Методическая разработка урока «А.П. Чехов «Злоумышленник» Денис Григорьев и следователь: два взгляда на жизнь, два лица России»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.p._chehov._zloumyshlennik._klementeva.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

«А.П. Чехов «Злоумышленник»

Денис Григорьев и следователь: два взгляда на жизнь, два лица России»

Разработала Клементьева Н.В.,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №230

Название:

Разработка урока литературы по теме «А.П. Чехов «Злоумышленник». Денис Григорьев и следователь: два взгляда на жизнь, два лица России»

Краткое описание материала:

В ходе урока учащиеся проведут сопоставительный анализ текста художественного произведения (рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник») и текстов законов Российской империи (Уложения о наказаниях) и Российской Федерации (Уголовного Кодекса и Конституции), в результате которого дадут правовую оценку действиям Дениса Григорьева.  

Цель урока: В ходе изучения текстов разных стилей, объединенных одной темой, сформировать целостное правовое отношения к поступкам героя литературного произведения и своим собственным.

Планируемые результаты

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной практики, освоение правовых норм, правил поведения; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в рамках образовательной деятельности; развитие эстетического сознания через освоение литературного наследия России.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей;  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; смысловое чтение (находить в тексте требуемую информацию в соответствии с целями своей деятельности; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; устанавливать взаимосвязь описанных в текстах событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать  и соотносить тексты разных стилей); умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты: понимание ключевых проблем прочитанного произведения; понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания, вести диалог.

Ход урока

I. Организационный момент урока. Формулировка темы урока.

Слово учителя Добрый день. Сегодня мы с вами поговорим о событиях, описанных в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». Расскажите кратко, о каких событиях говорится в рассказе и где они происходят.

Ответ учащихся События, описанные в рассказе, происходят в участке,  где ведется следствие в связи с тем, что Денис Григорьев отвинтил гайку, «коей рельсы прикрепляются к шпалам».

Слово учителя Какова цель этого разбирательства и что необходимо установить следователю?

Ответ учащихся Следователю необходимо установить все факты, имеющие отношение к произошедшему, и вынести решение – виновен Денис Григорьев или нет.

Слово учителя Следователь не выносит решение о виновности или невиновности человек – это делает суд. Следователь только собирает факты и восстанавливает картину произошедшего.

 

II. Цели и задачи урока.

Слово учителя Так как мы с вами являемся сторонними наблюдателями происходящего, а следовательно, объективно смотрим на происходящее, давайте попробуем вынести решение о виновности или невиновности Дениса Григорьева, как это сделал бы судья. Что нам для этого понадобится?

Ответ учащихся Нам понадобится восстановить картину произошедшего и сказать, насколько действия Дениса Григорьева были законны или противозаконны.

Слово учителя Какие тексты нам необходимо привлечь, чтобы справиться с поставленными задачами?

Ответ учащихся Текс рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник» и текст закона - Уголовного кодекса.

III. Работаучащихся по тексту рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник» и Уложению о наказаниях Уголовных и Исправительных.

Слово учителя  Как вам хорошо известно, в ходе рассмотрения дела заслушивается речь как самого виновника разбирательства, так и его адвокат.  

Задание для первой группы. Вы будете говорить от лица Дениса Григорьева. Ваша задача: используя текст рассказа А.П. Чехова, представить речь героя, в которой он бы объяснял, почему это несправедливо – сажать его в тюрьму.

Задание для второй группы. Вам необходимо, опираясь на текст рассказа А.П.Чехова, из перечня аргументов выбрать те, которые мог бы использовать адвокат, защищая Дениса Григорьева. В ходе ответа необходимо пояснить, почему одни аргументы вы включили бы в речь адвоката, а в другие нет.  

  • Дениса Григорьева нужда заставила отвинчивать гайки с рельс, так как у него не было средств  купить грузила или материал для их изготовления.
  • Денис Григорьев отвинтил только одну гайку.
  • Действия Дениса Григорьева не могли неизбежно привести к катастрофе, так как он не отвинчивал все гайки подряд.
  • Денис Григорьев не понимал, что отвинчивание гаек приведет к тому, что поезд сойдет с рельс.
  • Денис Григорьев считал, что нет лучше грузила, чем отвинченная гайка – и тяжелая, и дыра есть.

