Урок литературы в 8 классе "Гринёв и Швабрин. Сопоставительная характеристика героев"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Смирнова Людмила Валентиновна

Сравнительная характеристика героев романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

Тема: «Гринев и Швабрин. Сопоставительная характеристика героев»

Тип урока: урок изучения художественного произведения (урок углубленной работы над текстом).

Вид урока: анализ эпического произведения.

Форма урока: урок – беседа.

Цель урока:

рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия. Решить проблему долга, чести и человеческого достоинства.

Задачи:

Формирование и развитие информационной компетенции:

развитие навыков работы с текстом, умения анализировать текст, проводить аналогию с другими произведениями; обучение вдумчивому чтению, пониманию замысла писателя;

поиск, анализ и отбор информации.

Формирование и развитие коммуникативной компетенции:

развивать способность слышать товарища, с уважением относиться к другому мнению, приходить к компромиссу; совершенствовать навыки выразительного чтения текста;

научиться держаться и говорить на публике: «Скажи искренне, скажи грамотно, скажи ярко, скажи при всех, публично».

Расширение представления об этических понятиях.

Обсуждение этических проблем через обращение к жизненному опыту учащихся.

Формирование нравственных качеств (доброты, благородства, ответственности за свои поступки).

Ход урока

Орг.момент.

- Здравствуйте, садитесь.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать.

-Итак, послушайте внимательно следующие замечательные  поэтические строки о жизненном пути и подумайте в чём смысл.

В жизни каждый из нас выбирает свой путь.

Кто-то  чести,  а кто-то бесчестия,

И вот так, спотыкаясь на каждом шагу,…
Мы по жизни идём: кто-то в свет, кто-то в  тьму.

Мы порой забываем про чувства других,

 Губим то, что дороже сокровищ любых,
Усложняем и так не простую любовь,

  Мы «умеем» любить, не умея прощать…

  Мы умеем судить, не умея страдать.
    -Как вы понимаете смысл этих строк?

+Дорога света – это благородная, долга, чести , а дорога тьмы - это зло, насилие, бесчестие, подлость, беспринципность.

- Когда ,по вашему, зарождаются  такие качества, как долг и честь?

+Они зарождаются  в детстве….

-Если человек воспитан в нравственной семье, способен ли он на низость, подлость, мерзость?

+Нет

-Кого из героев повести « Капитанская дочка» можно назвать человеком чести?

+Гринёва

Кто  в повести являет пример  бесчестия?

+Швабрин

-Ребята,  о ком  мы будем говорить сегодня на уроке?

+О Гринёве и Швабрине.

-Сформулируйте тему нашего урока.

«ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

-А какие проблемы  нравственности мы затронем с вами?

+(Проблема долга, чести и человеческого достоинства).

- Пока я записываю тему на доске, определите  цель нашего урока?

 Исходя из темы, что должны рассмотреть, решить?

+Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и различия. Решить проблему долга, чести и человеческого достоинства.

-  Проблема заставляет нас рассуждать о двух героях,  сравнивать их.

Что значит сравнивать?

+Сравнить – значит рассмотреть их с какой-то общей точки зрения, чтобы выявить черты сходства и различия. Общая точка зрения называется ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ.

 -Определим черты сходства Швабрина и Гринёва

+

оба офицеры

оба молоды

оба любят Марью Ивановну

+Оба - мужчины, молодые, оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, оба не женаты и обоим нравится Маша Миронова. Оба из-за нее готовы на поступки.

- Чтобы лучше понять характеры героев, заполним сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина. Рассмотрим черты различия»

- Итак, коллективное обсуждение.

- Опираясь на прочитанный текст, скажите, где Гринёв и Швабрин получали воспитание и образование.

1. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: (5 мин)

Гринёв

Швабрин

Гринёв воспитывался в провинциальной дворянской семье, получил скромное образование, испытал на себе влияние человека из народа.

Швабрин получил столичное воспитание и образование. Умный, образованный. Он единственный из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остёр и занимателен. Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведён в Белогорскую крепость за дуэль.

Лена Шамкова добавь и  обобщи, пожалуйста, сказанное.

Среда, в которой рос молодой Гринёв, не могла развить его интеллектуальных способностей: до 16 лет он жил «недорослем», гонял голубей, играл в чехарду. По части образованности он значительно уступает Швабрину. Но с детства отец внушает ему крепкие нравственные принципы, которые и помогли ему с честью выйти из тех трудных, подчас безвыходных положений, в которые ставила его жизнь.

          Швабрин – умный, образованный человек, интересный собеседник; по своим интеллектуальным данным на голову выше всех окружающих его в Белогорской крепости. Но вместе с тем он и самый недостойный из всех героев повести. Душевно опустошённый, совершенно беспринципный, и эту позорную черту пробует скрыть под маской образованности.

- Запишите краткий ответ, где воспитывались и какое получили образование герои.

- А теперь коллективно обсудим отношение Гринёва и Швабрина к окружающим людям любого происхождения, положения и звания.

- Как они относились к семье Мироновых, к Пугачёву, к другим людям?

2. ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ:(7мин)

Гринёв

Швабрин

Для Гринёва характерна доброта(К семье капитана Миронова относится с  симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит), правдивость (честно признается, что не считает Пугачева царем) великодушие, благородство(долг честного человека – отвечать за свои поступки, поэтому правильно поступил, что отдал долг Зурину, пожаловал тулупчик спасителю),  душевная щедрость, глубокая справедливость.

или

+Гринев добрый человек и добр к людям любого происхождения, положения и звания. , благодарный, совестливый и прямодушный. храбр. не злословен.

.

+Перед Пугачёвым держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.

Для Швабрина – озлобленность, презрительное отношение к людям, лживость и лицемерие (Оговаривает Гринева: обвиняет его в предательстве.) Способный  к клевете, мстительности. Не имея другой возможности отомстить Гриневу, Швабрин опускается до такой низости, что при допросе клевещет на Гринева.

или

Швабрин - злой. двуличный, подлый и беспринципный.

+Он плохо отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставил Машу.

+Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

- Уткина Яна сделает вывод.

На суде Гринёв предпочитает быть осуждённым, чем назвать имя своей любимой и этим запутать Машу в следственное дело. Природное благородство прекрасно дополняет этот цельный, прямой, честный характер. Гринёв старается скрыть своё торжество над постоянно побеждаемым им Швабриным.

Пушкин показывает, что самое главное в человеке не внешний блеск ума и образования, а его нравственные качества. Прежде всего – преданность своим убеждениям, чувство собственного достоинства, смелость, благородство.

- Ребята, запишите во вторую таблицу качества героев.

- Прежде, чем мы перейдём к следующему обсуждению, послушаем сначала диалог Маши и Гринёва, а затем посмотрим сцену дуэли.

- Глава «Поединок», с. 135-136.

-В роли Маши – Голубева Ксюша, в роли Гринёва – Сексаров Лёня,

слова автора читает – Киселёва Вика.(2 мин)

- Молодцы! Спасибо!

-Причины дуэли

Алексей Швабрин был инициатором дуэли. Но его истинные мотивы заключались не в том, что Петр задел его честь, а в том, что он хотел избавиться от Петра, как можно скорее сделать так, чтобы Гринев покинул крепость. Он видел зарождающиеся чувства между Машей и Петром. Но основная причина для дуэли – вовсе не любовь или ревность, не задетая честь, а тщеславие, расчетливость, мстительность Швабрина. Он хотел наказать девушку, которая ответила ему отказом на предложение руки и сердца. Поэтому повод для дуэли оказался совершенно надуманным – Гринев сочинил небольшую любовную песенку, а Швабрин зацепился за имя в нем. Он наговорил Гриневу о Маше гадостей, но Петр понял, что это клевета, и назвал Швабрина мерзавцев. Таким образом, Швабрин сам стал инициатором ситуации, в которой дуэль оказалась неизбежна.

- Швабрин был настроен решительно. Он улучил момент, когда Гринев был один дома, за ним никто не следил. Швабрин был уверен, что Гринев не опытен в вопросах битвы на шпагах, но уроки французского учителя не прошли зря. Петр орудовал шпагой смело и уверенно. К тому же Гринев превосходил Швабрина по молодости и здоровью, и когда Швабрин уже устал, Петр был еще полон сил и энергии. У Петра были все шансы победить, но внезапно его окликнул Савельич. Петр обернулся, а Швабрин воспользовался возможность и подло нанес удар «в спину», когда противник был беззащитен и отвлечен.

- А сейчас вашему вниманию сцена ДУЭЛИ.(2 мин)

Молодцы! Спасибо!

- Как же относится к любви Гринёв и Швабрин? Можно вспомнить и другие моменты из повести, подтверждающие отношение к женщине.

3. ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ: (7 мин)

Гринёв

Швабрин

У Гринёва – глубина и искренность чувства, способность на героические поступки во имя любви. Глубокое уважение к женщине.

+На дуэле сражается честно, отважно, защищая честь девушки, а Швабрин наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

+Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов бороться за любовь. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев.

+Гринёв после подавления бунта на следствии не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.

У Швабрина – низменный характер чувства, способность к насилию и издевательствам, неуважительное отношение к женщине.

+Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. С приходом Пугачёва держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.

+Его подлость и низость проявляются и в отношениях с Машей Мироновой и с Гриневым. Швабрин не смог покорить сердце Марьи Ивановны и, став комендантом, пытался силой заставить ее выйти за него замуж.

- Послушаем обобщение Христовой Саши.

Обычно любовь пробуждает в человеке лучшие качества: доброту, милосердие, щедрость. Швабрина не украшает даже любовь. В своём стремлении устранить соперника он готов отправить его даже на смертную казнь.

Отсутствие всяких убеждений порождает откровенный цинизм. Трудно говорить о том, что влюблённость его в Машу – это подлинное большое чувство. И действительно, отношение его к Марье Ивановне (он низко клевещет на неё Гринёву, а потом, когда она в его власти, просто мучает беззащитную девушку) раскрывает нам всю низменную суть его любовного чувства, которое оказывается не чем иным, как эгоистической чувственной страстью.

