Обучение жанрам сочинений.
учебно-методический материал по литературе (8, 9, 10, 11 класс)

Цель разработки - научить писать творческие работы. Творческие сочинения на свободную тему предполагают полную свободу выбора формы изложения и могут быть составлены в жанре рассказа, репортажа, заметки, воспоминаний, литературного путешествия, публицистической статьи, дневниковых записей, письма, диалога, эссе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_zhanram_sochineniy.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение жанрам сочинений.

Анкета.

1. Книги, которые обязательно будут в вашей библиотеке (ответ сопровождается аргументацией)…

2. Кого из поэтов перечитываете? Почему?

3. Были моменты в вашей жизни, когда вам книги помогли, посоветовали, остановили?

4. Заметки на полях любимого произведения.

5. Цитаты, которые помните.

6. Самые современные произведения литературы девятнадцатого века - это...... Почему?

7. Образ, душу будоражущий.

8. «Проза требует мыслей и мыслей» ( А. С. Пушкин ) Кто из писателей (девятнадцатого века и современных) отвечает, по-вашему, этому требованию?

9. Классика вчера, сегодня, завтра.

10. Что прочитали по программе десятого класса? Коротко свое мнение.

Представьте работу творческого характера на одну из предложенных тем (жанр эссе):

1.«Плоть рождает плоть, дух рождает дух!»

2.Но быстро день за днем умчался,

           Где ж детства ранние следы?

3.Для чего литература и для чего я сам?

            4.Что такое хороший писатель?

           Что такое хороший читатель?

            5. У каждого свой Моцарт, свой Пушкин.

            6.Мир художественной литературы - почему он влечет?

            7.Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть.

            8. Хотя, конечно, в поэзии мы слабы (стихи)

Работу в старших классах целесообразно начинать именно с предложенной анкеты. Тест содержит вопросы низкого и среднего уровня, выявляющего знания фактического художественного материала; в то же время включение вопросов высокого уровня дает возможность учащимся поразмышлять, создать самостоятельный анализ - творческую исследовательскую работу, выразить свое понимание литературного процесса, доказать и аргументировать свою концепцию, личностные находки, оригинальность подачи темы, эмоциональность образа мышления.

Таким образом, учитель получает возможность увидеть оригинальные работы, выявляющие индивидуальность и неповторимость каждого ребенка, художественное чутье, творческий  анализ жизненных и литературных явлений.

В процессе изучения литературных тем необходимо включать работы на свободные темы (эссе):

1.Люди прошлого сломлены. Люди будущего обмануты.

2.Блаженны алчущие и жаждущие правды.

3.Как только люди научились читать, настоящая литература стала реже издаваться.

4.Вы знаете, что такое жизнь? Это промежуток между двумя погромами.

5.Пока не научишься защищать права человека, ты не заслуживаешь ни одного из этих прав.

6.Но я люблю стихи - и чувства нет святей.

7.Истина всегда конкретна. Но это не значит, что абстракция всегда ложна.

8.Писатель, зачем тебе слава?

9.Мы долго и трудно строим свой Дом.

10.Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового.

11.Нынешний век представляется мне как век достигнутых возможностей, за которыми должны последовать и самые произведения культуры общечеловеческой значимости. (Д. Лихачев.)

12.Одни ученые должны писать много, но пишут мало, другие должны бы писать мало, но, к несчастью, пишут много. (Д. Лихачев)

  1. Осознание многоликости красоты облегчит осознание человечеством своего единства. (Д.Лихачев).
  2. Любое народное произведение должно рассматриваться как явление и ценность культуры всего человечества.

Проанализировав творческие работы учащихся, можно выявить основные ошибки:

1. Композиционное оформление.

2. Стереотипность, шаблонность фраз.

3. Отсутствие личностного восприятия, авторской позиции.        

4. Замена самостоятельного анализа пересказом.

5. Отсутствие конкретности (конкретного анализа, цитатного материала).