Ответ учащихся, работавших в первой группе Я человек крещенный, ни о каком убийстве не помышлял. Не злодей какой. Если бы я рельсу унес или бревно поперек пути положил, тогда понятно – поезд с рельс и сошел бы. А я гайку только отвинтил. Да и гайки не все подряд откручиваем, не без ума делаем. Понимаем. Все так поступают. И мальчишки. И даже господа. Ни за что в тюрьму сажаете. Я не крал и не дрался. И вообще, мне на ярмарку надо – с Егора три рубля за сало получить.

Ответ учащихся, работавших во второй группе

возможные доводы

комментарий к доводам

Денис Григорьева нужда заставила отвинчивать гайки с рельс, так как у него не было средств  купить грузила или материал для их изготовления.

Возможно использовать в речи адвоката, так как Денис Григорьев говорит, что грузила можно сделать и из свинца, но его на дороге не найдешь, его купить надо. Да и внешний вид Дениса говорит о том, что он очень небогат.

Денис Григорьев отвинтил только одну гайку.

Этот довод использовать нельзя, так как во время обыска у Дениса были обнаружены и другие гайки, и сам он подтверждает, что не раз отвинчивал гайки с рельс.

Действия Дениса Григорьева не могли неизбежно привести к катастрофе, так как он не отвинчивал все гайки подряд.

Возможно использовать в речи адвоката, так как Денис Григорьев прямо об этом говорит на допросе.

Денис Григорьев не понимал, что отвинчивание гаек приведет к тому, что поезд сойдет с рельс.

Возможно использовать в речи адвоката, так как Денис Григорьев называет убийц злодеями и уверен, что поезд сойти в рельс мог, только если унести рельс или положить поперек рельс бревно. А гайка, по его мнению, - тьфу, ерунда. Не будь ее – ничего не случится. Гаек много.

Денис Григорьев считал, что нет лучше грузила, чем отвинченная гайка – и тяжелая, и дыра есть.

Этот довод использовать нельзя, так как эта фраза говорит об осознанности действий Дениса Григорьева. Она подтверждает его вину, а адвокат должен показывать Дениса в лучшем свете.

 

Слово учителя Мы выслушали доводы самого Дениса Григорьева и его адвоката. Давайте теперь вспомним, чем руководствуется следователь, беря Дениса Григорьева под стражу и отправляя его в тюрьму. Согласны ли вы с его решением?

1081 статья Уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье, … он приговаривается к ссылке в каторжные работы.

Ответ учащихся Из слов Дениса Григорьева ясно, что он не имел умысла повредить пути железной дороги и не понимал, что его действия могут привести к тому, что поезд сойдет с рельс.

Слово учителя Обратимся к Уложению о наказания и выясним, почему же следователь настаивает, что Д.Григорьев будет осужден по статье 1081.

Уложение о Наказаниях Уголовных и Исправительных. Издание 1885 года, со включениями статей по Продолжениям 1912, 1913 и 1914 годов

Раздел 8 – о Преступлениях против общественного благоустройства

1080 (по Прод. 1912 г.) Кто, неумышленно, по неосторожности или даже случайно повредив или загромоздив путь железной дороги, не доведет о сем  немедленно до сведения железнодорожного сторожа или иного наблюдающего за безопасностью пути лица, или же крайней мере не примет тотчас всех зависящих от него мер к предотвращению опасности, тот подвергается:

заключению в тюрьму от двух до четырех месяцев.

Если же последствием его поступка будет причинение кому-либо смерти или повреждения в здоровье, то виновный подвергается, смотря по степени причиненного им вреда и другим обстоятельствам дела:

или заключению в тюрьму на время от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев,

или лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и отдаче в исправительные арестантские отделения по статье 31 сего Уложения, или же, по усмотрению суда, заключению в крепости на сроки, в статье 34 сего Уложения указанные, с лишением некоторых особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и имуществ.

Если повредивший или загромоздивший путь железной дороги неумышленно, однако, вследствие явной неосторожности, довел о сем своевременно до сведения дорожного сторожа или другого наблюдающего за безопасностью пути лица, или принял иные зависящие от него меры к предотвращению опасности, но, несмотря на то, неосторожность имела последствия причинения кому-либо смети или повреждения в здоровье, то виновный в такой неосторожности подвергается, сообразно со степенью причиненного им вреда и другим обстоятельствам дела:

заключению в тюрьму на время от двух месяцев до одного года и четырех месяцев.

1081 (по Прод. 1912) За всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт, и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастие, он приговаривается, смотря по роду и важности сделанного им умышленно повреждения, а равно и по роду большей или меньшей опасности, которой он не мог не предвидеть, и по другим обстоятельствам дела:

или к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжные работы на время от восьми до двенадцати лет,

или к лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и к отдаче в исправительные арестантские отделения по пятой степени статьи 31 сего Уложения.

