Технологическая карта урока литературы в 10 классе. Тема: " Петербургские углы. "Униженные и оскорблённые" в романе"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Макарова Вера Ивановна

Технологическая карта урока литературы в 10 классе. Тема: " Петербургские углы. "Униженные и оскорблённые" в романе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dost2.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Петербургские углы. «Униженные и оскорбленные» в романе.

Материалы к уроку: Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание (ч.1, 2). Учебник: Ч. 2. Статья «Мир петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова».

Планируемые результаты:

Личностные:        формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности.

Метапредметные: опорные понятия, термины: роман, тема, проблематика, идея, пейзаж, интерьер.

Предметные: владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

Задачи урока: раскрыть жизненные истоки теории Раскольникова;                                                                                   помочь ученикам осмыслить гуманистическую позицию Достоевского, утверждение достоинства падшего человека, его права на сочувствие окружающих.

Этап урока.

    Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организацион-ный момент.

Создать условия для эффективной деятельности

Дает установку на начало работы. Организует внимание. Оценивает готовность учеников к учебной деятельности

Демонстрируют готовность к началу работы

Регулятивные (умение соблюдать дисциплину в процессе деятельности)

Целеполагание.

Выявить недостаточность имеющихся знаний/умений, создать ситуацию познавательного противоречия, познавательную активность.

Способствовать возникновению мотивации к

получению нового знания,

накоплению умений, вызвать интерес к изучаемой теме.

Способствовать осознанию темы и постановке цели самими учащимися

Слово учителя:

Исследуя в своих романах жизнь и борьбу идей, Достоевский показывает всю глубину их связей с действительностью, значимость реальных житейских фактов для создания отвлеченных теорий. Всем ходом повествования писатель уверяет нас, что идея Раскольникова выросла на почве Петербурга и связана неразрывно с его улицами и   углами, с несчастными судьбами обитателей столичных трущоб.

Предлагает выполнить анализ ряда конкретных эпизодов, выявляющих преступное состояние мира и подтверждающих мысли Раскольникова о бессилии

«тварей дрожащих», чтобы убедиться, что теория Раскольникова возникла из его жизненных наблюдений и опыта

Слушают учителя. Осознают тему урока, её место в системе анализа романа.

Осознают цель и задачи урока, планируют учебную деятельность совместно с учителем.

Определяют форму записи

результатов: заполнение таблицы

или составление плана (для

сочинения или сообщения).

Далее работают, делая записи в выбранном формате

—целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

—самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

—поиск и выделение необходимой информации;

—структурирование знаний;

—выбор наиболее

эффективных способов

решения задач в зависимости

от конкретных условий;

—планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Освоение нового.

Создать условия для освоения новых знаний, развития умений,

накопления опыта

деятельности

Проводит видео-экскурсию

(или виртуальное путешествие при помощи слайд-шоу) по Петербургу Достоевского. 

Предлагает подумать,

является ли тот образ города, который рождается на страницах романа объективным? Одинаковы ли «Петербург Достоевского» и «Петербург Раскольникова»?

Смотрят, получают эмоциональные впечатления, формируют образ Петербурга, соотносят фрагменты текста с наглядным материалом.

Делают вывод:

В романе «Преступление и наказание» Петербург предстает преимущественно как стесненное, непригодное для жизни пространство, заполненное суетой, грязью, нечистотами, порождающее на каждом шагу

человеческие трагедии

—смыслообразование;

—нравственно-этическая ориентация

Освоение нового.

Создать условия для освоения новых знаний, развития умений, накопления опыта деятельности

Руководит работой учеников по анализу эпизодов романа:

1. Как характеризует Раскольникова история его сватовства к дочери его квартирной хозяйки (часть 3, глава 2)?

2. Часть 1, глава 4. Встреча с девочкой на бульваре. Как связан этот эпизод с размышлениями Раскольникова?

3. Женщины у входа в

увеселительное заведение (часть 2, глава 6). Самоубийство Афросиньюшки.

4. История Сони Мармеладовой. К каким выводам приводит Раскольникова знакомство с историей семьи Мармеладовых?

5. Мать и сестра Раскольникова.

Почему судьбы его родных занимают особое место в страшной картине мира,

возникающей в сознании героя?

Последовательно анализируют

эпизоды, работая в пapax или мини-группах:

1. История эта, окруженная до конца таинственностью, показывает, что злобное, раздражительное отношение Раскольникова к людям не изначально. Мы догадываемся о чуткости его к душевной красоте, о стремлении взять под защиту слабых и обездоленных.

2. Судьба безвестной девочки на бульваре затем многократно варьируется в различных эпизодах романа, подтверждая размышления Раскольникова о

«процентах» обреченных на гибель. Соответственно множатся и образы «хищников», оскорбителей: Лужин,

Свидригайлов, франт на бульваре.

3. Так Достоевский показывает финал истории девочки на бульваре. Безысходность ситуации отнимает всякую надежду на спасение обреченных.

4. История Сони, рассказанная Мармеладовым, убеждает Раскольникова в том, что гибель слабых становится неизбежной не только из-за насилия хищников, но и из-за смирения и попустительства других несчастных, их неспособности на протест, их готовности пользоваться плодами чужой жертвы. «Какой колодец сумели выкопать и пользуются, - думает Раскольников. Смирение жертв вынуждает Раскольникова от жалости переходить к ненависти.

5. Мать и сестра Раскольникова. Тяжелее всего для Раскольникова видеть, как то же колесо начинает перемалывать его близких. Он отчетливо осознает, что жертва Дунечки мало отличается от Сонечкиной жертвы.

Благопристойная проституция под видом брака в глазах Раскольникова подлее проституции явной. Чувство собственной вины и бессилия овладевает им так же как Мармеладовым и герой топит его в духовном запое

—смысловое чтение;

—умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

—владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

—осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Логические универсальные действия:

—анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных);—установление причинно-следственных связей;

—построение логической цепи рассуждений

Закрепление.

Способствовать

запоминанию

нового материала, включить новые сведения в систему имеющихся знаний. Закрепить/развить/, тренировать новые умения

Предоставляет слово ученику, подготовившему сообщение, организует критическое слушание доклада.

Организует обсуждение сообщения, помогает сформулировать наблюдения

Монологический ответ ученика:

картины Петербурга в романе

«Преступление и наказание» и в некрасовском цикле стихотворений «О погоде» (1858-l9б5гг.).

Слушают, приходят к выводу: Уродливые картины реальности видны не одному Раскольникову, но только у Раскольникова они складываются в стройную систему доказательств, нанизываются на общий стержень его теории, приобретают символический смысл

—смыслообразование;

—нравственно-этическая ориентация;

—осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Логические универсальные действия:

—выбор оснований и

критериев для сравнения,

сериации, классификации

объектов;                              —построение логической цепи рассуждений

Обобщение.

Итог урока

Помочь ученикам осознать результаты своей учебной деятельности, основные достижения на данном уроке

(полученные

знания, впечатления, опыт, открытия и т. д.). 

Рефлексия.

Организовать анализ учебной деятельности, в том числе самими учащимися, побудить к самооценке

Слово учителя:

Взгляд Раскольникова

субъективен, но это не значит, что он неверен. Во многом его отношение к действительности разделяет и автор. В особенности близки их позиции в самом истоке, в мучительном сострадании к оскорбленной красоте, к чистоте, втоптанной в грязь. Образ поруганной женственности — один из сквозных мотивов в творчестве Достоевского. Этот образ служит приговором современному миру. Писатель показывает, что бесчеловечные теории во многом порождаются бесчеловечным состоянием общества. Но, сближаясь с героем в оценке современной действительности, соглашается ли автор с ним в выборе пути выхода из тупика?

Осмысливают логический итог работы на уроке. Осознают связь поставленной проблемы и приведенных фактов.

Оценивают содержание учебной деятельности на уроке

—структурирование знаний.

Логические универсальные

действия:

—синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Домашнее задание.

Организовать самостоятельную учебную деятельность

учеников вне школы.

Мотивировать к выполнению поставленных задач. Создать условия для успешного выполнения  работы учащимися

Предлагает домашнее задание.

Объясняет, дает рекомендации

по выполнению.

Распределяет задания по вариантам

Выполняют задания:

1. Перечитайте фрагмент части 3

главы5: изложение

Раскольниковым своей теории в квартире Порфирия Петровича. Выпишите цитаты, содержащие Основные положения теории.     2. Составьте план-конспект рассказа о семействе Мармеладовых. Вывод о роли этой истории в романе запишите полностью

3. В части 1 главы 1 («проба»

Раскольникова) выберите и подчеркните в тексте слова, раскрывающие психологическое состояние героя.

—планирование —прогнозирование —

контроль —коррекция — оценка —саморегуляция; смысловое чтение;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...