Статья Роль русской классической литературы в повышении уровня воспитанности студентов
статья по литературе (10 класс)

Шуаева Елена Викторовна

Уроки литературы или уроки духовности  жизненно важны, т.к. именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, прежде всего, человека, о самом себе.
Работая много лет преподавателем русского языка и литературы, я постоянно изучаю свой предмет  и вижу, что многое в программе изменилось, но неизменной осталась русская классика и духовно-нравственное воспитание учащихся. И заниматься этой проблемой полезно, как преподавателям, так и студентам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vystuplenie.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Роль русской классической  литературы

в повышении уровня воспитанности студентов  

«Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгранично.  С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди»

В.Г. Белинский.

Воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношений обучающегося : к обществу (к природе, стране, к родному краю, своей школе),  к умственному труду (познавательная активность; стремление реализовывать свои интеллектуальные способности; саморазвитие; организованность в учебе), к физическому труду (инициативность и творчество в труде; бережное отношение к результатам своего и чужого труда; осознание значимости труда), к людям (уважительное отношение к старшим, дружеское отношение к сверстникам; милосердие; честность в отношении с товарищами, ровесниками, взрослыми), к себе (самоуважение; соблюдение правил культуры поведения; организованность и пунктуальность; требовательность к себе), к прекрасному (оценивание красоты в своих делах;  видение прекрасного в окружающей жизни; овладение основами художественной и творческой деятельности; понимание доступных произведений искусства)

Одним из требований к результатам освоения учебной дисциплины «Литература» является «совершенствование духовно-нравственных качеств личности», а значит задачей, стоящей перед преподавателем, является работа над созданием условий для развития личности, побуждение ее к самовоспитанию на основе литературных произведений, привитие духовно-нравственных ориентиров в жизни. Что же понимается под словом «духовный», «духовность» ?

 По словарю Сергея Ожегова:

1) относящийся к умственной деятельности, к области духа, ум, воля.(духовные ценности)

2) церковный, относящийся к Богу, церкви, вере. (духовная музыка, из духовного звания)

Священник Алексей Мень сказал: «В обыденном словопотреблении «духовный» понимается как «достойный».

В последнее время слово «духовность» все чаще используется во всех сферах жизни. Говорят о «духовном возрождении России», ратуют за «духовное пробуждение народа». Да, духовность рождается и проявляется через человека. Только он может любую сферу своей деятельности наполнить духовностью или бездуховностью. Нравственность или безнравственность.

 Нравственность – это совокупность норм, правил, которыми руководствуется человек в своих поступках. Это душевное и духовное начало человека.

 Будущее любой страны решается за партой школьной и студенческой. Еще В. Г. Белинский отмечал, что выше всех должно стоять образование нравственное «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравственное.»

Кто придет завтра в медицинские учреждения, в социальную сферу и т. д. Это не праздный вопрос, от него зависит будущее возрождение России. Немаловажную роль в ее решении отводится урокам русского языка и литературы, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, этических норм, осмысления таких важных вопросов: в чем смысл жизни человека? Что главное в жизни? За что любят и ценят людей?  Что я ценю больше всего в человеке? Уроки литературы дают возможность найти ответы на эти и другие вопросы и помогают в этом художественные произведения, работа со словом.

 Воспитание благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности. Какие же основные методы и формы использую я на уроках литературы по духовно-нравственному воспитанию? Методы для духовно-нравственного воспитания студентов на уроках литературы:

  1. Изучение биографии. (интересные факты - пример в самовоспитании и самообразовании.
  2. Цитата дня (Толстой «Только любовь смысл жизни», «Их воскресила любовь» Чехов «Краткость – сестра таланта», «В человеке все прекрасно»)
  3. Подбор эпиграфов о самом писателе и лучшие записываем, запоминание слов самого писателя.
  4. Закончить дифференцированное домашнее задание, подтвердить или опровергнуть мысль, предложенную преподавателем.
  5. Составление схем алгоритмов.
  6. Литературные дискуссии (Много споров вызывает образ Катерины «Гроза» Островского А. Н.)
  7. Проблемные вопросы.
  8. Составление викторины по изученному материалу.
  9. Работа с иллюстрациями (воспитание любви знаменитых художников-пейзажистов к природе- нравственным основам воспитания.
  10. Работа с художественным словом (Межпредметная связь с культурологией, искусством, историей.
  11. Произведения о Великой отечественной войне (нравственные ценности- долг, честь, жертвенность.)
  12. Вдумчивое чтение

Остановимся на некоторых из них.

