«Методика обучения с использованием современной цифровой образовательной среды»
методическая разработка по литературе

Вельмакова Наталья Николаевна

«Методика обучения с использованием современной цифровой образовательной среды»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вельмакова  Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СШ № 21», г. Нижневартовск

«Методика обучения  литературе  русскому языку с использованием современной цифровой образовательной среды»

«Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Гениальные слова Гете как нельзя лучше отображают смысл работы учителя: за сухими словами теорий и программ увидеть благодарные, счастливые глаза ребенка, в которого ты вложил кусочек своей души. За 34 года работы в школе можно делать определенные выводы. До и после появления мобильных телефонов и Интернета обучающиеся с удовольствием участвуют в конкурсах, олимпиадах, исследованиях. Учитель должен поддерживать этот интерес и соответствовать требованиям.

Система работы современного учителя  обусловлена требованиями к условиям реализации образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Использование современных образовательных технологий - один из критериев успешности учителя, работающего в режиме ФГОС ООО. Внедрение современных образовательных технологий позволяет активизировать учебный процесс, воплотить идеи развивающего образования, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся. Область применения информационно-коммуникационных технологий обширна: урочная и внеурочная деятельность,  факультативные занятия,  внеклассная работа, исследовательская деятельность.

Выберем доступные современному учителю русского языка и литературы ИКТ-технологии, помогающие сделать процесс обучения и воспитания детей более эффективным?

Во-первых, это технология телекоммуникаций – совокупность приемов, методов, способов обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде  с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей. Например, учащиеся по электронной почте присылают учителю файлы для проверки. Особенно это удобно на этапе подготовки проектов, когда приходится редактировать ученические работы, давать рекомендации и т.д. Также возможно осуществлять связь с учениками-родителями через сервис Skype. К данной технологии примыкает технология дистанционного контроля. К примеру, ученики делают скриншоты выполненных дома онлайн-тестов и высылают их на почту учителю. Технология телекоммуникаций дала возможность учителю показать своих учеников на всероссийском и международном уровнях. Так, в  2017-2018 и в 2018-2019 учебном году 18 моих учеников (Вельмаковой Н.Н.)  приняли участие в городских конкурсах сочинений («Из дальних странствий возвратясь…», «Мой, друг, спасибо, что ты есть у меня!»), а также в I Международной экспресс-олимпиаде по русскому языку. Итоги мероприятия порадовали: 18 дипломов победителей и сертификаты участия всем остальным. Данный вид работы существенно увеличивает интерес к предмету, стимулирует учащихся, повышает их мотивацию.

Во-вторых, это технология компьютерной визуализации учебной информации об изучаемом объекте. Современному школьнику, который мало читает русскую классическую литературу,  необходимо просматривать отрывки талантливых экранизаций произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова,  И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского и др. Это позволяет почувствовать дух изучаемой эпохи, увидеть костюм, услышать живую речь, что способствует расширению представлений и воспитанию читательского таланта школьника.  Не секрет, что современному ученику читать не хочется. И тут приходят на помощь современные технологии. При изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» разве можно обойтись без  просмотра ключевых сцен  фильма, дети сравнивают, анализируют. Сопоставляют – они читают живой текст. Экранизация «Дубровского», «Героя нашего времени» – дети потрясены, они представляли героев по-другому. Перед 9 Мая  замечательно воспринимаются стихи В.Высоцкого, когда мы смотрим клип – «Я - як-истребитель» на фоне «В бой идут одни старики» Некоторое время молчание. Потом уже можно использовать текст для всевозможных разборов, составления схем СП, выделения основ. Таких примеров множество. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции, и  технология визуализации здесь незаменима.

В-третьих, технология интерактивного диалога. Это взаимодействие пользователя с программной системой, характеризующееся (в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашениями) реализацией более развитых средств ведения диалога. При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с программной системой характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие от системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя. Работа в мобильном компьютерном классе. На каждом компьютере установлена программа-тренажер. Учащиеся индивидуально решают орфографические задачи на разные правила. Так, например, программа-тренажер по русскому языку «Фраза» - незаменимый помощник учителя-словесника в отработке орфографических и пунктуационных навыков. Интерактивность, повышение интереса к орфографической работе, моментальная оценка всех учащихся, развитие предметной, ИКТ, коммуникативной компетенций, экономия времени – вот только некоторые преимущества использования данной технологии на уроке русского языка.

Незаменима на уроках закрепления и контроля технология тестового педагогического контроля. В сети появилось огромное количество электронных образовательных ресурсов, которые представляют собой разветвленную систему онлайн-тестирований по каждой изучаемой теме. Данная технология является отличным средством для реализации технологии разноуровневого обучения. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Слабым учащимся можно предложить традиционную контрольную работу. Материал в ней представлен менее объемный, структурированный, единообразный. Сильные ученики могут сориентироваться в разноуровневых тестах, выполнить за урок несколько видов работы, получить несколько отметок. Конечно, подобные уроки требуют дополнительного технического оснащения. Так, мы работаем в мобильном компьютерном классе с выходом в интернет через школьный wi-fi. Несомненными плюсами данной технологии является ситуация успеха, когда объем и уровень сложности материала соответствует индивидуальным особенностям каждого обучающегося, повышается накопляемость отметок, реализуется личностно ориентированный подход.

