Урок литературы. Народная мудрость в басне И.А. Крылова «Волк на псарне». (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Павлюкова Ольга Сергеевна

знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие навыков  инсценированного чтения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_i.a._krylov.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Павлюкова О.С.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ «Перспектива»

Народная мудрость в басне И.А. Крылова

«Волк на псарне».

(5 класс)

Цель урока:

  • знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;
  • закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие навыков  инсценированного чтения;
  • прививать любовь к слову, воспитывать чувство патриотизма

Тип урока: урок  изучения нового материала.

Оборудование: слайдовая презентация, иллюстрации к басням.

I.   Оргмомент

       Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас  на уроке будет  много интересного.

II. Актуализация знаний

   Сегодня мы продолжаем говорить о баснях, и в частности о басне И.А. Крылова «Волк на псарне». Но сначала разминка.

В июле, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками в гору,
Из дальних странствий воротясь,
По улице Слона водили,
Как видно, на показ —
Известно, что слоны в диковинку у нас...
Так за Слоном толпы зевак ходили...
Какой-то Повар-грамотей
С поварни убежал своей.
Проказница-Мартышка,
Осёл, Козёл да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из того не дело — только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе все в него впряглись.
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу.

— Узнали ли вы эти строки? Откуда они?

— Назовите басни Крылова, которые вы узнали. («Лжец», «Муха и Дорожные», «Слон и Моська», «Кот и Повар», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука».)

Слайд 1— Юмористическое произведение, составленное из частей известного произведения, называется центон. В каком жанре написан наш центон? (Басня.)

Работа с литературоведческими понятиями

— Что такое басня? Дайте определение. (Басня-это краткий прозаический или стихотворный рассказ, написанный в иносказательной, аллегорической форме)

- Как вы понимаете словосочетание иносказательный, аллегорический смысл? Что такое аллегория?

— Какова композиция басни? (В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце.) Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря, сам Крылов говорил « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.

Слайдовая презентация – История басни как жанра (рассказ подготовленных учащихся об Эзопе).

Слово учителя

   

      Кто не знает басен И.А.Крылова, их учили ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь и вы, обратившись к басням, будете постигать народную мудрость. Эти маленькие шедевры помнятся наизусть, любимы в народе. Фразы из них вошли в повседневную жизнь, стали пословицами, поговорками, которые мы с вами употребляем. «Слона-то я и не приметил», «А ларчик просто открывался» (рассказ подготовленных учащихся о И.А.Крылове)

Слайдовая презентация   - Отгадай, о каком персонаже идет речь? (цитаты и иллюстрации к басням)

 

Театрализация басни «Квартет»

Какие пороки «щиплет» автор в данной басне?

III Объяснение нового материала

     Тема « Отражение народной мудрости в басне «Волк на псарне»

Увертюра

         1812 год – Что означает эта дата?

     Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

- Прежде чем мы послушаем басню, давайте разберемся с возможно, незнакомыми словами. (Обращение к словам, объяснение которых подготовлено учащейся - Ловчий, псарня, овчарня, хлев)

Прослушивание басни в записи.

Понравилась басня? Чем?

Историческая основа басни (подготовленный учащийся)

   -Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов.

На доске и в тетрадях делается запись: Волк - Наполеон; Ловчий – Кутузов

Презентации учащихся Колмакова И. и Болелова И. о Кутузове и Наполеоне.

Жила-была плохая и скучная работа

Без ласки, без уюта, без главного чего-то,

Чего-то человечного, без сердца человечьего.

И сжалился над нею хороший человек.

Сказал он ей, жалея: «Ты будешь лучше всех!».

За скучную работу он весело взялся,

И работа похорошела вся!

Работа с текстом

 - Какими качествами наделяет Крылов Волка? (Забияка, вор, злой, хитрый). Прочитайте! (Запись под именем Наполеона)

- А почему вдруг Волк залез в овчарню ночью? (Он еще и вероломен).

-Как ведет себя Волк, когда его застали на месте преступления?

(Мой Волк сидит,  прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть)

- А что меняется в поведении Волка, когда он понимает, что выбраться ему будет невозможно без потерь?

(Пустился мой хитрец в переговоры…).

- Прочитайте строки, передающие речь Волка…

- Ловчий… Каков он?

(Он смелый, мудрый, наделен жизненным опытом)

(Запись под именем Кутузова)

- Что отвечает ему Ловчий? Вернее даже не отвечает, а прерывает?! Зачитайте!

Слово учителя

- Говорят, что когда Крылов написал эту басню и отослал её в войска, Кутузов прочитал произведение перед солдатами, и во время заключительных строк сорвал с головы шапку, глаза его сверкали. Какие пороки «щиплет» И.А.Крылов?

- Перед вами иллюстрация к басне, опишите, что вы видите на них, какие моменты басни они запечатлели. (см. рисунок)

IV. Выразительное чтение басни

V. Рефлексия   Тестовая работа

VI. Домашнее задание

          «5» - выучить наизусть или сочинить свою басню (центон)

              «4» - инсценировка басни

               Раскрасить иллюстрации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе" Басни И.А.Крылова" Волк и ягнёнок"и "Волк на псарне".

План-конспект урока по литературе " Басни И.А.Крылова " Волк и ягнёнок" и " Волк на псарне"....

Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...

Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс

Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...

План-конспект урока по литературе Историческая басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Знакомство школьников с историческими баснями великого баснописца и историческими событиями 1812 года...

урок литературы в 5 классе "Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»

урок разработан в рамках курсов  "Проектирование современного урока русского языка и литературы в аспекте требований ФГОС:  цели, задачи и критерии оценки»    ...

открытый урок литературы в 5 классе по басне И.А.Крылова " Волк на псарне"

открытый  урок  литературы   в соответствии с ФГОС...

Урок "Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова "Волк на псарне"

Урок построен по  технологии критического мышления...