Чтобы помочь ученику создать творческую исследовательскую работу, оригинальную, нестандартную, логически правильно оформленную (в композиционном плане и в речевом отношении), содержащую глубокий анализ художественного произведения, отражающую индивидуальность автора, можно предложить проблемно-тематическую типологию сочинений (классификация с точки зрения содержания):

1. Сочинения-характеристики.

2. Литературно-критические сочинения.

3. Сочинения на свободную тему.

Более целесообразен иной подход к классификации сочинений: с точки зрения их формы. Очень важно помочь услышать свой голос, обрести собственную форму выражения, для этого необходима полная свобода в выборе жанра.

Жанровые особенности определяются:

1. Выбором темы

2. Характером подобранного материала.

3. Способом изложения.

4.Отношением автора к анализируемому событию (герою, явлению). Специфику жанра часто определяет пафос сочинения (лирический, патриотический, комический, публицистический, сатирический), т.е. эмоциональный настрой.        

В зависимости от этих факторов сочинение о литературном герое может быть написано в жанре сочинения-характеристики с элементами критического разбора, лирической исповеди, литературного портрета, очерка. Аналитические варианты сочинения чаще всего оформляются в жанре аннотации, рецензии. рассуждения в форме небольшого трактата, литературного обзора. Творческие сочинения на свободную тему предполагают полную свободу выбора формы изложения и могут быть составлены в жанре рассказа, репортажа, заметки, воспоминаний, литературного путешествия, публицистической статьи, дневниковых записей, письма, диалога, эссе.

ПРИЗНАКИ ЖАНРОВОГО ДЕЛЕНИЯ:

1. Предмет изображения.

2. Способ изображения.

3. Целевая направленность.

ОСОБЕННОСТИ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ.

В последнее время жанр литературно-критической статьи претерпевает подобие кризиса: несмотря на то, что отработаны многообразные компоненты сочинения в композиционном плане (соразмерность частей, наличие переходов, использование цитатного материала) и в идейно-тематическом отношении, не каждый старшеклассник способен в рамках достаточно жёсткой композиции, определённых речевых формул выразить свою индивидуальность. Кроме того, жанр самый сложный: учащийся должен обладать художественным чутьём, литературным вкусом, проводить самостоятельный творческий анализ, интересоваться нравственными и социальными проблемами, должно быть развито чувство композиции, меры. Определим типологические особенности сочинений разных (оригинальных) жанров.

Сочинение-эссе.

Эссе представляет прозаический набросок, этюд, включающий свободные размышления на основе художественного текста. Органичнее в рамках жанра раскрываются темы общего характера: «Мой Пушкин», «Какие огненные дали открылись взору твоему» в поэзии серебряного века?» «Светлый Бунин в «Тёмных аллеях» и т.д.

Особенности жанра: подчёркнутая позиция автора, парадоксальность (наличие своего тезиса), непринуждённость, ориентированность на разговорную речь.

Сочинение-воспоминание.

Сочинение в форме воспоминания должно быть написано от лица автора о реальных событиях, очевидцем или участником которого он был. Жанровые признаки: подлинность, фактографичность, непосредственность авторских свидетельств, ретроспективность, информативность. Возможные темы сочинений: «История моего современника», «Моё поколение», «Минувшее меня объемлет...», «Портреты словами». По достоверности материала жанр близок исторической прозе, научным биографиям, но отличается субъективностью, непосредственностью впечатлений и свежестью восприятия. При раскрытии темы нужно помнить: жанр исключает возможность поэтического вымысла в обрисовке героев и событий. Требования к работе: глубина замысла, значительность описываемого, отражение отношения автора с разных сторон, в разных аспектах, оригинальность суждений.

Сочинение-дневник.