Разнообразить уроки объяснения нового материала или повторения позволяет технология работы с гипертекстом. Это технология обработки информации, обладающая методом организации данных, который характеризуется следующим: в иерархическую базу данных помещены участки обычного текста (объекты) с возможными иллюстрациями; между объектами установлены именованные связи, являющиеся указателями; на экране компьютера помещается участок текста, где объекту соответствует визуальная пометка, которой могут служить специально выделенные в тексте слова и окна, содержащие всю или часть информации о данном объекте; эта информация, в свою очередь, может содержать текст, в котором имеются слова, относящиеся к тем или иным объектам, и указатели на другие объекты. Замечательный учебный материал представлен на портале «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», где по каждой теме имеются гипертекстовые определения, интерактивные таблицы и схемы. Данная технология позволяет в полной мере реализовать общедидактические принципы наглядности и последовательности, а также установить тесную связь с предыдущим учебным материалом и метапредметные связи.

Технология КСО (коллективного способа обучения). Данная технология включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную. Преимуществом КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Данную технологию претендент использует не только на уроках объяснения нового материала или закрепления, но и на уроках анализа контрольных работ, диктантов, сжатых и подробных изложений, сочинений, когда класс должен быстро и качественно выполнить работу над ошибками, оформить записи в тетради в соответствии с едиными требованиями. Учащиеся работают не только фронтально или индивидуально с учителем, но и в парах. Организовать успешную работу также помогают технические средства обучения. На доску с помощью проектора выводится образ одной-двух работ, сделанных документ-камерой. Учитель прямо в работе демонстрирует образцы выделения орфограмм и пунктограмм. Преимуществами данной технологии являются визуализация, качество выполнения работы над ошибками, экономия времени. Обычно учащиеся с большим интересом работают редакторами своих контрольных работ и работ напарника, охотно подают именно свою тетрадь для общего просмотра и разбора. Документ-камера становится неотъемлемым инструментом, помогающим организовать коллективные формы работы на уроке русского языка.

Одной из базовых целей школы является формирование здоровья ребенка и обучение сохранять свое  физическое и психологическое здоровье. Данная  цель ставит перед учителем определенные задачи, решить которые призвана здоровьесберегающая технология, используемая как в уроке (утренняя зарядка, разминки, строгая дозировка домашнего задания,  смена рода деятельности, регламентация нагрузки недельной, дневной, урочной, учет  группы здоровья каждого учащегося), так и в воспитательном процессе (проведение Дней здоровья, физкультурных мероприятий классного и общешкольного характера, привитие навыков гигиены и культуры  тела через классные часы, встречи с врачами, личные беседы и т.д.)

Это далеко не весь перечень ИКТ-технологий, я использую платформы "Учи  Ру", "Я класс",   настолько велика их положительная роль в современном образовании. Чем ИКТ-технологии так хороши для учителя? Они дают экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, повышенную мотивацию обучения, интегративный подход в обучении, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока или проекта; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Чем ИКТ-технологии так полезны для учащихся? Ученики приобретают навыки целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию; предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Современные технологии способствуют повышению познавательного интереса к предмету, содействуют росту успеваемости учащихся по предмету; позволяют учащимся проявить себя в новой роли; формируют навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствуют созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

Все это помогает вовлечь учащихся в работу по предмету, сделать обучение интересным, продуктивным. Предметы русский язык и литературу ребята выбирают как любимые предметы.

Конечно, подобная работа требует дополнительной подготовки и не заканчивается в школе. Современному учителю многое приходится готовить дома, самостоятельно осваивать то новое, что постоянно привносят в образование ИКТ, но потраченное время окупается сторицей. Главное – желание учителя, внутренняя потребность повышать свой профессиональный уровень. Какое счастье услышать от ребенка «Я-ПОНЯЛ!!!»

Список литературы:

  1. «Информационные технологии в начальном образовании»// Школьные технологии.-2010.-№6
  2. А.А. Ильенко. Задания по изучению текстового редактора.// Информатика и образование.-2102.-№3
  3. А.С. Сиденко, А.В.Хуторской. О повышении квалификации с помощью сети Интернет// Школьные технологии.-2010.-№6
  4. Анохин С.М. // Школьные технологии.-2017.-№2.-208с.
  5. Веревкин В.В. Компьютерная переподготовка учителей.// Школьные технологии.-2013.-№6.-180с.
  6. Г. Селевко. Учитель проектирует компьютерный урок.// Народное образование.-2005.-№8.-136с.
  7. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения.// Школьные технологии.-2013.-№6.-187с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современная цифровая образовательная среда, как эффективный инструмент учителя"

Сегодня качественное образование включает в себя гармоничное сочетание традиционного обучения с применением передовых технологий. использование новых цифровых ресурсов в преподавании является одним из...

Создание современной цифровой образовательной среды на платформе Google Classroom для студентов, изучающих дисциплину "Информатика"

В рамках научного марафона "Дорогой знаний", посвященного 210-летию со дня рождения Н.И. Пирогова, состоялась заочная научно-практическая конференция «Пироговские чтения - 2020»....

Использование ресурсов цифровой образовательной среды в процессе организации дистанционного обучения физике

Статья посвящена обзору ресурсов, которыми располагает учитель, для того, чтобы сделать преподавание физики более наглядным в условиях дистанционного обучения....

Использование возможностей современной цифровой образовательной среды для развития функциональной грамотности обучающихся на уроках литературы

Методический продукт проблемно-творческой группыгородского профессионального объединения учителей русского языка и литературы[1]:Комплект методических разработок уроков по литературе с использованием ...

Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса

Современный мир постоянно меняется и развивается. Если раньше успех человека определялся наличием у него определенных знаний в той или иной области и опыта работы, то сегодня знаний недостаточно. Науч...

Проектирование образовательного процесса в условиях современной цифровой образовательной среды

Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию ус...

Видеодоклад "Современная цифровая образовательная среда в условиях реализации ФГОС"

Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию ус...