Методическая разработка урока по литературе «Мысль семейная» в романе-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)

Селиванова Анна Вугаровна

Лев Николаевич Толстой в русской и мировой культуре является не только писателем, но философом, сумевшим отобразить свои мысли, размышления и мировоззрение в творчестве. Он сумел глубоко проникнуть в суть человеческой психики, показать людей не только в самые трудные, но и в обычные моменты жизни и смерти.

Роман-эпопея «Война и мир» – главное произведение Л.Н. Толстого – остаётся интересным для читателя и в наши дни. Автор сумел поднять неисчислимое количество проблем и тем, являющихся насущными и важными, особенно для учеников и студентов, чьи мировоззрение и моральные принципы находятся на стадии формирования. Одной из таких тем является «мысль семейная» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.42 КБ
Файл prezentatsiya_uroka.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











Методическая разработка урока по литературе 

«Мысль семейная» в романе-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»











Автор: Селиванова А.В.

Преподаватель русского языка и литературы 

 СПб ГБПОУ «Автомеханический колледж»











Санкт-Петербург

2022

Актуальность

Лев Николаевич Толстой в русской и мировой культуре является не только писателем, но философом, сумевшим отобразить свои мысли, размышления и мировоззрение в творчестве. Он сумел глубоко проникнуть в суть человеческой психики, показать людей не только в самые трудные, но и в обычные моменты жизни и смерти.

Роман-эпопея «Война и мир» главное произведение Л.Н. Толстого – остаётся интересным для читателя и в наши дни. Автор сумел поднять неисчислимое количество проблем и тем, являющихся насущными и важными, особенно для учеников и студентов, чьи мировоззрение и моральные принципы находятся на стадии формирования. Одной из таких тем является «мысль семейная» [1, с. 24].

Проблема

Какая семья может стать основой общества, воспитать нравственное отношение к жизни?

Цель

Провести социально-психологический анализ семей Ростовых, Болконских, Курагиных и показать, что «мысль семейная» является ключевой мыслью романа-эпопеи «Война и мир»

Задачи:

  • обучающая

на материале романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» раскрыть тему «Мысль семейная», используя элементы анализа средств создания образов героев; выявить авторский взгляд на тему семьи;

  • развивающая

развивать исследовательские навыки учащихся: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.

  • воспитательная

формировать собственный семейный идеал учащихся.

Ожидаемый результат: 

  • знать художественный текст; определение «толстовского» понимания семьи;
  • уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Материально- техническое оснащение:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • текст романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

Участники урока: 

  •  учебная группа I курса.

Место проведения: 

  •  кабинет.

Время проведения: 

  •  45 минут.

Возможные риски:

  • слабая вовлеченность в учебный процесс;
  • выход из строя оборудования.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Актуализация знаний

Цитатная разминка:

 «... Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...» (Наташа Ростова) [3, с. 52]

 «...Улыбка не красила ее лицо, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно...» (Княжна Марья) [3, с. 19]

 «... Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас...пожалуйста...» (Андрей Болконский – отцу) [3, с. 259]

 «... Это была женщина с восточным типом лица, лет 45, видимо изнуренная детьми, которых у ней было 12 человек...» (Графиня Ростова) [3, с. 28]

 Кто говорил, что «после обеда серебряный сон, а до обеда золотой»? (Князь Н. Болконский)

«…Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа *****, умиравшего теперь в Москве...» (Пьер Безухов) [3, с. 68]

«…Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов...» (Элен Курагина) [3, с. 98]

  1.  Формулирование темы урока, постановка цели

Исток этот – родной дом, семья, её традиции, уклад. Ясно, что добро и зло в человеке зависят от воспитания… А счастье, по убеждению Л.Толстого, и есть тихая, семейная жизнь с возможностью делать добро людям.

Тема урока – «Мысль семейная» в романе-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье [2, с. 229].

Сегодня мы знакомимся с семейными гнёздами главных героев: Ростовыми; Безуховыми, Курагиными, Болконскими, побываем в гостях у этих семей.