Повествование в сочинении в форме дневника ведётся от первого лица (от своего имени или от имени литературного героя) в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни (литературной, общественной, личной), о творчестве писателя, о произведении, о литературном герое. Сочинения интересны свежестью восприятия, ярким выражением индивидуальности автора. Признаки жанра: известная отрывочность записей, зашифрованность (может быть. сокрытие) имён, возможно преобладание фактов над осмыслением, категоричность, неаргументированность, непосредственность, субъективность, открытие «нового» - своего, искренность впечатлений и переживаний, оценочный характер. Если сочинение пишется от лица литературного героя, то необходимо и глубокое знание текста и творчества писателя, и проникновение в психологию (самое сложное) героя, и воспроизведение стиля эпохи, отражённой в произведении. Возможные темы сочинений:»Дневник ...», «Что такое «настоящая жизнь?»/По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»/, «Трагизм мелочной жизни» /по рассказам А.П.Чехова/ и т.д.

Сочинение-письмо.

Все жанровые признаки сочинения-дневника свойственны сочинению в форме письма. Кроме того, для сочинений этого типа характерны особенности: тематическая свобода (содержание, факты, проблемы определяются автором), стилевая широта, душевность, замечания об авторе письма, об адресате (часто вымышленном). Письмо может принимать черты открытого публицистического обращения к современникам или потомкам («Письмо в ХХ1 век», «Письмо в 41 год»), дружеского послания, быть страстным, поучительным, шутливым, лирическим, язвительным и т.д.

Сочинение-рецензия.

Рецензия-жанр критики, отзыв на художественное произведение с целью его разбора и оценки. Отзыв содержит сведения об авторе произведения, формулировку темы произведения, главной мысли, анализ содержания, стиля писателя, композиции, жанра, рассказ о героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами, пересказ самых нетрадиционных моментов (с попутными замечаниями), рассмотрение позиции автора, его многогранности, критическую оценку произведения в контексте современной жизни и современного литературного процесса (своё видение произведения: анализ личных эмоций, впечатлений). Начало рецензии может быть вариативным:

1. Цитата (без комментариев) из произведения.

2. Ассоциация - зримый образ.

3. Проблемный вопрос.

4. Стихотворные строки, которые подходят по теме.

5. Академический.

  1. «Киношный».

Два пути написания основной части:

  1. Ассоциативная критика (опосредованный пересказ через образы и мысли, возникающие по мере чтения)

2. Анализ содержания - литературно-критическая статья.

Заключение возможно представить в нескольких формах:

  1. «Открытый» финал в виде цитаты из произведения, либо ассоциации, либо вопроса-предположения о дальнейшем творчестве писателя, либо вопроса-размышления о произведении.
  2. Вывод, обобщение, критическая оценка.

Для творческого анализа предпочтителен «открытый» конец: нельзя произведение «вычерпать до дна», нужно оставить намёк на значительность и глубину замысла. Хорошая рецензия-это портрет рецензента: его художественный вкус, литературный вкус, эстетическое развитие, его видение мира.

Сочинение-диалог.

Диалог как жанр возник в виде диатрибы - разговора с отсутствующим собеседником или с самим собой и поучения в форме беседы. Диалог - литературное произведение, включающее компоненты: вопросы, ответы, пояснения, согласие, возражения, формулы речевого этикета, распространение и т. д.  Типы сочинений-диалогов:

  1. диалог с другом (это может быть обобщённый образ современника, человек другой эпохи, солдат, не вернувшийся с войны и т.д.),
  2. с писателем,
  3. литературным критиком,
  4. героем произведения.

Сочинение - путевые заметки.

Сочинение может основываться на личные впечатления или литературный материал. Путевые заметки - композиционная основа, обеспечивающая полную  свободу для развёртывания и связи событий. Особенностью жанра является наличие двух планов: внешнего и внутреннего. Если первый связан с определением маршрута, то второй- с показом чувств и переживаний путешествующего героя, с выражением его мыслей о жизни.

        Рассмотренные типы сочинений определяют композицию сочинения, его форму, но за оригинальностью жанра не должна теряться содержательная сторона- тема должна быть всесторонне раскрыта.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

СОЧИНЕНИЕ В ЖАНРЕ ДНЕВНИКА.

