Конспект урока по литературе для 6 класса на тему «М. В. Ломоносов – великий ученый и поэт»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Козырева Е.С.

Урок изучения нового материала по литературе в 6 классе на тему "М. В. Ломоносов "знак бессмертия себе воздвигнул" (образ ученого в произведениях разных видов искусства)". Цель данного урока: формирование представления о гениальной личности М. В. Ломоносова, о его неоценимом вкладе в мировую и отечественную науку, об особенностях его поэтического творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_m._v._lomonosovu.docx301.31 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Козырева Екатерина Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Конспект урока по литературе для 6 класса на тему «М. В. Ломоносов – великий ученый и поэт»

Тема: М. В. Ломоносов «знак бессмертия себе воздвигнул» (образ ученого в разных видах искусства).

Предмет: литература

Класс: 6

Цель: формировать представление о гениальной личности М. В. Ломоносова, о его неоценимом вкладе в отечественную и мировую науку, об особенностях его литературного творчества.

Задачи урока:

  1. популяризация достижений М. В. Ломоносова в науках;
  2. развитие навыков работы с текстом, представления информации в разных формах;
  3. развитие умений совместной деятельности учащихся;
  4. поддержание интереса к наукам среди шестиклассников.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, учебник «Литература. Учебник для 6 класса оу» (1 часть) автор-составитель Г. С. Меркин

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, диалог, групповая работа, выразительное чтение наизусть.

Ожидаемый результат:

Метапредметные результаты:

  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • развивать умение строить логические рассуждения, умозаключения и умения делать выводы;
  • развивать умение учебного сотрудничества, совместной деятельности с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах;
  • развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владению устной и письменной речью.

Предметные результаты:

  • Совершенствование видов речевой деятельности;
  • Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации общения;

Личностные результаты:

  • Развитие уважительного отношения к родной культуре;
  • Знание и понимание языка, культуры своего народа.

Ход урока

I.Организационный момент (мотивационный этап)

II. Этап подготовки к изучению нового материала

А) Работа с эпиграфом:

На доске записан фрагмент стихотворения М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул»:

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой…

М. В. Ломоносов (1747г.)

Учащиеся записывают эпиграф в тетрадь и высказывают свое мнение относительно данных слов. (Наводящие вопросы: «Как вы думаете, что этими словами хотел сказать М. В. Ломоносов?», «Как вы понимаете эти слова?», «Только ли благодаря  литературной деятельности М. В. Ломоносов прославил свое имя в веках?»).

Б) Слово учителя:

Тема назначение поэта, поэта и поэзии сквозная в европейской литературе. Разговор поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, например, ода Горация «К Мельпомене» в переводе М. В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г. Р. Державина и А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Идея таких произведений — процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения «знака бессмертия» - памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности.

Тема оды М. В. Ломоносова — роль творчества, поэзии в жизни поэта, людей. Созданное поэтом делает его бессмертным — вот главная мысль стихотворения. Но когда мы говорим о М. В. Ломоносове, то, конечно же, понимаем, что не только литературная деятельность прославила его имя. Благодаря чему ученый получил прозвище «первый наш университет», мы узнаем на сегодняшнем уроке.

В) Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Я знак бессмертия себе воздвигнул».

III. Этап изучения нового материала

А) Работа со вступительной статьей учебника:

Чтение вслух вступительной статьи учебника к разделу «Из русской литературы 18 века» и статьи, посвященной М. В. Ломоносову, заполнение таблицы:

План

Мои замечания, размышления

Родители М. В. Ломоносова

1730 год в жизни ученого

Обучение в Славяно-греко-латинской академии

Обучение в Петербурге

Обучение в Марбурге

Черты характера, качества личности

Область знаний, куда ученый внес свой научный вклад

Б) Слово учителя «биография Ломоносова" (на этом этапе работы учащиеся также работают с таблицей, в краткой форме добавляют свои замечания об услышанном):

Обращение к таблице, обмен впечатлениями.

