Методические рекомендации по теме «Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС»
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Дубовик Оксана Викторовна

Аннотация

Методические рекомендации по применению технологии развития критического мышления предназначены для педагогов школы. В них изложены стратегии технологии развития критического мышления в рамках реализации ФГОС, которые учителя могут использовать в своей практике, адаптируя их под свои дисциплины. В технологии развития критического мышления разработан целый ряд конкретных стратегий, приёмов, методов, которые могут применяться на разных стадиях урока (или блока уроков). Но учитель может использовать и свои собственные приёмы, которые считает наиболее эффективными. Главную роль играет подход к организации обучения, а не набор методов. Они могут быть и, наверное, должны быть разные.

Содержание:

  1. Введение
  2. Основная часть
  • Методическое обоснование темы.
  • Методические рекомендации по проведению урока.
  • План урока ( с технологической картой).
  •  Диагностика результативности работыобучающихся в режиме технологии развития критического мышления

3. Выводы

4. Список литературы

5. Приложения

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МО «Аларский район»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кутуликская средняя общеобразовательная школа

Информационно-аналитический материал

 Методические рекомендации

 «Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС»

 учителя русского языка и литературы

Дубовик Оксаны Викторовны

Критерий 1.

Обоснование необходимости создания методических рекомендаций

  1. Актуальность методических рекомендаций

В настоящее время сфера образования переживает серьёзные изменения. В условиях перемен происходит переосмысление задач образования  и воспитания общеобразовательной школы. Важными целями становится развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации, умения отстаивать свои права, готовности к сотрудничеству,  толерантности, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог. Отсюда налицо необходимость использования инновационных технологий в преподавании. Немаловажно, что уроки должны проходить с использованием активных методов обучения. Осуществить это поможет в первую очередь технология развития критического мышления через чтение и письмо.        

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен  в технологии образовательного процесса. Изменение масштабов событий, происходящих сегодня в мире, а также информационный взрыв, стремительное наращивание информации говорят о том, что в ХХI веке будут нужны новые знания.     Получение знаний важно, но в настоящее время это не самая главная цель учебного процесса. Главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически. Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию.  В связи с этим формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т. д.), является одной из актуальных задач современного образования.

Методические рекомендации  включают в себя :

  1. Методические приёмы технологии развития критического мышления
  2. Методические рекомендации по проведению урока.
  3. План урока ( с технологической картой).
  4. Стратегии работы с художественными текстами
  5. Диагностика результативности работы обучающихся в режиме технологии развития критического мышления
  6.  Приёмы ТРКМ, помогающие формировать и развивать универсальные учебные навыки (УУД).

Нужно быть профессионалом в своём предмете и  быть в курсе того нового, что появляется в научных дисциплинах, так или иначе связанных с вашим предметом. Иначе вы будете бледно выглядеть в глазах своих учеников. Каждый день приходится решать проблемы мотивации, поддержания дисциплины. Сочетать интересы вундеркиндов и тех, для кого учёба стоит низко в рейтинге интересов. Выпускники школы должны владеть определённым набором знаний.

Но каким должен быть этот самый определённый набор знаний? Это не простой вопрос. Любой современный человек должен бегло читать и понимать прочитанное, грамотно писать. Причём, желательно, не только на родном языке. Считать – понятное дело, и не только от одного до ста и обратно. Да вот хотя бы представлять себе, сколько придётся отдать кровно заработанных денег, если взял в долг в микрофинансовой организации под 0,1 % в день. Ну, что ещё? С компьютером обращаться, наверное. А всё, что дальше – предмет постоянных споров. Программы то усложняют, то разгружают. Одно ясно: учитывая темпы прироста научной информации, выпускник школы никогда не будет владеть таким количеством знаний, которых бы ему хватило на всю оставшуюся жизнь. Подавляющему большинству придётся самостоятельно их наращивать, причём, скорее всего, этот процесс будет постоянным.