ТЕМА - МОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПОЭЗИИ А.БЛОКА.                

ЧТОБЫ ОТ ИСТИНЫ ХОДЯЧЕЙ
ВСЕМ СТАЛО БОЛЬНО И СВЕТЛО

А.БЛОК.

20.01.1999г.

        Милый друг!

Нет больше сил молчать - сердце разрывается от боли! Хочется кричать и плакать, но нет ни слов, ни голоса, ни слез. Какая пустота в душе! Щемящая пустота и еще ( не знаю, как это может сочетаться ) ощущение каких-то внешних сил. Кто-то ( или что-то ) совсем близко, но кто?

Книги совсем перестали приносить радость - все надуманно, картинно, мертво. Кажется, Пастернак писал о том, что литературный мир - это мир привычный и от этого незамечаемой наигранности чувств. Как же он был прав! Везде слова, слова, слова... Слова, не несущие того сокровенного, тайного значения, которое я ищу в них... Как я устала от этих слов праздных и вычурных... Как хочется иногда просто помолчать, послушать тишину...

21.01.1999г.

        Сегодня мне случайно попался томик стихов А.Блока. Какое откровение! Именно сейчас, когда мне так необходима отдушина для моих чувств, я встречаю стихи, полные жизнью до краев, не лгущие, а повествующие правдиво и красочно. Какая стройность, какая искренняя радость жизни:

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Истинность и правдивость - вот самые точные характеристики этой поэзии. И одновременно с ними - какой-то скрытый, внутренний план, какая-то недосказанность:

Сама себе закон - летишь, летишь ты мимо

К созвездиям иным, не ведая орбит,

Где что-то жжет, тревожит и горит!..

Какое благословение - овладеть словом настолько, чтобы даже самые непонятные мысли так ясно выражать! Чтобы с такой точностью перенести жизнь на чистые листы бумаги... Какие определения, какие сочетания, точные и несопоставимые с реальностью: «семицветная тишина» , «безумно жить», «вочеловечить»,

Чтобы по бледным заревам искусства

Узнали жизни гибельный пожар!

Пастернак сказал о Блоке: «Казалось, страницу покрывают не стихи о ветре и лужах, фонарях и звездах, но фонари и лужи сами гонят по поверхности журнала свою ветреную рябь, сами оставили в нем сырые, могучие, воздействующие следы». И как это совпадает с тем, что сейчас чувствую я. Стихи буквально пронизывают все мое существо. Кажется, через мгновение меня захлестнет волной жизни, и я не сумею выплыть на поверхность... Неужели вся эта сила заключена в словах, в мыслях реально жившего человека? Быть может, жизнь писала рукою поэта?

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Совершенно очевидно, что Блок обладал поразительным, неповторимым даром слушать и слышать окружающий его мир. Но что если эта способность не была желанной? Что если поэт тяготился ею?

Печальная доля - так сложно,

Так трудно и празднично жить...

Молчите, проклятые книги!

Я вас не писал никогда!

Истина была источником сил для Блока, и она же стала бичом, который с каждым разом ударял все сильнее. Мне кажется, именно отсюда эта противоречивость, эта двойственность его натуры - от сознания собственной «ничтожности», от невозможности отказаться от этой ноши. От этого Блок постоянно метался от упоения, восторга от жизни, до пугающих своей глубиной бездн отчаяния:

                Нет! Мир бесстрастен, чист и пуст!

И так же легко - обратно к жизни, к влюбленности в жизнь:

                Ты все благословишь тогда,

                Поняв, что жизнь безмерна боле...

                ...А мир - прекрасен, как всегда.

Творчество Блока, его стихи - это дар людям свыше. Это колодезь откровений, из которого мы не умеем взять и сотой доли... Блок умел сказать то, что нам не дано прочесть... Соприкасаясь своей душой с неизведанным, он нес людям законы иного мира (более светлого, возможно), облекая их в слова:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить.

