология самостоятельного исследования

ИКТ (элемент)

Здоровьесберегающая технология

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Основной вопрос: В чем, на ваш взгляд, проблема? Почему она возникает в комедии?

Предлагает посмотреть и оценить театральную сцену чтение монолога Софьи «…Да этакий ли ум семейство осчастливит?...»

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Чтение письма Грибоедова А.С. к Катенину. Осознанно строят речевые высказывания о неоднозначности трактовки понятия УМ, рефлексия своих действий, работа в ключе ВОПРОС -ОТВЕТ

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Наблюдают за действиями актеров, оценивают их игру, оценивают суть происходящего на сцене

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».

Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся тра...

Методическая разработка на тему:"Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса с использованием технологии дистанционного обучения."

Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса. Темы: "Биография А.П.Чехова" и "Рассказ "Хирургия" с использованием технологии дистанционного обучения. Использование технологии дистанц...

Мастер-класс фрагмента урока по литературе 2 курс СПО " Знакомство с героями пьесы М.Горького "На дне". Конфликт в пьесе".

Мастер-класс рассчитан на 20 минут. Сообщается тема урока, определяются цели, проводится работа с текстом, обучающиеся дают характеристику героям пьесы и делают выводы.Мастер-класс сопровождается през...

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...

Методичекая разработка на тему: "Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»

quot;Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской на тему "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль&r...

Фрагмент урока литературы по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Работа с фрагментом  текста произведения: отношение к воспитанию и образованию г-жи Простаковой и Стародума.Рассмотрены два этапа работы с текстом: подробное изучение и понимание текста в целом в...

Конспект урока по литературе на тему: Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Для меня стало инновацией опосредованное использование приемов и методов современной когнитивистики, которая использует визуализации мозга, позволяющие улучшишь эффективность обучения. Когнитивная нау...