Урок-обобщение "Нравственные идеалы русского человека"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Клокова Виктория Викторовна

Обобщающий урок родной литературы (русской) в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-obobshchenie_nravstvennye_idealy_russkogo_cheloveka.docx54.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект заключительного занятия. Урок-обобщение « Нравственные идеалы русского человека: «Не в силе Бог, а в правде…»

Цель: Повторить и обобщить материал, изученный за курс 6 класса

Задачи:

  • Образовательные: формировать умение систематизировать материал, обобщать, делать выводы, правильно и связно выражать свои мысли.
  • Воспитательные: повышение интереса учащихся к чтению художественной литературы; умение работать в группе.
  • Развивающие: развитие навыков внимательного, вдумчивого чтения художественной литературы, развитие речи учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Вступительная беседа

Ребята, сегодня у нас  с вами заключительный урок родной литературы. На протяжении полугода мы с вами читали много интересных произведений, знакомились с новыми именами писателей и лучше узнали творчество тех писателей, с которыми  уже были знакомы на уроках литературы. Мы проделали с вами кропотливую работу, которую можно сравнить с выращиванием цветка. Ежедневный уход, полив, рыхление. И вот награда – распустившийся цветок. Из тех зернышек, крупиц истины,  которые вы собираете на уроках литературы, тоже можно вырастить красивый цветок. Имя ему – отзывчивая и добрая душа.

Взгляните на тему нашего урока. Эти слова принадлежат великому человеку и полководцу, истинному патриоту, которому известен был секрет души русского человека, - Александру Невскому.  Что  означают эти слова? Как мы их должны понимать? ( Бог, защитник, покровитель, на стороне того, кто прав, а не кто сильнее.)

  1. Словарная работа.

Правда – 1. То, что существует в действительности, синоним слова  

                      истина.

                 2. Справедливость, честность

Душа – 1.Внутренний мир человека, его сознание.

              2.То или иное свойство характера

Нравственность –Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

  1. Работа с тематическими блоками.

Каждое прочитанное произведение подводит нас  с вами к мысли о том, каким должен быть настоящий человек, настоящий гражданин.

Сейчас я буду читать вам отрывки из произведений, которые мы еще не изучали на уроках родной литературы  или изучали на уроках литературы.  Попробуйте по ассоциации (реминисценции), по схожей теме назвать уже изученное. Используя ваши ответы, мы составим  схему.

  1. Былины.

Чтение отрывка из былины «Вольга и Микула Селянинович»

Какой правде учат нас герои былин? (Правда в мирном труде и в  справедливой защите Родины от врага)

  1. Города земли русской. Родные просторы

«Случились вместе два астронома в пиру…»  назовите автора стихотворения – самого известного крестьянина-помора (М.В. Ломоносов)  

В разделе «Города земли русской» мы с вами говорили о родине великого ученого – Архангельске. Чему учат эти произведения? (По-настоящему дорог каждому родной край, любящее сердце видит красоту и заснеженных,  и суровых просторов.  Правда в любви к малой родине.)

  1. Русские традиции

Чтение календарно-обрядовых песен (Как на масленой неделе..)

(Правда в традициях, предающихся из поколения в поколение и их почитании)

  1. Русский характер – русская душа

Отрывки из «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого

(Правда на стороне тех, кто защищает Родину. За долгую историю русским воинам, к сожалению, не раз приходилось доказывать эту истину.)

  1. Загадки русской души

Ф.И. Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…»

(Правда в том, что чудеса нужно делать своими руками)

  1. Лишь слову жизнь дана

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева

(Правда в том, что без языка нет народа. Ценить язык – обязанность каждого)

  1. Составление обобщающей схемы

 

                                   

                                                           

                                                   

Вывод: произведения русской литературы воспитывают высоконравственного человека, учат любить Родину, ценить язык, помогать людям, быть добрым и отзывчивым.

  1. Рефлексия
  2. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа России - нравственное начало в жизни русского человека. ( Урок - презентация по творчеству К.Г. Паустовского ).

Цель урока: Помочь учащимся увидеть К. Паустовского, как необычайно талантливого человека, мастера прозы двух направлений: мастера прозаического рассказа о природе и мастере рассказов о Человеке...

Конспект урока литературы в 10 классе "Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время"

Урок - диалог в 10 классе по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"...

Характер русского человека и проблема нравственного выбора человека на войне (по повести В.Кондратьева "Сашка")

Конспект урока по современной литературе о Великой Отечественной войне. Как раскрывается характер русского человека на войне......

Духовная красота простого русского человека в произведениях И. Шмелева (по рассказам «Мартын и Кинга», «Русская песня» и повести «Лето Господне».)

Любить весь мир, одинаково дружелюбно относиться ко всем странам и народам, их населяющим, безусловно, прекрасно. Но тот, кто любит всех, непременно более всего предан своей Родине. Даже если в силу о...

Внеурочное занятие по истории для учащихся 6-7 классов. "Идеалы русской культуры"

Данную разработку можно использовать для проведения внеурочных занятий , классных часов....

Конспект урока. Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.

Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патр...

Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и Микула Селянинович»

Цели и задачи урока.        Формировать у учеников представления о былине как жанре русского фольклора; знакомство с былиной «Вольга и Микула Селянинович...