  1. Этап анализа

Работа в группах:

Семья Курагиных

  1. Вечер в салоне А.П. Шерер (1-1-1)
  2. В доме умирающего графа Безухова (1-1-18,21)
  3. Сватовство Анатоля Курагина (1-3-3-5)
  4. Похищение Наташи (2-5-16-18)

Семья Ростовых

  1. Именины у Ростовых (1-1-7-11)
  2. Проигрыш Николая Ростова (2-1-13-16)
  3. Деревенская жизнь (2-4-3-7)
  4. Подводы (3-3-12-17)

Семья Болконских

  1. Урок княжны Марьи Болконской (1-1-12)
  2. Наказ отца сыну перед войной (1-1-25)
  3. Переживания отца по поводу известия о смерти сына (2-1-7-9)
  4. Отношение старого князя к женитьбе Андрея (2-2-23)

Вопросы для работы в группах:

1. Какие ценности лежат в основе семьи?

2. В чём секрет их семейного счастья?

Результаты групповой работы:

1 группа (семья Курагиных): корысть, распутство, расчет, нежелание и неумение общаться друг с другом, иметь детей, отсутствие духовного родства между ними.

Ключевое слово – расчёт.

- Можно ли ценности семьи Курагиных взять в качестве образца для модели счастливой семьи?

2 группа (семья Ростовых): любовь, взаимопонимание, доверие, гостеприимство, забота друг о друге, уважение к каждой личности, искренность, доброжелательность;

Ключевое слово - любовь.

Вывод: именно любовь озаряет душу человека светом, силой творения.

3 группа (семья Болконских): требовательность к себе и другим, порядочность, чувство долга, патриотизм, понятие чести, благородство, ответственность.

Ключевое слово - чувство долга.

Вывод: чувство долга, свойственное членам семьи Болконских, является своеобразным проявлением любви к своей родине, народу.

  1. Выводы и рефлексия

Выводы:

Каждая семья имеет свои «начала» и понимает счастье по-своему. Толстой утверждает вечные ценности как основу счастья – дом, семья, любовь. Это то, что необходимо каждому из нас. Все мы мечтаем о доме, где нас любят и ждут.

В эпилоге романа мы видим две прекрасные семьи – Наташи и Пьера и княжны Марьи и Николая. Именно такие семьи были близки самому автору. Мы видим мирное течение жизни – прекрасной, полной чистых радостей и созидательных трудов. Эпилог романа – это гимн Толстого духовным основам семьи, как высшей формы единения между людьми. Именно такую жизнь Толстой и называет настоящей [1, с. 156-172].

Рефлексия:

  • Какие качества вы бы хотели позаимствовать для своей будущей семьи?
  • Что на уроке вам больше всего запомнилось/понравилось?
  1. Домашнее задание

Составить презентацию «Регламенты балов и маскарадов в Москве и Петербурге (рассказать о порядке танцев, игр, развлечений; о меню на высоких собраниях и балах; о молодежной моде)»


Список литературы:

  1. Долинина Н,Г. По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – СПб.: Лицей, 1999. – 288 с.
  2. Литература в схемах и таблицах // Под ред. Е.А. Титаренко, Е.Ф. Хадыко. – М.:Эксмо, 2012. – 320 с.
  3. Толстой Л.Н. Война и мир. В 4 Т. – М.: Советская Россия, 1991.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мысль семейная» в романе-эпопеи Л.Н . Толстого «Война и мир» Выполнил: Преподаватель русского языка и литературы СПб ГБПОУ «Автомеханический колледж» Селиванова А.В. Урок разработан с использованием ЭОР

Слайд 2

Цитатная разминка: «... Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...» [3, с. 52]

Слайд 3

Цитатная разминка: «...Улыбка не красила ее лицо, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно ...» [ 3, с. 19]

Слайд 4

Цитатная разминка: «... Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас...пожалуйста...» [ 3, с. 259]

Слайд 5

Цитатная разминка: «... Это была женщина с восточным типом лица, лет 45, видимо изнуренная детьми, которых у ней было 12 человек ...» [ 3, с. 28]

Слайд 6

Цитатная разминка: — Кто говорил, что «после обеда серебряный сон, а до обеда золотой»?

Слайд 7

Цитатная разминка: «…Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа *****, умиравшего теперь в Москве...» [3, с. 68]

Слайд 8

Цитатная разминка: «…Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом , и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов ...» [ 3, с. 98]

Слайд 9

Формулирование темы урока, постановка цели Исток этот – родной дом, семья, её традиции, уклад. Ясно, что добро и зло в человеке зависят от воспитания… А счастье, по убеждению Л.Толстого , и есть тихая, семейная жизнь с возможностью делать добро людям.

Слайд 10

«Мысль семейная» в романе-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Слайд 11

«Мысль семейная» в романе-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье [2, с. 229].

Слайд 12

Работа в группах: Семья Курагиных Вечер в салоне А.П. Шерер (1-1-1) В доме умирающего графа Безухова (1-1-18,21) Сватовство Анатоля Курагина (1-3-3-5) Похищение Наташи (2-5-16-18) Семья Ростовых Именины у Ростовых (1-1-7-11) Проигрыш Николая Ростова (2-1-13-16) Деревенская жизнь (2-4-3-7) Подводы (3-3-12-17 ) Семья Болконских Урок княжны Марьи Болконской (1-1-12) Наказ отца сыну перед войной (1-1-25) Переживания отца по поводу известия о смерти сына (2-1-7-9) Отношение старого князя к женитьбе Андрея (2-2-23)

Слайд 13

Работа в группах: Вопросы для работы в группах: 1. Какие ценности лежат в основе семьи? 2. В чём секрет их семейного счастья?

Слайд 14

Результаты групповой работы : Семья Курагиных: корысть, распутство, расчет, нежелание и неумение общаться друг с другом, иметь детей, отсутствие духовного родства между ними. Ключевое слово – расчёт. - Можно ли ценности семьи Курагиных взять в качестве образца для модели счастливой семьи?

Слайд 15

Результаты групповой работы : Семья Ростовых : любовь, взаимопонимание, доверие, гостеприимство, забота друг о друге, уважение к каждой личности, искренность, доброжелательность; Ключевое слово - любовь. Вывод: именно любовь озаряет душу человека светом, силой творения.

Слайд 16

Результаты групповой работы : Семья Болконских: требовательность к себе и другим, порядочность, чувство долга, патриотизм, понятие чести, благородство, ответственность. Ключевое слово - чувство долга. Вывод: чувство долга, свойственное членам семьи Болконских, является своеобразным проявлением любви к своей родине, народу.

Слайд 17

Выводы: Каждая семья имеет свои «начала» и понимает счастье по-своему. Толстой утверждает вечные ценности как основу счастья – дом, семья, любовь. Это то, что необходимо каждому из нас. Все мы мечтаем о доме, где нас любят и ждут.

Слайд 18

Выводы: В эпилоге романа мы видим две прекрасные семьи – Наташи и Пьера и княжны Марьи и Николая. Именно такие семьи были близки самому автору. Мы видим мирное течение жизни – прекрасной, полной чистых радостей и созидательных трудов. Эпилог романа – это гимн Толстого духовным основам семьи, как высшей формы единения между людьми. Именно такую жизнь Толстой и называет настоящей [1, с. 156-172 ].

Слайд 19

Рефлексия: Какие качества вы бы хотели позаимствовать для своей будущей семьи ? Что на уроке вам больше всего запомнилось/понравилось ?

Слайд 20

Домашнее задание: Составить презентацию «Регламенты балов и маскарадов в Москве и Петербурге (рассказать о порядке танцев, игр, развлечений; о меню на высоких собраниях и балах; о молодежной моде)»

Слайд 21

Список литературы: Долинина Н,Г . По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н . Толстого «Война и мир». – СПб.: Лицей, 1999. – 288 с. Литература в схемах и таблицах / Е.А . Титаренко, Е.Ф . Хадыко . – М.: Эксмо , 2012. – 320 с. Толстой Л.Н . Война и мир. В 4 Т. – М.: Советская Россия, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».

Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...

Методическая разработка урока по истории в 9 классе по теме "начало Второй мировой войны"

Данная разработка может быть использована для проведения урока по данной теме...

Методическая разработка урока на тему "Эскиз семейного герба"

Методическая разработка урока 2 классТема « Эскиз семейного Герба» Цель:1.Создать эскиз семейного герба.Задачи:Обучающие.1. Вспомнить, как выглядит российский герб, что на нем изображено2. Расска...

Методическая разработка урок в 8 классе по литературе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Тема : Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия на внутреннюю работу.Л.Толстой. Из «Дневников&raqu...

Методическая разработка урока по истории России в 8 классе по теме "Великая Северная война"

Урок предполагает познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне; определить причины, основные ...