1. Богатый материал черпаю из биографий писателей и поэтов.

Изучение биографий писателей позволяет усилить нравственное воздействие личности каждого из них на учащихся. Так, изучая творчество Н.А. Некрасова иди А.П. Чехова подчеркиваю титаническую работу русских классиков над собственным характером – сложным, непростым.

Вопросы самовоспитания актуальны для каждого времени, но особенно значимы они для тех, кто избрал профессию медицинского работника. Дисциплинированность, выдержанность, собранность, трудолюбие, милосердие – вот те нравственные качества, которые должны воспитывать в себе будущие медики.

Именно поэтому, изучая биографию А. П. Чехова, писателя, врача, отмечаю его «могучую (по словам К. И. Чуковского), гениально упорную волю, испепеляющую ненависть к пошлости, высокие идеалы благородства», трудолюбия. Без труда не может состоятся талант. «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется», - писал А. М. Горький. «Ни дня без строчки» - девиз И. С. Тургенева.

  1. Составление схем алгоритмов.

Анализируя произведения русской классики, преподаватель раскрывают облагораживающую роль труда на примере стихотворений Н. А. Некрасова, его поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Труд спас русского крестьянина от духовного рабства, от холопства. Именно в труде рождалось и крепло «богатырство русское». Отношение к труду – мерило нравственности для русского человека «Люди мы всякие в работе и гульбе», - с гордостью говорит Яким Нагой, герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Есть и противоположный пример.  Утрачивает интерес к труду Раскольников, одинокий, потерявший себя, раздавленный обществом. (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»)

Превращается в обывателя Дмитрий Ионович Старцев , для которого труд становится средством наживы.

- Как же происходит процесс духовного обнищания человека?

- В чем причина духовной деградации?

И тут большую помощь мне оказывает составление и применение схем алгоритмов, которые можно использовать на разных этапах урока: и во время сообщения новых знаний, и в процессе закрепления. В ней показаны основные этапы превращения человека в мещанина, нравственного урода. Этой схемой – алгоритмом я наглядно показываю учащимся, что происходит с человеком, когда между материальными и духовными потребностями образуется пропасть.

 Вывод: Старцев приобрел для себя богатство, но потерял в себе человека, а вместе с тем утратил свое имя. Чем выше поднимался он вверх – к обогащению, тем ниже опускается вниз – к обнищанию духа, до тех пор, пока эти пути не сошлись и в замкнутый проклятый круг по которому двигалась, оставаясь на месте, и жизнь Туркиных и жизнь города С.

 Такие схемы – алгоритмы можно составлять по большинству тем.

Чем хорош этот метод?
1) Постоянно активизирует мышление, проверка знания текста, схема алгоритма – рождается на глазах учащихся и при самом их активном участии.
2) Развивает логическое мышление.
3) Этот метод позволяет включать не только слуховое восприятие, но и зрительную память.
4) Вдумчивое чтение.

  1. Работа с художественным словом (Межпредметная связь с культурологией, искусством, историей).

6 июня в мире отпраздновали 220 лет со дня рождения Пушкина. С младых ногтей мы твёрдо усвоили, что Пушкин – наше всё. Можно сказать, что любовь к его произведениям прописана в русском человеке на генном уровне – про дышащее осенью небо, ходящего налево кота и торжествующего крестьянина знают у нас абсолютно все, и это не преувеличение. Его именем названы города, площади, улицы, институты, а теперь и аэропорт.

В честь знаменательной даты и мы вместе с сотрудниками Ставропольской краевой библиотеки им. Лермонтова подготовили занятие по теме: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» А.С. Пушкин в современном мире.

Перед студентами выступил доктор филологических наук, профессор, главный библиотекарь Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова П.К. Чекалов, который познакомит нас с уникальным материалом, связанным с   биографией А.С. Пушкина.

 Вера Игоревна Лопухова, заведующая отделом литературы на иностранных языках библиотеки им. Лермонтова, рассказала  нам о жизни произведений Пушкина за рубежом.

Далее перед студентами был поставлены следующие проблемные вопросы. Почему же произведения А.С. Пушкина продолжают читать и сейчас в 21 веке, хотя написаны они давно? Устарели ли они для современного читателя? Какое влияние оказывает творчество А. С. Пушкина на современного читателя?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, студентам были предоставлены увлекательные и редкие материалы из фондов библиотеки. Работая с текстами и решая поставленные перед ними задачи, они смогли прийти к выводу о необыкновенной музыкальности произведений А.С. Пушкина.

Так, например,  анализируя такое стихотворение Пушкина   "Ночной зефир", учащиеся отметили, что   это - поэзия, живопись, музыка? Или то и другое и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами.  А вновь прикоснувшись к бессмертному творению, роману "Евгений Онегин", студенты узнали о том, что работай над оперой по этому роману П. И. Чайковский, писал он " ... силой гениального таланта очень часто врывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки. Это не пустая фраза. Независимо от сущности того, что он излагает в форме стихов, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в глубину души. Это что-то и есть музыка".

  1. Работа с иллюстрациями (воспитание любви знаменитых художников-пейзажистов к природе- нравственным основам воспитания).

Урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся, средством поднятия интереса не только искусству языка но и изобразительному искусству, к литературе как к учебному предмету. Данная форма урока развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность студентов. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции.

Описание картины в форме частично-поисковой деятельности,  работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному созданию текста описания, активному поиску ответа на отдельные вопросы, помогает понять содержание картины и средства выражения замысла художника. Использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений.

Подготовка к сочинению-описанию картины  по теме: "Картина П.М. Гречишкина, которая произвела наибольшее впечатление"  (Посещение картинной галереи)

Цель:  

познакомить студентов  с историей создания и экспозициями  галереи П.М. Гречишкина;

воспитать чувство гордости за российскую художественную культуру; сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы

 развивать интерес учащихся к изобразительному искусству; развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать, сравнивать

Вывод: Уроки литературы или уроки духовности  жизненно важны, т.к. именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, прежде всего, человека, о самом себе.
Работая много лет преподавателем русского языка и литературы, я постоянно изучаю свой предмет  и вижу, что многое в программе изменилось, но неизменной осталась русская классика и духовно-нравственное воспитание учащихся. И заниматься этой проблемой полезно, как преподавателям, так и студентам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Роль родителей в повышении уровня воспитанности детей"

Презентация предназначена для проведения родительского собрания в разных классах на тему "Роль родителей в повышении уровня воспитанности детей". В презентации сформулированы основные задачи воспитани...

Описание опыта работы по теме "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".

В данной работе представлен материал, который был подготовлен мной для участия в районном конкурсе "Самый классный классный -2012 г".  Вы можете познакомиться с описанием опыта "Ра...

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Урок как условие повышения уровня воспитанности обучающихся

Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства люб...

презентация Роль классической русской литературы в повышении уровня воспитанности студента

Одним из требований к результатам освоения учебной дисциплины «Литература» является «совершенствование духовно-нравственных качеств личности», а значит задачей, стоящей перед п...

Статья "Роль преподавания философии в формировании мировоззрения студентов"

Роль преподавания философии в формировании мировоззрения студентов.Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования мировоззрения студенческой молодёжи посредством преподавани...