Урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо
план-конспект урока по литературе

Рассуждение в научном стиле речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassuzhdenie_v_nauchnom_stile_rechiproekt_uroka.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

                             Проект урока

                           

 

Предмет: русский язык

Класс: 6

УМК под редакцией В.В.Бабайцевой

Урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тема  урока: Рассуждение в научном стиле речи.

Цель:

  • создать условия для формирования читательской компетентности через систематизацию знаний учащихся о  рассуждении в научном стиле речи.

Задачи:

  • овладение знаниями  о работе с текстом (ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста, находить в тексте требуемую информацию;
  •  развитие умений создавать высказывание в рамках заданного стиля и типа речи;
  • воспитывать интерес к предмету, прививать  любовь к родному языку.

Тип урока. Развитие речи.  

Формы работы. Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы и приёмы, используемые на уроке.

Название методов, приемов

Перечень методов, приемов

Словесный метод передачи информации

Беседа

Метод наглядной передачи информации

Инсценировка, демонстрация слайдов

Методы передачи информации с помощью практической деятельности

Практические упражнения, работа с книгой, составление плана

Познавательный

Выполнение творческих заданий

Методы контроля

Фронтальный опрос

Формирование универсальных учебных действий:

формирование личностных УУД:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

формирование регулятивных УУД:

  • возможность планировать свои действия;
  • контролировать свою деятельность;

формирование коммуникативных УУД:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • строить монологическое высказывание,
  • владеть диалогической формой коммуникации;

формирование познавательных УУД:

  • пользоваться различными словарями;
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию;
  • соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. осознание лексического богатства языка;
  2. осознание эстетической ценности русского языка;
  3. уважительное отношение к родному языку.

Метапредметные:

  1. адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  2. свободно пользоваться толковым словарём;
  3. овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  4. взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях.

Предметные:

1)  усвоение основных понятий: лексика, лексическое значение слова, словарный состав языка, словарный запас языка, грамматическое значение слова;

2)  знание основных способов толкования лексического значения слова;

3) правильно употреблять слова в устной и письменной речи.

Оборудование и материалы:

  • Компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация урока,

раздаточный материал для работы в группах, памятка

 (правила работы в группах).

  • Рабочие тетради учеников по русскому языку.

Список учебной и дополнительной литературы:

  • В.В.Бабайцева. Учебник русского языка, 6 класс М., «Дрофа»,2012г.,
  • С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»,
  • Е.И.Никитина «Русская речь»,
  •  Школьный словарь синонимов.

                       Ход урока

I. Организационный момент.

1.    Вызов.  

Учитель объявляет тему, открывает заранее подготовленную опорную запись, в которой частично отражены задачи урока. Учащиеся сопоставляют тему урока с опорной записью и формулируют задачи.

Опорная запись

Задачи:

1.Знать... (типы речи и стили речи)

2.Уметь... (работать с текстом, создавать рассуждение в научном стиле)

2.Учащиеся записывают число и тему урока.

Учитель:

Начнем наш урок с небольшой инсценировки отрывка стихотворения

Н.А.Некрасова «Крестьянские дети», которую подготовили ребята.

(Показ сценки.)

2. Учитель

Представьте себе: вам поручено провести на уроке чтения в младшем классе беседу о том, как замечателен язык этого стихотворения, как много значит в нем каждое слово. Что бы вы сказали о словах и выражениях «шествуя важно, в спокойствии чинном», «парнище», «ступай себе мимо!», «вестимо», «Ну, мертвая!», «крикнул басом»?

3. Выслушиваются высказывания школьников.

4. Учитель.

  Послушаем,  что сказал о языке стихотворения «Крестьянские дети» К.И.Чуковский, который в течение многих лет занимался изучением творчества Н.А.Некрасова.

5.Работа с учебником. Чтение статьи К.И.Чуковского.

(Упражнение №132 в учебнике Е.И.Никитиной Русская речь.6класс.)

II. Этап  осмысления содержания урока.

Задания.

1.К какому стилю речи вы отнесете прочитанный текст? (К научному стилю.)

2.Назовите характерные черты научного стиля.