Я вам поведал неземное.

Я все сковал в воздушной мгле.

Но какой ценой давались ему эти откровения! Какую боль, какие душевные страдания переживал он:

                Как тяжело ходить среди людей

                И притворяться непогибшим,

                И об игре трагических страстей

                Повествовать еще не жившим.

Поэт постепенно уходил в мистический мир, и последние годы казался мертвецом. Какая сила давала писать? Поэзия, казалось, угасала вместе с поэтом:

                Не подходите к ней с вопросами,

                Вам все равно, а ей довольно:

                Любовью, грязью иль колесами

                Она раздавлена - все больно.

Что за сила вырвала его из жизни?

И все-таки это откровение было! Значит, оно реально существует на свете? Значит, оно еще будет?        

(сочинение ученицы 11 кл. Столяр Кристины)

Сочинение в жанре - путевые заметки

Тема Родины в поэзии А. Блока.

        Родина... Что скрывается за этим словом?..

Россия... Что это значит?.. По-моему, однозначно не ответить на этот вопрос. Россия настолько многолика, огромна, что человеку не под силу объять ее. Для кого-то Россия - предмет обожания, поклонения,  для кого-то Россия - невыносимость существования. Я испытываю к ней трепетные, нежные чувства, поэтому мне так близка поэзия А. Блока. Поэт искренне любит Россию, принимая  ее со всеми достоинствами и недостатками. А. Блок совсем не идеализирует ее, но в то же время Россия является для него самым светлым, одухотворенным образом.

Блоку удалось охватить невероятное разнообразие обликов Руси. Какой она только не предстает передо мной, когда я читаю стихи поэта! Кажется, что у России невероятное множество лиц, и вихрь их проносится сквозь строчки блоковских стихов.

        Открываю томик лирики Блока - и оказываюсь закрученной в неистовом движении разбойничьей, дикой Руси. Да, она такая: стремительная «кобылица», которую невозможно остановить; она несется - кровь кипит, «покой нам только снится». Блок просто заставляет увидеть ее вольность, необузданность, необъятность. У меня дух захватывает и кружится голова, когда я читаю:

                Ветер, ветер!

                На ногах не стоит человек.

                Ветер, ветер-

                На всем Божьем свете.

        Но я переворачиваю страничку - происходит мгновенное перевоплощение. Россию  невозможно узнать: теперь она тихая, милая сердцу, притягивающая. Здесь уже нет места ветру, теперь все пространство заполнено туманами, легким шелестом полей, грациозными журавлями и лебедями, бесконечными дорогами. Тем, кто ищет покой, не найти лучшего места на Земле. Все здесь успокаивает, дарит гармонию:

                ...еще леса, поляны,

                И проселки, и шоссе...

Но стоит сделать шаг - и ты погружаешься в атмосферу таинственности:

                Русь, опоясана лесами

                И дебрями окружена,

                С болотами и журавлями,

                И с мутным взором колдуна.

Все здесь пугает, все запутанно, туманно, непостижимо. Такая Русь одновременно и притягивает, и отталкивает. Здесь сталкивается реальность и потусторонний мир. У меня такое ощущение, что я попала в сказку. Именно такая непонятная Русь рождала легенды, истории о нечистой силе. Здесь живут герои васнецовских картин, которые еще в детстве привлекали меня своей таинственностью. Блок наполняет этот мир ведьмами, колдунами, непроходимыми дебрями, болотами, вечным полумраком. Мне страшно, долго оставаться я тут не могу. Надо скорее перелистнуть страничку.

        И вот я уже вижу Россию совсем другой. Мне становится очень больно - «Россия, нищая Россия», как тяжело видеть тебя такой! Но нельзя уйти от реальности: Россия всегда была голодной, нищей, страдающей.

                Так - я узнал в моей дремоте

                Страны родимой нищету,

                И в лоскутах ее лохматий

                Души скрываю наготу.

