Методическая статья "Что такое проблема?"
статья по литературе (11 класс)

Для работы с обучающимися старших классов предлагается теоретическая статья"Что такое проблема?"  Какие бывают проблемы, как можно сформулировать проблему, речевые обороты, которые помогут оформить проблему...Эти  и другие вопросы представлены в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_zhe_takoe_problema_teksta.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что же такое проблема текста?

Проблема текста - это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».

Выявление проблематики исходного текста - важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.

Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая

1) находится в центре внимания втора, а не упоминается вскользь, косвенно;

2) дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному

и читательскому опыту ученика.

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. От ученика требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно предложить учащимся следующие вопросы:

  • Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (Социальный - человек и общество; политический - человек и государственная власть, экологический - человек и окружающая среда; нравственный (этический) — взаимоотношения людей, нравственные ценности.)
  • Какие аналогичные ситуации, случаи известны учащимся?
  • Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)
  • Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков:

Человек и общество

Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека. Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным? Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм? Проблема выбора профессии. Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми). Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

Проблема любви/ревности, дружбы/предательства. Проблема взаимоотношений подростков.

Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве. Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры? Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Ин тернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?

Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

Помочь ученику грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции. Например:

Автор поднимает проблему...

Автор затрагивает важную проблему...

Автора текста волнует проблема…

Проблема, которую хотел показать нам автор, такова...

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том. что...

Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой...

Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель Д.Гранин.

Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, — это...

Я думаю, что проблема, поставленная автором, — это...

Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В.

Тендряков.

Что такое... ?(В чем заключается... ? Какую роль в жизни человека играет... ?) Эту

важную проблему поднимает автор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Что такое пиксель"

Конспект и презентация для урока в 5 классе,тест "Основы алгоритмизации" для 9 класс,Знакомство с программированием - 9 класс...

Что такое текст? Урок РР в 5 классе.Методическая разработка урока.

Цели урока: 1.Дать учащимся представление о тексте.2.Узнать основные признаки текста.3.Повторить  понятия: сравнение, творительный сравнения.4.Продолжать формировать умение конструировать т...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ»

Занятие может быть проведено в рамках психопрофилактической деятельности школьного педагога-психолога, как тематический классный час, как мероприятие внеучебной деятельности или как часть урока ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для средних классов "Мы такие разные"

Игровое мероприятие, посвящённое знакомству с понятием «толерантность» на примерах героев литературных произведений, для учащихся 4-5 классов....

методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Что такое причастие"

Урок изучения нового материала. 6 класс (по учебнику Разумовской)....