А для этого нужно уметь самостоятельно работать с информацией, то есть:

  • знать, где и как её можно найти (многие просто не умеют правильно сформулировать вопрос);
  • анализировать то, что получили, сравнивать данные из разных источников;
  • отличать факты и их интерпретацию (видеть, когда нашим сознанием пытаются манипулировать, навязывая свою оценку фактов, как единственно возможную);
  • оценивать аргументы и делать самостоятельные выводы;
  • понимать, каким образом можно использовать добытое знание для решения своих проблем.

Технология развития критического мышления не гарантирует того, что, используя её на уроках, вы добьётесь стопроцентного усвоения программного материала всеми вашими учениками (хотя уровень усвоения повысится). Но вы, несомненно, создадите условия для развития всех перечисленных выше умений.

2.Возможность использования методической разработки совместно с другими средствами обучения, применяемыми при изучении учебного материала.

В рамках технологии развития критического мышления разработан целый ряд конкретных стратегий, приёмов, методов, которые могут применяться на разных стадиях урока (или блока уроков). Но учитель может использовать и свои собственные приёмы, которые считает наиболее эффективными. Главную роль играет подход к организации обучения, а не набор методов. Они могут быть и, наверное, должны быть разные Урок, который способствует развитию критического мышления, – это урок, на котором:

  • обучающиеся вначале формулируют проблему, которую необходимо решить, а потом разными способами получают информацию, которая необходима для её решения;
  • каждое утверждение требует доказательства, каждый вывод – аргументации;
  • любой имеет право на собственную точку зрения, лишь бы она была обоснованной;
  • результаты работы обсуждаются, полученные результаты и сделанные выводы сравниваются. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение

3.Инновационность методической разработки

Критически мыслящий человек что-то утверждает, даёт оценки, высказывает идеи независимо от других людей. Это не значит, конечно, что он всегда оригинален, то есть говорит нечто, что до него никто не говорил. Можно согласиться с чьей-то точкой зрения, но не потому что её высказал очень авторитетный человек. А потому что аргументация этой точки зрения кажется наиболее убедительной.

Для того чтобы научить наших детей мыслить самостоятельно, надо давать им такую возможность. У них должна быть свобода высказывать свои предположения, искать им подтверждение или убеждаться в их ошибочности. Необходимо, насколько это возможно, избегать преподнесения готовых выводов. Если же без них не обойтись – невозможно же до всего доходить исключительно самому – нужно объяснять, каким образом эти выводы получены, на какие аргументы они опираются. Технологии развития критического мышления открыта к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.  Сейчас всё большую популярность приобретает такая педагогическая инновация, как «Перевёрнутый класс». Она предполагает, что изучение нового материала выносится за рамки урока. Обучающиеся  получают в свободный доступ разнообразные источники информации, с которыми они могут работать в удобное для них время и в удобном темпе. А в классе у учителя будет гораздо больше времени, чтобы качественно организовать стадию вызова и стадию рефлексии.

Критерий 2.

Соответствие методической разработки необходимым требованиям

  1. Наличие  положительной рецензии о применении методической разработки. 

Адрес личного сайта в Интернете: http://xn--80aa2anct.xn--90aceskv7a.xn--p1ai/

  • Публикации:
  • 26 августа 2015 года. Статья «Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС» в сборнике материалов 1 Международной заочной научно- практической конференции «Учебно-воспитательный процесс: свежий взгляд и новые подходы», адрес публикации: http://xn--80aa2anct.xn--90aceskv7a.xn--p1ai/tvorcheskie-i-vneklassnye-raboty/ (конференции),свидетельство от 26.08.2015 г  (Приложение 1).
  • 21 ноября  2015 года. Диплом лауреата 2 степени Всероссийского   конкурса педагогов «Образование: взгляд в будущее», номинация: «Инновационные площадки»  свидетельство, приказ № 34 от 21.11. 2015 г (Приложение 2).
  • Урок литературы (внеклассного чтения) в 6 классе «Большой город-большое одиночество». (по рассказу Л.С. Петрушевской «Страна»)  Диплом призёра 3 степени Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку урока « Я работаю по ФГОС- 2015».Сетевое издание «Педагогическая олимпиада» в разделе «Мероприятия. Я работаю по ФГОС» (свидетельство о регистрации образовательной тематики : ЭЛ № ФС 77-48527) http://pedolymp.ru/docs/fgos2015/itogi.pdf,     (Приложение 3).
  •     Урок русского языка в 5 классе: «Виды предложений по цели высказывания». Учительский конкурс открытых уроков «Методические открытия от проекта mega-talant.com от 07.03.2016г.  № 239/59618   (Приложение 4);
  • 13 апреля 2016 г участие в качестве докладчика в 4 Региональной научно- практической конференции «Опыт, проблемы и перспективы филологического и эстетического образования (секция русского языка и литературы) в рамках 12 областного форума «Образование. Прибайкалье 2016» По итогам конференции выпущен сборник (который я ещё с кафедры предметной области ещё не забрала) (Приложение № 5)
  • 8 апреля 2016 года автор материала  «Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС». Опубликовано на портале Всероссийского сообщества школьных издательств «Стенгазета» . Адрес публикации:

