Урок по рассказу "Студент"
презентация к уроку по литературе (7 класс)

Усталова Оксана Вячеславовна

Урок по рассказу А.П. Чехова "Студент"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.p.chehov_student_prezentatsiya.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восхождение… Урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Студент»

Слайд 2

Этап актуализации I век н.э. Отречение Петра. Звучит аудиозапись фрагмента произведения митрополита Илариона Алфеева «Страсти по Матфею» Он отвечал ему: Господи. С тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Пётр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречёшься, что не знаешь Меня. Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Пётр же следовал издали. Когда они развели костёр среди двора и сели вместе, сел и Пётр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у окна и всмотревшись в него, сказала: И этот был с Ним. Но он отрёкся от него, сказав женщине: Я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: И ты один из них. Но Пётр сказал этому человеку: Нет! Прошло с час времени, ещё некто настоятельно говорил: Точно и этот был с Ним, ибо он Галиленянин . Но Пётр сказал тому человеку: Не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда ещё говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Пётр вспомнил слова Господа, как Он сказал ему: Прежде нежели пропоёт петух, отречёшься от меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал. (Из Евангелия от Луки) К какому времени отсылает нас этот эпизод Евангелия? О ком идет речь в нем? Какой момент евангельской истории в нем запечатлен? В чем трагедия апостола? И может ли этот эпизод Нового Завета быть актуальным для нас сегодня?

Слайд 3

. Что символизируют эти сюжеты?

Слайд 4

Лексическая работа Двенадцать Евангелий – особое богослужение, совершаемое вечером Страстного Четверга, это своего рода благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи, чем указывается, что верующие должны всю ночь провести в слушании Евангелий, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский. Великая пятница (Страстная пятница) — день памяти распятия, крестной смерти Христа. Является днем самого строгого поста перед праздником Пасхи. Пасха - древнейший и самый главный христианский праздник, отмечавшийся ещё во времена апостолов и установленный в честь Воскресения Христа .

Слайд 5

Этап осмысления прочитанного 90 -е годы Х I Х века. Рассказ Чехова «Студент». Беседа о прочитанном Кто главный герой рассказа (где он учится, кто его родители)? Откуда и куда он направляется? В какой день происходит действие? Нет ли здесь противоречия: Страстная пятница и охота на вальдшнепов? Как вам кажется, живет ли Бог в сердце Ивана?

Слайд 6

Иван воспитывался в семье церковнослужителя, наверняка в свое время он окончил духовную семинарию, а сейчас учится в духовной академии, из которой выходят не только приходские священники, но и иерархи церкви. Но все дело в том, что, прекрасно владея богословскими знаниями, зная историю церкви и ее предание, веры живой, сердечной в душе Ивана не было. Иван готовится к служению Богу, но, видимо, встречи (именно глубинной, душевной) с Богом до этого разговора на вдовьих огородах у него не было.

Слайд 7

Беседа с классом Кого он встречает на своем пути? Охарактеризуйте женщин. Почему Иван рассказывает вдовам именно историю Петра? Какова их реакция? Как менялось настроение героя на протяжении его пути? Создание эмоционально-цветовой палитры

Слайд 8

Возращение с охоты Внешний план Внутренний план Холод Неуютность Потемки Ветер Безысходность Уныние Темно и глухо на душе Одиночество

Слайд 9

Встреча у костра Внешний план Внутренний план Костер Общение Свет Тепло Исповедальность Задумчивость Размышления

Слайд 10

После встречи Внешний план Внутренний план Потемки Холод Неуютность Ветер Радость Озарение Движение «Чувство молодости, здоровья, жизни, о жидания счастья» «Жизнь полна высокого смысла»

Слайд 11

Эмоционально-цветовая палитра Внешний план Внутренний план Холод Неуютность Потемки Ветер Безысходность Уныние Темно и глухо на душе одиночество Внешний план Внутренний план Огонь Жизнь Свет тепло Исповедальность Задумчивость Размышления Внешний план Внутренний план Потемки Холод Неуютность Ветер Радость Озарение Движение «Чувство молодости, здоровья, жизни, о жидания счастья» «Жизнь полна высокого смысла»

Слайд 12

Беседа с классом Почему, несмотря на то что в природе все осталось по-прежнему, в душе Ивана «вдруг заволновалась радость»? Что именно пробудило в нем эти чувства? Почему жизнь ему стала казаться полной высокого смысла? Какие открытия он для себя сделал?

Слайд 13

История Петра растрогала вдов Почему? Потому что они воспринимают ее не как книжное предание, а как реальные события, которые происходили с реальными людьми. Жизнь Петра близка им. Они сочувствуют ему. Жизнь во имя Христа, жизнь по законам правды и красоты не закончилась первым столетием, она и сейчас продолжается. Как тогда Бог не оставлял человека, так и сейчас он заботится о нем и направляет его путь к истине. Он начинает чувствовать веру сердцем и познает Бога не разумом, а душой . И вместе с этим познает и единение с людьми, на внутреннем, духовном уровне, и это духовное единение связывает все поколения, жившие, живущие и грядущие. Маловерие исчезает. С обретением внутреннего понимания Бога приходит осознание смысла жизни, своего предназначения в ней. Как встреча с вдовами повлияло на мировоззрение Ивана? Какие три встречи произошли в этот день со студентом?

Слайд 14

Открытия Ивана Великопольского

Слайд 15

Какая из предложенных ниже фигур-символов передает внутреннее состояние Ивана до разговора с вдовами, а какая состояние нового Ивана?

Слайд 16

Создание кластера. «Красота» и «правда» в понимании А. П.Чехова?

Слайд 17

Этап обобщения. Ценностные ориентиры, которые мы можем извлечь из рассказа Человек неидеален. Стремясь к совершенству, он должен понимать, что в его жизни возможны ошибки и падения. Даже если они произошли, нельзя опускать руки, нельзя отчаиваться, сила человека – в умении встать после падения, осмыслить ошибки и продолжать путь. Евангельские события, связанные с именем апостола Петра, учат нас милосердию, умению прощать любого человека, в том числе и отступившегося, заблудшего. Не винить его, а поддержать. Человек должен жить осмысленно, ощущая свое предназначение. По А.П.Чехову – служить правде и красоте. Но служение красоте и правде только тогда найдет отклик в сердце человека, когда оно строится на истинных ценностях. Внутренняя гармония не всегда бывает связана с внешними обстоятельствами. Она возможна, когда в душе есть Бог. Верность и преданность – прекрасные качества человека, но добродетель эта многотрудная, особенно сложно сохранить верность, когда тебе грозит опасность. Гарантом преданности и веры может служить только любовь.

Слайд 18

Проецирование судьбы героя рассказа Как вы думаете, как сложится дальнейшая судьба Ивана? Останется ли он верным принципам красоты и правды?

Слайд 19

ХХ век

Слайд 20

ХХ век Храм Святой Троицы в Мотовилихе на Висиме Священник храма Павел Конюхов с женой

Слайд 21

Выбор названия урока Варианты: «Восхождение», «Я не знаю Его?..», «Три встречи Ивана Великопольского», «Мост через вечность», «Во имя правды и красоты»…

Слайд 22

Этап рефлексии Продолжите фразу Сегодня я узнал… Урок дал мне для жизни… Меня удивило… Мне захотелось … Сегодня я понял… Домашнее задание: заполните вторую часть своего двухчастного дневника.

Слайд 23

Урок разработала Усталова Оксана Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №47». Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...