АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету « Литературное чтение» основное общее образование, 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)

Строкова Людмила Серафимовна

Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой . – М. Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС , 2015 – Сб. 2.  – 304 с.Задачи преподавания чтения и развития речи:

  • отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
  • социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

В процессе изучения чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

 Для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_6_kl.docx51.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Егорлыкский район, станица Новороговская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новороговская средняя общеобразовательная школа № 2

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ НСОШ № 2

____________  

Приказ от «____» _____ 20_ г. № __

  АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету « Литературное чтение»

основное общее образование, 6 класс

Количество часов: 173

Учитель высшей категории – Строкова Людмила Серафимовна

Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой . – М. Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС , 2015 – Сб. 2.  – 304 с.

2020 – 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по «Литературному чтению» для 6 класса разработана на основе документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
  4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой . – М. Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС , 2015 – Сб. 2.  – 304 с.
  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ НСОШ № 2;
  6. Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Новороговской средней общеобразовательной школы № 2;
  7. Учебный план МБОУ НСОШ № 2 на 2020 – 2021 учебный год;
  8. Годовой календарный график МБОУ НСОШ № 2 на 2020 – 2021 учебный год.

Для реализации программы  используется  УМК, включающий:

- учебник  для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы « Чтение 6 класс.» Бгажнокова И.М., Погостина  Е.С.  Москва. «Просвещение» 2020.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

Задачи преподавания чтения и развития речи:

  • отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
  • социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

В процессе изучения чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

 Для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Основные направления коррекционной работы:

  • Корригировать артикуляционный аппарат.
  • Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
  • Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
  • Развивать речь, владение техникой речи;
  • Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
  • Развивать познавательные процессы.
  • Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном к ней отношении, о знаменательных событиях в жизни страны.

Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение про «себя».

Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражениях, характеризующих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного текста по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 6 классе

Личностные результаты

-формировать понимание важности процесса обучения;

-развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и зарубежной литературой;

-формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

-развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

-формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

-развивать умение составлять тексты в устной форме;

-развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста;

-развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

-совершенствовать мотивации к систематическому , самостоятельному чтению.

Предметные результаты

-читать  текст   правильно, осознанно и выразительно вслух и про себя;

-делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);

- определять мотивы поступков героев, выражать свое  отношение к ним;

-пользоваться монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении собственной точки зрения, коллективном обсуждении и т.п.;

-самостоятельно составлять и задавать одноклассникам ( или учителю) вопросы к тексту;

-понимать жанровые особенности произведений 9 сказка, стихотворение, рассказ, басня);

-заучивать наизусть стихотворения, басни;

-совершенствовать читательский опыт, развивать умение пользоваться библиотекой  (нахождение нужной книги по теме урока, выбор книги для самостоятельного чтения, для выполнения творческих работ и т.д.) 

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение «Литературного чтения» в 6 классе отведено 105 часов в год, из расчета 3 часа в неделю. Количество часов в рабочей программе 106. Предложенное календарно-тематическое планирование является гибким и позволяет частично изменить содержание курса, соединить два урока в один, разбить урок на два. Приведенное распределение часов по темам может быть изменено учителем, но с обязательным выполнением требований, предъявляемых программой. 

    В 2020-2021 учебном году по адаптированной  программе   обучается 1 ученик.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» в 6 классе

Примерная тематика чтения

Устное народное творчество

Загадки, пословицы, поговорки, небылицы ( особый мир игры-игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного).Народные и литературные сказки. Мир добра и зла.

Люблю природу русскую

Рассказы , стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Светские и православные праздники в связи с разными временами года.

О далеком прошлом России

Рассказы, стихи. Научно-популярные статьи о далеком прошлом, о нашем времени из истории России.

Животные в нашем доме

Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных черт.

Будь человеком, человек!

Рассказы и стихи , раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем.

Они прославили Россию

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие сведения о жизни великих людей прошлого и настоящего России

Смешное и веселое

Юмористические произведения разных жанров.

Вечный свет подвига

Художественные произведения о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем.

Писатели мира - детям

Художественные произведения зарубежных авторов различных жанров.

Навыки чтения

Сознательное , правильное , выразительное и беглое чтение словосочетанием , в трудных случаях – целым словом в соответствии с нормами литературного произношения. Использование простых по содержанию и структуре слов, отрывков из текста учебника для совершенствования навыка беглого чтения.

Чтение про себя при выполнении различных заданий. Выразительное чтение произведений с отработкой логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при однородных членах.

Работа с текстом

Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.

Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.

Деление текста на части, составление простого плана под руководством учителя.

Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка.

Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств  связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев.

Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте. Выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним.

Уточнение жанровых особенностей произведения ( сказка, стихотворение, рассказ, басня).

Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1-й уровень (минимальный)

-читать вслух правильно, целым словом, трудные слова- по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

-читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;

-отвечать на вопросы учителя;

-пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;

-оценивать поступки  героев (с помощью учителя);

-заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);

-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.

2-й уровень (достаточный)

-читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение ( словосочетаниями), в трудных случаях - целым словом;

-читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;

-делить текст на части под руководством учителя;

-пересказывать текст ( полностью или частично) по плану , используя опорные слова;

-определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;

-выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);

-выучить наизусть 8- 10 стихотворений;

-читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.

Тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

 

Заучивание наизусть

1.

Моя Родина.

2

М. Ножкин «Россия»

2.

Золотая осень.

10

И. Бунин «Лес, точно терем расписной»

3.

Великая радость - работа.

8

Б. Заходер «Петя мечтает»

4.

Страницы истории.

10

 

5.

Что такое хорошо, что такое плохо.

4

 

6.

Здравствуй, гостья – Зима.

30

А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

И. Суриков «Белый снег пушистый…»

7.

Весна – красна.

13

С. Смирнов «Первые приметы»

 В. Жуковский «Жаворонок»

А. Твардовский «После мартовских метелей»

8.

Рассказы о животных.

11

 

9.

Рассказы, сказки, стихи для детей.

18

В. Набоков «Дождь пролетел…»

 Н. Рыленков «Нынче ветер…»

 

Итого

106 ч

10 - наизусть

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

№ по теме

Тема

дата

План

факт

Моя Родина. 2 часа

1

1

По В. Пескову «Отечество»

01.09

2

2

М. Ножкин «Россия» М. Пришвин «Моя Родина»

02.09

Золотая осень. 10 часов

3

1

В. Бианки «Сентябрь» И. Бунин «Лес, точно терем расписной...»

03.09

4

2

Ю. Качаев «Грабитель»

08.09

5

3

Б. Житков «Белый домик»

09.09

6

4

А. Белорусец «Звонкие ключи»

10.09

7

5

А. Белорусец «Звонкие ключи»

15.09

8

6

К. Паустовский «Заячьи лапы»

16.09

9

7

К. Паустовский «Заячьи лапы»

17.09

10

8

И. Тургенев «Осенний день в березовой роще»

22.09

11

9

Е. Носов  «Хитрюга»

23.09

12

10

В. Бианки «Октябрь»

24.09

Великая радость - работа. 8 часов

13

1

С. Михалков «Будь человеком»

29.09

14

2

Б. Заходер «Петя мечтает»

30.09

15

3

По Д. Биссету «Слон и муравей»

01.10

16

4

По Д. Биссету «Кузнечик Денди»

06.10

17

5

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой»

07.10

18

6

Дж. Родари «Пуговкин домик»

08.10

19

7

Дж. Родари «Пуговкин домик»

13.10

20

8

Обобщение по теме

14.10

Страницы истории 10 часов

21

1

«Илья Муромец и Соловей разбойник» (отрывок из былины)

15.10

22

2

Ф. Глинка «Москва»  (в сокращении).

20.10

23

3

В. Бианки «Ноябрь». Обобщение произведений осенней тематики

21.10

24

4

По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы»

22.10

25

5

Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву  «Медаль», «Гришенька»

27.10

26

6

 По С. Алексееву  «Гришенька»

28.10

27

7

Великодушный русский воин.  По Е. Холмогоровой

«Серебряный лебедь»,

29.10

28

8

По Е. Холмогоровой «Боевое крещение»,

10.11

29

9

 «День рождения Наполеона»

11.11

30

10

 «В дни спокойные»

12.11

Что такое хорошо, что такое плохо. 4 часа

31

1

По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи»

17.11

32

2

По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи»

18.11

33

3

Е. Пермяк «Тайна цены»

19.11

34

4

Д. Гальперина «Здравствуйте!»

24.11

Здравствуй, гостья – Зима. 30 часов

35

1

В. Бианки «Декабрь»

25.11

36

2

Е. Благинина. «Новогодние загадки»

26.11

37

3

А. Никитин «Встреча зимы»

01.12

38

4

А. Дорохов «Теплый снег»

02.12

39

5

А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя...»

03.12

40

6

Д. Хармс «Пушкин»

08.12

41

7

В. Бианки «Январь»

09.12

42

8

Х.-К. Андерсен «Ель»

10.12

43

9

Х.-К. Андерсен «Ель»

15.12

44

10

Х.-К. Андерсен «Ель»

16.12

45

11

А. Чехов «Ванька»

17.12

46

12

А. Чехов «Ванька»

22.12

47

13

А. Чехов «Ванька»

23.12

48

14

И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»

24.12

49

15

И. Суриков «Белый снег пушистый...»

29.12

50

16

М. Зощенко «Леля и Минька. Елка»

30.12

51

17

М. Зощенко «Леля и Минька. Елка»

12.01

52

18

Ю. Рытхэу «Пурга»

13.01

53

19

Ю. Рытхэу «Пурга»

14.01

54

20

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»

19.01

55

21

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»

20.01

56

22

В. Бианки «Февраль»

21.01

57

23

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

26.01

58

24

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

27.01

59

25

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

28.01

60

26

Х. К. Андерсен «Снежная Королева»

02.02

61

27

Х. К. Андерсен «Снежная Королева»

03.02

62

28

Х. К. Андерсен «Снежная Королева»

04.02

63

29

Х. К. Андерсен «Снежная Королева»

09.02

64

30

Чтение произведений по зимней тематике

10.02

Весна – красна. 13 часов

65

1

С. Смирнов «Первые приметы»

11.02

66

2

В. Бианки «Март»

16.02

67

3

По В. Пескову «Весна идет»

17.02

68

4

М. Пришвин «Жаркий час»

18.02

69

5

Г. Скребицкий «Весенняя песня»

24.02

70

6

В. Жуковский  «Жаворонок»

25.02

71

7

А. Толстой «Детство Никиты»

02.03

72

8

А. Твардовский «Как после мартовских метелей...»

03.03

73

9

А. Плещеев «И вот шатер свой голубой опять раскинула весна...»

04.03

74

10

В. Бианки «Апрель»

09.03

75

11

К. Паустовский «Стальное колечко»

10.03

76

12

К. Паустовский «Стальное колечко»

11.03

77

13

По В. Астафьеву «Злодейка»

16.03

Рассказы о животных. 11 часов

78

1

По Е. Барониной  «Рассказы про зверей»

17.03

79

2

По Е. Барониной  «Рассказы про зверей»

18.03

80

3

В. Драгунский «Кот в сапогах»

30.03

81

4

В. Драгунский «Кот в сапогах»

31.03

82

5

Д. Хармс «Заяц и еж»

01.04

83

6

И. Крылов «Зеркало и обезьяна»

06.04

84

7

Чтение рассказов о дружбе и взаимовыручке

07.04

85

8

По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави»

08.04

86

9

По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави»

13.04

87

10

По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави»

14.04

88

11

По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави»

15.04

Рассказы, сказки, стихи для детей. 18 часов

89

1

В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету...»

20.04

90

2

В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету...»

21.04

91

3

В. Бианки «Май»

22.04

92

4

М. Дудин «Наши песни спеты на войне»

27.04

93

5

В. Медведев «Звездолет «Брунька»

28.04

94

6

В. Медведев «Звездолет «Брунька»

29.04

95

7

В. Медведев «Звездолет «Брунька»

04.05

96

8

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»

05.05

97

9

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»

06.05

98

10

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»

11.05

99

11

По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

12.05

100

12

По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

13.05

101

13

По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

18.05

102

14

В. Астафьев «Зорькина песня»

19.05

103

15

Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел...»

20.05

104

16

Обобщающий урок по теме: «Весна»

25.05

105

17

Чтение юмористических стихотворений и рассказов

26.05

106

18

Обобщающий урок. Итоговый тест.

27.05

       СОГЛАСОВАНО

    Протокол заседания

   методического совета

     МБОУ НСОШ № 2

от____________ 2020 года №____              

  _______________________

       

            СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

      _______________________

      _______________ 2020 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» основного (общего) образования 5-9 класс на 2016/2017 учебный год

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы.Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 1, г.Мичуринска,Т...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающего 8 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными в...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 9 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающегося 9 класса, учебный план, которого реализует адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями зд...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 7 класса для детей с ОВЗ

Адаптированная  рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 7 класса для детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость), находящегося  на индивидуал...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» Начальное общее образование 4 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» Начальное общее образование 4 класс...

Образовательная программа по учебному предмету «Русский язык» основного (общего) образования 5-9 класс. Вступительная часть.

Вступительная часть к рабочим программам по  предмету "Русский язык" ,  которую можно использовать при составлении рабочих программ с 5 по 9 класс....

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса на 2019- 2024 учебные года

      Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»  создана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего обр...