http://1sg.ru/methodical/metodicwork/1468/.Свидетельство о публикации в Федеральной базе знаний, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 61520.        (Приложение № 6)

5 ноября 2014года призер школьной научно-практической конференции «Развитие профессиональной компетенции учителя в процессе введения ФГОС» Приложение  № 7.

  1. Соответствие тематики и содержания методической разработки реализуемой образовательной программе.

  В содержательном разделе основной образовательной программы основного общего образования по опережающему введению ФГОС  существуют четыре междисциплинарные учебные программы:

1.        Формирование универсальных учебных действий;

2.        Формирование ИКТ-компетенции;

3.        Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности;

4.        Основы смыслового чтения и работа с текстом.

Мне, как учителю литературы ближе последнее направление – основы смыслового чтения и работа с текстом, тем более, что уже несколько лет в своей работе я пользуюсь «Технологией развития критического мышления через чтение и письмо». Она поможет наполнить эту программу разнообразным содержанием. Одна из основных целей технологии развития критического мышления через чтение и письмо — научить обучающегося самостоятельно  осмысливать, структурировать и передавать полученную информацию. Технология, на мой взгляд, замечательна еще и тем, что наполнена богатым содержанием  и многие ее приемы позволяют формировать личностные, познавательные, коммуникативные виды учебной деятельности обучающихся ( что, кстати,  и требуют новые стандарты).

  1. Соответствие содержания методической разработки указанным теме и целям.

Темой  методические рекомендации является «Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС»

Целью методических рекомендаций является исследование эффективности применения технологии развития критического мышления как средство  развития  мыслительной деятельности учащихся, а также  выяснить значение  этой технологии на формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

 Основными  задачами представленной работы являются:

•        выявить особенности, цели, задачи, методы и приемы  «Развития критического мышления через чтение и письмо» как общепедагогической технологии;

•        обосновать возможность применения технологии «Развития критического мышления» в процессе преподавания на уроках.

  1. Ориентированность содержания методической разработки на дидактические принципы

Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любой программе и предмете. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Критерий 3. Эффективность применения методической разработки

  1. Подтверждение эффективности предлагаемых подходов фактическими материалами.

Диагностика результативности работы обучающихся  в режиме технологии развития критического мышления

Для оценивания результативности использования ТРКМ  были разработаны критерии:

  • Исследование интеллектуальных способностей
  • Творческая активность обучающихся
  • Навыки работы с текстом
  • Включённое наблюдение

                 Исследование интеллектуальных способностей

В ходе работы подобраны соответствующие принятым показателям - параметры и методики. Для исследования эффективности использования ТРКМ в учебном процессе совместно с психологической службой школы была проведена диагностика уровня критического мышления обучающихся.

Изучалось:

  • Умение исключать лишнее, выделять главное
  • Умение логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи
  • Умение обобщать
  • Умение систематизировать материал 
  • Умение формулировать вопросы (простого, интерпретационного, обобщающего характера)

Общий уровень развития мышления определялся в баллах:
высокий- 75-100 баллов;
возрастная норма-65-74 баллов;
приближен к норме- 50-64 баллов;
низкий- 30-49 баллов.

