интегрированный урок (литература + финансовая грамотность) в 10 классе по теме «Вишневый cash back, или насколько продешевила Раневская?» (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Парфенова Татьяна Александровна

представленная разработка имеет целью обучение способам рационального поведения в условиях ситуации финансовых рисков на примере анализа действий героев пьесы А.С. Чехова «Вишневый сад». В ходе урока проводится анализ ситуации, сложившейся в произведении литературы – вопроса о продаже имения. Основная технология – Сase stady (метод конкретных ситуаций). Форма работы – групповая. Кроме текста произведения, ученикам предлагается материал по финансовому анализу, включающий в себя исторические факты, касающиеся финансовых операций конца 19 века, и матрицу SWOT-анализа. В ходе работы обучающиеся представляют анализ трех вариантов решения финансового риска Раневской: сохранение имения и доход от реализации урожая вишни, предоставление в аренду дачных участков, продажа имения и распоряжение полученными от сделки средствами. По итогам работы групп делается вывод о наиболее выгодном пути решения финансовой трудности героини пьесы. Затем в ходе беседы выясняются причины выбора Раневской и делаются выводы об уровне финансовой грамотности героини и желании обладать навыками в этой области. На примере второстепенного персонажа – Симеонова-Пищика анализируется поведение и психологическое состояние человека, попавшего в «долговую яму». Формируется представление о возможных рисках подобного отношения к собственному финансовому положению. Ознакомившись с исторической справкой о финансовом положении дворян 19 века и сопоставив поведение Раневской и Симеонова-Пищика, ученики делают вывод о том, что подобная ситуация была довольно распространенной в конце 19 века.

В конце урока учащиеся составляют алгоритм поведения человека, оказавшегося в трудной финансовой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vishnevyy_cash.docx261.36 КБ
Файл ist_spravka.docx18.56 КБ
Файл keys_1.docx48.13 КБ
Файл keys_2.docx48.27 КБ
Файл keys_3.docx47.08 КБ
Файл refleksiya.docx39.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе по теме «Вишневый cash back, или насколько продешевила Раневская?» (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

  1. Вхождение в тему (знание). Работа с облаками слов. Облака демонстрируются по очереди.

   

- Как вы думаете, что отражает облако 1?

(слова-ассоциации, связанные со словом «помещик»)

- В какую эпоху нас отсылает это облако?

(до отмены крепостного права и дальше, вплоть до конца 19 века существовали помещики)

- Кто такой помещик?

(тот, кто владеет поместьем)

- Это богатый человек? От чего помещик мог получить доход?

Демонстрируется облако 2.

- Как это облако может быть связано с предыдущим?

(ответы детей)

- А как оно может быть связано с пьесой А.П. Чехова «Вишнёвый сад»?

(весь сюжет пьесы построен вокруг продажи имения)

Как вам кажется, эта ситуация с продажей имения и долгами дворянской семьи является из ряда вон выходящей или это норма?

(ответы детей)

  1. Целеполагание (умение)

«Я был должником! Кто задолжал, тот разве может принадлежать себе? <…> Зачем я поедал пудинги а-ля чиполлата? Зачем я пил шампанское? Зачем я спал, ходил, думал, развлекался, не платя? В минуту, когда я упиваюсь стихами, или углублен в какую-нибудь мысль, или же, сидя за завтраком, окружен друзьями, радостями, милыми шутками, передо мной может предстать господин в коричневом фраке с потертой шляпой в руке. И обнаружится, что господин этот — мой Вексель, мой Долг, призрак, от которого угаснет моя радость…» — говорит герой «Шагреневой кожи» Оноре де Бальзака, крупнейшего писателя 19 века.

Ознакомление с раздаточными материалами «Историческая справка о дворянстве и долгах»

- Что вы узнали?

Риторическое «А платить кто будет?! Пушкин?» можно было адресовать не только родному брату поэта, но всему русскому дворянству, начиная с блистательного века Екатерины. Жить по средствам, мелочно соразмеряя расходы с доходами, — не дворянское это дело. 

Фонвизин во «Всеобщей придворной грамматике» писал: «Как у двора, так и в столице никто без долгу не живет, для того чаще всех спрягается глагол: быть должным...» Он же спрашивал Екатерину II: «Отчего все в долгах?» — и получил ответ: «Оттого в долгах, что проживают более, нежели дохода имеют». 

Таким образом, мы выяснили, что большинство дворян жили не по средствам, не умели правильно распоряжаться своими финансами и копили долги, зачастую доставшиеся им от родителей или родственников.

Так могла ли героиня пьесы Чехова, Любовь Андреевна Раневская правильно распорядиться имением и привести свое финансовое состояние в благополучное? Это сегодня мы и выясним на уроке. Кроме того, мы попытаемся оценить возможные пути решения финансовой задачи Раневской и найти оптимальный путь для этого решения.

  1. Основная часть

  1. Анализ. Работа групп. Кейс-технология. SWOT-анализ.

Итак, сегодня мы попробуем применить к пьесе А.П. Чехова метод DCF (discounted cash flow), который может изменить наш взгляд на классику.

Кеш флоу (от англ. "Cash flow" — "денежный поток") — это совокупность денежных средств, куда включены все притоки (прибыль) и оттоки (затраты).

"Если мужчина мотает, все-таки в его мотовстве какой-нибудь смысл есть; а бабьей глупости меры не положено. Нужно любовнику халат подарить — она хлеб продает не вовремя за бесценок; нужно любовнику ермолку с кисточкой — она лес продает, строевой, береженый, первому плуту",— выговаривает в пьесе Островского "Лес" состоятельный сосед помещице Гурмыжской. 50-летней вдове грозит разорение, но она тем не менее отдает за бесценок лесной участок, чтобы потратиться на годящегося ей в сыновья ухажера.