Блок никогда не закрывал глаза на страшные реалии. Он переживал за Россию и считал ее боль своей. Вместе с Блоком я со страданием смотрю на печальные просторы, но даже в таком обличии  Русь бесконечно дорога мне.

Но и здесь я не задерживаюсь долго.

        Моментально изменился облик Руси. Что это? Я словно перенеслась в иной мир:

                Кругом снега, трамваи, зданья,

                А впереди - огни и мрак.

Я в Петербурге. Вот он - этот неповторимый город, к которому обращали взор многие поэты. Какой он - блоковский Петербург? То он однообразный, повседневный и даже скучный: кругом потоки экипажей, «чернеют фабричные трубы», все окрашено в грозный черный и в пошлый желтый цвет (такой Петербург похож на однообразное серое море),- а то он разворачивается своей разгульностью, кабацкой жизнью, наполняется пьяными окриками, веселой толпой. Здесь становится жутко и темно. Город мне представляется живым существом, в котором многие дни среди нищеты, повседневности, разгула зреет нечто страшное. Что это будет? Бунт? Вооруженные грабежи? Кто знает, во что выльется все накипевшее? Одно мне становится ясным - этот город ждут страшные времена.

Но неужели нет выхода? Конечно же, есть. Блок верит в возможное спасение, в будущее России: «Я верю - новый век взойдет».

        Я тоже верю: для нашей Родины наступят светлые времена. Россия переживет все и возродится. У всех бывают трудные периоды. Представить себе жизнь вне Родины я не могу.

        Как и жить и плакать без тебя!

Блок еще глубже дал мне понять необычайность и неповторимость России. Возьмите томик Блока - здесь каждая страница пропитана любовью. Я надеюсь: частичка этой любви перейдет и к вам ; тогда и вы сможете сказать:

                Да, и такой, моя Россия,

                Ты всех краев дороже мне.

(сочинение ученицы 11 кл. Бессоновой Анастасии)

                

Монолог главного героя

(самый напряженный момент жизни)

Роман  Пастернака «Доктор Живаго»

Монолог Лары.

Господи, зачем? Зачем уезжать? Как же хорошо здесь, вдали от всего мира с его тревогами и жестокостью!  Никогда не уезжать отсюда! Осталось несколько дней этого счастья: растить ребенка, читать стихи Юры, заниматься домом. Надо прожить эти несколько дней и не думать о будущем, хотя бы не говорить о нем. Что будет в будущем? Что нас ждет? Это будет потом, в другом мире, в том - жестоком. А мы пока в нашем доме, в нашем мире. и будем им жить столько, сколько придется, не задумываясь о дальнейшем. Как жить дальше? Зачем об этом думать? Как сможем... Но надо жить. Жить хотя бы для тех счастливых минут, считанных дней. А свое счастье не надо омрачать тяжелыми мыслями, надо сделать вид, что нет ни красных, ни белых, что нет ни войны, ни жестокости. Есть только домик в Варыкино, моя дочь, Юра и те несколько дней, которые мы живем вместе.

(сочинение ученицы 11 кл. Орловой Ксении)

Роман М.Булгакова «Белая гвардия»

Монолог Елены (во время болезни Алексея)

        Одна человеческая жизнь... Имеет ли она какое-то значение в этом огромном мире? Люди гибнут... Каждую минуту, каждую секунду на земле обрывается чья-то жизнь. Но тебе это безразлично, ты живешь, радуешься, смеешься, пока эта беда не коснется твоей семьи. Ты чувствуешь, как утихает биение сердца любимого человека, - и слезы градом льют с окаменевшего лица. За что, за что людям такое наказание? Тикают часы, шумит ветер, но ты не слышишь этого. Ты просто молишься за человека, который является частью твоей души, сердца. Он должен выжить... Ведь столько планов и нераскрытых талантов в его обессилевшем теле!