В) Работа с иллюстративным рядом - изображение ученого:

Л. С. Митропольский – портрет М. В. Ломоносова (1787)

lomonos.jpg

Ф. И. Шубин- бюст Ломоносова (1793)

010-5b.jpg

Гравюрный портрет Ломоносова, написанный М. Шрейером по рисунку его коллеги и учителя Х. Шульце

i_071.jpg

Андрей Манджос – мозаичный портрет «Михайло Ломоносов» (2011г.)

Lomonos02.jpg

IV. Физминутка.

V. Закрепления полученных знаний – работа в группах 

А) Командная игра:

1 задание «Наука – загадка» (командам необходимо познакомиться с карточкой, на которой записаны определения двух научных областей, связанных с деятельностью М. В. Ломоносова. Задача ребят – догадаться, о каких науках идет речь).

1 карточка:

  1. Комплекс наук, изучающих природные условия Земли, её население, экономические ресурсы, а также сферы территориального распространения чего-либо?

Когда М. И. Ломоносов руководил комиссией по созданию «Российского атласа» , то не только организовал экспедиции во многие российские отдаленные губернии, но еще составил и разослал анкеты из 30 вопросов о полезных ископаемых, о том, сколько населения проживает в той или иной местности, какой они национальности и чем занимаются и т. д. Уже два века назад он проводил свои исследования так, как это делают современные ученые.

(география)

  1. Одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука о веществах, их составе и строении, их свойствах, зависящих от состава и строения, их превращениях, ведущих к изменению состава, а также о законах и закономерностях, которым эти превращения подчиняются?

М. В. Ломоносов  провел более трех тысяч опытов и накопил богатый экспериментальный материал для обоснования истинной теории цветов. В своей лаборатории Ломоносов провел в 1756 году серию опытов по прокаливанию металлов, доказав неизменность общей массы вещества при .. превращениях. Так был открыт закон постоянства массы вещества.

(химия)

2 карточка:

  1. Наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем?

С помощью телескопа, который сам и построил, М. В. Ломоносов обнаруживает, что планета Венеpa так же, как и Земля, окружена атмосферой, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца.

(астрономия)

  1. Область естествознания, наука, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира?

Ломоносов сделал ряд важнейших открытий, прежде всего это касается закона сохранения энергии, известного сейчас как первый закон термодинамики. Созданная им атомно-корпускулярная теория строения материи объясняла причины агрегатных состояний веществ. Ломоносов доказал несостоятельность теории теплорода, он был первым, кто дал современную трактовку молекулярно-кинетической теории теплоты. Одновременно с этим ученый вел разработку приборов, установок для измерения показателя преломления, вязкости и твердости веществ.

(физика)

3 карточка:

  1. Наука, которую используют обученные специалисты для помощи другим в борьбе с определёнными нарушениями в человеческом организме?

Ломоносов был одним их первых ученых, поставивших вопрос о природе физиологических процессов нервной системы. Он описал взаимодействие квантов света с рецепторами сетчатки глаза, подчеркивая мгновенный характер данных процессов. В этих трудах было заложено предвидение основных физиологических механизмов, таких как аксональный транспорт и проведение импульсов по нервному волокну.

(медицина)

  1. Наука, занимающаяся изучением особенности деятельности человека в прошлом?

Ломоносовым был создателем двух трудов - "Древняя Российская  от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года" и "Краткий российский летописец с родословием".Обе эти работы Ломоносова, основанные на тщательном изучении русских и иностранных источников, заложили основы русской историографии и имели большое значение для воспитания патриотизма русского народа.

(история)

Дополнительный вопрос для всех команд (команда, верно ответившая первой, получает дополнительный балл):

Наука о художественной литературе, ее происхождении, сущности и развитии? Наука, занимающаяся исследованием всего многообразия языков?

М. В. Ломоносов первым создал научную русскую грамматику. Его работа о трех стилях, суть которой в том, что церковно-книжная речь устарела и является своеобразным тормозом, была революционной в ту пору. Он первым призвал развивать понятный и живой язык. А для этого заимствовать все лучшее из народной речи и вносить эти элементы в художественные произведения. В «Письме о правилах российского стихотворства » (1739) он говорит, что язык развивать нужно, основываясь на его природных свойствах, и не заимствовать элементы чужой речи. А ведь это замечание очень актуально и в наши дни, когда русский язык переполнен англоязычными терминами, американизмами, которые вытесняют родную речь. 

