Программа элективного курса по национально-региональному компоненту с методическими материалами для применения на факультативе по литературе в 9 классе
элективный курс по литературе (9 класс)

Аюшеева Галина Доржеевна

В методических материалах -разработках занятий даны анализы лирических и прозаических текстов - произведений народных писателей и поэтов Бурятии из Тункинского района - членов литературного объединения" Мунко Саридак".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективный курс «Природа в творчестве писателей и поэтов Тунки»

                        

Пояснительная записка

        Настоящая программа предназначена для учащихся профильной школы и предполагает возможность выбора учащимися данного курса, т.е. имеет вариативный характер.

        Актуальность программы в том, что в ней рассматриваются вопросы экологического образования и воспитания учащихся на примере изучения творчества писателей и поэтов Тунки, раскрывающих особенности уникальной окружающей природы родной тункинской долины. Важность и значимость курса заключается в том, что в школьных программах по литературе мало времени уделяется экологическому воспитанию школьников. В процессе реализации данной программы учащимся будет предоставлена возможность понять и осознать то, как писатели и поэты Тунки, патриоты в полном смысле этого слова, видят и воспринимают, восхищаются и любят, благословляют и боготворят свою малую родину, ее природный мир. Этим самым содержание программы формирует целостную систему духовно-нравственных знаний, ценностей, бережного отношения к природе.

            Новизна программы:

           *в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа;

            *в определенном планировании занятий, так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;

            *в предоставлении методического обеспечения к данному элективному курсу; отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;

             *в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста; в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой как учителя, так и учащихся.

             Реализация этой программы предполагает следующую цель: развитие эстетического восприятия и бережного отношения детей к окружающей природе на основе изучения отечественной (региональной) литературы.

           

        Одним из требований к новому качеству образования является умение школьников работать самостоятельно, без постоянного руководства. В связи с этим научно-методическое обеспечение этой программы предусматривает рекомендации не только для учителя, но и для учащихся. Перед учащимися поставлены задачи: научиться производить лингвостилистический анализ прозаических и поэтических текстов писателей и поэтов Тунки, самостоятельно добывать знания, развивать способности глубокого проникновения в суть художественного слова, анализировать, размышлять, высказывать собственную точку зрения, создавать целостную картину окружающей природной среды. Предложенные для изучения темы предусматривают последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

            Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.                                                                                                                                                                

            Материал для изучения расположен во временной последовательности: от дореволюционных произведений XIX века до произведений советского периода.

        Структура и содержание программы сочетают в себе проблемно-тематический, историко-литературный, теоретико-литературный, семиотический, деятельностный принципы. Программа базируется на межпредметных связях с русской и бурятской литературой, экологией, риторикой.

           Вся практическая работа элективного курса может проходить как лингвистический анализ текста, важная роль в ней отводится методическим рекомендациям. В разделе «Лингвистический анализ произведений поэтов и писателей Тунки о природе (примерные рекомендации)» помещены те тексты,  которые трудно найти учителю, изданы малым тиражом или их невозможно найти в каждой школьной или личной библиотеке. Основной сборник, на который надо опираться при изучении и анализе - «Золотые гольцы», М., изд-во «Современник», 1986, (составитель Л.Д. Тапхаев).

           Эффективно использовать следующие формы контроля:

  • самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;
  • совершенствование рукописи, составление текста устного выступления на заданную тему;
  • рецензирование;
  • сообщения как результат наблюдений;
  • сочинения-анализы стихотворений, прозаических произведений.

        Программа рассчитана на 36 часов, на теоретическую часть уделено 3 часа, на практическую - 33 часа. Содержание и распределение времени на изучение произведений могут варьироваться в зависимости от подготовленности учащихся, их интересов, потребностей и возрастных особенностей.

           Применяемые технологии:

  • технологии исследовательской деятельности учащихся;
  • технологии проблемного обучения;
  • уровневой дифференциации;
  •  проектный метод (Приложение урока-проекта № 21).

Учебно-тематический план элективного курса

п/п

Название темы

Всего

часов

Кол-во

лекц. занятий

Количество

практических занятий

Форма проведения

Образовательный продукт

1.

Древний бурятский фольклор и природа в улигере М. Алсыева «Два брата»

1

1

Лингвистический анализ текста художественного стиля

Творческая

работа, анализ

сочинение

2

Природа тункинской долины в легенде Е.И. Сороковикова-Магая «Гордый Иркут и мудрый Мунко-Саридак»

1

-

Лингвистический анализ текста художественного стиля

Творческая

работа, анализ

Сочинение, устный рассказ

3.

Тема защиты природы в стихотворении Мунко-Саридака «Саянам»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

эссе

4.

Прославление родного края в стихотворении Ц.Зарбуева «Весна»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

Сочинение

5.

Песнь о Тунке в стихотворении Л.Тапхаева «Я пою о Тунке»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

сочинение

6.

Тема родины в стихотворении Л.Тапхаева «Кынгырга»

1

1

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

сочинение

7.

Образ Саянских гор в стихотворении Л.Тапхаева «Саянам»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

сочинение

8.

Признание в любви к родному краю в стихотворении Л.Тапхаева «Мое заклинание»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

сочинение

9.

Призыв об охране природы в стихотворении Ш.Байминова «В тайге»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

Создание текста публицистического стиля речи

10.

Путешествие по Тункинской долине в стихотворении Ш.Байминова «Новый путь»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

Путевые заметки

11.

Природа родной Тунки в стихотворениях Ж.Юбухаева «Стихи мои», «Иркут»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

сочинение

12.

Дорога к родному дому в стихотворениях Ж.Юбухаева «Тунка», «Дорога»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

сочинение

13.

Зимний пейзаж в стихотворении Ж.Юбухаева «Зимняя фантазия»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

эссе

14.

Влияние природы на душу человека в стихотворении Ж.Юбухаева «У брата в Аршане»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

сочинение

15.

Воспевание моря Байкал в стихотворении Б.Сыренова «Я на берег пришел твой, Байкал»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

сочинение

16.

Песнь о Байкале в стихотворении Б.Сыренова «Размышление на берегу Байкала»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

сочинение

17-18

Экологические проблемы в повести В.Сыренова «Река-крутые берега »

2

1

Лингвистический анализ текста художественного стиля

Творческая

работа, анализ

Сочинение-рассуждение

19.

Нравственные проблемы в повести В.Сыренова «Старая мельница»

1

-

Лингвистический анализ текста художественного стиля

Творческая

работа, анализ

Мини-сочинение

20.

Гимн горам в лирической поэме А.Ангархаева «Вершины»

1

-

Лингвистический анализ текста художественного стиля

Творческая

работа, анализ

Сочинение-описание

21-22

Роль природы в духовном наследстве народа в повести Б.Ябжанова «Куда ускакал конь»  

2

-

Лингвистический анализ текста художественного стиля

Творческая

работа, анализ

сочинение

23.

Взаимоотношения человека и природы в повести Б.Ябжанова «Волчица»

1

-

Лингвистический анализ текста художественного стиля

Творческая

работа, анализ

Создание текста публицистического стиля речи

24.

Природа родного края в цикле стихотворений Э.Манзарова «Саянские этюды»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

Мини-сочинение

25.

Тунка-начало всех начал в цикле стихотворений Э.Манзарова «Восьмистишия»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

Мини-сочинение

26.

Воспевание священных рек в цикле стихотворений Э.Манзарова «Реки мира»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

Сравнительная характеристика

27.

Сатира в басне Э.Манзарова «Воробей-эмигрант»

1

-

Лингвистический анализ сатирического текста

Творческая

работа, анализ

сочинение

28.

Тема браконьерства в рассказе Б.Романова «Две жизни»

1

-

Лингвистический анализ текста художественного стиля

Творческая

работа, анализ

Создание текста публицистического стиля речи

29.

Образ гор в пьесе Б.Романова «Источник вечности»

1

-

Лингвистический анализ текста

Творческая

работа, анализ

очерк

30-31

Родная природа в повести И.Намсараева «Дети гольцов»

2

-

Лингвистический анализ текста художественного стиля

Творческая

работа, анализ

сочинение

32.

Песня-посвящение И.Намсараева «Песня в честь тебя»

1

-

 Лингвистический анализ текста художественного стиля

Творческая

работа, анализ

эссе

33.

Образ родного края в стихотворении Б.Дугарова «Край задумчивой выси и шири…»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

сочинение

34.

Единство человека и природы в стихотворении Б.Дугарова «Тункинская долина»

1

-

Лингвистический анализ стихотворения

Творческая

работа, анализ

сочинение

35.

Нравственные проблемы в рассказе В.Тулаева «Меткий охотник»

1

-

Лингвистический анализ текста художественного стиля

Творческая

работа, анализ

отзыв

36.

Экологические проблемы в сказке В. Халхуева «Ружье, которое выстрелило само»

1

-

Лингвистический анализ текста художественного стиля

Творческая

работа, анализ

отзыв

Содержание программы элективного курса по выбору

«Природа в творчестве поэтов и писателей Тунки»

        Курс рассчитан на 36 часов, в том числе 36 практических занятий по анализу поэтического и прозаического текста. Количество часов по определенным темам может изменяться на усмотрение учителя (это зависит от уровня подготовленности класса, от целей проведения курса).

Тема 1

Древний бурятский фольклор и природа в улигере Майсана

Алсыева «Два брата».

Повествование. Жанр улигера, мифа, легенды. Сюжет, композиция улигера. Связь с древними народно-поэтическими традициями. Тотемизм. Проблемы добра, зла. Изобразительно-выразительные средства. Фантастика и гипербола. Сказовая манера повествования, атрибутика: шапка-невидимка, волшебная чашка.

                      Тема 2

Природа Тункинской долины в легенде Е.И.Сороковикова-Магая «Гордый Иркут и мудрый Мунко-Саридак».

Повествование. Жанр сказки, легенды. Сюжет, композиция легенды. Связь с древними народно-поэтическими традициями. Топонимы местностей. Изобразительно-выразительные средства. Фантастика и гипербола. Сказовая манера повествования. Лексика: разговорные, диалектные слова.

Тема 3

Тема защиты природы в стихотворении Мунко-Саридака «Саянам».

Тема и идея стихотворений. Экологическая проблематика стихотворения. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о времени, о памяти предков. Философичность поэзии. Изобразительно-выразительные средства. Аллитерация, ассонанс. Аллегория. Детали природы.

Тема 4

Прославление родного края в стихотворении Ц. Зарбуева «Весна».

Тема и идея стихотворений. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Жанр лирического монолога. Размышления о времени, о счастье, о жизни, о молодости. Философичность поэзии. Изобразительно-выразительные средства. Детали природы, приметы родины.

Тема 5

Песнь о Тунке в стихотворении Л.Тапхаева «Я пою о Тунке».

Тема и идея стихотворения. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о времени, о жизни. Мотив дороги, пути. Изобразительно-выразительные средства. Звукопись. Детали природы.

Тема 6

Тема родины в стихотворении Л.Тапхаева «Кынгырга».

Тема и идея стихотворения. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о счастье, о смысле и о быстротечности жизни. Цветопись. Изобразительно-выразительные средства. Звукопись. Детали природы.

Тема 7

Образ Саянских гор в стихотворении Л.Тапхаева «Саянам»

Тема и идея стихотворения. Лирический герой, чувства, переживания, настроение лирического героя. Связь с древними народно-эпическими традициями. Философичность поэзии. Изобразительно-выразительные средства. Звукопись. Детали природы.

Тема 8

Признание в любви к родному краю в стихотворении Л.Тапхаева «Мое заклинание» Тема и идея стихотворения. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о времени, о смысле жизни, о памяти предков, о быстротечности жизни. Изобразительно-выразительные средства. Детали природы.

             Тема 9

Призыв об охране природы в стихотворении Ш.Байминова «В тайге».

Тема и идея стихотворения. Экологическая проблематика стихотворения. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о жизни, о судьбе поэта. Композиция стихотворения. Изобразительно-выразительные средства.

Тема 10

Путешествие по Тункинской долине в стихотворении Ш.Байминова «Новый путь».

Тема и идея стихотворения. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о времени, о памяти предков. Связь с древними народно-эпическими традициями. Мотив пути, дороги. Композиция стихотворения. Изобразительно-выразительные средства.

Тема 11

Природа родной Тунки в поэзии Ж.Юбухаева (анализ стихотворений «Стихи мои», «Иркут»)

Тема и идея стихотворений. Жанр благопожелания. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о природе, о жизни, о добре. Связь с древними народно-эпическими традициями. Изобразительно-выразительные средства.

Тема 12

Дорога к родному дому в стихотворениях Ж.Юбухаева (анализ

стихотворении «Тунка», «Дорога»)

Тема и идея стихотворений. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о времени, о памяти предков. Философичность поэзии. Связь с древними народно-эпическими традициями. Мотив пути, дороги. Композиция стихотворений. Изобразительно-выразительные средства. Детали природы.

Тема 13

Зимний пейзаж в стихотворении Ж.Юбухаева «Зимняя фантазия».

        Тема и идея стихотворения. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Описание природы. Изобразительно-выразительные средства. Детали природы. Аллитерация.

Тема 14

Влияние природы на душу человека в стихотворении Ж.Юбухаева «У брата в Аршане».

Тема и идея стихотворения. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о времени, о жизни, о памяти предков. Изобразительно-выразительные средства.

Тема 15

Воспевание моря Байкал в стихотворении Б.Сыренова «Я на берег пришел твой, Байкал».

Тема и идея стихотворения. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о времени, о памяти предков. Философичность поэзии. Мотив пути, дороги. Композиция стихотворения. Изобразительно-выразительные средства. Детали природы.

Тема 16

Песнь о Байкале в стихотворении Б.Сыренова «Размышление на берегу Байкала».

Тема и идея стихотворения. Жанр песни. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о времени, о памяти предков. Философичность поэзии. Связь с древними народно-эпическими традициями. Мотив пути, дороги. Изобразительно-выразительные средства. Детали природы.

Темы 17-18

Экологические проблемы в повести В.Сыренова «Река - крутые берега».

Повествование. Публицистичность повести. Жанр. Сюжет, композиция. Актуальные экологические проблемы. Нравственные, морально-этические проблемы. Стиль писателя. Изобразительно-выразительные средства.

Тема 19

Нравственные проблемы в повести В.Сыренова «Старая мельница».

Повествование. Публицистичность повести. Жанр. Сюжет, композиция. Актуальные экологические проблемы. Нравственные, морально-этические проблемы. Стиль писателя. Изобразительно-выразительные средства.

Тема 20

Гимн горам в лирической поэме А. Ангархаева «Вершины».

Тема и идея стихотворения. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о времени, о памяти предков, о добре и зле. Философичность поэзии. Связь с древними народно-эпическими традициями, с древним бурятским фольклором. Композиция поэмы. Стиль писателя. Изобразительно-выразительные средства. Детали природы.

Темы 21-22

Роль природы в духовном наследстве народа в повести Б. Ябжанова «Куда ускакал конь».

Повествование. Жанр. Сюжет, композиция. Нравственные, морально-этические проблемы. Связь с древними народно-эпическими традициями, с древним бурятским фольклором. Стиль писателя. Изобразительно-выразительные средства.

Тема 23

Взаимоотношения человека и природы в повести Б. Ябжанова «Волчица».

        Повествование. Публицистичность повести. Жанр. Сюжет, композиция. Актуальные экологические проблемы. Нравственные, морально-этические проблемы: добра и зла, совестливости и сострадания. Стиль писателя. Изобразительно-выразительные средства.

Тема 24

Природа родного края в цикле стихотворений Э. Манзарова  «Саянские этюды»

Тема и идея стихотворений. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о времени, о памяти предков. Философичность поэзии. Изобразительно-выразительные средства. Детали природы.

Тема 25

Тунка - начало всех начал в цикле стихотворений Э.Манзарова  «Восьмистишия»

Тема и идея стихотворений. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о времени, о жизни, о памяти предков. Философичность поэзии. Связь с древними народно-эпическими традициями. Мотив пути, дороги. Изобразительно-выразительные средства. Строфа-восьмистишие. Детали природы.

Тема 26

Воспевание священных рек в цикле стихотворений Э. Манзарова «Реки мира»

Тема и идея стихотворений. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о времени, о памяти предков. Философичность поэзии. Связь с древними народно-эпическими традициями. Мотив пути, дороги. Изобразительно-выразительные средства. Детали природы.

Тема 27

Сатира в басне Э. Манзарова «Воробей-эмигрант».

Сатира. Жанр басни. Сюжет, композиция басни. Мораль в басне. Проблемы добра, зла. Актуальность басни. Изобразительно-выразительные средства. Приемы изображения сатирического: эзопов язык, аллегория, иносказание, гротеск. Диалог и монолог. Фантастика и гипербола.

Тема 28

Обличение браконьерства в рассказе Б. Романова «Две

жизни».

Повествование. Публицистичность рассказа. Жанр рассказа. Сюжет, композиция. Актуальные экологические проблемы. Нравственные, морально-этические проблемы: добра и зла, милосердия и сострадания. Стиль писателя. Изобразительно-выразительные средства.

Тема 29

Образ гор в пьесе Б. Романова «Источник вечности».

 Жанр пьесы, улигера, мифа, легенды. Сюжет, композиция пьесы. Связь с древними народно-поэтическими традициями. Фантастика и гипербола. Сказовая манера повествования, атрибутика: шапка-невидимка, волшебное перышко, дракон, меч. Элементы устного народного творчества- пословицы, легенды, предания.

 Стиль писателя. Нравственные, морально-этические проблемы: гуманизма, добра и зла, жалости и сострадания.  Изобразительно-выразительные средства.

                               Темы 30-31

Родная природа в повести И.Намсараева «Дети гольцов»

Повествование. Автобиографичность повести. Жанр повести. Сюжет, композиция. Стиль писателя. Экологические проблемы. Нравственные, морально-этические проблемы: добра и зла, жалости и сострадания.  Изобразительно-выразительные средства.

Тема 32

Песня- посвящение И.Намсараева «Песня в честь тебя»

Повествование. Автобиографичность посвящения. Жанр песни-посвящения. Сюжет, композиция. Стиль писателя. Нравственные, морально-этические проблемы: гуманизма, добра и зла, сострадания, любви и благодарности к матери.  Изобразительно-выразительные средства.

Тема  33

Образ родного края в стихотворении Б. Дугарова «Край задумчивой выси и шири…».

Тема и идея стихотворений. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о времени, о памяти предков. Философичность поэзии. Связь с восточной цивилизацией. Мотив пути, дороги. Изобразительно-выразительные средства. Детали природы.

Тема 34

Единство человека и природы в стихотворении Б. Дугарова «Тункинская долина».

Тема и идея стихотворений. Чувства, переживания, настроение лирического героя. Размышления о времени, о памяти предков, о бытии, о родине. Философичность поэзии. Связь с древними народно-эпическими традициями. Изобразительно-выразительные средства. Детали природы.

Тема 35

Нравственные проблемы в рассказе В. Тулаева «Меткий

охотник»

Повествование. Жанр фольклора - охотничьи байки, анекдот. Сюжет, композиция. Стиль писателя. Связь с древними народно-эпическими традициями.  Нравственные, морально-этические проблемы: добра и зла, гуманизма, милосердия, сочувствия.  Переплетение реального и фантастического. Сказовая манера повествования, сказочные элементы. Изобразительно-выразительные средства.

Тема 36

Экологические проблемы в сказке В.Халхуева

«Ружье, которое выстрелило само»

Повествование. Жанр фольклора - охотничьи байки, анекдот. Сюжет, композиция. Стиль писателя. Связь с древними народно-эпическими традициями. Актуальные экологические проблемы: обличение браконьерства. Нравственные, морально-этические проблемы: добра и зла, гуманизма, милосердия. Переплетение реального и фантастического. Сказовая манера повествования, сказочные элементы. Изобразительно-выразительные средства.

                                             Планируемый результат

Требования к знаниям и умениям учащихся

        В результате лингвостилистического анализа прозаических и поэтических текстов поэтов и писателей Тунки ученик должен:

  • Иметь представление:

- о проблематике произведений поэтов и писателей Тунки, жанровом разнообразии;

- о литературном языке как основе художественной литературы;

- о языковых нормах и их признаках.

  • Знать:

     - смысл понятий: тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;

     - основные лирические и прозаические жанры;

      - основные элементы сюжета;

- стили речи и их признаки;

- признаки текста и его функционально-смысловые типы;

- изобразительно-выразительные средства языка (тропы, стилистические, синтаксические фигуры);

- сатирические приемы;

- виды строф, систему рифмовки, стихотворные размеры;

- звукопись, цветопись.

  • Уметь:

         - выяснять проблематику, тему, идею лирических и прозаических текстов    поэтов Тунки;

          - выяснять лирические и прозаические жанры;

         - выяснять основные элементы сюжета;

         -определять строфы,   виды рифм, стихотворные размеры;

         - различать стили, типы речи;

         - находить изобразительно- выразительные средства языка, сатирические  приемы;

- проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

- определять авторскую позицию, мысли, чувства лирического героя;

- свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

- давать собственную оценку поэтическим и прозаическим текстам;

- создавать собственное письменное высказывание по заданной модели.

Литература.

Для учителя:

  1. Балданов С. «Земли моей молодые голоса». Сб. критич. статей. У-У, Бур. кн. изд-во, 1981, с. 12, 14-15
  2. Балданов С. Певец родного народа., «Саяны», 1996, 2 октября, с.3.
  3. Владимов М. Напутственное слово.- В кн.: Щепка на волне: Басни. У-У., Бур. кн. изд-во, 1985, с.5.
  4. Дугаров Б., Сыренов Б. «Вершины», 1999, №2, с.25.
  5. Найдаков В.Ц. Глазами стороннего читателя., «Саяны», 6 июня, 1993, с.2.
  6. Осорова С.Г. Балдан Ябжанов. – В кн.: Портреты писателей Бурятии, У-У, 1997, с.144.
  7. Семенов В. И зазвенела струна поэта, «Саяны», 1996, 2 октября, с.3.
  8. Содномов А. Повесть о мире детства., «Правда Бурятии», 1990, 19 апреля, с.3.
  9. Тапхаев Л.Д. Золотые гольцы. Сборник прозы и стихов. М., Современник, 1986.
  10. Тапхаев Л.Д. Возраст зрелости, пора расцвета. «Саяны», 1986, 12 июня, с.3.  
  11. Хамаганов М.П. Поэтическая и литературно- критическая деятельность Мунко- Саридака. Ученые записки БГПИ, 1958, вып. 16, с.93.
  12. Хамгушкеева М. Высоты Балдана Ябжанова, «Саяны», 1996, 17 мая, с.4.
  13.   Цыренова М., Дампилова Л. Человек и мир в поэзии Б. Дугарова – В кн.: Основные тенденции в развитии современной бурятской поэзии.
  14.  Шаракшинова Н.О. Бурятское народное поэтическое творчество, Иркутск, 1975, с.56

Для учащихся:

  1. Дугаров Б. Горный бубен. Сб. стихов./ Б.Дугаров. 1977.
  2. Дугаров Б. Звезда кочевника. Сб. стихов./ Б.Дугаров. 1994.-256 с.
  3. Золотые гольцы. /Сборник прозы и стихов: сост.Л.Тапхаев-М.: изд-во

       Современник, 1986.

  1. Сыренов В.Ж. Река - крутые берега: повести ./В.Ж.Сыренов.-Улан-Удэ:

      Бурят. кн. изд-во, 1991,- 192 с.

  1.  Сыренов В.Ж. Повести и рассказы./ В.Ж.Сыренов.-Улан-Удэ:

      Бурят. кн. изд-во, 1992.

6.   Ябжанов Б.Н. Куда ускакал конь./ Б.Н.Ябжанов.- М., 1974.

Учебно-методический комплекс (методические рекомендации)

Образ Саянских гор в стихотворении Лопсона Тапхаева «Саянам»

            Не отведал я аршана,

что бессмертие дарит,

но извечен в этом мире

неприступных гор гранит.

Мне б, Саяны, рядом с вами

встать,

на землю опершись.

Про себя забыть навеки,

про свою былую жизнь.

Гордой грудью принимая

ласку теплых облаков,

Мне б стоять и видеть землю

мирной

тысячи веков.

Только вряд ли мне по вкусу

то бессмертное питье.

Только вряд ли мне по силам

безучастное житье.

Но постичь хочу бесстрастность

и величье этих гор.

Из - под белых снежных шапок

хмуро глядя на простор,

Как баторы, что застыли

на коврах зеленых трав,

Так стоят они в покое,

не меняя ровный нрав.

Пронесется по ущелью

говорливая река –

не ответят звонкой песней,

только глянут свысока.

Не раздастся даже эхо,

тишина стоит в горах

в час, когда играть пещеры

начинают на ветрах.

Соскользнет подкова с камня,

просвистит крылами стриж,

Хрустнет ветка, вздох раздастся

на тропе,

и снова тишь.

Но когда глубинной силой

сотрясается земля

И камней отары мчатся

вниз,

играя и шаля, -

горы словно оживают –

так прекрасен грозный вид!

А над снежными гольцами,

в синеве орел парит,

Мне бы в тот простор подняться

и кружить там много дней;

землю всю увидеть разом

и потом пропеть о нем!

            Лопсон Тапхаев – тонкий и проникновенный поэт природы. Стихотворение «Саянам» виртуозно и легко передает глубину человеческого чувства, тончайшие его нюансы, переходы и оттенки. Оно умеет в себя вобрать «бесстрастность и величие гор», типичные картины народной жизни и быта и через них выразить строй души современного человека, его сокровенные чувства и настроение… Лирика эта не теряет своих связей с древними народно- эпическими традициями. О чем бы ни писал Л. Тапхаев, какую бы форму ни избрал, существеннейшей, характернейшей чертой его поэзии всегда остаются проникновение и яркий лиризм, философичность.

                Природа и чувства человека у Лопсона Тапхаева неразрывны:

Про себя забыть на веки,

Про свою былую жизнь.

                Главное в стихах поэта – гуманизм, огромный накал эмоциональных чувств. Именно эти качества как бы создают единый, поэтически философский диапазон поэзии Тапхаева. В стихотворении «Саянам» лирический герой не только любуется красотой гор, хочет отведать источник вечности, но и встать вровень с Саянами, выражает свое сокровенное желание:

       Мне б стоять и видеть землю

                               Мирной

                               Тысячи веков.

                «Безучастное житье», покой после испития бессмертного питья – аршана, источника вечности, покой в горах не устраивают неугомонную душу лирического героя. Ему больше по душе сотрясения «глубинной силы земли» в  горах, когда начинается камнепад, именно тогда «горы словно оживают – так прекрасен грозный вид!».

В стихотворении мы видим и слышим «теплые облака», «ковры зеленых трав», «ущелья в горах», журчанье «говорливой реки», «пение ветров в пещерах», легкий свист крыльев стрижа, хруст ветки, заросшие таежные тропы, камнепад в горах, «парение орла в синеве».   А в центре живого мира природы - снежные гольцы Саян:

                         Из- под белых снежных шапок

                                             Хмуро глядя на простор,

                                             Как баторы…

                Стихотворение это удивительно музыкально и по образам, и по поэтическому языку. Лопсон Тапхаев как бы открывает глубины человеческого бытия, которые не увидишь обычным глазом. Он заставляет думать читателя. И в этом, на наш взгляд, заключаются корни его глубокой нравственной философии…

              Но постичь хочу бесстрастность

                                и величье этих гор.

                Поэт мастерски использует изобразительно – выразительные средства языка. Поэзии Лопсона Тапхаева свойственны зрительные эпитеты: «неприступных гор», «гордой грудью», «теплых облаков», «бессмертное питье», «снежных шапок», «говорливая река», «грозный вид»- которые придают описаниям природы красочность.

                Сравнения, употребляемые поэтом, тоже служат для более глубокого образного выражения явлений, оказывая большое эмоциональное воздействие. Его сравнения точны и ярки, свежи и оригинальны: горы - «как баторы, что застыли», «камней отары». Поэт с помощью сравнений выражает свое эмоциональное выражение к сопоставляемым явлениям.

                При использовании приема олицетворения возникает поэтический образ в необычной оригинальной форме. Благодаря творческому воображению поэта, олицетворение является стилистической основой для создания образов. Используя прием олицетворения, поэт изображает явления природы, образно уподобляя их живым существам: горы «хмуро глядят на простор», «застыли», «стоят в покое»,  у них «ровный нрав», «словно оживают», «не ответят», «глянут свысока», «эхо не раздастся», пещеры «играют на ветрах», «камни мчатся, играя и шаля».

                Природа в стихотворении живая, думающая, имеет свой нрав. Поэт может сказать, обращаясь к горам:

    Мне б, Саяны, рядом с вами

                              встать,

                              На землю опершись…

                Богатое творческое воображение помогает поэту умело использовать олицетворения и достичь того, что строки его стихов оживают, превращаясь в горный ручей («пронесется река»),  в облако («ласка теплых облаков»), в  камни («камней отары мчатся»).

                Привлекает нас в поэзии Лопсона Тапхаева образность, метафоричность стиха: «ласка облаков», «шапки гор», «ковры трав».  

В стихотворении «Саянам» природа – красота жизни и в то же время она полна загадок. Именно тайное величие природы как бы возвышает душу человека:

           Мне бы в тот простор подняться

                                       И кружить там много дней;

                                       Землю всю увидеть разом

                                       И потом пропеть о ней!

Природа Тункинской долины в легенде Е.И. Сороковикова-Магая

 «Гордый Иркут и мудрый Мунко-Саридак»

                Доктор философских наук, известный фольклорист Л.Е. Элиасов писал о творчестве сказителя: «В репертуаре прославленного сказителя Е.И.Сороковикова-Магая нет почти ни одной сказки, ни одного предания, в которой не нашли бы отражения родная тайга, родные степи, реки и долины».

                Запись легенды произведена в январе 1948 года. Это предание Сороковиков-Магай сам услышал от своего земляка-ополченца Алексея Спиридонова в начале I мировой войны, затем много раз изменял, переделывал, прибавлял и убавлял.         Величественная природа Тункинской долины занимает большое место в легенде Сороковикова-Магая. Картины природы родного края вплетаются в текст повествования, выступают в качестве персонажей сказок.

                Основной прием-олицетворение («Мунко-Сардык служил верно и честно грозному Байкалу», «хозяин Байкал благодарил старого Мунко за преданность», «росли горы, «тянулись деревья к солнцу», «красавица Ильчир», «резвился красавец Иркут»), которое придает повествованию сказочность.

                Сказитель старается подобрать яркие и красочные эпитеты: «старый седой Мунко-Сардык», «седой злой грозный Байкал», «стройный старик Мунко-Сардык», «синеглазая Ильчир», «мудрый и всемогущий Мунко-Сардык», «славный и своенравный могучий Иркут», «отважный гордый Иркут», «капризная дочь Байкала», «смышленая и речистая речушка», «хитрая Ильчи», «злой старец Байкала», «непокоримый Иркут», «немощный Иркут», которые точно характеризуют силы природы. При этом силы природы, как и во всех мифах, преданиях, легендах, обожествляются, сравниваются с древними богатырями.

Метафоры: «старец Байкал», «дочь Байкала», «сын мудреца Мунко-Сардыка», «дворец Байкала», «недоступная красавица Ангара» - помогают сказителю оживить, очеловечить силы природы.

        Во многих легендах и преданиях Сороковикова-Магая дается объяснение происхождению основных топонимов, гидронимов Тункинской долины (Мунко-Сардыка, Саян, Иркута, Зун-Мурино, Байкала, Ильчира, Хамар-Дабана).

                Предания и легенды Сороковикова-Магая отличаются занимательностью сюжета, стройной композицией, образностью выражений, чистыми диалогами, логичностью повествования. Налет сказочной фантастики явно чувствуется почти во всех его преданиях. Сказитель всегда интересовался вопросами древней истории родного края, дает любопытные объяснения происхождений названий гор, речушек, местности. В древние времена простому народу о Байкале ничего не было известно, но люди хотели знать, как он произошел, почему его так назвали. Сведения черпали из фольклора - преданий.

                Ключевые слова в легенде «гордый Иркут», «мудрый Мунко-Сардык». В начале после рождения Иркут - «хилый и тощий, еле-еле заметный на земле», затем «славный и могучий», в молодости - «своенравный, капризный, своевольный».

                «Гордым» Иркут становится перед своенравной красавицей Ангарой, не хочет склонять головы, поклониться перед старцем Байкалом, не слушается советов своего отца Мунко-Сардыка.

                Мудрый Мунко-Сардык верно и честно служил грозному Байкалу, и сыну своему завещал. Ключевые слова позволяют точнее уловить основную идею легенды, глубже понять ее смысл.

                Язык и этнографические особенности края в преданиях выступают четко и наглядно. Ни у одного из сказителя Сибири мы не найдем так много местного колорита, как в сказках, преданиях Магая.

                «В отличие от многих сказителей Сороковиков- Магай очень тонко чувствует дыхание природы, потому во всех его сказках, во всех преданиях местный колорит- сияние седых Саян, блеск и журчание горных речек, задумчивость тайги-передается с поразительной силой».[1] В творчестве тункинского сказителя особенно силен местный колорит, сказались личные условия жизни и личные наклонности. Его традиционные сказки богаты картинами природы: горы, сопки, дремучие чащобы, звери, птицы неизменно присутствуют в его сказках.  Для сказителя это родная стихия, источник его вдохновения.

               В окружающей природе, в жизни черпал Сороковиков-Магай сюжеты для своих сказок. В предании о Байкале Магай изложил свое мировоззрение, которое сформировалось под влиянием взглядов народа на мироздание. Байкал, играющий огромную роль в жизни местного населения, занимает в репертуаре сказителя большое место.

                

Сатира в басне  Э. Манзарова «Воробей-эмигрант»

Перевод В.Латышева

Басня «Воробей-эмигрант»

Однажды серый воробей

На всю округу зачирикал:

- Осточертели, хоть убей,

Овес, навоз, отбросы, вика.

Не вылетаешь со двора –

И дальше носа что я видел?

Эх, скуки лютая пора!

Довольно. Я на все в обиде!

Пусть остаются здесь друзья, -

Меня тут больше не найдете!

Махну-ка в теплые края:

Зовет певец-дружок мой Тоти[2]

За морем - просто рай земной.

Приеду в отпуск - поглядите!

Бросайте гнезда и за мной

Летите в райскую обитель!

Но полетел-то он один,

Хоть был не перелетной птицей.

И Тоти, важный господин,

Его встречает за границей:

- Дивлюсь я риску твоему,

Но раз решил ты «выйти в люди», -

Что ж, подметальщиком возьму,

А дальше – там уж видно будет, -

И удалился в свой дворец

Делец и фирменный подлец.

А воробей теперь кочует,

С окрестных улиц сор метет,

Жарища – льет ручьями пот, -

И где придется – там ночует.

Пыль, копоть – серый почернел.

А как-то прилетел Стервятник

И так на бедного насел –

Конец бы, если б не курятник.

- Спасите! – Воробей пищал –

Проклятье этим заграницам!

А кто его тут понимал? –

Чужой язык не внятен птицам…

…Истрепанный, он вспоминал

Родные горы и долины.

«Зачем сюда я прилетел?

Ох, как не сладок рай чужбины…»

Лосиным, знай, окорокам

Котел всегда бывает тесен[3]

Вот так и на чужбине нам

И не до плясок, не до песен.

Когда домой едва живой

Явился эмигрант под утро –

Ему и холод – друг родной:

«Рай» научил, видать чему-то…

                Э.Манзаров в бурятской литературе является одним из активнейших возродителей еще не до конца разработанного в национальной поэзии жанра-басни.

                Басенное творчество Э.Манзарова с самого своего начала отличается законченностью, цельностью и художественной зрелостью, которые свидетельствуют об ограниченности этого чрезвычайно трудного жанра.

                Басни Э.Манзарова отличаются самобытностью образного строя, остротой проблем, затронутых сатириком. Они идут из фольклора, от древней народной мудрости. В то же время в них присутствует современность, злободневность. И все это связано органически в единое целое.

                В политической басне «Воробей-эмигрант» Э.Манзаров, использовав традиционные для басен сатирические приемы, как Эзопов язык, аллегорию (птичка воробей олицетворяет хвастовство, глупость; попугай-важность, подлость), иносказание, гротеск, ядовито разоблачает нравственное убожество, честолюбие, алчность, вероломство, подлость, обман. Главные герои - воробей, попугай, стервятник. Убедительность, точность, необходимость достигаются мастером благодаря удачно подобранному сюжету, ситуации, сочному и «колкому» языку, удачной рифме, уместному включению диалогов и монологов в развитии конфликта. Широкое использование простой, разговорной речи, метких бурятских пословиц, поговорок и остроумных народных изречений придают басне жизненность и правдоподобие. Басня «Воробей-эмигрант» актуальна тем, что каждый, кто хоть ненадолго покидает родные места в поисках лучшей доли, все равно возвращается назад:

Когда домой едва живой

   Явился эмигрант под утро-

         Ему и холод-друг родной…        

                Воробью, «который чирикал на всю окрестность, не видя ничего дальше собственного носа, показалось, что жизнь за границей «просто рай земной»… Однако пригласивший его «друг Тоти» - попугай предложил вместо высокооплачиваемой работы место…подметальщика. Никто на чужбине не приходил Воробью на помощь, ибо его воробьиного языка там никто не понимал. Измучившись, он с тоской стал вспоминать «родные горы и долины».[4]

                В басне соблюдены все элементы композиции: зачин, основная часть, мораль. Мораль заключается в монологе воробья:

«Зачем сюда я прилетел?

                 Ох, как не сладок рай чужбины…»

                Исходя из басни, делаем вывод: каждый человек должен быть патриотом своей Родины, любить и ценить свои родные места, делать все для процветания своего края. И каждый человек, проживающий в Тунке, в самом благодатном уголке, должен гордиться своей прекрасной природой, беречь экологию родных мест.  

Обличение браконьерства в рассказе Б.Романова «Две жизни»

        Отличное знание законов тайги, охотничьих троп позволили писателю Б.Романову создать рассказы о природе, в которых он поднимает актуальные экологические проблемы: варварское, бездумное уничтожение редких видов животных; защита животных от браконьерства. Глубокое знание жизни и обычаев родного народа, умение говорить с читателями просто и доверительно делают его произведения интересными для широкого круга читателей.

        Небольшой рассказ «Две жизни», написанный в 1981 году, является обвинительным актом браконьерству. Автор предстает перед нами как писатель- гуманист, призывающий к защите природы, всего живого на земле. Весь рассказ пронизан состраданием, острой болью человека, писателя за судьбу животных, обитателей тайги.

       Композиция рассказа подчинена основному замыслу – обличению браконьерства, которому надо положить конец.

      Вступление рассказа – отдых изюбрихи на склоне Yндэр – Yбэра.

      Завязка – опасный сигнал, запах пороха.

      Кульминация – отстрел изюбрихи, два выстрела; сопровождается философским размышлением о зверином, темном инстинкте предков: «Всех превзошел человек, но страсть к охоте не утихает».

      Развязка - загублены две жизни: матери и детеныша.

      Концовка- человек с ножом.

      Писатель утверждает, что в природе все взаимосвязано: растительный и животный мир; предсмертное состояние поваленной изюбрихи в рассказе сравнивается с поверженным деревом - упавшим в недавнюю бурю кедром: «Еще свежи его разлапистые ветви, и узорчатая кора, кажется, источает тягучую смолу,… но кедр уже мертв»- « изюбриха, как подрубленное дерево, рухнула…и замерла, тяжело ударившись о поваленный кедр»; « изюбриха упала, прижалась к поверженному дереву».

         Б.Романов, мастерски используя олицетворения, дает описания деталей - примет тайги: « солнечные лучи еле пробиваются сквозь густые мохнатые ветви», «свежий ветер отгоняет надоедливую мошкару», «солнце начало клониться к западу», «солнце садилось», «лучи играли», «корни пересекают тропу», «мох источает звериный дух», «деревья преграждают путь», «лучи нежно поглаживают высокие травы и белоснежные цветы», «цветы сомкнули лепестки…»

      Всем содержанием рассказа автор утверждает: несовместимы вечная красота природы и ее уничтожение, все мы в ответе за братьев наших меньших. Уничтожение животных в природе, а именно беременных самок, является кощунством.

Дорога к родному дому в стихотворениях

 Ж. Юбухаева «Тунка», «Дорога».

Тунка

Ты встречаешь меня,

волненья тая,

Родная Тунка – дорогая

моя…

Встречай же меня,

наш родительский дом!

Сожженный слепыми

огнями разлуки,

Обветреннолицый,

Омытый дождями.

Целую твои материнские

руки.

О, как благодатна арза

в тех руках,

Как росы живительны

ласки любимой,

И плещется радость

в любимых глазах…

Просторами, зеленью

неукротимой

И рокотом

Пенной волны Иркута

Встречает меня моя

дорогая Тунка.

        Для поэта родная земля всегда становится главной темой в творчестве. Ж. Юбухаеву повезло родиться у голубых, подоблачных Саян, в степном просторе, в разноцветьи буйных трав, на берегу стремительной реки Иркут, в самом начале Тункинской долины – в селении Торы.

        Поэт стремится проникнуть в глубь вещей и событий. Он не увлекается беглыми, пейзажными зарисовками, редко появляются у него стихи, передающие только настроение. В строках главенствует мысль. Тунка для него – это и «родительский дом», и «материнские руки», и «ласки любимой», и «рокот волны Иркута». Обращаясь к своей родине, подбирает он ласковые эпитеты- «родная», «дорогая»; к родительскому дому- «сожженный огнями разлуки», «обветреннолицый», «омытый дождями», которые придают описаниям красочность.

        В стихотворении есть приметы Тункинской природы: «арза», «степные просторы», «рокот пенной волны Иркута».

        Ж. Юбухаеву всегда важнее просто и проникновенно сказать о Тунке:

                                  Ты встречаешь меня,

                                     волненье тая,

                                   Родная Тунка –

                                    дорогая моя…

        В другом стихотворении «Дорога» возникает традиционный мотив дороги – начала начал, содержатся философские размышления о жизненной дороге лирического героя, путь по которой был тернистый, нелегкий, бывали взлеты и падения, но приходилось «вставать и идти».          Поэт применяет нарастающую градацию: «и сумрак, и ливень, и град, но чаще – сияющий солнечный взгляд»; «дрязги, и козни, и сплетни, и в спину удары; я знаю тебя, одинокая грусть», которые помогают читателю представить все неприятности судьбы. Лирический герой приходит к выводу, что, несмотря на все удары судьбы, в жизни больше радостей и удач, чем невзгод.  

Нравственные проблемы в рассказе

В. Тулаева «Меткий охотник».

        Владимир Тулаев – журналист, автор 2 книг, в которую вошли рассказы – охотничьи байки, улигеры и легенды, тем самым он продолжает традиции родного фольклора.

        «В.Тулаев любовно собирает и хранит в своей памяти драгоценные жемчужины бурятского народного фольклора, обладает даром искусного рассказчика народно - поэтических произведений, особенно коротких новелл с забавными приключениями и устных рассказов, носящих анекдотический характер»¹. Дед по матери Шалдуунай Шожоев был отличным, прекрасным знатоком устного народного творчества.

        Метким охотником и знатоком легенд и преданий был также его знаменитый отец, снайпер, Герой Советского Союза Ж.Е.Тулаев.

        В.Тулаев в своем рассказе «Меткий охотник» художественно переработал охотничью байку о заблудившемся метком охотнике, которого спас дракон от неминуемой гибели в тайге и которого загубили жадность, страсть к наживе, обогащению.

       Основная тема рассказа – тема отношения человека к живой природе, тема формирования и воспитания в человеке высоких нравственных качеств. Писатель ставит острую проблему гуманизма, милосердия, доброты, сочувствия.

        В рассказе есть переплетение реального и фантастического, характерного для сказочного повествования. Писатель умело применяет гиперболу, гротеск – литературные приемы, которые придают повествованию сказочность. Сказочный элемент – заветная кожаная сумка – разделяет жизнь меткого охотника на две части: в 1 части мы видим простодушного, доброго охотника, лишенного всех дурных помыслов; во 2 части автор показывает, как богатство, золото губят всякую честную душу. И меткий охотник с чистой, прекрасной душой пропадает ни за что, так и не оказав помощь бедным, нищим, сиротам.

      Нравственный смысл повести в том, что зло всегда бывает наказано: охотник нарушил свое обещание помогать людям, наоборот, стремясь к наживе, стал эксплуатировать своих земляков, и за это было справедливо наказан. Деньги, золото, богатство никогда не приносили людям счастья. Надо жить для людей, приносить добро людям.

      Всем содержанием своего рассказа писатель В.Тулаев выполняет главную заповедь литературы – утверждать на земле прекрасное, доброе и вечное.                    

[5]1. С.Балданов. Земли моей молодые голоса.- В кн.: «Земли моей молодые голоса». Сборник критических статей., Бур. кн. изд-во, У-Удэ, 1981, с.14-1

Образ гор в пьесе Б. Романова «Источник вечности»

       Писатель Б. Романов, прекрасный знаток народных обычаев и традиций, местного фольклора, в своей пьесе- сказке «Источник вечности», написанной для детей, переложил известную в Тунке легенду об источнике вечности в Саянских горах. Путь к источнику, который находится на вершине Мунко- Саридака, труден, далек, его охраняет дракон- Абаргаса могой, но любовь героев преодолевает все препятствия. Пьеса состоит из 3 действий, события происходят в давние времена, когда были богачи и нойоны, богатые и бедные, место действия- у подножия Саянских гор, или в цветущей долине, а решающий бой происходит на самой вершине Мунко- Саридака, возле источника вечности. Прекрасные картины тункинского пейзажа: цветущая степь, Саянские горы, вершины Мунко- Саридака, скалы, огромные кедры- служат фоном, декорацией, где происходит действие. Любовь главных героев побеждает все преграды и несчастья, а один из персонажей- мудрый дед Элшэ считает, что им и не нужен источник вечности: «Вы будете продолжать мой род…Пусть всегда будет вечной любовь!»

     В пьесе много элементов сказочного: волшебное перышко, дракон, меч, которые служат человеку, помогают бороться со злом. Автор умело использует литературные приемы: гиперболу, гротеск для придания событиям сказочности, в этой пьесе- сказке животные, птицы разговаривают, люди понимают язык зверей. В уста своих персонажей писатель умело включает элементы устного народного творчества, фольклора- пословицы, легенды, предания, которые оживляют действие. Меткие народные пословицы: «Среди людей есть тоже плохие люди, среди деревьев есть кривые деревья», «Что мужчина задумал, то обязательно сделает, если женщина скроила, то обязательно сошьет», «Жизнь- это горы. Каждый день мы преодолеваем разные горы. Гора счастья самое трудное»- мудры и кратки. В уста своих персонажей писатель вкладывает старинные народные легенды об источнике вечности, о царе птиц, тем самым знакомя юных зрителей с фольклором.

     Гуманистическая пьеса Б.Романова утверждает победу добра над злом, светлых сил над темными, торжество мира на земле. Вечный источник нужен людям для того, чтобы всегда жить на земле в счастье, радости, мире.    

Признание в любви к родному краю

 в стихотворении Л.Тапхаева «Мое заклинание»

Саяны, родные Саяны,

С высокой седою главой,-

Под вами – леса и поляны,

Над вами – простой голубой.

Содвинулись склоны плечами,

И видно по ясным утрам:

Отрогами, словно мечами,

Закрыты дороги ветрам.

Плывут заревые туманы

Иль талая плещет вода, -

Саяны, родные Саяны,

Вы в сердце моем навсегда.

Тропы не встречается шаткой

Под твердой моею пятой.

Дрожат соболиные шапки

От пляски бурятской крутой.

Саяны, родные Саяны,

С орлиным гнездовьем в Тунке,

Вы даже во снах постоянны,

Когда я от вас вдалеке.

О славных баторах поныне

Предания живы у нас,

В моей колыбельной долине

Прекрасной, как дедовский сказ.

Меня исцеляли аршаны,

Хмелел я от горной арсы.

Саяны, родные Саяны,

Земной и небесной красы

Уже не окончится встречей

Былая разлука с отцом,

Но, как на отцовские плечи,

Я поднят высоким гольцом.

Плывут облаков караваны,

И семьдесят далей у ног.

Саяны, родные Саяны,

И слез удержать я не смог.

Излюбленная тема поэзии Л.Тапхаева- воспевание красоты и величия Саянских гор. Пики Саянских гор, возвышающиеся своими тридцатью тремя вершинами, как баторы, вдохновляют художников и мастеров пера к творчеству. Стихотворение «Мое заклинание» является как бы признанием в любви сына Тункинской долины, народного поэта Бурятии Л. Тапхаева к величественным родным горам.

Лирический герой поэзии Л.Тапхаева хочет слиться с природой, понять язык природы:

Меня исцеляли аршаны,

Хмелел я от горной арсы.

Саяны, родные Саяны,

Земной и небесной красы…

Такие проникновенные строки признания в любви мог написать только человек, по- настоящему влюбленный в свой родной край, слившийся душой со своей малой родиной, стремящийся заставить и читателей полюбоваться красотой своего горного края.

Удивительная музыкальность, песенность и образность стихотворения способствуют тому, что оно положено на музыку, стало народной песней.

В ткань повествования легко и естественно вошли мотивы народных преданий, многочисленные детали Тункинской природы, неповторимая красота гор. Л. Тапхаев заставляет задуматься читателя о времени, о смысле жизни, о памяти предков, о быстротечности жизни. Поэт обращается к горам как к живому человеку: «Саяны, родные Саяны…», это риторическое обращение, анафора позволяют представить читателю гор как живых людей - у них и «седая глава, плечи», и встали они в вечном дозоре, охраняя покой тункинцев.

Многочисленные детали местной природы отражены в стихотворении, они придают описаниям национальный колорит: прекрасные «леса и поляны», «склоны», «отроги гор», «орлиные гнездовья», «колыбельная долина», «аршаны», «горная арса», «высокие гольцы», «караваны облаков». Поэт мастерски использует изобразительно- выразительные средства языка, эпитеты: «родные Саяны», «седая глава», «простор голубой», «заревые туманы», «крутая пляска», «колыбельная долина», «земной и небесной красы», которые позволяют ярко и красочно передать красоту родного края. Олицетворения: «содвинулись склоны», «поднят гольцом»- создают живую картину природы. Привлекает в поэзии Л. Тапхаева образность, метафоричность стиха: «плечи склонов, гольцов»; «караваны облаков». Сравнения, употребляемые поэтом, точны и ярки, свежи и оригинальны: «отрогами, словно мечами»; «в долине, как дедовский сказ»; «поднят гольцом, как на отцовские плечи».

Из стихотворения перед нами предстает лирический герой - сын Тункинской долины, за плечами которого  70 прожитых лет: «И семьдесят далей у ног…». Оглядываясь назад, вглубь веков, он видит «живую старину»: «пляску бурятскую крутую», «славных баторов», предания о которых «живы у нас». Лирический герой, наследник погибшего солдата, скорбит, что никогда на этом свете больше не встретится со своим отцом, и тем неизмеримее утрата. Он тронут великолепием природы, красотой Саянских гор, и «не может удержать слез», стремится передать эту вечную красоту, радующую взор каждого.


[1]В.Семенов. Тункинский замородок, «Саяны», 1994, 18 ноября, с.4

[2] Тоти-попугай (бурятское)

[3] Перифраз бурятской пословицы.

[4] М.Владимов. Напутственное слово. -В кн.: Щепка на волне: Басни. У-Удэ, Бур. кн. изд-во, 1985,  с.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Компьютерные эксперименты в механике"и методические рекомендации

Методическое пособие  предназначено для учителей физики, желающих использовать на своих занятиях компьютерные  технологии, для проведения экспериментов, исследований, лабораторных рабо...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Программа элективного курса по английскому языку «LONDON’S Places of Interests/Достопримечательности ЛОНДОНА» для учащихся 5-6 классов.

Предлагаемый курс по выбору предназначен для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ и центров образования и изучается в рамках дополнительного образования. Курс должен помочь учащимся определит...

программы элективных курсов ,курса по выбору и факультатива

1-Курс по выбору .Избранные вопросы математики,9 класс2-Элективный курс. Подводные рифы при подговке к ЕГЭ для учащихся 11 классов3-Элективный курс. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств...

Программа спецкурса ИЗО по национально-региональному компоненту

Программа спецкурса по национально-региональному компоненту            «Изучение этнокультуры Обско-Угорских народов на уроках ИЗО»...