Результаты исследования обучающихся сведены в таблицу:

Диагностика уровня развития систематизировать материал

Уровень развития

Начало учебного года – сентябрь

Конец  учебного года - май

Высокий

10,5 %

15, 3 %

Норма

43,8 %

66,7 %

Близкий к норме

27,6 %

14,3 %

Низкий

18, 1 %

4.7 %

Диагностика уровня развития умения формулировать вопросы

Уровень

Параметры

%

Высокий

Вопросы обобщающего, творческого характера

31%

Средний

Вопросы интерпретационного характера

42%

Низкий

Вопросы простые

26%

Высокий

Полное выполнение задания

65%

Средний

Неполное выполнение задания

25%

Низкий

Выполнение менее половины задания

10%

Сравнительный анализ данных показал, что к концу 7 класса количество обучающихся, показывающих высокий уровень и уровень развития, соответствующий норме остаётся стабильным

Наряду с данными методиками мною был применён такой метод исследования,  как  педагогическое  наблюдение,  а  именно включённое наблюдение [Матюхина М.В.  1983.]

Такой метод предполагает, что учитель сам участвует в процессе, за которым ведёт наблюдение, одновременно не прекращая наблюдать. Включённое наблюдение считается эффективным так, как исследователь – учитель активно участвует в деятельности  наблюдаемых.   В рамках урочной и внеурочной деятельности я  наблюдала за обучающимися, как они умеют рефлексировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

 

Динамика роста творческой активности обучающихся за три года

Ф.И.

класс

конкурс

уровень

Миронова Анастасия, Ершова Анна, Немчинова Ирина

6

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»         2014

всероссийский

победители

Петрова Анастасия, Самсонова Дарима, Иванова Лариса

7

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок –         языкознание для всех      2014

всероссийский

победители

Петрова Анастасия

7

Олимпиада школьников по русскому языку  2014

муниципальный

победитель

Иванова Лариса

7

Олимпиада школьников по литературе      2014

муниципальный

победитель

Сосова Эльвира

7

конкурс по русскому языку «Родное слово»

2014

всероссийский

победитель  в номинации «Эссе»

Сосова Эльвира

8

Районный сбор лидеров «Открытая книга»

2015

муниципальный

победитель

Сосова Эльвира

8

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2015 г

школьный

победитель

Сосова Эльвира

7

Конкурс чтецов, посвящённый 200-летию М.Ю. Лермонтова

2015

школьный

победитель

Сосова Эльвира

8

Краеведческая конференция школьников «Байкальское кольцо -2015»

региональный

дипломант

Данчинова Софья

8

Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2015 г

муниципальный

победитель

Миронова Анастасия

8

Конкурс по русскому языку «Русский медвежонок-языкознание для всех» 2015 г

всероссийский

победитель

Кашапова

Земфира

8

Конкурс чтецов «Живое слово», номинация «Стихи и проза сибирских поэтов и писателей» 2016 г

общешкольный

победитель

Кашапова

Земфира

8

Конкурс художественного чтения «Живое слово», номинация «По страницам юбилейных книг»

2016г

муниципальный

призёр

Данчинова Софья

9

Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2016 г

муниципальный

победитель

О результативности применения данной технологии свидетельствует анализ результатов  интеллектуальных и творческих конкурсов.

Таким образом, можно сделать вывод, что технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает учителю управлять формированием не только интеллектуальных умений и навыков, но и творческих способностей.

  1. Наличие описания организационно-педагогических и других условий для воплощения авторского замысла

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы.

  1. Наличие прогнозируемых результатов, предполагаемых при применении разработанных методических подходов

Все приёмы ТРКМ помогают формировать и развивать универсальные учебные навыки (УУД).  Методы КМ с одной стороны позволяют работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.

Приобретаемые умения и навыки

Формируемые УУД

Понимать информацию, представленную в текстовой форме;  отделять новое знание от  известного; ставить вопросы к тексту и искать ответы на них.

Ориентировать в системе знаний; выполнять анализ, производить синтез.

Находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее; формулировать несложные выводы на основе прочитанного текста; сравнивать информацию

Познавательные УУД

Находить в тексте требуемую информацию; определять тему и главную мысль текста.