Те же порывы движут и Любовью Андреевной Раневской из "Вишневого сада". Ее нежелание пустить свое подмосковное имение под дачи обычно объясняют горечью расставания с садом: "Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад". Дело, конечно же, не в любви к прекрасному. Как раз-таки к вырубке ведет выбранный ею вариант — продажа имения на залоговом аукционе, где выставляются активы, полученные банком в обеспечение кредита, в случае, если должники не могут по нему рассчитаться. А ведь были другие варианты.

- Какие варианты были?

(вариант Лопахина – отдать под дачи, вариант Раневской - помощь ярославской бабушки, продажа имения)

Для того, чтобы понять, какой из этих планов более выгодный, нам необходимо проанализировать следующие факторы:

  1. Местоположение имения (для определения среднерыночной стоимости дачных участков – план Лопахина)
  2. Доход от продажи вишни (вырубать сад или он может приносить доход)
  3. Продажа имения – выплата процентов и распределение оставшейся от продажи суммы денег

Работать будем по группам (3 группы). Для работы вам предлагается использовать метод, который в бизнесе называется SWOT-анализ.

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды и разделении их на четыре категории:

  • Strengths (сильные стороны),
  • Weaknesses (слабые стороны),
  • Opportunities (возможности),
  • Threats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). 

В раздаточных материалах вы найдете финансовый анализ для вашего кейса, дополнительную информацию, матрицу для этого метода и вспомогательные вопросы. Ваша задача: заполнить матрицу, используя материалы кейса и сделать вывод на основе вашей работы: ваш вариант решения ситуации выгоден или нет?

Выступления групп

После окончания работы групп участники представляют результаты SWOT-анализа, заслушиваются выводы каждой группы.

- Итак, какой вариант был бы для Раневской самым выгодным, на ваш взгляд?

(Деньги, полученные от продажи имения вложить в банк под проценты. На эти проценты она могла бы вполне безбедно жить, правда, если бы умерила свои расходы)

- Какой же вариант выбирает Раневская? Каково ваше отношение к ее выбору?

(Любовь Андреевна выбирает вариант "по-быстрому продать все", потому что "ей в Париж по делу надо". Там у нее любовник. Из пьесы нам известно, что Раневской пришлось расстаться с "дачей возле Ментоны", курортного городка на Французской Ривьере, чуть южнее Монако, купленной ради жизни с ним. Дачу продали за долги, и пара переселилась в Париж, где возлюбленный ее полностью "обобрал", а когда деньги закончились, сошелся с другой. Раневскую же "вдруг потянуло в Россию, на родину". Но не успела она приехать, как получила телеграмму из Парижа, где он "просит прощения и умоляет вернуться...". Стремглав туда, и, ясное дело, 15 тыс. "ярославской бабушки", которые так и не были ей возвращены, надолго не хватит).

- Понимала ли Раневская, что творила?
(Да! Лопахин на протяжении месяцев ее каждый день "учил", каждый день "твердил одно и то же". Теперь она потеряет последние средства, а с ними и своего французского возлюбленного, но таково ее решение, оно сильнее экономического интереса).

Но в пьесе Чехова есть еще один персонаж -  хороший пример банкрота и плохой пример для подражания. Кто это?

(Б. Б. Симеонов-Пищик)

Персонаж второстепенный и при этом очень заметный, яркий. На протяжении всей пьесы он постоянно нуждается в деньгах и постоянно ищет, у кого бы взять взаймы. Симеонов-Пищик задолжал всей округе. Давайте найдем подтверждение этому в тексте.

«...А теперь, извините, некогда... надо скакать дальше...Поеду к Знойкову... Кардамонову... Всем должен...»

«Пищик. Мне бы, Любовь Андреевна, душа моя, завтра утречком... двести сорок рублей...

Гаев. А этот все свое.

Пищик. Двести сорок рублей... проценты по закладной платить.

Любовь Андреевна. Нет у меня денег, голубчик.

Пищик. Отдам, милая... Сумма пустяшная...»

И еще: «Послезавтра триста десять рублей платить... Сто тридцать уже достал...»

Попробуем на примере этого героя составить психологический портрет человека, находящегося в трудной финансовой ситуации.

Реплики героя

Психологическое состояние

Но вот беда: денег нет!

Постоянное угнетенное состояние

Вот, думаю, уж все пропало, погиб...

волнение из-за нехватки средств к существованию

А я теперь в таком положении, что хоть фальшивые бумажки делай!

допускает мысль о производстве фальшивых денег, преступлении

Со мной уже два раза удар был, танцевать трудно

Физическое состояние тоже оставляет желать лучшего

Очаровательная, все-таки сто восемьдесят рубликов я возьму у вас..

вынужден постоянно угождать и унижаться

(«Сто тридцать уже достал... (Ощупывает карманы, встревоженно.) Деньги пропали! Потерял деньги! (Сквозь слезы.) Где деньги? (Радостно.) Вот они, за подкладкой... Даже в пот ударило...»

на грани нервного настоящего нервного срыва

Еще есть шанс: новый долг позволит погасить старый!»

Бег по кругу

Сейчас один молодой человек рассказывал в вагоне, будто какой-то... великий философ советует прыгать с крыш... „Прыгай!“, говорит, и в этом вся задача. (Удивленно.) Вы подумайте!

подумывает о самоубийстве, не выдерживает такой жизни

Выводы: По репликам Симеонова-Пищика можно догадаться, что он тоже банкрот: его имение заложено, а деньги растрачены. Для текущих расходов и обслуживания долгов нужны доходы, но имение, скорее всего, ничего не приносит (да Пищик, похоже, им и не занимается). По крайней мере, занимая деньги, Пищик не ссылается на ожидаемый доход от имения. Для латания финансовых дыр он вынужден прибегать к новым займам.

Очевидно, что со временем долговая пропасть становится все глубже. Борис Борисович ввязывается в новые долги, чтобы заплатить хотя бы проценты по старым. Таким образом, к одним долгам приплюсовываются новые, денег нужно все больше и больше... Долги растут как снежный ком.

Круг друзей и знакомых, готовых давать в долг, с каждым днем сужается. Займы у чужих людей чреваты более жесткими условиями. Бессмысленный бег по кругу изводит Пищика, подрывает его здоровье.

Образ человека, который «всем должен», созданный Чеховым в пьесе «Вишневый сад» более ста лет назад, сегодня актуальнее даже образа предпринимателя Лопахина. Отношение к вечным должникам — неизменно, как и пагубные модели их финансового поведения. При этом опасный стереотип легкой жизни в кредит все основательнее утверждается в обществе потребления.

- Вспомните, как ведет себя Раневская с точки зрения денежных трат?
(«не отвыкла еще сорить деньгами»: завтрак в ресторане, по рублю на чай лакеям, бал с оркестром в день продажи имения, золотой рубль случайному прохожему... «Если б ей волю, она бы все раздала», — сокрушается ее приемная дочь Варя. Расходы не снижались, долги росли. А решать проблемы она не хочет – все время переводит разговор на другую тему, делает вид, что не понимает смысла слов Лопахина).

  1. Подведение итогов урока (синтез)

- Ребята, мы с вами проделали большой путь: выяснили, какой путь для Раневской был бы более выгодным, оценили психологическое состояние героев, находящихся в долгах. Проблема эта не нова. Сейчас миллионы людей живут в кредитах и долгах, каждый может оказаться в такой же ситуации, как герои пьесы Чехова.  Как вам кажется, что можно посоветовать человеку, у которого возникли финансовые проблемы? Я предлагаю вам сейчас подумать над этим вопросом и составить алгоритм действий для человека, оказавшегося в сложной финансовой ситуации.

Работа групп. Составление алгоритмов. Выступление групп.

Примерный алгоритм:

  1. Не падать духом. Успокоиться и оценить ситуацию.
  2. Выявить приоритетные расходы.
  3. Составить реалистичный бюджет
  4. Вести учет расходов и доходов. Планировать покупки. Соблюдать разумный баланс доходов и расходов.
  5. Использовать скрытые возможности (субсидии, льготы, пособия, возврат части налогов и т.п.)
  6. Начать выделять суммы на погашение долга
  7. Верить в собственные силы
  8. Во время кризиса необходимо меняться.
  9. Нужно приобретать знания, чтобы не допустить повторения подобной ситуации.

Почему у Раневской и Симеонова-Пищика не получилось выйти из кризиса?

(Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик – неспособны сориентироваться во времени, они растеряны, не управляют своей жизнью, но стремятся отстоять право на «комфортную жизнь в кредит». Признание собственного банкротства — очень сложная задача. И они с ней не справляются, не готовы осознать, что больше не управляют ситуацией и своими деньгами. А осознав, они не способны что-то поменять в своей жизни, честно взглянуть на свои перспективы).

-Наш урок назывался «Вишнёвый cash back». А что такое cash back?

(«cash» на русском языке означает «деньги» (наличные), «back» означает «назад», более точно – «вернуть назад». То есть кэшбэк – это возврат денег за какую-либо покупку). Я хотела бы от вас получить кэшбэк после урока. Вспомните, в начале урока мы обращались к облакам слов. Я предлагаю вам сейчас составить подобное облако из слов-экономических и финансовых терминов, которые сегодня звучали на уроке.

Работа групп. Составление облака слов

  1. Рефлексия.

- Наш урок закончился. Спасибо вам за работу. Прежде, чем вы уйдете, я прошу вас оценить урок по карточке, закрасив то количество вишен, которое сочтете нужным. До новых встреч!

(карточки прилагаются)

Использованные источники:

https://www.culture.ru/materials/253776/kak-chitat-vishnevyi-sad-chekhova

https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200302809

http://литфин.рф/articles/vek-zlatoy-i-zakat-rokovoy-ocherk-ekonomicheskogo-polozheniya-dvoryanstva/



Предварительный просмотр:

Историческая справка о дворянстве и долгах

Дворянское сословие  в конце XIX века испытывало огромные финансовые и идеологические трудности. Отмена крепостного права лишила дворян бесплатной рабочей силы. С крестьянами стало необходимо устанавливать новые деловые отношения, хозяйство на своей земле вести на новый лад: повышать эффективность, внедрять современные машины и технологии, менять методы управления. Привыкшее к комфортной, роскошной жизни сословие оказалось к этому не готово. Процесс «оскудения» отразил тамбовский дворянин, писатель и публицист Сергей Николаевич Терпигорев (Атава) (1841–1895). По его свидетельствам, провинциальные помещики, не имея никакой подготовки, необходимой для управления имениями при отсутствии крепостного труда, избавлялись от всего, чем владели, лишь бы не связывать себя с хозяйством. Продавались и закладывались имения, дома со всей утварью.  Хозяйство не давало необходимых доходов, чтобы оплачивать расходы на красивую прежнюю жизнь, но менять привычки поместные дворяне не умели.

Долги дворян второй половины XVIII и всего XIX века — это притча во языцех. Из множества книг мы узнаем, что дворяне должны были очень много, как отдельным лицам, так и государству. И после их смерти начинались сложные дела по ликвидации долгов.

«Роскошь и непомерное мотовство», — так описывает жизнь аристократии XVIII века помещик и мемуарист Андрей Болотов.

В то время значительная часть российских дворян тратила больше, чем получала и стремительно обрастала долгами. Позволяла ли себе подобные траты аристократия прошлых веков? Есть подобные примеры среди очень богатых представителей знати, таких, как князь Василий Голицын, фаворит царевны Софьи. Однако в большинстве своем до XVIII века дворяне жили по средствам. Почему именно в это время расходы представителей аристократии массово возросли? Во-первых, В 1754 году открылся первый банк, который давал дворянам кредиты под небольшой процент. Во-вторых, в 1768 году появились бумажные деньги — ассигнации — и в стране увеличилась денежная масса. Чем больше средств, тем больше товаров появляется на рынке. Растет количество товаров, растут и траты на них.

Воронцова дача — усадьба графа Михаила Воронцова под Санкт-Петербургом. Строительство завершилось в 1757 году, а уже в 1766-м граф выставил загородный дом на продажу.

В наше время почти у каждого есть кредиты, а то и несколько. Подсчитать общую сумму дворянских долгов и тогда было сложно. Обычно дворянин вел специальную тетрадь, сохранилась, например, такая тетрадь Якова Ивановича Булгакова. Он понимает, что должен много, и составляет бумагу, в которой записывает все долги, и очень интересно по этому поводу рассуждает. Предположим, он должен кому-то 300 рублей. Он говорит: «А этот долг я за долг не почитаю, потому что я им очень много помог и тем самым они могут мне это простить. А этот долг я за долг не почитаю, потому что он мне обещал перед смертью, что он мне его простит».

У дворянина была масса возможностей получить деньги в долг. Он мог брать из крестьянской суммы, из мирской суммы, из полковой кассы, у купцов и т.д.

Позже у дворян появляется доступ к банкам. Уже через полгода после открытия первого банка Михаил Илларионович Воронцов занимает в нем 10 тысяч рублей. До этого он занимал у Голицына, а тут сменил кредитора.

Голицыны писали, что лучше долг свести в одно место и в одном месте быть должным большую сумму, нежели иметь много мелких долгов, которые сложно отслеживать. Банки позволяли закрыть частные долги, взяв большой кредит в банке.

Считали ли дворяне необходимым свои долги выплачивать? Государственный кредит предоставляли банки всего под 6 % в год, поэтому получать кредиты в банке было выгодно. Банк был новым финансовым институтом, еще не полностью понятным для дворян. Первоначально аристократия не была настроена возвращать займы,

Государство было в высшей степени лояльно и очень часто прощало им долги. Но была процедура, которая позволял преследовать недобросовестного плательщика. Описание имения. Но до этого доходило далеко не сразу. Если дворянин писал, что он не может оплатить, и объяснял почему, то он мог гасить проценты без капитальной суммы и так далее. То, что мы сейчас называем реструктуризацией платежа.

Процентные долги они не всегда были согласны платить, считая проценты несправедливыми. А вот капитальную сумму, как они думали, стоит закрывать. Из каких денег? Например, если мы посмотрим на Якова Ивановича Булгакова или тех же Воронцовых, мы увидим, что крупные долги закрывались путем продажи чего-то.

Генерал-прокурор Сената князь Вяземский писал по этому поводу, что в 1750 году общий долг российского дворянства не превышал 1 500 000 рублей, но с ростом банковского кредитования и с увеличившейся доступностью ссуд большого размера к 1775 году сумма дворянских долгов достигла 8 400 000 рублей. Это более шести миллиардов рублей в пересчете на современные деньги.

Есть определенный рубеж между второй половиной XVIII века и первой половиной XIX века: между дворянами, которые набирали долги, и их детьми, которые были вынуждены их закрывать.

А.С. Пушкин

«Наше все», «солнце русской поэзии» мог сказать и о себе, как об Онегине: «Долгами жил его отец, давал три бала ежегодно и промотался наконец». «Жить долгами» означало тратить кредиты под залог имений. И имения закладывались (как Михайловское Пушкина), кредиты тратились на дома в столице, туалеты, балы. Имение перезакладывалось — проценты удваивались, поглощая доходы от родовых дворянских гнезд… Лев Сергеевич, брат поэта, жил в Петербурге без копейки денег, но задолжал в рестораны 260 рублей, нанимал в долг квартиру в доме Энгельгардта за 1330 рублей в год, делал подарки, вел карточную игру — долги его оплачивал позже А.С. Пушкин…
После гибели поэта заботы о выплате ег
о долга взял на себя Николай I.
Вот записка, поданная государю императору министром финансов графом Е.Ф. Канкриным после гибели поэта:

«Вице-канцлер, от 3-го сего февраля, сообщил министру финансов, что состоящий в ведомстве вверенного ему Министерства в звании камер-юнкера Александр Пушкин скончался 29 января.

О состоящих в долгу на умершем камер-юнкере Пушкине 43 333 рублях 33 копейках.

Из дела видно:
1. По высочайшему указу от 16 марта 1834 года дано в ссуду камер-юнкеру Пушкину на напечатание написанного им сочинения под заглавием «История пугачевского бунта» — 20 тыс. рублей на два года без процентов и без вычета в пользу увечных, с тем чтобы он возвратил сию сумму в течение 2 лет по равным частям по истечении каждого года.

Впоследствии долг сей, по высочайшему повелению от 30 сентября (12 октября) 1834 года, был рассрочен на 4 года начиная с 1836 года, без процентов.
По сей ссуде числятся в недоимке:

  • неуплаченные в 1836 году 5000 рублей
  • и следующий к платежу с 1837 по 1840 год остальной капитал 15 000 рублей.

В данном по сей ссуде обязательстве сказано, что камер-юнкер Пушкин обязуется за себя и наследников своих возвратить государственному казначейству сполна означенную ссуду.

2. По высочайшему указу от 16/18 августа 1835 года выдано камер-юнкеру Пушкину из государственного казначейства в ссуду 30 000 рублей с обращением в уплату сей суммы, отпускаемых ежегодно из государственного казначейства, в Министерство иностранных дел на известное вашему императорскому величеству употребление 5 тыс. рублей, каковая сумма выдавалась Пушкину. В уплату сей последней суммы удержано 6666 рублей 67 копеек, а тем остается в долгу 23 333 рубля 33 копейки.

3. По обеим же вышеназванным ссудам состоит в долгу 43 333 рубля 33 копейки.
Как в уплату долга 30 000 рублей обращены были производившиеся Пушкину вышеозначенные 5000 рублей, отпуск каковой суммы по случаю смерти его должен быть прекращен, то министр финансов полагал бы сей долг со счетов сложить, а с прекращением производством помянутых 5000 рублей сообщить вице-канцлеру.
         Испрашивая на сие высочайшее вашего императорского величества повеления, министр финансов осмеливается присовокупить, не благоугодно ли будет высочайше сложить и другой долг, дабы не обращать взыскание оного к имению или пенсиону.

[резолюция Николая I] Исполнить; С. Петербург 12-го февраля 1837 г.
(из фондов Особой канцелярии по кредитной части Министерства финансов [ЦГИАЛ])

Распоряжение царя:
1. Заплатить долги.
2. Заложенное имение отца очистить от долга.
3. Вдове пенсион и дочери по замужество.
4. Сыновей в пажи и по 1500 рублей на воспитание каждого по вступление на службу.
5. Сочинения издать на казенный счет в пользу вдовы и детей.
6. Единовременно 10 000 рублей.



Предварительный просмотр:

Кейс 1. Окупаемость вишневого сада

Задача: заполнить матрицу, используя материалы кейса и сделать вывод на основе работы: ваш вариант решения ситуации выгоден или нет?

Материал для анализа:

Старый слуга Фирс вспоминает: "В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили и, бывало... сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушеная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали..."

По приметам местоположения имения в тексте можно узнать, что усадьба состоит из вишневого сада и "земель вдоль реки", площадь под садом неизвестна, но это большая часть усадьбы, иначе вишневые деревья не нужно было бы рубить под строительство дач, тем более что участки с видом на реку ценятся выше.

Чехов пишет, что действие пьесы происходит в имении Раневской, а в ремарке ко второму действию сообщает, что в поле «видна дорога в усадьбу Гаева». Это означает, что брат и сестра совместно владеют имением — причем имением весьма обширным. Когда Лопахин предлагает героям свой план о разделении вишневого сада на участки, он подсчитывает: если «брать с дачников самое малое по двадцати пяти рублей в год за десятину», то «вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». Таким образом, Раневская и Гаев имеют в своем владении тысячу десятин (более тысячи гектаров), на которой расположены поля, деревня, сад и другие угодья.

В конце XIX века вишня стоила на базаре примерно 30 копеек за килограмм (известно, что помидоры шли по 45 копеек, а картофель — по 10 копеек). Допустим, в поместье оптом перекупщик дал бы 10 копеек, издержки составляли половину этой суммы, тогда прибыль могла достигать 5 копеек с килограмма, или 50 рублей с тонны.

Из садоводческих справочников известно, что на одной десятине высаживается 400 вишневых деревьев, урожайность 10 кг с дерева — скромная. Получается, что с десятины можно было собрать 4 т вишни и выручить за них 200 рублей. С учетом того что сад плодоносил раз в два года, чтобы заработать 25 тыс. рублей, нужно, чтобы под вишней было 22% площади имения. Сад же явно был гораздо больше.

В XIX веке нормой считалось ударение на первый слог, к началу XX века оба варианта существовали на равных правах, зато стали расходиться в значении. Поначалу Чехов собирался назвать свой сад ви́шневым, но позже выбрал второй вариант, который казался более образным, романтическим. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» вспоминал, как понял, почему Чехов так радуется придуманному названию: «Ви́шневый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов».

Если верить Ивану Бунину, такого вишнёвого сада вообще не могло быть: «…Вопреки Чехову, нигде не было в России садов сплошь вишнёвых: в помещичьих садах бывали только части садов, иногда даже очень пространные, где росли вишни, и нигде эти части не могли быть, опять-таки вопреки Чехову, как раз возле господского дома, и ничего чудесного не было и нет в вишнёвых деревьях, совсем некрасивых, как известно, корявых, с мелкой листвой, с мелкими цветочками в пору цветения (вовсе непохожими на то, что так крупно, роскошно цветёт как раз под самыми окнами господского дома в Художественном театре)». Но Бунин прав и неправ одновременно: если верить «южным версиям» местонахождения сада, то он просто не вполне принадлежит русской усадебной традиции.

Случайно ли указание Гаева на то, что про их вишнёвый сад упомянуто в «Энциклопедическом словаре»? Чеховский персонаж может иметь в виду только «Энциклопедический словарь», издававшийся в конце XIX века Ф.А. Брокгаузом и И.А. Ефроном, подготовленный коллективом блестящих учёных и приобретший сразу же по выходе огромную популярность во всей России. Этот словарь был в ялтинской библиотеке Чехова, и писатель активно им пользовался.

Естественно, что напрасно будем искать в этом «Энциклопедическом словаре» какое-то упоминание о конкретном вишнёвом саде, расположенном, по всей видимости, в степной чернозёмной полосе России (возле географически обозначенных в пьесе Москвы и Харькова). О российском садоводстве говорится там в большой статье «Россия» (в сущности, специальном справочнике, занимающем два словарных тома), в главке, посвящённой российскому садоводству. Там упомянуты (но не перечислены) “парки при императорских и великокняжеских дворцах”, “публичные парки в городах” и “частные питомники” с “плодовыми деревьями и кустарниками”, которые “произрастают в России почти повсеместно”. Вишня охарактеризована в этом же словаре как дикий “степной кустарник (Prunus Chamaecesarus)”, который, наряду с бобовником, караганом и таволгой, становится своеобразной “визитной карточкой” русской степи.

В том же словаре находим любопытную статью:

“ВИШЕННИК, вишняк, степная или дикая вишня — невысокий кустарник из семейства розановых, один из обыкновеннейших кустарников в чернозёмной полосе России, образующий заросли (так называемые «вишнёвые садки» в Уфимской и Оренбургской губерниях), приносящие владельцам иногда значительные доходы от продажи плодов вишни, которые употребляются в пищу и заготовляются впрок”7. “Вишенник” зафиксирован и в словаре В.И. Даля — как “вишнёвая роща, лесок, сад”.