- Запишите ответ в третью  таблицу. Перечислите характерные качества героев.

- Расскажите, опираясь на текст повести, как Гринёв и Швабрин относятся к воинскому долгу.

4. ПОНИМАНИЕ ВОИНСКОГО ДОЛГА: (5 мин)

Гринёв

Швабрин

Гринёв верен воинскому долгу и готов пожертвовать жизнью во имя долга.

Гринёв во время захвата крепости пугачёвцами отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку.

Отказывается перейти на сторону Пугачёва, самозванца.

Швабрин изменяет воинской присяге (не по идейным мотивам, а из низменных побуждений). Не достоин звания офицера. Подлый, трусливый. Оскорбляет, совершает подлость, предаёт.

ИЛИ

Швабрин поступает как изменник, эгоист и присягает Пугачеву. Когда все защищают крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачеве императора, он с готовностью переходит на его сторону.

У Швабрина  нет принципов, нет чести, совести и ими руководят личные цели.

Обобщит сказанное Плисова Вика.

Оставаясь с Пугачёвым, Швабрин руководствуется целиком шкурническими интересами. Спасти свою жизнь, добиться своей цели – для достижения всего этого все средства хороши для Швабрина: клевета, донос, измена, убийство. Так естественно дополняют этот отвратительный образ такие черты его, как трусость и малодушие, проявленные перед лицом суда, жестокость, кровожадность, изображённые в «Пропущенной главе», когда он готов сжечь живьем семью Гринёвых и Машу, запертых в амбаре. Швабрин – типичное порождение эпохи дворцовых переворотов.

Делая нравственный критерий основным в оценке дворянства, Пушкин на протяжении всей повести Швабрину противопоставляет Гринёва.

Гринёву не нужна жизнь, купленная ценой унижения своего дворянского звания. Глубоко сознательный героизм отличает Гринёва в сцене беседы с Пугачёвым. Он при всей безысходности своего положения держится с большим достоинством. Гринёв с честью следует жизненному принципу своего отца, выраженному в эпиграфе ко всему роману.

- Заполните 4 табличку.

- Итак, в повести мы видим, что  Швабрин – полная противоположность Петру Андреевичу Гринёву. С одной стороны, честный, благородный Петр Гринев, а с другой - низкий, подлый трус, негодяй Швабрин. К Гринёву мы относимся с симпатией, а к Швабрина мы презираем.

- Так для чего А.С. Пушкин поставил рядом Гринёва и Швабрина и заставил нас, читателей, сравнивать их?

+Чтобы  мы задумались  о себе, о своей нравственности, о своих поступках.

- Открыть на доске Кодекс чести П. Гринева

-На сегодняшнем уроке мы вместе с персонажами повести А.С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах — сохранять доброту и благородство.

-В нашем современном мире, к сожалению, эти понятия утратили ценность.

- Но если подумать… Мальчики наверняка хотели бы иметь такого надежного, честного друга, как Петр Гринев.

- А девочки, я уверена, мечтают иметь в будущем такого мужа и отца своим детям.

- Ребята, в устной форме, продолжите предложения, записанные на доске:

Сегодняшний урок – это…..(урок жизни, это интересный, полезный)

Сегодня на уроке я …..активно принимал участие, я отвечал с места, выполнил все задания или пользы от урока я получил мало, т.к не прочитал повесть или не дочитал её.

- Запишите Д/З

Написать письмо Швабрину о том, как вы понимаете слова долг и честь.

- Урок закончен. Спасибо! Сдайте листочки на проверку.

Запись на доске.

Кодекс чести П. Гринева:

Бесхитростность, честность и искренность

Простодушие

Гуманное отношение к крепостному Савельичу

Великодушие

Бескорыстие в дружбе и любви

Благородство и доброта

Готовность защитить честь любимого человека вплоть до самопожертвования

Мужество

Верность воинской присяге и долгу

Верность данному слову

Чувство собственного достоинства

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательн...

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро""

Ссылка на презентацию: https://videouroki.net/razrabotki/vyzhivanie-v-tayge-glavnogo-geroya-rasskaza-vp-astafeva-vasyutkino-ozero-konspekt-uroka-prezentatsiya.html...

Урок литературы в 10 классе Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

Цели урока:1. Познакомить с теорией Раскольникова.2. Выяснить, почему  совершено преступление, что толкнуло героя на этот путь.3. Показать духовное осмысление Достоевским преступления и наказания...

Урок литературы в 8 классе "Былины и их герои в произведениях 19 века" (на примере А.К.Толстого "Илья Муромец").

Урок литературы в 8 классе разработан в технологии компетентностного подхода с элементами исследовательской деятельности. Сопровождается презентацией, в которой отражены все основные этапы урока....

Технологическая карта урока литературы "И.С. Тургенев. "Муму". Сюжет и герои произведения

Технологическая карта урока по формированию умений и навыков  отбора главной и второстепенной  информации...

Урок литературы в 10 классе "Добро в понимании героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Цель: выявление авторской позиции, раскрытие философской проблематики произведения; развитие умения формулировать вопросы к произведению и находить ответы на них, формулировать выводы по выявленной пр...