М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»
методическая разработка по литературе (8 класс)

методическая разработка урока по литературе (8 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokol.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»

Цели: 1)Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;

 2)Учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе;

           3)Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.

Тип урока: изучение нового

Ход урока

I.Орг. момент

II. Побудительная мотивация. Слайд 1

– Ребята, прочитаем высказывание Лессинга, скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»

– Скажите, легко ли размышлять?

III. Познавательная мотивация. Слайд 2,3

- Зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?

– Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о  судьбе героев произведения М. Горького, себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чем смысл жизни.

 Тема, цели урока Слайд 4, 5

Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?

Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М. Горький «Часы»)

IVУсвоение новых знаний

1) Выразительное чтение «Песни» учителем (произведение читается нараспев, не спеша, речетативом)

2) Вопросы после прочтения:

- Какое впечатление произвела на вас «Песня о Соколе»?

А) Кто рассказывает «песню»?  (хороший знакомый героя, чабан Рагим);

Б) Присутствует ли автор в «песне»? (автор выступает как собеседник Рагима в начале и в конце произведения);

В) Как построено произведение?  Какие части его можно выделить? (вступление, песня, заключение);

Г) Что объединяет начало и конец произведения?  (пейзаж);

Д) Что кажется необыкновенным в описании природы?  (природа одухотворена)

Слово учителя : этот прием называется олицетворением. Зачем? При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицетворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы.

3)Устное задание: найти в тексте олицетворения +эпитеты – яркие образные определения ( море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают и др. + мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни и др.) (в тетрадь записать определения олицетворение, эпитет).

Такие художественные средства помогают выявить основную мысль произведения.

4) Вопросы для учащихся:

А) Каково настроение автора и рассказчика? (найти и зачитать в 1-ой части (во вступлении: «…оба находимся в том настроении, когда все кажется прозрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать")

Б) О чем рассуждает Рагим? (чтение там же)

5) Устное задание: сравнить 1-ый пейзаж с завершающим описанием произведение, сделать вывод: та же тишина. Но море странно чутко, живо, чувствуется в нем «много мощной, сдержанной силы».

Слово учителя: почему же  произошло такое изменение в природе,  в душе героя? С чем это связано? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассмотреть 1-ую и 2-ую главы – песню-сказку о Соколе и  Уже.

6) Вопросы для учащихся:

А) О чем спорят Уж и Сокол?

 (О смысле жизни, о счастье.)

   - Я предлагаю поработать вам с таблицей (по вариантам)

                                          Сравнительная таблица

     №    

Вопросы

Сокол

Уж

1

Что значит жить ?

2

Что значит небо?

3

Где живёт, обитает?

4

Характеризующие эпитеты

   - Что значит жить для Сокола? Для Ужа? (Для Сокола жить - значит храбро биться, видеть    небо,  Уж - Мне здесь прекрасно, тепло и сыро)

   - Что значит небо для Сокола и Ужа? (Для Сокола - счастье, свобода, для Ужа- пустое

   место, пустыня без дна и края)

   - Где живёт Уж? (В ущелье, где темно, пахнет гнилью и душно)

   - Где обитает Сокол? (Небо, небесная даль)

   

Б) Можно ли противопоставить этих героев? Почему? ( у них несовместимые представления о правде жизни – на этом и строится диалог между Ужом и Соколом)

7) Дать определение антитезы – частого приема в произведениях Горького, в русском языке сравнить с понятием антоним, записать определение в тетрадь.

8) Устное задание: обратить внимание на эпиграф к уроку, найти в выражении антитезы (трусливые – мужественные, жадные – щедрые, гниение – горение)

9)Афоризм? Человек создан для счастья, как птица для полёта. Автор? Герой?

Жизненная позиция героя

Уж

Сокол

• Ну что же — небо? — пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!

• Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет...

• Рожденный ползать — летать не может!..

• Земли творенье — землей живу я.

• Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю.

• Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо...

• О, если б в небо хоть раз подняться!..

• О, счастье битвы!..

• Безумство храбрых — вот мудрость жизни!