Тем же наказаниям подвергаются  те, которые положат или бросят с намерением на железную дорогу такие предметы, от коих проходящий по оной транспорт может подвергнуться опасности.

1082 Когда означенное в предшедшей (1081) статье противозаконное действие учинено с намерением подвергнуть опасности следующий по железной дороге транспорт, то виновный в оном подвергается:

высшему из наказаний, определенных в статье 1453 сего Уложения

По материалам сайта Государственной публичной

исторической библиотеки России

http://elib.shpl.ru/nodes/17827#mode/inspect/page/281/zoom/4 

Ответ учащихся. Из текста статей ясно, что ненамеренное причинение вреда железнодорожным путям – это причинение вреда случайное, по неосторожности. И человек об этом тут же сообщает железнодорожному сторожу. А Д.Григорьев намеренно отвинтил гайку – чтобы сделать грузило. Если бы он отвинтил гайку, чтобы спровоцировать крушение, к нему бы применили еще более строгое наказание.

Сообщение учащегося, получившего к уроку индивидуальное задание по материалам учебника, рассказать об упомянутом в воспоминаниях М.Горького споре А.П.Чехова с заместителем прокурора о том, заслуживает ли Д.Григорьев наказание по статье 1081, в ходе которого  А.П.Чехов, по словам Горького, заявил, что «Если бы я был судьей, я бы оправдал Дениса… Я сказал бы ему: «Ты, Денис, еще не дозрел до типа сознательного преступника, ступай – и дозревай!».

Слово учителя Как, на ваш взгляд, надо относиться к мнению А.П.Чехова в вопросе виновности-невиновности Д.Григорьева в свете документов, которые мы только что изучили?

Ответ учащихся Это личное мнение отдельного человека.

IV. Рассмотрение учащимися событий рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник» в рамках законов Российской Федерации

Слово учителя Давайте представим, что Денис Григорьев в наши дни отвинтил гайку с рельс. Каково будет решение в наши дни? Прочитайте статьи 267 Уголовного кодекса Российской Федерации и, сопоставив деяния, описанные в них, с теми, что совершил Денис Григорьев, расскажите, какое наказание понес бы Денис Григорьев, если бы его действия сегодня оценивали  в Российском суде.

УК РФ Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно умышленное блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры либо воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети, если эти деяния создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан либо угрозу уничтожения или повреждения имущества физических и (или) юридических лиц, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение легкого вреда здоровью, - наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух лет до двух лет шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью, - наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух лет шести месяцев до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, - наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот пятидесяти часов, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

5. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

6. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Источник:  https://Consultant.ru 

Ответ учащихся В соответствие с частью 1  статьи 263 УК РФ часть 1, повреждение путей сообщения  наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Слово учителя Как вы знаете, решение суда может быть обжаловано, в том числе и в Конституционном суде. Чем, по вашему мнению, руководствуется Конституционный суд, вынося свои решения?

Ответ учащихся Конституционный суд, вынося решения,  руководствуется Конституцией Российской Федерации.

Слово учителя Прочитайте статью 15 Конституции Российской Федерации и скажите, какое решение вынес бы Конституционный суд Российской Федерации, если бы Денис Григорьев решил подать апелляцию и настаивать на своей невиновности.

1.Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Источник: https://constitutionrf.ru 

Ответ учащихся Конституционный суд подтвердил бы справедливость решения, вынесенного в отношении действий Дениса Григорьева, так как в части 2 сказано, что «граждане … обязаны … соблюдать законы».

Слово учителя

Но ведь вот что удивительно: если бы Дениса Григорьева чтил и соблюдал законы нравственности, не  пришлось бы нам сегодня давать правовую оценку его действиям. Думаю, вы сейчас без труда назовете эти законы и книгу, в которой они записаны.

Ответ учащихся

Учащиеся, сколько у них получится,  называют заповеди, записанные в Библии.

Слово учителя

Чтобы подтвердить справедливость ваших утверждение, прочитаю стих 20-23 главы 7 «Святого благоповествования от Марка»: «…исходящее из человека оскверняет человека. Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, … убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, … завистливое око, богохульство, гордость, безумство – все это зло изнутри исходит и оскверняет человека».  

Какое или какие злодеяния или злодеяния совершил Денис Григорьев, нарушив законы нравственности?