Решать задачи на основе изученного материала.

Предметные УУД

Составлять тексты в устной и письменной форме. Формулировать свои мысли; понимать собеседника; объяснять партнеру свою точку зрения.

Коммуникативные УУД

Работая по алгоритму (памятке), сверять свои ответы и, при необходимости, корректировать свои записи с помощью одноклассников и учителя.

Сверять свои ответы с целью проверки правильности выполнения задания и коррекции; оценивать результаты совместной деятельности

Регулятивные УУД

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.  

Нравственно-этическая ориентация.

Оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей. 

Умение формулировать собственную позицию.

Личностные УУД

Критерий 4. Грамотность и эргономичность методической разработки

  1. Соответствие методической разработки  нормам русского языка  и стилю изложения учебных материалов.

В языковом и стилистическом плане работа носит четкий, ясный характер, выдержан научно-методический стиль на протяжении всей методической разработки.

  1. Соответствие применяемой терминологии педагогическому тезаурусу.

Терминология, которая применяется в методической рекомендации соответствует педагогическому тезаурусу.

  1. Соблюдение авторских прав при написании методической разработки (корректность при использовании авторских материалов, соблюдение правил цитирования).

При написании методической рекомендации были соблюдены авторские права, указаны ссылки на использованные источники. Библиографический список и перечень средств обучения представлен полно, с указанием современных источников.

  1. Наличие композиционного единства в методической разработке (цельность представленной информации, графическая концепция, цветовое решение, практические приемы, улучшающие визуальное восприятие текста).

Технология предлагает широкий набор методических приёмов и стратегий ведения уроков: графические организаторы «Кластеры», таблица «толстых» и «тонких» вопросов, стратегия «Инсерт», «Ромашка Блума», «Шесть шляп мышления», эффективная лекция «Бортовой журнал», прием «Фишбоун», «Оценочное окно», ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)

автор Эдвард де Боно, Таблица Донны Огл  «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) , «Двухчастный дневник», «Концептуальная таблица», «Сюжетные таблицы», таблица «Инсерт»,    «Перепутанные логические цепочки», «Прием составления глоссария», стратегия «Отсюда – сюда», приемы по развитию навыков представления своего мнения  и учёта иного мнения (семинары совместного редактирования, создание цепочки, свободное письмо, эссе,  работа в группах сменного состава). Прием «перекрестная дискуссия», «Пирамида»,   «Синквейн» и так далее. Всё это наглядно представлено в методических рекомендациях. Данные приемы не только помогают учащимся работать с информационным или художественным текстом, но и зримо демонстрируют процесс продвижения от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умение графически представлять результат работы с текстом.  Таким образом, технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией, умения не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и анализировать, применять данную информацию, увязывая новые знания с уже имеющимися представлениями.  Приемы этой технологии как нельзя лучше впишутся в организацию учебной деятельности по новым стандартам. Всё это подтверждает мысль о том, что умению строить интересный диалог на равных нужно учить, и образовательная ситуация в этом смысле обладает огромными возможностями.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Город, люди, жизнь, движение, дети, общество, страна- большой город Равнодушие, одиночество, грусть, печаль, суета- большое одиночество

Слайд 3

Большой город- большое одиночество Большой город- большое одиночество

Слайд 4

Людмила Стефановна Петрушевская Прозаик, драматург, переводчик, академик Баварской академии искусств, лауреат премии фонда Топфера(Гамбург), премии Довлатова, Триумф -2002

Слайд 9

Анна Ахматова Ольга Берггольц

Слайд 10

Раиса Горбачева Валентина Терешкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы

В пособии рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо как одного из средств организации деятельностного подхода на уроках литературы в осн...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство повышения мотивации на уроках немецкого языка

       Проблема мотивации особенно важна при изучении иностранного языка, так как у учащихся отсутствует естественная потребность в коммуникации. Для меня, как  учителя...

Методический материал с презентацией на тему "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при формировании умений информационной переработки текста"

      Данная тема актуальна в связи с введением ФГОС ООО. Современная образовательная технология РКМЧП способствует формированию и развитию умений работать с информацией, текстом...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....