Система подготовки обучающихся к итоговому сочинению.
методическая разработка по литературе (11 класс)

Бигун Татьяна Павловна

Данный материал поможет подготовить выпускников к итоговому сочинению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_sochinenie.pptx982.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговое сочинение 2021-2022 учебный год «Система подготовки обучающихся к итоговому сочинению» Подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа № 16 г.Благовещенска» Бигун Татьяна Павловна

Слайд 2

Итоговое сочинение . Как и когда проходит? Главная задача- получить допуск к ЕГЭ! Н ужно написать сочинение (более 350 слов — рекомендованный объем), состоящее из вступления, двух аргументов из литературы и заключения (всего 4 абзаца) Основная дата - 1 декабря 2021 года Запасная дата – 2 февраля, 4 мая На всю работу отводится 3 часа 55 минут .

Слайд 3

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ? Критерии №1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350 . Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные части речи), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет». Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем .

Слайд 4

Критерии оценивания Критерий № 1 «Соответствие теме». Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). Критерий № 2 «Аргументация.» Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст)

Слайд 5

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения». Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Критерий № 4 «Качество письменной речи». Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Критерий № 5 «Грамотность». «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных .

Слайд 6

Тематические направления итогового сочинения 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Слайд 7

Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная)» ФИПИ комментирует: Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей , дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении . Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Слайд 8

ПОДБОРКА ТЕМ К НАПРАВЛЕНИЮ №1. • Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»? • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»? • Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»? • Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться? Что направляет человека на жизненном пути? • Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути? • Какие качества необходимы для первооткрывателя? • Какие качества необходимы для путешественника? • Чему человек может научиться в путешествии? • Как определить свой путь в жизни? • Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»? Каким путём человек идёт к самому себе? Что может исказить жизненный путь человека? Какие цели важно ставить на жизненном пути?

Слайд 9

Литература к направлению человек путешествующий: дорога в жизни человека 1 . Н.С. Лесков «Очарованный странник» 2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» 3. А.С. Грибоедов «Горе от ума» 4. Н.В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор» 5. М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Герой нашего времени» 6. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» 7. Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» 8. И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» 9. Л.Н. Толстой «Война и мир» 10. В.А. Каверин «Два капитана» 11. М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека» 12. И.А. Гончаров «Обломов» 13. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Слайд 10

Направление « Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные)» ФИПИ комментирует: Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации , надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества . .

Слайд 11

ПОДБОРКА ТЕМ К НАПРАВЛЕНИЮ №2. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо? Чем опасен технический прогресс? Может ли научный прогресс привести к катастрофе? Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией? Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными? Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие? Меняются ли люди в условиях технического прогресса? Как ученый должен относиться к научным открытиям? Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Каким должен быть технический прогресс?

Слайд 12

Литература к направлению итогового сочинения цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? В. Распутин. «Прощание с Матёрой» 2. Ч. Айтматов «Плаха» 3. А. Платонов «Котлован» 4. А.И. Куприн «Олеся» 5. И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» 6. М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» 7. Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» 8. Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени» 9.М. Замятин «Мы» 10. А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля » 11. В.П. Астафьев «Царь-рыба» 12. Д. Киз «Цветы для Элджернона » .

Слайд 13

Направление «Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние)» ФИПИ комментирует: Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Слайд 14

ПОДБОРКА ТЕМ К НАПРАВЛЕНИЮ №3. Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления —безнаказанность»? Может ли преступление иметь законное основание? Можно ли оправдать преступление? Какое преступление никак нельзя оправдать? Достоин ли преступник сочувствия? Как убедить преступника раскаяться в содеянном? Месть —это преступление или восстановление справедливости? Может ли преступление быть справедливым? Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»? Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое —это бессердечие»? Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?

Слайд 15

Литература к направлению итогового сочинения преступление и Наказание – вечная тема 1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 3. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» 4. М. Горький « Макар Чудра », «Старуха Изергиль» 5. А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель 6. А.А. Блок «Двенадцать» 7. А.И. Куприн «Гранатовый браслет» 8. Л. Андреев. «Иуда Искариот» 9. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 10.А. Островский «Гроза» 11. А.А. Ахматова «Реквием»

Слайд 16

Направление «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника)» ФИПИ комментирует: Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника .

Слайд 17

ПОДБОРКА ТЕМ К НАПРАВЛЕНИЮ №4. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы? В какой книге изображён портрет современного поколения? Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху? Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение? Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература? Какие произведения искусства делают вас счастливым? Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени? Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён? Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными? Какая книга помогла Вам лучше понять себя? Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли

Слайд 18

Литература к направлению итогового сочинения книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня А.С. Пушкин «Об искусстве», «Моцарт и Сальери» М.И. Цветаева «Об Искусстве» В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» А.И. Куприн «Гамбринус» К.Г. Паустовский «Золотая роза» Н.В. Гоголь «Портрет» А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» Р. Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту» Куприн «Гранатовый браслет» А. Н. Толстой «Русский характер» А. С. Грин «Зелёная лампа» Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Слайд 19

Направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).» ФИПИ комментирует: Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