Чехов, выросший в степной полосе, без сомнения, имел представление о “вишенниках” (“вишнёвых садках”). Судя по обстановке третьего акта, вишнёвый сад Раневской расположен в южной степной России, скорее всего, в Новороссии, — не случайно в комедии многократно упоминается центр Новороссии — Харьков, город, в который раньше возили вишню, город, в который не терпится ехать соскучившемуся без работы Лопахину.

Лопахин, думая о продаже вишневого сада, беспокоится именно об имении — о хозяйстве, которое может и должно приносить доход. Он совершенно искренне пытается помочь Раневской сохранить его и предлагает план, основанный, вероятно, на собственном опыте. «Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого», — рассказывает Лопахин и добавляет: «А когда мой мак цвел, что это была за картина! Так вот я, говорю, заработал сорок тысяч…»

Для справки:

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды и разделении их на четыре категории:

  • Strengths (сильные стороны),
  • Weaknesses (слабые стороны),
  • Opportunities (возможности),
  • Threats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Какую площадь занимал вишневый сад?
  2. Какой доход приносила продажа вишни?
  3. За какой период можно было бы собрать сумму, необходимую для выкупа имения (годовые проценты составляют 12000 в год, стоимость имения - 25 000)?
  4. Имеет ли ценность сад Раневской с точки зрения его упоминания в «Энциклопедическом словаре»?
  5. Почему Чехов меняет норму произношения слова «вИшневый» на «вишнёвый»?
  6. Зачем Лопахин приводит в пример доход от продажи мака?



Предварительный просмотр:

Кейс 2. Местоположение имения и сдача участков под дачи

Задача: заполнить матрицу, используя материалы кейса и сделать вывод на основе работы: ваш вариант решения ситуации выгоден или нет?

Материал для анализа:

Чехов пишет, что действие пьесы происходит в имении Раневской, а в ремарке ко второму действию сообщает, что в поле «видна дорога в усадьбу Гаева». Это означает, что брат и сестра совместно владеют имением — причем имением весьма обширным. Когда Лопахин предлагает героям свой план о разделении вишневого сада на участки, он подсчитывает: если «брать с дачников самое малое по двадцати пяти рублей в год за десятину», то «вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». Таким образом, Раневская и Гаев имеют в своем владении тысячу десятин (более тысячи гектаров), на которой расположены поля, деревня, сад и другие угодья.

Вариант Ермолая Алексеевича Лопахина — поделить усадьбу на участки и сдавать в аренду: можно брать по 25 рублей за десятину (1,09 га) и получать 25 тыс. в год.

Усадьба состоит из вишневого сада и "земель вдоль реки", площадь под садом неизвестна, но это большая часть усадьбы, иначе вишневые деревья не нужно было бы рубить под строительство дач, тем более что участки с видом на реку ценятся выше.

Найдем имение Раневской по приметам:

1) 20 верст (примерно 20 км) от большого города;

2) железная дорога только что проложена;

3) стараниями купцов на его месте возник дачный поселок;

4) под это вырубили большой вишневый сад;

5) рядом с поместьем река.

Фирс в пьесе говорит, что сушёную вишню из имения отправляли возами в Харьков и Москву. Лопахин регулярно ездит по делам в Харьков. Варя мечтает ходить по святым местам, сначала в Киев, потом в Москву. Значит, имение Раневской близко к Малороссии. Возможно, ближайший к имению город — это Белгород. Но есть и другие варианты. Например, версия, что в основе чеховской пьесы лежит история одесской помещицы Васильевой, которая унаследовала усадьбу с вишнёвым садом, а потом продала её за долги. Правда, продажа состоялась в 1909 году, зато Васильева вроде бы была знакома с Чеховым. В 2013 году историко-топонимическая комиссия Одессы установила мемориальную табличку по адресу, где находилась усадьба, и высадила там вишнёвые деревья.

Существует и «Московская» версия местоположения имения Раневской: в последней четверти XIX века в Подмосковье называемые ныне стародачными поселки возникли у Малаховки, станции железной дороги Москва--Рязань, и окрест станции Одинцово дороги Москва--Смоленск — это Переделкино, Барвиха, Немчиновка, Жуковка и Николина Гора — словом, Рублевка. В районе Малаховки у разорившихся помещиков земли скупали купцы-девелоперы, а на Рублевке действовали и купцы, и сами предприимчивые помещики — владельцы земли. Так, братья Немчиновы взяли у государства 1100 десятин в аренду около 16-й версты Брестской дороги, получили разрешение на строительство железнодорожной платформы и возвели и платформу, и одноименный поселок — Немчиновку, то ли имени себя, то ли близлежащей деревни Немчиново. Поселок Барвиха обязан появлением генералу А. Б. Казакову, который решил поднять доходность своего подмосковного имения строительством дач, то есть, по сути, генерал реализовал лопахинский вариант, приплюсовав к нему кирпичный заводик, работавший на местных глинах.

Итак, возможно, поместье Раневской располагалось на Рублевке — в престижнейшем и в то время месте ближайшего Подмосковья: там рядом река Сетунь, а платформа Немчиновка не далее чем в 3 км.

Средний размер подмосковного дачного участка составлял одну десятину (10 га), имение Раневской можно было превратить в тысячу участков, и отнюдь не одно подмосковное имение было продано хозяевами под дачи или ушло с молотка. Между тем спрос серьезного масштаба пока не сформировался. 1895 год — это подъем и в экономике, и на фондовом рынке, появляется прослойка разбогатевших на нем, но в Малаховке до революции в совокупности возникло всего 300 дач. Немчиновы затеяли проект, когда собрали 30 заявок, Казаков тоже начинал со "штучного" строительства: железную дорогу проложили в 1872 году, а к 1890-му в Барвихе проживало всего 93 человека.