(Литературоведение, лингвистика, филология, литература, родной язык)

2 задание Кроссворд «Знаток М. В. Ломоносова» (за каждое правильно отгаданное слово команда получает 1 балл):

По вертикали:

  1. Этим словом всегда называют Ломоносова, подразумевая человека, обладающего широким охватом, универсализмом ума и способностями, имеющими применение во многих областях знаний и практической деятельности. (Энциклопедист)
  2. Этот четырехстопный стихотворный размер впервые был использован в истории русского стихосложения Ломоносовым в 1739 году в "Оде на взятие Хотина". (Ямб)

По горизонтали:

  1. Вид монументальной живописи, к которой прибегал Ломоносов, чтобы найти короткие и простые пути передачи изображения. (Мозаика)
  2. Этой науки еще не существовало, когда Ломоносов создал работу под названием «О слоях земных», в которой ученый отметил, что минеральные жилы различаются по возрасту, объяснил происхождение окаменелостей, металлоносных россыпей, чернозема, землетрясений. (Геология)
  3. Сам Ломоносов говорил, что эта наука «его главная профессия». (Химия)

3 задание «Секретный ящик» (На доске проектора по очереди воспроизводятся видеоролики с вопросами-загадками от учителей-предметников. Отгадки спрятаны в секретном ящике. Команды, посовещавшись 2 минуты, должны предоставить свой вариант ответа, а далее сравнить свой ответ с предметом-отгадкой, извлеченным из секретного ящика. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл).

Слово учителя: чаще всего, когда говорят о Ломоносове, то вспоминают о его учёбе, пути за рыбным обозом из Холмогор в Москву, о его поэтических произведениях. Но у Ломоносова очень много научных исследований и изобретений. Это вискозиметр  (прибор для измерения вязкости), рефрактометр (для определения показателя преломления света), анемометр, газовый барометр, прибор для определения твёрдости тел, громовая машина, ночезрительный прибор, устройство для подъёма руды и породы из рудника, электрический указатель, четырёхпружинный хронометр и др. Попробуйте и Вы выступить в роли исследователей и догадаться, о чем идет речь:

  1. Задание от учителя географии: «Еще до первых экспедиций ученые предполагали, что на Южном полюсе есть большая земля. Однако доказательств тому не было. М. В. Ломоносов не сомневался в ее существовании и дал вполне четкое описание: «Далеко на юг, между мысом Доброй Надежды и Магеллановым проливом, лежит большая земля, покрытая льдами». При этом Михаил Васильевич заметил, что льда на юге значительно больше, чем на севере. Как называется этот (шестой) материк?»

(на карте отмечена Антарктида)

  1. Задание от учителя физики: «Ломоносов открыл секрет изготовления смальты. Благодаря этому открытию он был избран почетным членом Петербургской Академии Художеств и создал 40 мозаичных картин. Что находится в секретном ящике?»

(Цветное непрозрачное стекло)

  1. Задание от учителя русского языка: «Одно из главных сочинений ученого, содержащее учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что устаревшая система церковно-книжной речи тормозила развитие как литературы, так и общества в целом. Что в секретном ящике?»

(Грамматика)

Б) Подведение итогов командной игры (награждение «пятерками» команды-победителя)

VI. Рефлексивный этап - традиционно учащимся предлагается поразмышлять на такими вопросами, как:

  • Что сегодня я узнал(а) нового, интересного и др…
  • Что сегодня я сумел(а) понять…
  • О чем бы мне хотелось узнать поподробнее…(какой вопрос исследовать более детально…)
  • Возвращаясь к эпиграфу урока, что я теперь могу сказать…

VII. Домашнее задание.

На основе материалов, полученных на уроке, а также на основе своих наблюдений составить небольшой текст под названием «Быть ученым, исследователем модно!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"

Конспект урока  по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...

Конспект урока истории в 9 классе по теме: "Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. "

Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ . Методы и приемы: фронтальный опрос, беседа, групповое обучение.К конспекту урока прилагаются рабочие листы....