Разработка школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
олимпиадные задания по литературе (8 класс)

Морозова Юлия Александровна

Разработка олимпиадной работы по литературе предназначена для учащихся 8 класса. Время выполнения олимпиадной работы - 45 минут. К олимпиадным заданиям прилагаются ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_etap_olimpiady_po_literature.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2021/2022 учебный год

ЛИТЕРАТУРА

8 КЛАСС

Максимальное количество баллов – 37                        Время выполнения - 45 минут

1. Определите жанр произведения     (максимальное количество баллов – 5):

Произведение

        Жанр        Жанр

1. «Вольга и Микула Селянинович»

А. Баллада

2. «Лесной царь»  В.А. Жуковский

Б. Стихотворение

3. «Полтава»   А.С. Пушкин

В. Былина

4. «Ворона и Лисица»   И.А. Крылов

Г. Поэма

5. «Узник»  А.С. Пушкин

Д. Басня

Ответ

1

2

3

4

5

2. Назовите подлинное имя литературного героя (максимальное количество баллов – 6):

Капитанская дочка – _________________________________________________________

Человек в футляре - __________________________________________________________

Барышня - крестьянка_________________________________________________________

Соперник купца Калашникова - ________________________________________________

Кавказский пленник - _________________________________________________________

Герой по прозвищу Хамелеон - _________________________________________________

3. Верите ли вы, что (да/нет, максимальное количество баллов -  10):

           1) Хлестакову  каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей ______________

           2) Панночка была ведьмой ___________________________________________________

           3) Поэт А.С. Пушкин обожал зиму_____________________________________________

           4) Предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии ______________________________

           5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе __________________________________

           6) О бедной Лизе написал Н.М. Карамзин ______________________________________

           7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом ________________________________

           8) Песнь о вещем Олеге написал Пушкин ______________________________________

           9)В рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов ___________________

           10) Ася гуляла по Бежину лугу? ______________________________________________

4. Какие средства художественной выразительности использовали авторы литературных произведений?   (максимальное количество баллов – 2).

А) Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

                                                            (М.Ю.Лермонтов)

Ответ ____________________________________________________________________

Б) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

                                                              (И.Бунин)

Ответ _____________________________________________________________________

5. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора (максимальное количество баллов – 6). 


      а)
 - Не смейся, не смейся, батьку!..

- Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

- Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу! 

Ответ _______________________________________________________________________

б) - А где же ключик?

А англичане говорят:

- Здесь и ключ перед вашими очами.

- Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?

- Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп. 

Ответ _______________________________________________________________________


в) - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

- На плотине-то?..

- Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.

- Ну, что такое случилось? Сказывай…

- А вот что случилось. 

Ответ _____________________________________________________________________

6. Каким историческим событиям посвящены следующие произведения?

    (максимальное количество баллов – 6

а) Гомер «Илиада» ____________________________________________________________

б) И.Крылов «Волк на псарне»__________________________________________________

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»_________________________________________________

г) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»_____________________________________________

д) А.С. Пушкин «Медный всадник»______________________________________________

е) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»___________________________________________________

7. Прочитайте текст и ответьте на вопрос (максимальное количество баллов – 2 балла). 
     

“На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда ещё так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головой, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло её...” 

Что именно? Какой нашелся выход из сложного положения? 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2021/2022 учебный год

ЛИТЕРАТУРА

8 КЛАСС

Максимальное количество баллов – 37                            Время выполнения - 45 минут

  1. Определите жанр произведения    

(максимальное количество баллов – 5, по 1 баллу за каждый верный ответ):

Ответ

1

2

3

4

5

в

а

г

д

б

  1. Назовите подлинное имя литературного героя (максимальное количество баллов – 6, по 1 баллу за каждый верный ответ):

Капитанская дочка – Маша  Миронова

Человек в футляре – Беликов

Барышня – крестьянка – Лиза Муромская

Соперник купца Калашникова – Кирибеевич

Кавказский пленник – Жилин

Герой по прозвищу Хамелеон - Очумелов

3. Верите ли вы, что

 (да/нет, максимальное количество баллов -  10, по 1 баллу за каждый верный ответ):

 1) Хлестакову  каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей  (нет)

 2) Панночка была ведьмой  (да)

 3) Поэт А.С. Пушкин обожал зиму   (нет)

 4) Предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии  (нет)

 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе  (нет)

 6) О бедной Лизе написал Н.М. Карамзин  (да)

 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом  (нет)

 8) Песнь о вещем Олеге написал Пушкин  (да)

 9)В рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов  (да)

10) Ася гуляла по Бежину лугу? (нет)

4. Какие средства художественной выразительности использовали авторы литературных произведений?   (максимальное количество баллов – 2, по 1 баллу за каждый верный ответ).

А) сравнение

Б) олицетворение

5. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора (максимальное количество баллов – 6, по 1 баллу за название произведения, по 1 баллу за указание автора). 

А) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Б) Н.С. Лесков «Левша»

В) И.С. Тургенев «Бежин луг»


6. Каким историческим событиям посвящены следующие произведения?

    (максимальное количество баллов – 6, по одному баллу за каждый верный ответ

а) Гомер «Илиада» - Троянская война; похищение Елены Прекрасной Парисом как повод к войне.

б) И.Крылов «Волк на псарне» – Отечественная война 1812 года;

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино» – Отечественная война 1812 года, битва на Бородинском поле;

г) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» – время восстания Е. Пугачева (1773-1775);

д) А.С. Пушкин «Медный всадник» – петербургское наводнение 7 ноября 1824 года;

е) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» – о войне украинского казачества с польскими панами. (События 1648 -1654 годов, восстание под руководством Б.Хмельницкого).

7. Прочитайте текст и ответьте на вопрос (максимальное количество баллов – 2 балла, по 1 баллу за ответ на вопрос). 

1. “...Она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы”.

2. Настя сбегала к Трофиму (пастуху) и по мерке с Настиной ноги заказала пару лаптей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (разработаны по заказу Управления образования мэрии г. Магадана)

Задания, разработанные М. Б. Тикуновой по заказу Управления образования мэрии г. Магадана для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012 учебном году...

Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе

Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе...

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)...

Отчёт по школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по литературе 6-е классы 6.10.16 г.

Отчёт учителя-предметника по литературе  школьного  этапа  Всероссийской олимпиады школьников  6.10.16 г....