Впрочем, у девелопера помимо низкой цены приобретения земли был еще один источник экономии — на строительстве. Как свидетельствует Бунин, дачи и тогда сдавались с недоделками. Герой его рассказа "Муза" (из сборника "Темные аллеи"), действие которого происходит в начале XX века, "в мае переселился в старинную подмосковную усадьбу, где были настроены и сдавались небольшие дачи". Его бревенчатая дача была "не совсем достроена — неконопаченые стены, неструганые полы, печи без заслонок, мебели почти никакой". Сапоги его, валявшиеся под кроватью, от постоянной сырости "обросли бархатом плесени".

Лопахинская цена — 300 рублей за десятину. Кое-какие финансовые условия подобных сделок есть в "Анне Карениной". Действие романа происходит в начале 1870-х, первая версия "Вишневого сада" написана в 1898-м, но большой инфляции в период между этими годами не было. В "Карениной" Левин мрачно констатирует, что Стива Облонский даром отдал лес купцу Рябинину — по 200 рублей за десятину, да еще в рассрочку, тогда как стоил он по крайней мере 500 "чистыми деньгами". А ведь речь не о корабельном, а всего лишь о "дровяном" лесе, да еще и на приличном удалении от Москвы — в Тульской губернии.

Заодно Левин объясняет Облонскому, почему больше никто не давал: "...ни один купец не купит... если ему не отдают даром, как ты... Он и не пойдет на дело, где ему предстоит десять, пятнадцать процентов, а он ждет, чтобы купить за двадцать копеек рубль". Чтобы дело выгорело, другим купцам Рябинин дал отступного. Скорее всего, подобное творилось и на аукционе, где ушло с молотка поместье Раневской.

Второй индикатор стоимости земли — цены на заливные луга под покос, которые Левин сдавал в аренду крестьянам, там же, в Тульской губернии. Сначала Левин просил по 20 рублей за десятину, потом нашел, что земля стоит дороже, стал требовать 25, местные мужики не дали этой цены и отбили других арендаторов, тогда Левин стал убирать луга сам и выручил "почти вдвое". Капитализируем арендную ставку 25 рублей за десятину под 5%, получим те же 500 рублей, что и за "дровяной" лес. Можно прикинуть и цену в современном выражении. Коэффициент пересчета дореволюционных рублей — 1050, за десятину Раневская с продажи имения получила бы 315 тыс. рублей, а за сотку — 2863 рубля.

Такие земли должны были заведомо стоить больше, чем луга и леса Тульской губернии. Лопахин, хоть и оказался победителем аукциона, купил с выгодой. С другой стороны, и при такой низкой цене он сильно рисковал, поскольку его инвестпроект был в лучшем случае долгосрочным, в худшем же дачные участки распродать полностью было нельзя.

Для справки:

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды и разделении их на четыре категории:

  • Strengths (сильные стороны),
  • Weaknesses (слабые стороны),
  • Opportunities (возможности),
  • Threats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Какую площадь занимало имение?
  2. Какой доход могла принести идея со сдачей в аренду участков под дачи?
  3. За какой период можно было бы собрать сумму, необходимую для выкупа имения (годовые проценты составляют 12000 в год, стоимость имения - 25 000)?
  4. Оцените спрос на аренду дачных участков в конце 19 века?
  5. Чем рисковал Лопахин предлагая план с дачными участками?



Предварительный просмотр:

Кейс 3. Продажа имения

Задача: заполнить матрицу, используя материалы кейса и сделать вывод на основе работы: ваш вариант решения ситуации выгоден или нет?

Материал для анализа:

Продавать имение или сдать участки под дачи? Оба варианта предполагают, однако, что Раневская продолжит обслуживать кредит — имение-то в залоге. Сколько ушло бы на это?

Из пьесы известно, что "ярославская бабушка" прислала 15 тыс. рублей, но этого не хватит, чтобы уплатить проценты. Когда Лопахин выкупает сад на аукционе, он дает на 90 тыс. больше долга. Допустим, залоговая стоимость имения в банке составляла 70% рыночной: Государственный дворянский земельный банк, основанный в 1885 году, выдавал ссуды под залог имений в размере 60-75% их рыночной оценки. Разумно предположить, что Лопахин дал рыночную цену, ведь конкуренция какая-никакая на аукционе была. Тогда 90 тыс.— это 30% стоимости имения, оно стоит 300 тыс. рублей, а долг по закладной составляет 210 тыс. Процентная ставка — 5,75%. Банк постепенно понижал ее с этого уровня до 3%, но кредит у Раневской старый. Итак, годовые проценты составляют 12 тыс. рублей.

Государственный дворянский земельный банк основан в 1885 году для поддержания землевладения потомственных дворян. Располагался в Санкт-Петербурге по адресу: Адмиралтейская набережная, дом 14.

Действия банка распространялись на европейскую часть Российской империи, исключая Великое княжество Финляндское, Царство Польское, Прибалтийские губернии и Закавказье. Ссуды выдавались помещикам под залог их земельных владений в размере 60-75 % от стоимости земли (в том числе обременённой долгами). Максимальный срок погашения ссуды, достигавший вначале 48 лет 4 месяцев, позже был увеличен до 51 года, а затем и до 66 лет 6 месяцев. Процент, уплачиваемый по ссуде, составлял в 1880-х гг. 5 % — 6 %, а к 1897 году был снижен до 3,5 %. При просрочке платежей взималась пеня по 0,5 процента в первые два месяца и по 1 проценту в дальнейшем. За длительную неуплату недоимок в соответствии с положением от 26.6. 1889 г. имение могло быть назначено на торги, но на практике это не применялось.

В 1890 г. деятельность банка была распространена на Закавказье, в 1894 г. - на западные губернии Империи.

В связи с неурожаем 1891-1892 гг. владельцам имений, оказавшихся в зоне бедствия, были предоставлены дополнительные льготы: рассрочку недоимок на 6-10 лет с оплатой 3 процентов годовых.

