РАССКАЗ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО «СОБАКАК» КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
статья по литературе (7 класс)

Буслаева Яна Александровна

В статье говорится о патриотическом воспитании как одном из самых важных компонентов духовно-нравственного воспитания подростков. 

Проблема духовно-нравственного воспитания подростков в современном мире актуальна: в обществе продолжаются кардинальные перемены, старые традиции и ценности критикуются и отрицаются, новые еще полностью не утвердились в обществе. Снижается уровень физического и психического здоровья детей, получают широкое распространение агрессивный тип поведения, этническая нетерпимость, утрачивается духовная связь с ребенком. Итак, рассказ В. И. Немировича-Данченко «Собака» может являться отличным средством патриотического воспитания подростков, способствует предотвращению и профилактике нетерпимости, что особенно актуально сегодня, в ситуации общественного духовного кризиса. Анализ данного текста помогает усвоить нравственные и этические нормы, которых так не хватает в обществе, развить духовные качества подростков, выработать привычки и навыки нравственного поведения (чувства долга и ответственности, любовь к Родине, к ближнему), сформировать гражданскую позицию, способствует становлению морального сознания личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm.statya.buslaeva.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

РАССКАЗ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО «СОБАКАК» КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ

Я.А. Буслаева

Учитель Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 365 Фрунзенского района Санкт-Петербурга имени Героя Советского Союза М.П. Краснолуцкого

Проблема духовно-нравственного воспитания подростков в современном мире актуальна: в обществе продолжаются кардинальные перемены, старые традиции и ценности критикуются и отрицаются, новые еще полностью не утвердились в обществе. Снижается уровень физического и психического здоровья детей, получают широкое распространение агрессивный тип поведения, этническая нетерпимость, утрачивается духовная связь с ребенком.

Одной из основных причин этого, по мнению И. З. Гликмана [1], является  недостаточная подготовленность педагогов к процессу воспитания по сравнению с подготовкой к обучению школьников.

Во время педагогического процесса учителю приходится решать множество задач, касающихся воспитательной работы. Для этого педагог должен владеть методами воспитания: способами взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которого происходит изменение в уровне развития качеств личности подростка.

В современной школе воспитательная деятельность носит, в основном, теоретический характер, строится на монологе учителя. Педагог дает наставления, убеждает обучающихся в чем-то, опираясь часто только  на свои взгляды, не учитывая мнение подростков. В этом случае практически отсутствует личностное развитие и формирование собственного мировоззрения подрастающего поколения.

Отметим главные особенности подросткового периода. Он является одним из самых сложных и противоречивых в жизни человека: происходит кардинальная перестройка организма, наступает половое созревание. В этот период подростки могут быть агрессивными, их психика подвержена изменениям, также особое внимание стоит уделить самооценке ребенка, его представлению и пониманию себя [5].

Т. И. Петракова [3] справедливо отмечает, что в подростковом возрасте проблемы ценностной ориентации личности особо актуальны, так как у ребенка пробуждается интерес к себе, к своему внутреннему миру. Именно поэтому перед педагогом стоит важная задача в умелой организации образовательного процесса. Необходимо обращаться к эмоциональной сфере ребенка в процессе духовно-нравственного воспитания и воздействовать на нее. Это способствует формированию ценностных ориентаций подростков – одной из важнейших задач воспитания.

Т. И. Петракова рассматривает духовно-нравственное воспитание в качестве процесса «как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-смыслового) воздействия на духовно-нравственную сферу личности человека, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира» [3]. Таким образом, важно создать педагогические условия, в процессе которых обучающийся сможет познать себя, обратиться к своему внутреннему миру, увидеть не только положительные стороны, но и заметить и проанализировать свои недостатки. Это создаст стимул к самосовершенствованию, духовно-нравственному развитию личности. Нужно разработать для подростка проблемную ситуацию, поставить его в такие условия, когда необходимо сделать непростой выбор.

Патриотизм – одна из важнейших частей общенациональной культуры, способствующая единению людей, сплочению общества, движению нашей страны вперед. Чувство патриотизма помогает в развитии личности ребенка, формировании духовных ценностей у молодежи.

В современном обществе отмечается упадок культуры, рост преступности, отрицание устоявшихся норм и традиций. Проблема нравственности стоит превыше всего. Появляется все больше подростков с девиантным поведением, снижается воспитательный потенциал семьи, в обществе все чаще наблюдается жестокость, этническая нетерпимость, экстремизм.

Мы забываем, что человек и природа взаимосвязаны, и нужно с раннего детства приучать ребенка к красоте, почитанию культурных и семейных традиций, любви к Родине. Это ведет к развитию высоконравственной духовной личности, которая сопричастна к величию своей страны.

Семья, образовательные и общественные организации способствуют становлению базовых национальных ценностей, в том числе и патриотизма. Именно любовь к Родине обеспечивает связь поколений. Отметим, что  чувство патриотизма должно быть всегда, а не только в трудные и опасные периоды в жизни страны.

Патриотическое воспитание является одним из аспектов в деле духовно-нравственного воспитания молодежи. Напомним, что духовно-нравственное воспитание и социализация обучающихся непосредственно связаны друг с другом [6]. Именно общество влияет на развитие ребенка, здесь дети учатся оценивать и выстраивать отношение к себе и к окружающим, к государству, Отечеству. Необходимым условием формирования чувства патриотизма у подростков является организация совместной деятельности детей (социализация), их общение и взаимодействие друг с другом. В результате этого обучающийся усваивает социальный опыт, имеет представление о другом человеке и о себе, своих способностях и возможностях. Помогут различные воспитательные мероприятия: экскурсии, классные часы, воспитательные беседы, социальные проекты, праздники, различные виды опросов.

Поскольку образовательная и воспитательная деятельность тесно связаны между собой, педагог должен прививать обучающимся любовь и уважение к отечественным и культурным традициям, к природе, к ближнему. На уроках истории, русского языка и литературы следует давать тексты определенной тематической направленности. В рамках внеурочной деятельности проводить конкурсы, мероприятия, связанные с темой патриотизма. Это дает большой эмоциональный настрой подросткам, обучающиеся вместе с учителем переживают те или иные события, сочувствуют участникам боевых действий, испытывают гордость за свою страну и собственный народ.

Учитель должен решать первостепенные задачи, связанные с воспитательной деятельностью:

  • сформировать представления обучающихся об устройстве государства, о правах граждан, о роли человека в обществе и государстве;
  • развивать умение обучающихся отвечать за свои поступки и действия;
  • воспитывать у подростков уважение к культуре, истории своей страны, любви к Родине, к ближнему;
  • формировать и развивать у обучающихся моральные нормы, нравственные и духовные идеалы [4].

Таким образом, вопрос духовно-нравственного воспитания, патриотического воспитания личности – одна из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, учителем, обществом и государством.

В качестве средства духовно-нравственного воспитания подростков мы предлагаем рассказ Василия Немировича-Данченко «Собака» [2].

В современном обществе интерес к чтению у подростков ослабевает, одним из главных средств познания мира становятся цифровые технологии. Но именно чтение художественной литературы активизирует внимание, память, воображение и мышление обучающихся, развивает функциональную грамотность подростков, что является элементом общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве. Подростки должны уметь воспринимать информацию, быть готовыми к критическому мышлению, что удовлетворяет требованиям образовательного стандарта [4].

Текст – один из способов получения информации. Правильная работа с текстом позволяет овладеть смысловым чтением, правильно интерпретировать, анализировать и синтезировать полученную информацию. Это относится к одному из главных универсальных умений в образовательной деятельности. Приведем пример работы с текстом рассказа «Собака» [2].

В произведении говорится о суровых военных годах и о том, как собака в рождественскую ночь спасла от гибели младенца. Раскрывается важная тема жизни и смерти, ценности человеческой жизни, где главным является любовь к ближнему и к Родине. Эти вопросы особенно важны в условиях современного гуманистического образования, так как способствуют совершенствованию личности индивида, проявлению его лучших качеств. Рассказ будет полезен для подростков 6 – 8 классов.

После прочтения текста необходимо задавать вопросы на восприятие, что помогает воздействовать на эмоциональную сферу подростка, влиять на его мировоззренческие взгляды. Представим примерный список вопросов:

  • Понравился ли вам рассказ В. И. Немировича-Данченко «Собака»? Аргументируйте свой ответ.
  • Когда происходит главное событие в рассказе? Случайно ли это? Аргументируйте свой ответ.
  • Связан ли данный рассказ с темой патриотизма? Почему?
  • Как вы понимаете, что такое патриотизм?
  • Как бы вы охарактеризовали собаку? Можно ли считать ее поступки героическими? Почему?
  • Поступок Арапки в тексте назван «подвигом милосердия». Согласны ли вы с этим и почему?
  • Как ведет себя собака в первые дни после спасения младенца?
  • Какой предстает война в рассказе?
  • Чему противопоставлена война в произведении? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.
  • Как вы думаете, с какой целью в тексте дается описание внешности старого фельдфебеля? На что особенно обращает внимание автор?
  • Как вы понимаете смысл цитаты, представленной ниже? Запишите 5 – 7 предложений, объясняя свою позицию.

«Перед нами покойное-покойное было детское личико, одною своею безмятежностью обессмысливавшее всю эту войну, все это истребление…» [2].

Рассказ можно разбить на смысловые части и организовать на уроке работу в группах. Это способствует социализации, формированию собственных взглядов, самореализации, умению обучающихся слушать и слышать друг друга, проявлению творческого потенциала подростков и их способности оценивать себя и других.

В качестве итогового творческого задания обучающимся можно предложить в группах написать сценарий к отрывкам, с которыми они работали. С помощью пластилина, картона, цветных карандашей, клея смоделировать данный сюжет и представить свой макет классу.

Итак, рассказ В. И. Немировича-Данченко «Собака» может являться отличным средством патриотического воспитания подростков, способствует предотвращению и профилактике нетерпимости, что особенно актуально сегодня, в ситуации общественного духовного кризиса. Анализ данного текста помогает усвоить нравственные и этические нормы, которых так не хватает в обществе, развить духовные качества подростков, выработать привычки и навыки нравственного поведения (чувства долга и ответственности, любовь к Родине, к ближнему), сформировать гражданскую позицию, способствует становлению морального сознания личности.

Список использованной литературы:

  1. Гликман И. З. Основы воспитания: учебное пособие для студентов и бакалавров высших учебных заведений, обучающихся по направлениям: 050100 «Педагогическое образование» и 050000 «Образование и педагогика» / И. З. Гликман. – Москва: ФОРУМ, 2015. – 319 с.
  2. Немирович-Данченко В. И. Собака// Правмир [Электронный ресурс]: URL: https://www.pravmir.ru/sobbaka-privela-nas-na-sklon-gde-lezhala-zamerzshaya-zhenshhina-so-svertkom-u-grudi/ (дата обращения: 30.06.2020).
  3. Петракова Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [Электронный ресурс] – URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=834 (дата обращения: 14. 04. 2020).
  4. ФГОС Основное общее образование (5, 6, 7, 8, 9 класс)// Класс-Информ.Ру [Электронный ресурс]: URL: https://classinform.ru/fgos/1.3-osnovnoe-obshchee-obrazovanie-5-9-class.html (дата обращения: 1.07.2020).
  5. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – С. 74.
  6. Шмелева К. М. Патриотическое воспитание как один из аспектов социализации/ К. М. Шмелева, И. В. Патрушева// Молодежь XXI века: потенциал, тенденции и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием, г. Екатеринбург, 19 – 20 ноября 2013 г.: в 2-х т./ отв. ред. Л. К. Тропина, Т. Н. Карфидова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – Т. 2. – С. 156 – 159.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

"Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII  вида".   Выпускная работа в  КРИПК и ПРО по специальности "Олигофренопедагогика"....

Урок доброты по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы"

Конспект урока доброты по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы"....

Рассказ Василия Ивановича Белова «Последняя синичка».Открытый урок.

Продолжение работы над повествованием. Анализ текста с тем, чтобы на основе анализа пересказывать прочитанное по возможности близко к тексту....

«Модель деятельности руководителя фотостудии по гражданско-патриотическому воспитанию подростков» (на примере работы фотостудии)

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы....

Патриотическое воспитание подростков в школе и дома

Статья о патриотическом воспитании подростков.В ней говорится о о том, как важно воспитывать патриотизм, не только в школе, но и в семье....

«Патриотическое воспитание школьников в школе и семье. Ориентация подростков на духовные ценности»

laquo;Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»Антон Семенович Макаренко....

Патриотическое воспитание подростков в условия Центра содействия семейному воспитанию

Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Сегодня не многие люди являются настоящими патриотами. Любые крупные социально-политические изменения в с...