М.Ю.Лермонтов."Герой нашего времени"-первый психологический роман в русской литературе.Сложность композиции.
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Единственный завершённый роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. Русское общество познакомилось с “длинной цепью повестей” М.Ю.Лермонтова под общим названием “Герой нашего времени” в 1839-1840 года: в 1839 в журнале "Отечественные записки" - "Бэла. Из записок офицера о Кавказе" и позже "Фаталист". 1840 - "Тамань". В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geroy_nashego_vremeni.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени" — первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"(урок в 9 классе).
Цели урока: обзор и обсуждение содержания романа; анализ особенностей композиции; доказать, что произведение является первым психологическим романом в русской литературе.
Задачи: создать условия для более полного понимания текста; развивать навыки анализа литературного произведения через особенности сюжета и композиции; выявление читательской позиции учащихся; развитие навыков монологической речи.
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Оформление доски: число, тема " М.Ю.Лермонтов“Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции."
Тип урока:
Эпиграф: “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии” (М.Ю.Лермонтов)
Домашнее задание к уроку:
-Чтение романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
-Анализ композиции произведения.
а) Кто рассказывает историю Печорина?
- Степень знакомства рассказчика с героем.
- Его социальный статус.
- Интеллектуально-культурный уровень.
- Нравственные качества.
б) Проанализируйте сюжет романа.
в) Восстановите хронологическую последовательность событий в романе (фабула).
I Организационный момент.
II Вступительное слово учителя.
Единственный завершённый роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. Русское общество познакомилось с “длинной цепью повестей” М.Ю.Лермонтова под общим названием “Герой нашего времени” в 1839-1840 года: в 1839 в журнале "Отечественные записки" - "Бэла. Из записок офицера о Кавказе" и позже "Фаталист". 1840 - "Тамань". В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой.
III Основная часть
Пришло время и нам познакомиться с этим произведением, составить собственное о нем представление, сформулировать (определить) собственное (личное) отношение к его героям.
- Поделитесь вашими мыслями, чувствами по прочтении “Героя нашего времени”. Какие эпизоды вам запомнились, почему? Каков, по-вашему, Печорин?
Ответы учащихся.
Вы не одиноки в оценке произведения и его героя. Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.
- Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.
- Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
- Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
- А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.
– Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?
-Остановимся на этой теме более подробно. Чтобы говорить о веке М.Ю.Лермонтова, необходимо вспомнить историю, что было характерным для 30-х -50-х годов 18 века.
Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.
Николай I – укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов и т.д., с точки зрения “коммунистической” историографии. А.С. Пушкин же, чьи отношения с императором были сложными и неоднозначными, отмечал несомненные достоинства и петровский масштаб его личности. “С величайшим уважением” отзывался о Николае I Ф.М. Достоевский, оказавшийся, как известно, по его воле на каторге. Противоречивые оценки личности. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию как идею, как принцип, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов – это не только благородные побуждения уничтожить “разные несправедливости и унижения”, но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жесткий политический режим, установленный императором.
Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Может быть, и мы с вами пережили или переживаем такие времена, связанные с распадом Советского Союза… Но вернемся в 30-е годы ХIХ столетия.
Потребность освоить “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.
Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить во имя чего и как действовать. Именно поэтому в 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое. Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, “глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все”.
Сохранить в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.
Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.
Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашему уроку.
Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.
Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.
А. Обратимся к композиции сочинения.
I. – Кто рассказывает историю Печорина?
Ответы учащихся.
Запись на доске (работа в тетрадях):
1. Максим Максимыч ("Бэла") – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в “странностях” своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга.
2. Странствующий офицер (офицер-повествователь) ("Максим Максимыч") Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина “…видел…только раз…в жизни на большой дороге”. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.
3. И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя- человека искреннего, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человека зрелого ума и нетщеславного.
- А где же автор? Почему он как бы уходит “за кулисы” повествования, “передоверяет” повествовательные функции посредникам? Запомним этот вопрос.
Б. – Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?
- Давайте откроем содержание романа.
- Не замечаете никаких странностей? (нумерация глав)
- Сколько частей в романе? (две)
- А сколько глав в каждой части? (1-3,2-2)
- Почему после главы "Максим Максимыч" идёт глава №1 "Тамань"? (повествование начинает сам Печорин)
Ответы учащихся
- Для начала вспомним, что такое фабула и сюжет?
Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором о них сообщает автор).
| Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке)
|
- Можно ли это собрание повестей назвать романом? Почему у Пушкина “Повести Белкина”? Почему у Гоголя сборник повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”?
- Почему Лермонтов не торопится назвать свое детище романом, обозначая его очень по-разному: как “записки”, “сочинения”, “длинная цепь повестей”? Запомним этот вопрос.
В. – Восстановите хронологический порядок событий.
-Хронология событий, положенных в основу произведения, по В. Набокову (
“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;
“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;
“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;
“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;
“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.
- Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.
- Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке расположить части романа? (предполагаемые ответы учеников)
Выводы учителя (в зависимости от полноты ответов учащихся).
Запись в тетрадях:
Такое построение даёт автору возможность:
- максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;
- проследить историю его внутренней жизни;
- образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия (дневник);
- при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию. Такой композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека. Вспомните: "Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли - и точно, было с чем". На этих словах мы прощаемся не только с главным героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен был запомниться читателю.
Все это правда, но не вся. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман.
Г. - Почему "Герой нашего времени" -это первый психологический роман в русской литературе?
- Что такое психологизм?
Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.
Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.
Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.
Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.
- Добрый, но ограниченный Максим Максимыч.
- Офицер-повествователь.
- “Наблюдения ума зрелого над самим собою”.
В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.
Итак, М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.
IV Диспут : почему Лермонтов выделил Печорина на фоне других героев, почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше некоторых других персонажей.
V Домашнее задание ( Слайд 13): комментированное чтение главы "Княжна Мэри", выбрать эпизоды, которые будут использованы для характеристики века Лермонтова.
VI Итоги: -В чём необычность композиции романа Лермонтова?
- что такое психологизм и почему произведение "Герой нашего времени " является первым психологическим романом в русской литературе?
Оценки за ответы, за работу на уроке получают_______________ (комментированное выставление оценок).
Рефлексия:
Урок мне понравился / не понравился
Материал показался сложным/ сложным, но нужным/ ненужным
Домашнее задание заинтересовало/ безразлично/ сложно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"
Презентация к изучению романа "Герой нашего времени"...
М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" интеллект-карта
Интеллект-карта разработана ученицей 10 класса "А" Пелымской Анастасией. Она дает возможность вспомнить всех основных героев произведения, прослеживает связь между ними, дает краткую характеристику пе...
М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"(Обзор)
"Герой нашего времени"...
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.
Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности....