План-конспект урока по литературе, 8 кл. на тему: Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести "Капитанская дочка" А. Пушкина. Гринев и Швабрин. Анализ 3 – 5 глав.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Хадаева Алина Ахсаровна

план-конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_8_klasse.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал ГБОУ РФМЛИ в с. Мацута

Разработано:

Хадаева Алина Ахсаровна

учитель русского языка и литературы,

осетинского языка и литературы

Класс: 8

Тема урока: Проблема чести, достоинства, нравственного выбора

в повести. Гринев и Швабрин. Анализ 3 – 5 глав.

Цель урока: продолжить изучение произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»,

проверить усвоение содержания повести (главы 1, 2); ознакомить с

особенностями построения сравнительной характеристики двух

 литературных героев, обратить внимание на проблематику произведения;

развивать умения читать и пересказывать главы романа, выделять основные

моменты произведения, в которых раскрыты проблемы чести, достоинства,

нравственного выбора; прививать уважение к людям.

Задачи урока:

Обучающая – развитие умения размышлять над такими вопросами морали и поведения, как верность данному слову, чувство чести и собственного достоинства, умения анализировать произведение, характеризовать литературных героев, проводить сравнительную характеристику.

Развивающая – развитие познавательного интереса обучающихся, умения самостоятельно мыслить.

Воспитательная – воспитание лучших нравственных качеств, а именно: уважения к людям на примере произведения А. С. Пушкина.

Вид урока: комбинированный

Оборудование урока – учебник, схема, текст произведения, раздаточный материал.

Методические приемы – беседа, рассказ учителя, чтение и пересказ текста, работа с учебником, у доски, в тетрадях.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  • Как называется первая глава? («Сержант гвардии»)
  • Расскажите о воспитании Петруши.
  • Найдите в тексте 1 главы слова, которые можно назвать девизом семьи Гринёвых. («Береги платье снову, а честь смолоду»)
  • Сколько было Петруше лет, когда его определили в армию? (16)
  • Подумайте, чем отличалась жизнь солдат в армии и в гвардии? (Гвардия — это отборные полки, которые располагались не в захолустье, вдали от цивилизации, а наоборот — поближе к столицам. Следовательно, и характер службы в гвардии освещён блеском и роскошью петербургских театров, балов, салонов. Совсем не такая служба в обычных армейских частях. Но только там и можно “понюхать пороху”, то есть стать настоящим солдатом).
  • Почему отец отдал Петрушу не в гвардию, а в армию? (Решение отдать сына на службу в армию, а не гвардию характеризует родителей как людей, стремящихся вырастить достойного и честного человека и офицера).
  • Зачитайте благословение отца. Какую модель поведения он советует своему сыну?
  • Что произошло с Петрушей в Симбирске?
  • Как характеризует Петрушу эпизод с Зуриным? С Савельичем?
  • Как и почему Гринёв попал в буран?
  • Попробуйте объяснить сон Петруши.
  • Как проявил себя Петруша в ссоре со Швабриным? Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены? (Это могло стоить Петруше жизни. Но ведь герой еще мало знает людей. Он думал, что Швабрин будет вести себя по правилам дуэли, также честно, как и сам Гринев. Возможно, это тоже урок – не быть слишком доверчивым)
  1. Объявление темы и цели урока.

  1. Изучение нового материала.
  1. Объяснение учителя с элементами беседы.

Белогорская крепость. Единственная несерьёзная пушечка и бревенчатый забор не смогут уберечь её даже от слабого и малочисленного противника. О чём это говорит? Кто здесь служит? Скорее всего, добропорядочные обыватели, но беспечные воины. Всё здесь устроено как-то по-домашнему. «Войди, батюшка, наши дома», — говорит вновь прибывшему в крепость ветеран, приглашая к коменданту. Гринёв приехал будто не на службу, а в гости. Приглядевшись, замечаем, что делами в крепости заправляет не комендант, а комендантша, Василиса Егоровна. Она принимает и расквартировывает нового офицера, разбирается в драке капрала Прохорова с Устиньей Негулиной в бане из-за шайки воды, и даже в присутствии посторонних скептически высказывается о деловых качествах их коменданта: «И, полно! Только слава, что солдат учишь: ни им служба не даётся, ни ты в ней толку не ведаешь». Словом, комендант в юбке полностью оправдывает характеристику, данную ей Швабриным: «Василиса Егоровна прехрабрая дама». В отличие от матери, Маша нерешительна. Василиса Егоровна бойка, Маша стеснительна, краснеет и смущается, когда речь заходит о ней. Первая говорит без умолку, вторая молчит во всё время обеда. Да и внешне ничего в «круглолицей румяной девушке» не напоминает мать — «старушку в телогрейке и с платком на голове».

  • Как вы думаете, каким представлял себе место своей службы Петр Гринев?

Он разочарован?

  • Сравните Василису Егоровну и матушку Петра. Чем похожи, а чем отличаются эти дамы?
  • Комендант крепости похож на отца Петруши?
  • Кто такой Швабрин? Почему он понравился Петру?


  1. И УЧИМ, И ВОСПИТЫВАЕМ. Беседа на «отвлеченную тему» с морально-этическим аспектом.

Прежде чем мы приступим к рассмотрению 4 главы, скажите, кто из вас пробовал писать стихи? А стихи девочке, которая вам нравится (или мальчику)? Ваши стихи вы смогли бы обсудить с кем?

А что значит «дружить»?

Подумайте, Алексей Швабрин и Петр Гринев – друзья?

Давайте прочтем стихи Петра Гринева.

  1. Работа с текстом.

Стихи, несомненно, слабые. Их недостатки: высокий штиль соседствует с низким, церковнославянизмы («мя», «тщусь», «мышлю») с просторечием («напасти»), фразы построены беспомощно и неумело («И ах, Машу избегая…»).

  • Зачем Гринёв читает свои стихи товарищу и зачем он вообще написал их?
  • Как повел себя Швабрин?
  • Что нового мы узнали о Швабрине в этой главе? За что его не любят обитатели крепости? Зачитайте.
  • Насмешка Швабрина над стихами Гринёва – это повод или причина ссоры? (Повод)
  • Расскажите о ссоре Гринёва и Швабрина. В чём истинная её причина?
  • Почему после примирения поединок всё-таки состоялся?

Учитель обобщает ответы.

Петруша написал стихи, потому что влюблён, а лирика — выражение чувств автора — лучший способ излить свои эмоции.

Он принёс Швабрину не стихи, а чувства, поделиться которыми ему здесь больше не с кем, но и таить их в душе не под силу семнадцатилетнему юноше. Гринёв ждёт от друга понимания и участия, а находит немилосердную критику неопытного пера.

Но возможно, Швабрин не понял своей роли? Нет, мы уже имели возможность убедиться в его уме, кроме того, он знает жизнь и прекрасно должен понимать состояние юного Петруши.

Дело в том, что Швабрин сам влюблён в Машу, дочь капитана Миронова, которую, дабы не досталась сопернику, он ещё и оскорбляет, на которую клевещет. И в этом истинная причина ссоры героев.

Таким образом, единственный товарищ Гринёва и, как ему кажется, единственный из его сослуживцев достойный уважения человек так скоро становится его противником.

Конфликт между героями заладили формальным примирением, но это только оттянуло момент поединка. Швабрин не может отступиться, это не в его правилах, он горд и беспощаден. Гринёв же должен защитить оскорблённое достоинство ни о чём не подозревающей Марьи Ивановны. Здесь впервые понятие чести становится для него не словом из наставления батюшки, а реальной жизнью. Ему нельзя отказаться от дуэли, не уронив при этом чести мужчины, чести порядочного, благородного человека. А вот Швабрин, более сильный и опытный, по чести должен был примириться. Недостойно офицера сражаться с тем, кто слабее.

  • Дуэль, по определению, — честный поединок. Но как ранен Гринёв? Противник ранит его в честном бою?


  1. Работа в тетрадях.
  • Запишите.

Швабрин противопоставлен всем обитателям Белогорской крепости.

Василиса Егоровна ожидает от Швабрина всего, что угодно, потому что «он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует». Марье Ивановне он «очень противен», потому что «он такой насмешник». Иван Игнатьич, будучи «не охотником» до Швабрина, говорит следующее: «И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем…»

Отметим, что мало знакомого им Гринёва белогорцы считают своим, а Швабрина выделяют, инстинктивно чувствуя в нём другого, чужого человека. Что настораживает их в Швабрине? В нём нет той теплоты, домашности, родственности, которая сближает всех живущих в этой крепости-деревушке. А милый, добрый, открытый Петруша — свой, такой же, как и они. И пусть оба героя насмешничали, но мягкая усмешка Гринёва — совсем не то, что жёлчная ирония Швабрина. Гринёв улыбается — Швабрин издевается.

4.5. Работа над 5 главой.

  1. Смысл эпиграфов.
  2. Швабрин описал Машу, капитанскую дочь, «совершенною дурочкою». Глупа ли она в действительности?
  3. Почему отец Гринёва отказал сыну в благословении?
  4. Свяжите эпиграф к повести с пятой главой.
  5. К главе «Любовь» Пушкин предпосылает два отрывка из народных песен. Почему?

Учитель обобщает ответы.

Гринёв и Маша, в отличие от «романтического» Швабрина, просты, поступки их определяются не капризной прихотью, а сердцем. Отсюда и песня. Оба эпиграфа предвещают влюблённым разлуку. Но первый только предостерегает девушку: «Не ходи, девка, молода замуж», а второй вносит интонацию тревоги, ожидания трагических событий. Вот ещё одна роль эпиграфа: он может не только нести в себе идею произведения (в нашем случае — главы), но и создавать эмоциональный настрой. Трепетное и бескорыстное внимание Марьи Ивановны к раненому Гринёву сразу же доказывает и ему самому, и читателю, что слова Швабрина («…вместо нежных стишков подари ей пару серёг») были только наветами.

  1. Работа с классом у доски.

Задание на соответствие.

Составьте пословицу, найдя вторую половину в правом столбике.  

Проверь себя          

  • А какую пословицу к «Капитанской дочке» взял А.С. Пушкин в качестве эпиграфа?

5. Подведение итогов урока

  • Владимир Даль в своем словаре так определяет слово «честь»: «Честь» - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Записано на доске.
  • Кого из героев произведения можно назвать честным, благородным человеком?
  • Что значит честь для Маши Мироновой? Какие черты характера проявляются в Маше в истории ее любви к Гриневу?
  • А что значит честь для семейства Мироновых?
  • У Швабрина есть представления о чести?
  • А есть ли представления о чести у Пугачева?

6.Подготовка к выполнению домашнего задания.

Д/з. Прочитать гл. 6, 7. Выделить основные события.

Составить сравнительную цитатную характеристику Гринёва и Швабрина по плану:

а) дуэль,

б) отношение к обоим в Белогорской крепости,

в) отношение друг к другу.

7.Рефлексия.

  • Я знал
  • Я узнал
  • Я сделал вывод







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...

Урок литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в "Капитанской дочке". Гринев и Швабрин". 8 класс.

Урок литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в "Капитанской дочке". Гринев и Швабрин". 8 класс....

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...