На первый взгляд это противоречит тому, что 15 тыс. "ярославской бабушки" не хватит, чтобы погасить проценты, но в Дворянском банке существовала льготная система рассрочек процентных платежей, могла накопиться и задолженность за прошлые годы.

Получила ли Раневская рыночную цену за свое имение? Сомнительно. Лопахинская цена — 300 рублей за десятину. Кое-какие финансовые условия подобных сделок есть в "Анне Карениной". Действие романа происходит в начале 1870-х, первая версия "Вишневого сада" написана в 1898-м, но большой инфляции в период между этими годами не было. В "Карениной" Левин мрачно констатирует, что Стива Облонский даром отдал лес купцу Рябинину — по 200 рублей за десятину, да еще в рассрочку, тогда как стоил он по крайней мере 500 "чистыми деньгами". А ведь речь не о корабельном, а всего лишь о "дровяном" лесе, да еще и на приличном удалении от Москвы — в Тульской губернии.

Заодно Левин объясняет Облонскому, почему больше никто не давал: "...ни один купец не купит... если ему не отдают даром, как ты... Он и не пойдет на дело, где ему предстоит десять, пятнадцать процентов, а он ждет, чтобы купить за двадцать копеек рубль". Чтобы дело выгорело, другим купцам Рябинин дал отступного. Скорее всего, подобное творилось и на аукционе, где ушло с молотка поместье Раневской. Второй индикатор стоимости земли — цены на заливные луга под покос, которые Левин сдавал в аренду крестьянам, там же, в Тульской губернии. Сначала Левин просил по 20 рублей за десятину, потом нашел, что земля стоит дороже, стал требовать 25, местные мужики не дали этой цены и отбили других арендаторов, тогда Левин стал убирать луга сам и выручил "почти вдвое".

Капитализируем арендную ставку 25 рублей за десятину под 5%, получим те же 500 рублей, что и за "дровяной" лес. Можно прикинуть и цену в современном выражении. Коэффициент пересчета дореволюционных рублей — 1050, за десятину Раневская получила бы 315 тыс. рублей, а за сотку — 2863 рубля. В принципе, Лопахин купил имение как раз по рыночной стоимости.

Любовь Андреевна выбирает продажу имения. В результате она получает те самые 90 тыс., которые на аукционе Лопахин дал сверх долга. Положить эти деньги в банк можно под 4% — это приносит 3,6 тыс. в год, но проценты по закладной платить теперь не нужно. Все равно это почти в четыре раза меньше дохода от сдачи поместья под строительство дач. Плюс к тому продажа имения несла в себе большой риск, можно было не выручить и 90 тыс. На аукционе было всего три участника: брат Раневской Гаев с 15 тыс. "ярославской бабушки" — смехотворной суммой, купец Дериганов, который "сверх долга сразу надавал тридцать" тысяч, и Ермолай Лопахин. Если бы не он, Раневская получила бы максимум 30 тыс. рублей — положенные под проценты, они приносили бы всего 1200 рублей в год. Вполне возможно, что не случилось бы и этого: Дериганов мог дать такие деньги, лишь завидев Лопахина.

Попытаемся представить, что такое жизнь на 3,6 тыс. в год (300 рублей в месяц) и 13 тыс. в год (1100 в месяц) на рубеже XIX и XX веков. В 1900 году врач в земской больнице получал 80 рублей в месяц, учитель — 80-100, начальник почтовой станции — 150-300, полковник — 320, генерал — 500-750, министр — 1500. На 300 рублей Раневская жила бы как полковник, а на 1100 — лучше генерала и похуже министра. 300 дореволюционных рублей — это 315 тыс. нынешних, а 1100 — 1 млн 155 тыс. На 300 рублей в месяц Раневской было не прокрутиться — она жила на широкую ногу, надо было двух дочерей содержать, а 1100, пожалуй, хватило бы, если бы она умерила свое мотовство.

Для справки:

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды и разделении их на четыре категории:

  • Strengths (сильные стороны),
  • Weaknesses (слабые стороны),
  • Opportunities (возможности),
  • Threats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Какую сумму получила бы Раневская, продав имение без участия Лопахина?
  2. Сколько она получила с продажи имения с участием Лопахина?
  3. Цена, которую получила Раневская – это рыночная цена имения?
  4. Какой доход могла бы получать Раневская, если бы полученные от продажи имения деньги она положила в банк под проценты?
  5. Какой уровень жизни она могла бы себе позволить, если бы жила на проценты от вклада?



Предварительный просмотр:

Мое настроение на уроке

Мой вклад в деятельность на уроке

Мои знания стали лучше

Мое настроение на уроке

Мой вклад в деятельность на уроке

Мои знания стали лучше

Мое настроение на уроке

Мой вклад в деятельность на уроке

Мои знания стали лучше

Мое настроение на уроке

Мой вклад в деятельность на уроке

Мои знания стали лучше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы, музыки, ИЗО в 6 классе. Тема урока " Очарованье русского пейзажа".

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "Очарованье русского пейзажа". ( лирика поэтов 19 века: Баратынского, Полонского, Толстого)...

Проект к уроку по финансовой грамотности в 7классе по теме "Страхование"

Данный проект разработан группой педагогов с мои участием в рамках курса повышения квалификации по финансовой грамотности (72 часа) в марте 2019 года (организаторы Высшая школа экономики, ФГБОУ "...

урок по финансовой грамотности 10 класс и презентация

Тип урока: урок открытия новых знанийФорма урока: урок-конференцияПроблема урока: в современном мире существует очень удобная форма денежных расчетов, которую люди не используют в полной мере.Под...

Интегрированный урок по финансовой грамотности и математике

Подробный конспект и презентация к нитегрированному уроку "Способы приумножения семейного бюджета". Урок расщитан на обущающихся 5-6 классов....

Технологическая карта урока по финансовой грамотности 8 класс

Технологическая карта урока по финансовой грамотности. Содержательная: создание условий для формирования представления об источниках доходов и расходов семьи, семейном бюджете, личном финансовом ...