Формулирование проблемы текста (задание 27 ЕГЭ по русскому языку) на уроках литературы в 9 классе как один из способов работы с одарёнными детьми
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс)

Соловьёва Ирина Касимовна

В 11 классе при подготовке к выполнению задания 27 (сочинение) учащиеся часто испытывают трудности при формулировании проблемы.  Часто они видят её, чувствуют, а слов для выражения мысли не хватает. Времени на отработку этого навыка тоже оказывается недостаточно. Поэтому возникла идея вводить понятие «проблема» раньше – при изучении литературы в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formulirovanie_problemy_teksta.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формулирование проблемы текста (задание 27 ЕГЭ по русскому языку)

на уроках литературы в 9 классе

как один из способов работы с одарёнными детьми

В 11 классе при подготовке к выполнению задания 27 (сочинение) учащиеся часто испытывают трудности при формулировании проблемы.  Часто они видят её, чувствуют, а слов для выражения мысли не хватает. Времени на отработку этого навыка тоже оказывается недостаточно. Поэтому возникла идея вводить понятие «проблема» раньше – при изучении литературы в 9 классе.

Девятиклассников не хочется перегружать терминами, знакомить более подробно  со структурой сочинения (27 задание ЕГЭ по русскому языку), поэтому мы пришли к следующей схеме: определяем тему произведения (о чём?), идею (что хотел сказать автор?), а затем переходим к формулированию проблемы. Под проблемой мы подразумеваем следующее: над каким вопросом рассуждает автор или о чём задумывается читатель после знакомства с текстом.

Кстати, идея – это примерно то же, что и позиция автора, поэтому можно было бы использовать этот термин, если это понятие учащимся ближе.

Тексты можно прочитать в классе, если они небольшие, или дать задание познакомиться с ними дома. Конечно, первое время определять тему, идею и формулировать проблему мы будем вместе с детьми на уроках.

Но затем можно давать возможность им дать поработать самостоятельно дома.  А  в классе уже обсуждаются все версии формулировок темы, идеи, проблемы.

Важно записать все услышанные варианты ответов, потому что на этом этапе даже не в лучших формулировках мы заметим ключевые слова. Которые затем помогут нам сформулировать проблему или проблемы. Обсуждаем ответы детей, выбираем наиболее удачные.

В ходе работы, конечно, учащиеся обращаются к тексту, показывая, где они увидели тему, что подсказало им идею. Постепенно в ходе урока мы выявляем 2-3-4 основные проблемы текста, записываем их откорректированные формулировки.

В качестве домашнего задания предлагаем на каждую выявленную проблему подобрать цитаты из текста или сделать ссылки на текст (часть, отрывок, абзац, эпизод).  Таким образом выпускники учатся находить аргументы к сочинению-рассуждению, учатся подтверждать свои мысли цитатами, а по сути уже работают над комментарием проблемы и выявляют авторскую позицию.

Что даёт эта работа? На самом деле, очень многое.

  1. Оживление работы на уроках (диалоги, споры)
  2. Взгляд на произведение с другой стороны, более взрослое восприятие произведений. Дети сами отмечают, что им стало интереснее и на уроках, и при подготовке к ним.
  3. Снимается страх перед будущими экзаменами.
  4. Гордость. Повышение самооценки от понимания, что они уже готовятся к экзамену 11 класса.
  5. Их записи – отличная шпаргалка для подготовки к экзамену 11 класса.
  6. Произведения лучше понимаются и воспринимаются.
  7. Нет страха при формулировании проблемы, появляется навык выполнения этой работы.

Приведу пример работы с рассказом И.Бунина «Лапти». Учащиеся выявили такие темы рассказа: «Милосердие Нефёда», «О самопожертвовании Нефёда», «О сострадании», «О способности простого человека на поступок» и др.

Идею ребята выразили следующей формулировкой: «Простой крестьянин способен на поступок, милосердие, самопожертвование, сострадание, человечность»

Проблемы выявили следующие:

- может ли (способен ли) простой  человек на милосердие, самопожертвование, сострадание, человечность?

- Нужна ли была эта жертва? Стоило ли Нефёду отправляться  в непогоду за краской и лаптями? Могли ли они помочь больному ребёнку?

- Возможны ли человеческие, добрые отношения между людьми разных классов, слоёв общества?

- Чем вызван поступок Нефёда: душевным порывом или привычкой быть преданным барину?

И т.д.

Как видим, не раз слова «милосердие», «сострадание», «человечность», «самопожертвование» фигурировали в формулировке темы и идеи, а затем были использованы для выражения проблем данного рассказа.

Но это только внешний, бытовой пласт рассказа. А если обратить внимание ребят на символы, использованные в данном произведении, то и тема, и идея, и проблемы будут совсем другие.

Вьюга – это перемены в жизни, смятение, революция, перелом  в судьбе.

Лапти – символ крепостного крестьянства

Красный цвет – революция, боль. Смерть.

Тогда и проблемы звучат другие:

Нужна ли была стране революция?

Возможно ли взаимодействие между дворянством и крепостным крестьянством?

Будут ли  оправданы жертвы, которые несёт с собой революция?

Описанный способ работы на уроках литературы рассчитан на одарённых детей, чувствующих литературу. Хотя мы в своей работе ориентируемся на представление об  одарённости шире: это все учащиеся, кто заинтересован или кого можно заинтересовать преподаваемым предметом.

В заключение приведу список произведений, в работе над которыми был использован способ выявления проблемы:

М.Булгаков «Собачье сердце»

И.Бунин «Лапти», «Тёмные аллеи»

А.Чехов «Тоска»

М.Шолохов «Судьба человека».

Соловьёва Ирина Касимовна, МКОУ «Кунашакская СОШ»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы.

Подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы. ( на примере анализа 2-й главы романа м. Булгакова "Мастер и Маргарита")...

дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы

Представленный материал может использоваться на уроках литературы при проведении творческих работ. Творческие работы организуются по готовым текстам, представляющим собой отрывки из критических статей...

Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока  в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...

Русский язык -Открытый урок в 6 классе

Данная презентация посвящена теме " Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени".Презентацию можно использовать на уроках русского языка при изучении темы. Данный урок вызвал интерес у...

Презентация по русскому языку к уроку в 5 классе по теме "Наречие"

Данная презентация подготовлена для учащихся 5 класса. В ней содержится разнообразный доступный материал по данной теме. Рассматривается тема с точки зрения общего грамматического значения, морфологич...

Презентация по русскому языку к уроку в 5 классе по теме "Прямая речь"

Данная презентация содержит интересный и занимательный материал по теме "Прямая речь"...

Рабочие программы по русскому языку и по литературе 6 класс, 8 класс

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных ...