ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ на тему: «Секрет популярности Гарри Поттера»
проект по литературе (9 класс)

Бокша Марина Вячеславовна

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему: «Секрет популярности Гарри Поттера»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlova_stefaniya_9b.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №3 Г. РУЗЫ»

(МАОУ «СОШ № 3 Г.РУЗЫ»)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему: «Секрет популярности Гарри Поттера»

Выполнила:

обучающаяся 9 «Б» класса

Павлова Стефания Владимировна

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

 Бокша Марина Вячеславовна  

г. Руза, 2022 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Жанровая особенность произведения «Гарри Поттер»………..……..5

Глава 2. Социологический опрос………………………………………………...9

Заключение…………………………………………………………………….....11

Список использованных источников…………………...……………..………..12        


                                                   Введение

        На сегодняшний день одним из самых известных произведений зарубежной литературы является серия сказок Дж. Роулинг о Гарри Поттере. Педагоги, психологи и филологи обсуждают причины популярности этих книг. По их мнению, одной из них является применение автором красочных, с точки зрения психологии, персонажей, которые нравятся не только детям, но и взрослым. Данное произведение является настольной книгой многих подростков, а в некоторых школах оно входит в программу внеклассного чтения.

        Гарри Поттер - литературный герой, ученик школы чародейства и волшебства, сирота, чудом спасшийся от неминуемой гибели от рук Темного Лорда. Этот мальчик по своей популярности сегодня превосходит многих суперзвезд.

        Почему Гарри Поттер пользуется такой популярностью? Вопрос, который интересует многих, и меня в том числе. Для того чтобы ответить на него, я решила провести учебно-исследовательскую работу, в которой будет изложено не только моё видение, но и ответы многих учащихся.

Цель учебно-исследовательской работы:

- выяснить причину популярности персонажа Гарри Поттера;

Задачи:

1. Познакомиться с серией книг «Гарри Поттер».

2. Выявить интересующие нас аспекты популярности героя.

3. Произвести опрос учащихся.

4. Определить причину популярности героя.

Актуальность работы заключается в том, с годами интерес к герою не исчезает, а лишь возрастает, что нельзя не считать феноменом в современном литературном мире.

Объект исследования:

- произведения Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер».

Предмет исследования:

- популярность героя произведений романа Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер».

Глава 1 Жанровая особенность произведения «Гарри Поттер»

         «Гарри Поттер» - это художественное произведение, это прежде всего волшебная сказка. Для неё характерны такие признаки как вымышленная реальность, волшебные события, волшебные герои, предметы-помощники.         Действие романа в основном происходит в школе волшебства и чародейства «Хогвартс». Все волшебники живут в особом мире, который не видят простые люди. В мир волшебства можно попасть через барьер на вокзале «Кинг-Кросс» на платформе 9 ¾. Любимая игра волшебников – «Квиддич», в которую играют на летающих метлах с мячами, способными сбить человека по собственной воле. В школе ученики изучают непривычные для нас предметы: зельеварение, защиту от Тёмных искусств, трансфигурацию, травологию. С героями постоянно происходит что-то волшебное. Гарри Поттер и его друг Рон летают на волшебном автомобиле, с помощью оборотного зелья превращаются в других людей, сражаются с троллями и дементорами. Героям в их необыкновенных приключениях помогают волшебные предметы. У каждого волшебника есть своя волшебная палочка, которая сама выбирает себе хозяина, а также сова, доставляющая почту; в каждой чистокровной семье есть эльф-слуга, передающийся по наследству. В школе «Хогвартс» есть шляпа, распределяющая первокурсников на нужные факультет. Гарри Поттеру помогает в особых случаях быть незаметным мантия-невидимка [2].

        Однако жанр волшебной сказки не новшество. Значит, объяснить успех романа жанром литературной сказки нельзя.

        Но при внимательном прочтении в романе «Гарри Поттер» обнаруживаются черты не только литературной волшебной сказки, но и детской фантазии. Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») - вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.

        Так, например, в романе использованы мифологические образы: птица Феникс, которая известна в мифологии разных культур как существо, способное возродиться из пепла. Единорог, являющийся символом целомудрия; кентавры – полулюди, полукони, занимающиеся воспитанием героев.

        В вымышленной реальности романа «Гарри Поттер» фигурируют мифические существа: гномы, эльфы, тролли. Основа сюжета – поиски волшебного предмета, места, человека или знания. В первой части герои ищут философский камень, во второй части – тайную комнату, в третьей и шестой части – человека, в седьмой части - «крестражи». В книге предпринята попытка создания некой условной, «волшебной» «вторичной реальности», что характерно для так называемой литературы «фэнтези».

        Мне кажется, если бы Дж. К. Ролинг не добавила в этот роман жанр «фэнтези», то и самой истории о «Мальчике, который выжил» как таковой не было бы. Так как эту книгу нельзя представить без соплохвостов, великанов, мандрагор, и даже самого загадочного существа – единорога, а также без всяких заклинаний, звучащих на латыни, значение которых нам может показаться довольно странным, а порой даже интересным.

        Например, преподаватель трансфигурации «Хогвартсе» - профессор МакГонагалл – анимаг [3]. Она умеет превращаться в животных, что является особенно редким даром у волшебников. Помимо этого, заклинание «Экспекто Патронум» [1]. вызывает так называемого «защитника» мага. У Гарри Поттера «патронусом» является величавый олень. Его можно вызвать в любой магической дуэли, тем самым одержать победу. Или же, с помощью него спастись от злого магического существа, которое напало на волшебника.

        Жанр фэнтези, в свою очередь, удовлетворяет желание человека раскрыть мир по-новому, как неведомый, совершенный и свободный до этого. Подсознательно мы пытаемся раскрыть тайны нашего реального мира и хотим понять силы, которые в нём действуют.

        Прочитав роман «Гарри Поттер», я смогла найти в нём и черты детектива. Детектив (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) - преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Во второй части романа «Гарри Поттер и тайная комната» происходят преступления, в результате которых пострадавшие оказываются окаменевшими. Исследуя эти таинственные события, Гарри и его друзья выясняют, что существует тайная комната, в которой скрываются злодеи, совершившие все эти преступления.

        Я считаю, что жанр детектива также неотъемлемая часть романа, так как все загадочные и таинственные действия, происходящие с главными героями, имеют настолько захватывающий сюжет, что нельзя представить просто другой разворот событий в книге.

        На мой взгляд, успех «Гарри Поттера» заключается ещё и в том, что это воспитательный роман. У таких романов есть общие черты: их герой обычно сирота, воспитывается у родственников или вообще у кого попало, и на его долю выпадает множество несправедливых гонений, испытаний и всяческих приключений. Но он всё это выдерживает, сохраняя достоинство, взрослеет и через все испытания проходит с честью, и в зрелости находит любовь и создаёт счастливую семью.

        Классика этого жанра Диккенс «Оливер Твист», в американской литературе герои этого жанра - Том Сойер и Гекльберри Финн, оба сироты. В советской - Санька Григорьев из «Двух капитанов» Каверина, и конечно, бессмертная «Золушка» братьев Гримм. А потом был большой перерыв, чуть ли не полвека в этом жанре (в классической литературе) не появлялось практически ничего, и книга Дж. Роулинг заполнила этот пробел. Кроме того, у маленьких читателей есть возможность взрослеть вместе с главным героем.

Итак, можно сделать промежуточный вывод: одной из причин успеха книги «Гарри Поттер» является синтез жанров, а также мысленное погружение детей в мир таинств и волшебства, и отключение от реальности.  

Глава 2 Социологический опрос

        Следующим этапом моей исследовательской работы было проведение опроса среди учащихся школы № 3 г. Рузы. Целью анкетирования являлось выяснение причины популярности персонажа Гарри Поттера.

В данном опросе участвовало 13 учащихся МАОУ «СОШ № 3 г. Рузы». Предложенная учащимся анкета состояла из трех вопросов:

  • Знаете ли вы, кто такой Гарри Поттер?
  • В чем причина популярности Гарри Поттера?
  • Хотели бы вы быть похожими на Гарри Поттера?

        Данные вопросы направлены на выявление причин популярности Гарри Поттера, а также на получение знаний о творчестве Дж. К. Роулинг.

        Обратимся к результатам проведённого анкетирования и проанализируем их. Некоторые вопросы имели вариант ответа «да» или «нет», остальные вопросы предполагали развёрнутых ответов.

           При работе с первым вопросом «Знаете ли вы, кто такой Гарри Поттер?» все ученики (13 или 100%) ответили «да», 2 человека дали полный ответ на вопрос: «Гарри-это волшебник, который учился в Хогвартсе».

        Рассмотрим второй вопрос открытого типа: «В чём причина популярности Гарри Поттера?». Учащимися были даны следующие ответы: «Гарри Поттер известен тем, что некоторые люди, в этом персонаже, видят себя » (28,8% или 3 учащихся). Ещё одной версией стал ответ «Люди любят помечтать, потому что в реальной жизни нельзя просто взять палочку, наколдовать себе все и жить спокойно, а в этом фильме показывают что можно все сделать с помощью палочки и заклинаний » (7,69% или 1 ученик).Учащиеся частично смогли дать развёрнутый ответ на поставленный вопрос, остальные ответы достаточно поверхностны. Однако в целом у учеников есть базовое представление о Гарри Поттере.

        Перейдем к третьему вопросу. «Хотели бы вы быть похожими на Гарри Поттера?». На данный вопрос некоторые ученики ответили развернуто, например, как: «Я бы не хотела быть похожим(ей) на Гарри, так как в этом есть и плюсы, и минусы» так ответили (15,38% или 2 ученика); «Я хочу быть похожим(ей) на Гарри Поттера (23,08% или 3 ученика). А остальные ученики дали краткие ответы.

По ответам ребят можно сделать вывод, что все опрошенные неплохо разбираются в произведении о Гарри Поттере. Они показали своё знание книг и фильмов. Анализ информационных источников показал, что популярность книг про Гарри Поттера не вызывает никаких сомнений. Эта книга у всех на слуху уже в течение многих лет. Гарри Поттером увлекаются не только дети, но и взрослые. 

Таким образом, изучив информационные источники, а также результаты проведённого анкетирования учащихся «МАОУ «СОШ № 3 г. Рузы», можно сделать вывод: произведение Дж. Роулинг о Гарри Поттере очень популярно, в том числе, среди учащихся (МАОУ «СОШ № 3 г. Рузы»).

Заключение.

              Таким образом, нам удалость доказать, что успех "Гарри Поттера" не случаен. Джоан Кэтлин Роулинг написала фантастический бестселлер, который оторвал девчонок и мальчишек от компьютеров и телевизоров. Люди во всём мире с упоением читают книги о приключениях Гарри Поттера. Это хорошо знакомая сказка о вечной борьбе между Добром и Злом, рассказанная новым языком, адресованная всем мечтателям независимо от возраста. Необыкновенные приключения, фантастические персонажи, завораживающие чудеса и такие узнаваемые герои – дети, что на их месте каждый может представить себя. Эти герои на деле учатся понимать такие нравственные ценности как верность дружбе, стремление защитить слабого, ответственность за свои поступки.

         Захватывающий сюжет, очень интересные герои. Чтобы создать такой мир, необходимо быть весьма искусным и профессиональным писателем. Именно им и оказалась Джоан Роулинг, которая ещё и очень достоверно описала мысли и переживания одиннадцатилетних детей, а затем мастерски передала взросление героев. Совокупность всех этих факторов и привела бренд Гарри Поттер к коммерческому успеху и множеству поклонников произведения во всем мире.        

Список использованных источников:

  1. Ролинг Дж.К. Серия романов на русском языке: Роман/ Пер.с англ. И.В. Оранского. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. http://bookbookbook.com (дата обращения 10.01.2022)
  2. Официальный сайт Дж. К. Роулинг http://jkrowling.com (дата обращения 10.01.2022)
  3. Большой англо-русский словарь. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему "Секрет популярности басен И.А.Крылова"

Актуальность темы заключается в том, что мне часто приходится слышать известные цитаты и с экранов телевидения, и в устной речи моих ровесников и знакомых тоже проскальзывают афоризмы мастера....

Информационно-познавательный индивидуальный проект по теме "Рейтинг мобильных приложений"

В своей работе «Рейтинг мобильных приложений», автор выясняет историю мобильного интернета, мобильных приложений, анализирует основные виды мобильных приложений, рейтинги мобильных приложе...

Исследовательский индивидуальный проект по теме "Мой край в координатах"

В своей работе «Мой край в координатах», автор изучает историю координат и историю родного края, анализирует и составляет задания по теме на основе краеведческого материала, проводит...

Индивидуальные проекты по теме "Население России". 8 класс

Индивидуальные практикоориентированные среднесрочные проекты выполняются на фоне изучения раздела "Население России". За основу берутся данные из родословной, составленной в результате долго...

Индивидуальный проект на тему: " Техногенные катастрофы"

В проекте проводилось исследование на тему причины возникновения техногенных катастроф. После сравнений катастроф удалось выявить причину и рассказать о последствиях. Как предмет практической значимос...

Индивидуальный проект на тему: " Техногенные катастрофы"

В проекте проводилось исследование на тему причины возникновения техногенных катастроф. После сравнений катастроф удалось выявить причину и рассказать о последствиях. Как предмет практической значимос...

Итоговый индивидуальный проект на тему "Мифология в народном творчестве Великобритании"

Многие учащиеся в школе изучают английский язык. Мы знаем, как составлять тексты, используем многие времена, учим формы глаголов и многое другое. Но более комплексное и полное изучение языка невозможн...