•„.в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Вывод:

1. Работа над идеей произведения

– В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола?
– Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь?
– Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему?
– Кого имел в виду автор, описывая персонажей?

Сокол – символ смелости, страсти к свободе, небо – символ счастья. Уж в русском фольклоре – носитель равнодушия, лени, самодовольства, трусости.

Через символику произведения подводим учащихся к выводу о том, что писатель показал в произведении животных, но наделил их человеческими качествами. Подводим к цели урока – для чего делает это автор, что хотел этим сказать? Какие качества больше всего ценит в человеке Горький? Можно напомнить учащимся о ранее изученных произведениях («Мцыри», «Парадокс» и др., касающихся темы урока). Вывод: основной идеей произведения является смысл человеческой жизни.

2. – Давайте сделаем вывод, в чем же может быть смысл жизни. Для этого мы сформулируем высказывания в виде суждений:

  • живем, чтобы быть успешными в делах, семье
  • живем, чтобы нести ответственность за себя, за других
  • живем, чтобы найти себя
  • живем, чтобы жить
  • живем, чтобы действовать
  • живем, чтобы работать
  • живем, чтобы быть счастливыми

– А какое высказывание  ближе вам? Почему?

4. Авторская позиция

– Вернемся к нашим персонажам Ужу и Соколу.
– Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему?
– А чью сторону принимает автор? С чем это связано? Вспомните его биографию, то, в какое время он жил.

5.Работа с текстом

– Найдите в тексте заключительные слова  «Безумству храбрых….» Прочитайте их про себя. Какое слово повторяется несколько раз?
– Поему в песне прославляется безумство? Какой смысл вкладывает автор в это слово?
– В чем мудрость безумства?

VI. Закрепление нового материала

«Приглашение к рассуждению». Мини-сочинение: «Кто я в этом мире: Уж или Сокол?», отразить в нем свою жизненную позицию, свое сходство с горьковскими героями.

VII. Вывод ко всему уроку (определяют учащиеся с помощью учителя):  В «Песне о Соколе» Горький показал себя большим мастером слова, который не только тщательно отобрал слова для произведения, но и расширил значения некоторых из них через олицетворения, противопоставления, эпитеты. Показал две формы жизни человека (обращение к эпиграфу урока). Смысл человеческой жизни в постоянной борьбе, исканиях; человек должен «гореть», быть готовым на самопожертвование. Эти качества и воплощены в образе Сокола. Вторая форма жизни – гниение присуща Ужу.

Зачитать отрывок из письма Горького сыну Максиму: «Это, брат… хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, - при жизни становятся покойниками, скучнейший народ».

VII. Д/з:   1. Написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос «Можно ли считать «Песню о Соколе» актуальным»?

( Т.е. важен ли вопрос о смысле жизни в наше время? Какие люди живут как Сокол, а какие – как Уж? Встречали ли вы в своей жизни людей, похожих на этих персонажей?) – по выбору.

2. Наизусть отрывок из песни.

 VIII. Рефлексия

– Ответьте, пожалуйста, на вопрос:  «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Песня о Соколе" (М.Горький и Н.И.Кузнецов)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе может быть использована  также  для проведения урока внеклассного чтения по произведениям М.Горького (6-7 классы)  и темат...

Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"

Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...

В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.

В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.Урок литературы для 8 класса включает работу по группам....

Разработка урока по литературе в 8 классе "М.Горький. Знакомство с "Песней о Соколе"

Разработка урока литературы в 8 классе по теме: "М.Горький. Знакомство с Песней о Соколе". Программа В.Я. Коровина...

Мировоззренческий аспект изучения рассказа М. Горького «Песня о Соколе».

Методическая разработка урока по литературе (8 класс)....

Горький М. "Песня о Соколе". Презентация.

Рабочие материалы к уроку литературы и внеклассного чтения по жизни и творчеству М. Горького на основе анализа "Песни о Соколе". Развитие понятия о символе....

М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»

План урока и презентация к уроку  литературы в 8 классе на  тему "М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»...