Ответ учащихся

Денис Григорьев украл гайку. И это могло привести к убийству.

V Подведение итогов урока. 

Вопросы учителя

  • С какими текстами вы работали сегодня на уроке?
  • Какие разногласия и между кем возникшие они позволили нам разрешить?
  • Что нового вы узнали об основах и принципах разрешения спорных вопросов?
  • Какими вам теперь видятся участники спора – Денис Григорьев и следователь?

                 

VI. Домашнее задание

Устно ответьте на вопросы:

  1. Вспомните, кто из героев и при каких обстоятельствах произносит фразу: «Дураку закон не писан…» Какой смысл он вкладывает в эту фразу?
  2. Можно ли эту фразу использовать как эпиграф к разговору, который состоялся  на уроке? Если да, то меняется ли смысл фразы?
  3. Можно ли эту фразу использовать как принцип поведения человека? Почему?

Карта аспектного анализа урока

«А.П. Чехов «Злоумышленник» Денис Григорьев и следователь: два взгляда на жизнь, два лица России» по формированию читательской грамотности  учащихся

Критерии урока

Параметры оценки

Оценивание

баллы

1.

Определение темы и цели урока

Учащиеся формулируют цель урока по теме урока

0,5

Учитель формулирует цель урока по формированию читательской грамотности

1

Учащиеся формулирует цель урока по формированию читательской грамотности

2

2

2.

Виды источников информации

Как источник информации используется рассказ учителя

0

Как источники информации используется рассказ учителя и учебник

1

Как источники информации используется рассказ учителя, учебник и специально подобранные материалы (статьи энциклопедий и словарей; научные, публицистические или иные публикации, графически или таблицы и т.д.)

2

2

3

Виды использованных текстов

Сплошные тексты

1

Несплошные и смешанные тексты

2

Составные и множественные тексты

3

3

4

Типы использованных текстов (описание, повествование, рассуждение, толкование, инструкция, переговоры)

Использовался один тип текста

0,5

Использовались два типа текста

1

Использовались три типа текста

2

2

5

Использованные виды чтения

Примечание: баллы суммируются

Просмотровое чтение

0,5

0,5

Ознакомительное чтение

1

1

Поисковое чтение

2

2

6

Уровни работы с текстом

Примечание: баллы суммируются

Найти и извлечь информацию из текста

1

1

Интегрировать и интерпретировать сообщения текста

2

2

Осмыслить и оценить сообщение текста (составить собственный текст на основе прочитанного)

3

3

ИТОГО

18,5 баллов

(высокий уровень)

Максимальное количество баллов -18,5 б. Это соответствует высокому уровню работы по формированию читательской грамотности учащихся на уроке.

Высокий уровень – 15-18,5 б.

Средний уровень – 9-14 б

Низкий уровень – 8б и ниже


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Методическая разработка урока литературы Тема: Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне.«Нам общая слава России солдатской наградой была…» (По произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воробьева, Б.Л. Васильева, В.В. Быкова).

Методическая разработка урока литературы «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. «Нам общая слава России солдатской наградой была…»  (по произведениям  Ю.В. Бондарева, К.Д. Воро...

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: "Борьба французского народа против захватчиков. Жизнь и смерть Жанны д.Арк"

Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме: "борьба французского народа против захватчиков".Цель урока: 1. На основе  самостоятельного анализа исторических документов продо...

Методическая разработка урока по истории России в 9 классе по теме: "Оттепель духовная жизнь, наука и культура"

Подробная методическая разработка, которая охватывает не только сам ход урока, но и дает обоснование урока , которое содержит анализ учебно-методического комплекса, структурно-функциональный анализ уч...

Методическая разработка урока по теме "Трагедия Григория Мелехова"

Конспект урока-дискуссии в рамках изучения романа-эпопеи М.А. Шолохова "Тихий Дон" и подготовки к ЕГЭ по литературе.Цели:1. Проследить судьбу главного героя романа.2. Проследить, как раскрыв...

Методическая разработка урока на тему «Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.» в 9 классе

Цель урока: формирование у учащихся представления о развитии общественно-политической мысли и движения в России в первой половине XIX в.;  охарактеризовать отличительные черты взглядов представит...

Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме: «Роль бактерий в природе и жизни человека»

Цель урока: создавать условия для понимания и освоениями обучающимися рои бактерий в природе и жизни человека.Урок состоит из нескольки этапов:1 этап - Мотивация к учебной деятельности2 этап - Проверк...