Слайд 20

ПОДБОРКА ТЕМ К НАПРАВЛЕНИЮ №5. Всегда ли общество ценит достойных людей? Нужны ли перемены современному обществу? Что такое общественная справедливость? Бывает ли общественное мнение ошибочным? Как связаны человек и государство? Как связаны общество и государство? Какие перемены опасны в обществе и государстве? Каким образом можно улучшить общество? Как можно улучшить государство? Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»? Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

Слайд 21

Литература к направлению итогового сочинения кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина 1. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» 2. А.С. Пушкин «Медный всадник», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Евгений Онегин» 3. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 5. И.С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети» 6. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песнь о купце Калашникове…» 7. Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала» 8. Н.С. Лесков «Очарованный странник» «Левша». 9.Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель» 10. В.Г. Короленко «В дурном обществе» 11. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» 12. И.А. Куприн «Чудесный доктор»

Слайд 22

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИТОГОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ ШАГ I. ВЫБОР ТЕМЫ. Внимание!!! Читаем каждую тему сочинения(их 5). !!! Обращаем внимание на знак завершения в предложении (темы). Чаще встречается вопросительный знак ? ИТАК, тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. !!! Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише : «можно ли утверждать, что... » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д. Например, « Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?» !!! Обращаем внимание на ключевые слова и, конечно, вопросительное слово ПОЧЕМУ? (Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа , мы разобрали первый тип)

Слайд 23

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИТОГОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ ИТАК, второй тип : тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение, Например, «Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться». Третий тип: тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы. Например, « Какого человека можно назвать гражданином?»

Слайд 24

ШАГ 2. СТРАТЕГИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ . Тема выбрана! Что делать дальше? Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса: ЧТО (О ЧЁМ) писать Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема. Обдумываю аргументацию. Обдумываю композицию и форму сочинения 2. ЗАЧЕМ писать? Определяю основную мысль сочинения . Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения.

Слайд 25

3. Как писать? Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение) Доказываю его, подобрав произведения для аргументации Пишу заключение. ШАГ 3. ТАКТИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ Пишу сочинение на черновике. Пересчитываю количество слов ( не менее 250(!), рекомендованное количество - 350 слов. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания.

Слайд 26

Каким должно быть итоговое сочинение? Рекомендуемый объём слов в сочинении – 350. Однако в инструкции имеется фраза, что в сочинении должно быть не менее 250 слов . Это значит, что если вы написали хотя бы 251 слово, то ваше сочинение проверят , если меньше двухсот пятидесяти – не проверят. !!!! Значит пишем чуть БОЛЬШЕ 250 Не бойтесь писать много. Разумеется, это не значит, что чем больше слов, тем лучше сочинение. Главное – раскрыть тему и проанализировать её на примере отдельного художественного произведения, аргументировать тезис. Однако, работая в публицистическом и художественном стиле, где учащиеся должны продемонстрировать своё волеизъявление, свою последовательность и логичность мысли, невозможно обойтись без большого объёма слов. Поэтому учащиеся набирают 400-500 слов. И это не предел…

Слайд 27

Ещё одним из самых важных условий вашего итогового сочинения является самостоятельность написания . Все выпускные сочинения проверяются через программу «Плагиат». А затем перепроверяются в вузах. Поэтому выпускное сочинение невозможно списать. Трудно его также выучить, так как темы для ознакомления даются только 1 декабря за 15 минут до начала экзамена. Заранее выученное сочинение может быть не по теме. Но готовиться в пределах направлений возможно и нужно. Сочинение должно быть написано чётко по указанной теме , а не по направлению, в рамках которого сформулирована данная тема.

Слайд 28

Структура сочинения Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. (60-70 слов) Основная часть . В этой части доказывается 2-3 тезиса. Здесь раскрывается идея сочинения и связанные с ней вопросы. (200-250 Это доказательство строится по принципу: тезис-доказательство-вывод- логический переход к новой мысли. ( Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать .) 3. Заключение. Здесь подводятся итоги, содержатся конечные выводы и оценки (40-60 слов) !!!!Помните , количество слов указано стандартно! Главное, чтобы было больше 250слов

Слайд 29

Подробнее об аргументе Аргумент состоит из 3 элементов: 1. Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок). 2. Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ. 3. Микровывод (он завершает только одну из микротем , а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.

Слайд 30

Помни!!! Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации. Аргумент нужно: привести из литературных источников. выделить в отдельный абзац. в конце каждого абзаца написать микровывод Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки. Вот несколько СПОСОБОВ ЗАКОНЧИТЬ СОЧИНЕНИЕ: 1. Вывод . Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного , но нельзя повторять те микровыводы , которые уже делались в сочинении после аргументов.

Слайд 31

2. Заключение-призыв . Не используйте пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. 3. Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни : смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.

Слайд 32

КЛИШЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Речевые клише —это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения. Клише к итоговому сочинению: Для вступления: Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям. • Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ... • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что... • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что … • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...