Я ничего не могу поделать... Нужно ждать чуда и верить в него. Совершится ли это чудо? Я верю: рассеются тучи над нашим домом и мы, как и прежде, будем дружной веселой семьей.

Жизнь... Одна человеческая жизнь... Как много она значит...

(сочинение ученицы 11кл. Медведевой Ирины)

Ассоциация на стихотворение И. Северянина

Я убеждаюсь у окна...

        Серость мыслей... Банальность души.. Все серое абсолютно серое... Так мало ярких пятен. Бездарности на сценах. Толпа в зале. Они глупые, умеют только паясничать. Ну почему меня коробит их мнение? Почему я боюсь толпы этих клоунов? Потому что, как только они услышат слово поперек, так сразу начнется шепот и смешки. Они не слушают ни Северянина, ни Блока. Северянин обличает их - им это не нравится. Они не глупы до такой степени, чтобы не понимать, когда их ругают. Но это они вешают шаблоны и производят трафареты. Мы, ничего не предпринимая, помогаем им. Они подвержены внушению, их за собой поведет любая посредственность с талантом по ораторскому искусству. Печальнее, что каждый в отдельности - личность, интересная личность. А вместе - толпа. Может быть, это от того, что все не могут быть гениями? А может, у гениев своя толпа? А может, и меня кто-то считает частью толпы, деталью пейзажа?

(сочинение ученицы 11 кл.Нестеровой Евгении)

Сочинение - ассоциация

А. Куприн «Гранатовый браслет»

        Холодная осень. Листья шуршат. Шуршат и падают на землю. Ветки пожелтевшей ивы склоняются и отражаются в воде. Спокойно и мирно все вокруг. Облака давно уже посерели и отражаются в лужах. Багряные, желтые, оранжевые кроны деревьев яркими бликами выделяются на фоне неба.

        По аллее идет женщина. Она красива особенной осенней красотой. Она как будто сливается с пейзажем, окружающим ее. Хрупкая фигура, холодное выражение лица. Но глаза, глаза ее были живые, они словно горели огнем. Прогулки для нее стали обычным делом. Они давали ей возможность поразмышлять, окунуться в мир воспоминаний.

Налетел холодный ветер - и она закуталась потеплее в свое пальто. Она не чувствовала такого холода, какой был у нее в душе год назад. Он дал ей надежду, веру в любовь бесконечную, святую. Он отдал жизнь ради нее, ради ее любви, посланной ему свыше. Он открыл для нее эту безграничную, всеобъемлющую любовь. Она словно чувствовала, как полыхал в ее душе костер из мыслей, надежд, стремлений. Он согревал ее изнутри.

        А ведь прошел ровно год. Тогда был такой же октябрь, такой же дождь. Облачко легкой грусти набежало на нее. Она сняла перчатку, и на руке красными огоньками вспыхнул браслет. Это лучик с неба упал, словно весточка от него. У нее на глаза навернулись слезы. Если бы она поняла его тогда - смогла бы спасти. Все вокруг затихло, не было слышно ни птичьего крика, ни шороха листвы. Деревья склонились к земле, как бы желая утешить ее. Но слезы прошли, ей стало легко, так легко на сердце. Она прижалась к браслету губами, словно к растению. В ее душе вспыхнула надежда. Она верила, что он простил ее, его святая любовь не умерла. Любовь не может умереть. Они встретятся - и она  сможет сказать ему все - все, что думает, чем живет, во что верит. Он ждет ее.

        Начало темнеть. Ветер срывал листья с деревьев и гонял их по аллее. Она давно ушла. Но было впечатление, что она все еще бродит где-то. Деревья, как немые свидетели, давно уже привыкли к ее тихим прогулкам. Маленький дождик смыл ее следы. Завтра она придет вновь.

 

(сочинение ученицы 11 кл. Легенчук Ксении)

«Этим интересен...»

 В. Маяковский: творчество, смерть, уроки судьбы).

Жанр - интервью

        Маяковский... Поляризованная душа, раздвоенное сознание, ранимое сердце - и безграничное одиночество, незащищенность, трагическая судьба.

М. Цветаева скажет о поэте уже после его смерти: «Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще будет нас ждать».

Поэт беспредела, крайностей и глобального охвата; в то же время поэзия Маяковского - наивная, искренняя доверчивость. «Чего глядите? Обнакнавенный великан!» (М. Цветаева). Но «громаду - любовь» Маяковский выплеснул вместе с «громадой - ненавистью»... А потом воспел неправедную власть... А потом трагический выстрел...

Может быть, попытка задать вопросы поэту поможет постичь его творчество?..

- Как можно стать поэтом?

 - Только откинув будничную чушь!

- Каким должен быть человек?

- В каждом - сад фруктовый великой души.

- В чем особенность Вашей поэзии?

- Я жабры рифм топырил учащенно на поэтическом песке...

- Почему свои стихи Вы называете «бегемотами»?

- В них - не человечья магия просветленных страданьем слов. Я - бесценных слов транжир и мот.

-  В Вашей поэзии - огромная поэтическая сила. Откуда она?

- Я с каждой ношей моей иду, спотыкаясь - ползу. Прошлое мертво. Главное - ожидание грядущих перемен. Я чувствую - «Я» для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо. Я - где боль, везде; на каждой капле слезовой течи распял себя на кресте.

- Какова Ваша роль в эпохе?

- Я, осмеянный у сегодняшнего племени, как длинный скабрезный анекдот, вижу идущего через горы времени, которого не видит никто.

-  Как Вы относитесь к своим гонителям?

-  Мне - люди, и те, что обидели, вы мне всего дороже и ближе.

-  Ваша мечта?

-  Я знаю - солнце померкло, увидев наших душ золотые россыпи! Но все, чем владеет моя душа, - а ее богатства пойдите смерьте - ... и самое мое бессмертие... все это - хотите? - отдам за одно только слово ласковое, человечье.

-  Ваши планы на будущее?

-  Очень мне надо сияньем моим поить земли отощавшее лонце!

       ...Маяковский… Иллюзии и мечты разминулись с будущим. «Кому я попутчик?» - последний вопрос Маяковского. Вопрос в никуда... Ответа не последовало...

(сочинение ученика 11 кл. Певгова Романа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Обучение написанию сочинения в жанре рекламы"

Материал содержит результаты социологического исследования читательских интересов учащихся средних классов, описание методики работы по обучению написанию сочинения в жанре рекламы, обоснование актуал...

Обучение написанию сочинения в жанре рецензии по роману В.В.Набокова "Дар".

Урок содержит теоретический и практический материал для обучения написанию рецензии на лучший русский роман В.В. Набокова "Дар", включает мультимедийный вариант. Мультимедийные технологии, объединяющи...

Тематическое планирование консультаций "Обучение написанию сочинений разных жанров (10 класс, 34 час.)

Тематическое планирование консультаций поможет педагогу организовать свою работу в этом направлении и научить учащихся писать сочинения в разных жанрах....

Методическая разработка "Обучение написанию сочинений в разных жанрах"

Данная разработка представляет собой попытку обобщения проблем обучения написанию сочинений на современном этапе и систематизации теоретического и практического опыта ученых, учителей-практиков и авто...

Обучение написанию сочинения в жанре эссе

Целью урока является обучение написанию собственного текста в жанре эссе. Средством для написания эссе учащимся  служат собственное воображение и ассоциативное мышление, работа над которым осущес...

«Обучение написаний сочинений нетрадиционных жанров».

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Обучение написаний сочинений нетрадиционных жанров».            Цель курса:-расширение и...

Обучение жанрам сочинений.

Цель разработки - научить писать творческие работы. Творческие сочинения на свободную тему предполагают полную свободу выбора формы изложения и могут быть составлены в жанре рассказа, репортажа, замет...