Выступлении ученика

Научный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья)

Задание

1.Определите, пожалуйста, тип речи прочитанного текста. (Рассуждение.)

2. Какова композиция текста рассуждения. (Сообщение учащихся о построении рассуждения, с показом слайда.)

Выступление учеников.

РАССУЖДЕНИЕ - тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.

Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение. Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения. Как правило, композиция рассуждения строится по модели: тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) и вывод.

Задание

1.Найдите в статье К.И.Чуковского композиционные части рассуждения (тезис, доказательства и вывод).

Выслушиваются ответы учащихся.

Задание

Составление сложного плана статьи с записью в тетрадь и проверкой .

Предполагаемый план:

  1. «Замечательно каждое слово, которым изображает Некрасов шестилетнего труженика».
  2. Доказательства:

1. Объяснение слова «шествует».

2. Значение выражения «в спокойствии чинном».

3. Употребление фразы «Ну, мёртвая!»

4. Использование в стихотворении ласковой усмешки «парнище».

5. «В слове «вестимо» чувствуется упрёк собеседнику».

III. «Много значит у великих поэтов каждое, самое незаметное слово».

Задание.

Работа по восстановлению текста упражнения№138 учебника Е.И.Никитиной. Русская речь. 6 класс. Учащимся нужно соединить части рассуждения - поставить  место точек подходящие по смыслу предложения и вводные слова.

(Например:

 Слово «издалека»- наречие.

 Во-первых, оно обозначает признак действия и отвечает на вопрос «откуда?» Приехал (откуда?). Во- вторых, слово «издалека» не изменяется; сколько бы словосочетаний и предложений мы с ним ни составляли, оно остаётся неизменным.

 Например, пришёл издалека, прислал издалека; Издалека доносится какой-то странный звук.

 В-третьих, в предложении слово «издалека» является обстоятельством.  Возьмём пример: « Бежит река издалека» Бежит (откуда?) издалека. Издалека – обстоятельство.

 Таким образом, слово «издалека» - наречие, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.)

Задание

  Составление собственных текстов рассуждения в научном стиле.

Класс делится на группы, каждой предлагается тезис, который нужно доказать.

(I группа доказывает, что суффиксы в словах «паркетчик», « стульчик» -омонимы;

II группа объясняет, почему слова «два» и «дважды» относятся к разным частям речи?

III группа отвечает на вопрос «Почему необходимо читать книги?»)

 

Выступление учеников.

Учащиеся читают получившиеся тексты, оценивают работы . (Например, ответ на вопрос «Почему необходимо читать книги?»

Читать книги необходимо. И вот почему.

Во- первых, читая книги, мы узнаём  новую, полезную для нас информацию.

 Во-вторых, благодаря чтению книг мы развиваемся, расширяем свой кругозор.

 В-третьих, чтение книг помогает нам расширить  словарный запас, быть грамотнее.

 Таким образом, если мы хотим быть современным, образованным человеком, нам необходимо читать книги.

-Ребята, вы обратили внимание, как связаны части рассуждения? ( Части рассуждения могут быть связаны с помощью  вводных слов, по смыслу и при помощи интонации.)

III. Рефлексия.

 Составление синквейна.

 Например:

Рассуждение

Научное, последовательное

Обосновать, опровергать, объяснять

Мысль, которую надо логически доказать.

Тип речи.

IV. Этап информации о домашнем задании.

Запись домашнего задания. Комментарии учителя.

Спасибо за урок.

Приложение.

Задание для I группы.

Докажите, что суффиксы в словах «паркетчик» и «стульчик»- омонимы . Чтобы

доказать это, укажите в данных словах суффиксы и определите их значение.

Составьте текст рассуждения и запишите его в тетрадь.

Задание для II группы.

Докажите, что слова «два» и «дважды» относятся к разным частям речи, для

этого определите, какие грамматические, морфологические, синтаксические

признаки имеет каждое из слов.

Составьте текст рассуждения и запишите его в тетрадь.

Задание для III группы.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос « Почему необходимо читать книги?»

Составьте текст рассуждения и запишите его в тетрадь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»

Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...

Использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

В данной методической разработке описан опыт моей работы по применению на уроках биологии технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....