Слайд 33

Для перехода к основной части В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема... • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ... • Обратимся к произведениям художественной литературы Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором... • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении) • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

Слайд 34

Для тезисов • Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения) • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(основная мысль сочинения). • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения) Для аргументов Обращение к произведению • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме… • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название). • Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название). • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения). • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название). •

Слайд 35

Интерпретация произведения или его фрагмента: Автор повествует о… • Автор описывает… • Поэт показывает… • Писатель размышляет о… • Писатель обращает наше внимание… • Писатель заостряет наше внимание на … • Он акцентирует внимание читателя на… • Этот поступок героя говорит о ... • Мы видим, что герой поступил так потому... • Автор показывает, к каким последствиям привело...

Слайд 36

Промежуточный вывод: • Писатель считает, что… • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…. • Мы можем прийти к выводу... Для заключения • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод… • Невольно напрашивается вывод… • Таким образом, мы приходим к выводу: … • Итак, можно сделать вывод, что… • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…! • В заключение хочется выразить надежду на то, что… • Хочется верить, что… • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что … • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

Слайд 37

Пример итогового сочинения по направлению: кому на Руси жить хорошо? Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? В жизни каждого человека возникают трудные ситуации. Иногда он может самостоятельно преодолеть их. Но бывает и так, что без помощи других людей просто не обойтись. Иногда нужно совсем немного, чтобы жизнь человека изменилась к лучшему. Поэтому необходимо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается . Я думаю, что желание помогать заложено в самой природе человека. В русской литературе немало художественных произведений, отражающих это качество. Вспомним рассказ А.И. Куприна "Чудесный доктор". Автор нарисовал картину полной безысходности в семье Мерцаловых. После тяжелой и продолжительной болезни герой рассказа потерял работу. Содержать семью стало не на что. Жена, дети и он сам были вынуждены жить в ужасных условиях. Денег не было ни на еду, ни на лекарства для заболевшей дочки. Куприн пишет , что глава семьи впал в отчаяние и даже задумался о самоубийстве. Но в городском саду он повстречал старика, который выслушал Мерцалова и поспешил помочь семье. Старик оказался известным доктором. Он осмотрел девочку, выписал рецепт и оставил семье деньги.

Слайд 38

Автор подчёркивает, что для известного доктора эта сумма была не очень большой. Но для семьи Мерцаловых помощь доктора Пирогова имела огромное значение. Дочка поправилась, глава семьи нашел работу . Таким образом, писатель хочет донести до нас мысль, что совершенно незнакомый человек помог людям преодолеть сложные жизненные обстоятельства. Целая семья смогла вновь обрести счастье. В качестве другого аргумента можно вспомнить эпизод из романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Родион Раскольников в распивочной знакомится с Мармеладовым, который рассказывает ему о себе и о своей семье. Раскольников узнает о том, как трудна жизнь этой семьи. Провожая Мармеладова домой, Родион незаметно на подоконнике оставляет деньги, вырученные за часы у старухи-процентщицы . Писатель считает, что поступок героя, находящегося не в лучшем финансовом положении, говорит о том, что человеку свойственно откликаться на чужую беду и оказывать помощь. Подводя итог, хочется отметить, что очень многие люди готовы помогать тем, кто оказался в трудной ситуации. Например, мы видим, как дети, нуждающиеся в дорогостоящем лечении, получают помощь от миллионов совершенно незнакомых людей. Безусловно, те, кому нужна помощь, должны ее получить. И всегда найдутся люди, которые эту помощь окажут.

Слайд 39

Некоторые комментарии к сочинению !!! Пояснение : 1 ( красн . цвет) – вступление; 2(синий) – тезис; 3(зелёный)- 1аргумент, 2 аргумент; 4(фиолетовый)- микровывод ; 5 (оранжевый) - общий вывод !!!!!!!! Это сочинение не является эталоном, но структура выдержана

Слайд 40

Примерный пакет тем сочинений 1.1. Зачем люди отправляются в путешествие? 1.2. Можно ли обойтись без науки в современном мире? 1.3. Война: преступление и подвиг. 1.4. Согласны ли Вы с высказыванием: «В трудные минуты нас понимает только музыка…» (Жан Кокто)? 1.5. Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Слайд 41

Притча Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю , скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей; брать у мира новые знания и новый опыт. Находить баланс этих возможностей – вот в чем мудрость нашей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа"Система работы учителя при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ"

Данная программа поможет учителю выстроить систему работы с детьми для успешной сдачи ЕГЭ...

Подготовка обучающихся к итоговому сочинению по литературе

Статья. Из опыта работы с 11классниками....

Материалы по подготовке обучающихся к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Предлагаю текст выступления на семинаре РМО учителей русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итгоговому сочинению по литературе в 11 классе ( обмен опытом работы).  Изложены основ...

Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".

Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...

Система работы по подготовке к выпускному итоговому сочинению

В материале представлена система работы по подготовке учащихся 11 класса к выпускому сочинению. Подробно описаны приемы обучения школьников выстраиванию тезиса сочинения, доказательства своего суждени...

Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. Мониторинговые исследования обучающихся.

Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. Мониторинговые исследования обучающихся....

Методическая разработка комплекта методических рекомендаций и памяток для подготовки обучающихся к итоговому сочинению

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника ...