Методическая разработка, посвященная 90-летию Р.И.Рождественского и победе русского народа в Великой Отечественной войне «Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя корабли, — о погибших помните!»
учебно-методическое пособие по литературе

Марченко Наталья Михайловна

В 2022 году отмечается 90-летие со дня рождения советского поэта Р.И.Рождественского. Его памяти и Победе в Великой отечественной войне посвящено мероприятие «Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя корабли, — о погибших помните!», основанное на поэме "Реквием"

Мероприятие может быть проведено как в рамках урока, по поэзии 1950-80х годов, так и в качестве внеаудиторной работы. После основной части может быть проведен конкурс чтецов.

Рекомендовано для студентов всех специальностей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvenskiy_metodichka_na_sayt.docx139.19 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел качества и развития содержания образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

Структурное подразделение № 1

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для подготовки

ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА – ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА,

посвященного Победе советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летию со дня рождения Р. И. Рождественского

«Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя корабли, — о погибших помните!»

специальность 34.02.03 Сестринское дело,

31.02.03   Лабораторная диагностика

I курс 2 семестр

 

Москва – 2022


 

РАССМОТРЕНО

Цикловой методической

комиссией № 1

(протокол от 06.04.2022 №7)

Составители (авторы):

М. В. Акопян, Н. М. Марченко  преподаватели ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование образовательной организации

Рецензент (ы):  

Федотова Т.Н., преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №1», председатель ЦМК № 1

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование образовательной организации


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Стр. 4

  1. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
  1. АКТУАЛЬНОСТЬ                                                                      
  2. ЦЕЛИ
  3. РЕФЛЕКСИЯ

Стр. 6

Стр. 6

Стр. 7

Стр. 8

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

    2.1. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО  ЧАСА                      

Стр.11

Стр.11

    2.2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Стр.12

    2.3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Стр.12

ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1.

Стр.14

    Приложение 2.

Стр.41



ВВЕДЕНИЕ

        Данное методическое пособие представляет собой разработку открытого классного часа – литературного вечера, посвященного Победе советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летию со дня рождения Р. И. Рождественского «Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя корабли, — о погибших помните!», подготовленного преподавателями Акопян М. В. и Марченко Н.М. и студентами групп С911-1, С921-1, Л011-1, С011-1, С012-1, Л111-1, Л121-1 С111-1, С112-1, С113-1, С121-1. Всего в подготовке и проведении открытого классного часа приняли участие 23 студента.

Также предлагаемые материалы могут быть использованы для проведения занятий по литературе при изучении Раздела 7. «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет» и Раздела 8. «Особенности развития литературы 1950—1980-х годов», тема 8.3. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы (Курс 1; Семестр 2)

        Мероприятие предназначено для студентов 1 и 2 курсов всех специальностей.

Мотивация

Среднее профессиональное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, имеющего активную гражданскую позицию, обладающего высокими морально-нравственными ценностями, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Стихи Роберта Рождественского о подвигах защитников Отечества обогатили мир поэзии своей самобытностью, а тема Великой Отечественной войны стала для поэта основой нравственно-философского осмысления жизни.

Методическое пособие содержит: методический блок, этапы подготовки, компьютерную презентацию с видеозаписями и музыкальным сопровождением (на электронных носителях), список источников информации, Положение о проведении мероприятия.

        В методическом блоке отражена актуальность данного мероприятия, указаны цели, междисциплинарные связи, методы активного обучения, а также материально-техническое оснащение мероприятия.        

        Этапы подготовки отражают порядок действий при подготовке мероприятия.

        В приложении содержится Положение по проведению мероприятия, сценарий, представляющий собой распределение материала по ролям, компьютерная презентация с видеозаписями и музыкальным сопровождением.


  1. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Тема мероприятия: Открытый классный час - литературный вечер, посвященный Победе Советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летию со дня рождения Р. И. Рождественского «Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя корабли, — о погибших помните!»

Дисциплина: ОУД. 02 «Литература»

Курс 1; Семестр 2

Соответствует темам и разделам Рабочей программы:

РАЗДЕЛ 7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет 

РАЗДЕЛ 8. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

Тема 8.3. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы

Длительность мероприятия: 60 мин

Место проведения:  СП 1, актовый зал

Актуальность: Великая Отечественная война оказала огромное воздействие на развитие русской культуры. В поэзии с первых дней войны, прежде всего, проявила себя лирика. В военное время она стала явлением уникальным. Все мотивы органически сочетались в передаче переживаний человека, вызванных грозным событием.

На протяжении всей послевоенной истории поэты продолжали и продолжают обращаться в своем творчестве к событиям тех грозных лет. Скорбь о потерях в этих произведениях сочетается с обретением жизненной мудрости, стойкости, нравственной чистоты. Трагические и жизнеутверждающие мотивы соседствуют в них; они обращены не только в прошлое, но и в будущее. И как предупреждение, и как реквием.

Они заставляют нас размышлять и особенно бережно сохранять память о том, что было. Хранить память и передавать ее будущим поколениям.

        Думается, что лучшим подарком всем, прошедшим войну: и тем, кто еще жив, и тем, кто не дожил до этой даты, - будет наша светлая память о тех страшных днях.

И «Реквием» Р. Рождественского - неоценимый вклад в копилку этой памяти. Эти проникновенные строки – не только поминальная молитва обо всех погибших, не только заклинание-просьба помнить обо всех героях, известных и неизвестных. Это и низкий поклон всем тем, кто вынес на своих плечах эту страшную войну во имя светлых дней Победы!

В честь знаменательной даты – праздника Великой Победы – 9 мая - обязательно снова должны звучать бессмертные строки поэмы Р. Рождественского «Реквием»!

Цели: развитие чувства патриотизма и морально-нравственных качеств обучающихся; формирование понимания исторической и эстетической обусловленности литературы творчества Р. И. Рождественского, воспитание культуры эстетического восприятия художественного текста.

  1. Учебные
  • развитие познавательного интереса к культурному наследию и   истории ВОВ через творчество Р. И. Рождественского;
  •  формирование нравственных принципов, идеологических взглядов и понимания особенностей поэзии Р. И. Рождественского;
  •   повышение мотивации к дальнейшему изучению литературы, русского языка и истории отечества;
  •  развитие общеучебных компетенций, организация собственной деятельности, поиск и использование информации, использование информационно-коммуникационных технологий, бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям.

  1. Развивающие
  • вовлечение учащихся в мыслительную и познавательную деятельность;
  • формирование навыков работы в малой группе и чувства ответственности;
  •  развитие коммуникативных навыков и навыков публичного выступления

  1. Воспитательные
  • формирование гражданского самосознания и мировоззренческой позиции, основанной на нравственности и гуманизме;
  • формирование эстетического вкуса и развитие кругозора учащихся;
  • воспитание чувства патриотизма и гордости за историческое прошлое

Междисциплинарные связи:

Методы:

  • Организация исследовательской деятельности студентов при подборе тематических материалов.
  • Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся путем эмоционального воздействия в условиях погружения в проблематику через театрализованное представление.

Формируемые компетенции: ОК 1-14

Код/ шифр компетенции

Содержание компетенции

Пути формирования компетенции

                                            Общие компетенции

ОК.1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Знать минимум сведений о жизни и творчестве писателей, об истории создания выдающихся произведений, о связи произведений со временем написания и нашей современностью

ОК. 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 использовать в работе  интернет или дополнительных библиографических источников, документальных и художественных фильмов

ОК. 5

 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Использовать ИКТ для обработки данных и поиска информации. Презентация имеет единый стиль оформления.

ОК. 6.

 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Работать в команде согласованно, без конфликтов между ее членами. Вежливость, тактичность при ответах.

ОК. 10. 

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Иметь представление о  научных и религиозных картинах мира, об отношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека.   

ОК. 11. 

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Знать основные понятия и принципы этики; моральные нормы и принципы взаимоотношений; понятия долга и ответственности;

ОК. 13. 

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре.

ОК. 14

 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Грамотно применять полученные профессиональные знания, умения и навыки в ходе исполнения воинской обязанности. 

Оснащение:

  • Компьютер, зал, сцена, декорации, музыкальные инструменты, мультимедийная установка, большой экран;
  • Компьютерная презентация с фрагментами фильмов, музыкальное сопровождение в виде аудиозаписи и живой музыки (скрипка, фортепиано, гитара),  сценарий, костюмы.

        Рефлексия:        

Процесс подготовки мероприятия, сама постановка поэмы Р. И. Рождественского, а также чтение стихов поэта в рамках проводимого после основной части Конкурса чтецов приводят студентов к осмыслению важнейшего вопроса: Почему спустя столько лет после войны и со дня написания поэмы ее текст не перестает нас волновать, не оставляет равнодушным, близок каждому?

  1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА:

I этап.

Подготовительная работа

Преподаватели

  • готовят Положение о проведении мероприятия
  • пишут сценарий
  • отбирают участников, технический персонал, жюри для оценки

          Конкурса чтецов

  • ставят цели и задачи и определяют сроки проведения мероприятия
  • выдают персональные задания участникам
  • просматривают творческие номера
  • составляют график репетиций

Участники

  • учат стихи и отрабатывают музыкальные номера
  • находят дополнительные материалы по теме
  • подбирают реквизит

Техническая группа

  • готовит компьютерные презентации
  • адаптирует аудио- и видеоматериалы
  • настраивает аппаратуру

II этап.

Коррекция отобранного материала и проведение репетиций

Окончательное утверждение сценария

III этап.

Проведение мероприятия

Проведение конкурса чтецов

IV этап.

Подведение итогов Конкурса чтецов и награждение победителей

Рефлексия

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

  1. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В двух частях. Часть 2: М — Я. Москва: Просвещение, 1998.
  2. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е. Евтушенко. Минск — Москва, «Полифакт», 1995.
  3. Мгновения, мгновения, мгновения… Роберт Рождественский. Золотая серия поэзии: Издательство "Эксмо" ООО


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Компьютер
  • Проектор
  • Экран
  • Микрофоны
  • Реквизит для театрализованной композиции
  • Презентация
  • Аудиозаписи:
  • М. И. Блантер, Лебедев-Кумач «Священная война»,
  • Э.Колмановский, Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны?»,
  • В. Мигуля, М. Агашина «Ты же выжил, солдат…»,
  • Д. Ф. Тухманов, В. Г. Харитонов «День Победы»


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

Действующие лица:

Чтецы

Исполнители танцевальных и вокальных номеров

Сценки

(Мероприятие проводится в сопровождении компьютерной презентации)

Поэма «Реквием»

Выходят 4 студента в белых халатах (2 девушки и 2 парня):

- Какой прекрасный сегодня день!  Мы получили дипломы медицинских работников и теперь перед нами открыты все двери.

- Мы будем скучать по нашей школе медсестер, преподавателям, друзьям… Друзья, а вы решили, куда пойдете работать?  Я, например, хочу работать в Первой градской больнице!

- Я окончила медшколу с отличием и буду поступать в медицинский институт. Я стану гематологом, хочу работать в гематологической лаборатории. Эта область медицины еще не изучена, предстоят серьезные исследования. И я верю, что совершу великое открытие в этой области и спасу человечество!

- А я уеду в родной Магнитогорск. Там построили большую современную больницу для металлургов. И молодые энергичные медбратья им нужны.

- А я попрошу направление к прекрасному Енисею, в город Красноярск. Еще в 20-е годы, по словам матери, там пропал без вести мой дед.  Может, работая там, удастся что-то узнать.

- Как хороша жизнь, мы самые счастливые, перед нами распахнуты все двери!!!  Сегодня мы вступаем во взрослую самостоятельную жизнь. Нужно обязательно запомнить этот день.  Сегодня

- 21 июня 1941-го года. (все).

М. И. Блантер, Лебедев-Кумач «Священная война»

После песни выступающие выходят в военной форме

1 Вечная

       слава

             героям!

Вечная слава!

Вечная слава!

Вечная

       слава

             героям!

Слава героям! Слава!!

…Но зачем она им,

                    эта слава, -

мёртвым?

Для чего она им,

                 эта слава, -

павшим?

Всё живое -

спасшим.

Себя -

не спасшим.

Для чего она им,

                 эта слава, -

мёртвым?..

Если молнии

            в тучах заплещутся жарко,

и огромное небо

от грома

оглохнет,

если крикнут

             все люди

                      земного шара, -

ни один из погибших

даже не вздрогнет.

Знаю:

солнце

       в пустые глазницы

                         не брызнет!

Знаю:

песня

      тяжёлых могил

                    не откроет!

Но от имени

            сердца,

от имени

         жизни,

повторяю!

Вечная

Слава

Героям!..

И бессмертные гимны,

прощальные гимны

над бессонной планетой

                       плывут

                              величаво…

3 Вспомним всех поимённо,

горем

      вспомним

               своим…

Это нужно -

не мёртвым!

Это надо -

живым!

Вспомним

         гордо и прямо

погибших в борьбе…

Есть

     великое право:

забывать

о себе!

Есть

     высокое право:

пожелать

и посметь!..

Стала

вечною славой

мгновенная

смерть!

2

Разве погибнуть

                ты нам завещала,

Родина?

Жизнь

      обещала,

любовь

       обещала,

Родина.

Разве для смерти

                 рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты

                нашей

                      смерти,

Родина?

Пламя

      ударило в небо! -

ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала:

              «Вставайте

                         на помощь…»

Родина.

Славы

      никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого:

я

  или

      Родина.

Самое лучшее

             и дорогое -

Родина.

Горе твоё -

это наше

         горе,

Родина.

Правда твоя -

это наша

         правда,

Родина.

Слава твоя -

это наша

         слава,

Родина!

Звучит песня:

Эдуард Колмановский, Евгений Евтушенко «Хотят ли русские войны?»

3

1Плескалось

           багровое знамя,

горели

       багровые звёзды,

слепая пурга

накрывала

багровый от крови

                  закат,

и слышалась

            поступь

                    дивизий,

великая поступь

                дивизий,

железная поступь

                 дивизий,

точная

поступь

        солдат!

Навстречу раскатам

                   ревущего грома

мы в бой поднимались

светло и сурово.

На наших знамёнах

                  начертано

                            слово:

Победа! Победа!!

2Во имя Отчизны -

                 победа!

Во имя живущих -

                 победа!

Во имя грядущих -

                  победа!

Войну

мы должны сокрушить.

И не было гордости

                   выше,

и не было доблести

                   выше -

ведь кроме

желания выжить

есть ещё

мужество

жить!

Навстречу раскатам

                   ревущего грома

мы в бой поднимались

светло и сурово.

На наших знамёнах

                  начертано слово

Победа!

Победа!!

4

Чёрный камень,

чёрный камень,

что ж молчишь ты,

чёрный камень?

Разве ты

         хотел такого?

Разве ты

         мечтал когда-то

стать надгробьем

для могилы

Неизвестного

             солдата?

Чёрный камень.

Что ж молчишь ты,

чёрный камень?..

Мы в горах

           тебя

                искали.

Скалы

      тяжкие

             дробили.

Поезда в ночах

трубили.

Мастера в ночах

не спали,

чтобы

      умными руками

чтобы

      собственною

                  кровью

превратить

обычный камень

в молчаливое

надгробье…

Разве камни

            виноваты

в том,

       что где-то

                  под землёю

слишком долго

спят солдаты?

Безымянные

солдаты.

Неизвестные

солдаты…

А над ними

           травы сохнут,

А над ними

           звёзды меркнут.

А над ними

           кружит

                  беркут

и качается

подсолнух.

И стоят над ними

сосны.

И пора приходит

                снегу.

И оранжевое солнце

разливается

по небу.

Время

      движется над ними…

Но когда-то,

но когда-то

кто-то в мире

              помнил

                     имя

Неизвестного

солдата!

Ведь ещё

         до самой смерти

он имел друзей

               немало.

Ведь ещё

         живёт на свете

очень старенькая

мама.

А ещё была

           невеста.

Где она теперь -

невеста?..

Умирал солдат -

известным.

Умер -

Неизвестным.

5Ой, зачем ты,

              солнце красное,

всё уходишь -

не прощаешься?

Ой, зачем

          с войны безрадостной,

сын,

не возвращаешься?

Из беды

        тебя я выручу,

прилечу

        орлицей быстрою…

Отзовись,

моя кровиночка!

Маленький.

Единственный…

Белый свет

           не мил.

Изболелась я.

Возвратись,

            моя надежда!

Зёрнышко моё,

Зорюшка моя.

Горюшко моё, -

где ж ты?

Не могу найти дороженьки,

чтоб заплакать

               над могилою…

Не хочу я

ничегошеньки -

только сына

            милого.

За лесами моя ластынька!

За горами -

            за громадами…

Если выплаканы

глазыньки -

сердцем

        плачут матери.

Белый свет

           не мил.

Изболелась я.

Возвратись,

            моя надежда!

Зёрнышко моё,

Зорюшка моя.

Горюшко моё, -

где ж ты?

Танец «Палладио»

6

Когда ты, грядущее?

                    Скоро ли?

В ответ на какую

боль?..

Ты видишь:

самые гордые

вышли на встречу

                 с тобой.

Грозишь

        частоколами надолб.

Пугаешь

        угластыми кручами…

Но мы

      поднимем себя

по канатам,

из собственных нервов

скрученных!

Вырастем.

Стерпим любые смешки.

И станем

         больше

богов!..

И будут дети

             лепить снежки

из кучевых

облаков.

7

Это песня

          о солнечном свете,

это песня

          о солнце в груди.

Это песня о юной планете,

у которой

всё впереди!

Именем солнца,

               именем Родины

клятву даём.

Именем жизни

             клянёмся

                      павшим героям:

то, что отцы не допели, -

мы

   допоём!

То, что отцы не построили, -

мы

   построим!

Устремлённые к солнцу побеги,

вам

    до синих высот вырастать.

Мы -

рождённые песней победы -

начинаем

жить и мечтать!

Именем солнца,

               именем Родины

клятву даём.

Именем жизни

             клянёмся

                      павшим героям:

то, что отцы не допели, -

мы

   допоём!

То, что отцы не построили, -

мы

   построим!

Торопитесь,

            весёлые вёсны!

Мы погибшим на смену

пришли.

Не гордитесь,

              далёкие звёзды, -

ожидайте

гостей

с Земли!

Именем солнца,

               именем Родины

клятву даём.

Именем жизни

             клянёмся

                      павшим героям:

то, что отцы не допели, -

мы

   допоём!

То, что отцы не построили, -

мы

   построим!

Звучит песня:

В. Мигуля, М. Агашина «Ты же выжил, солдат…»

8

Слушайте!

Это мы

       говорим.

Мёртвые.

Мы.

Слушайте!

Это мы

       говорим.

Оттуда.

Из тьмы.

Слушайте!

          Распахните глаза.

Слушайте до конца.

Это мы

       говорим,

мёртвые.

Стучимся

         в ваши

                сердца…

Не пугайтесь!

Однажды

        мы вас потревожим во сне.

Над полями

           свои голоса пронесём в тишине.

Мы забыли,

           как пахнут цветы.

Как шумят тополя.

Мы и землю

           забыли.

Какой она стала,

                 земля?

Как там птицы?

               Поют на земле

без нас?

Как черешни?

             Цветут на земле

без нас?

Как светлеет

             река?

И летят облака

над нами?

Без нас.

Мы забыли траву.

                 Мы забыли деревья давно.

Нам

    шагать по земле

                    не дано.

Никогда не дано!

Никого не разбудит

                   оркестра

                            печальная

                                      медь…

Только самое страшное, -

даже страшнее,

               чем смерть:

знать,

что птицы

          поют на земле

без нас!

Что черешни

            цветут на земле

без нас!

Что светлеет

             река.

И летят облака

над нами.

Без нас.

Продолжается жизнь.

И опять

        начинается день.

Продолжается жизнь.

Приближается

             время дождей.

Нарастающий ветер

                  колышет

                          большие хлеба.

Это -

      ваша судьба.

Это -

      общая наша

                 судьба…

Так же птицы

             поют на земле

без нас.

И черешни

          цветут на земле

без нас.

И светлеет

           река.

И летят облака

над нами.

Без нас…

Я

не смогу.

Я

не умру…

Если

умру -

стану

      травой.

Стану

      листвой.

Дымом костра.

Вешней землёй.

Ранней звездой.

Стану волной,

пенной

       волной!

Сердце

       своё

вдаль

унесу.

Стану

      росой,

первой грозой,

смехом

       детей,

эхом

     в лесу…

Будут в степях

травы

шуметь.

Будет стучать

в берег

волна…

Только б

         допеть!

Только б

         успеть!

Только б

         испить

чашу

до дна!

Только б

         в ночи

пела

труба!

Только б

         в полях

зрели

хлеба!..

Дай мне

ясной жизни,

             судьба!

Дай мне

гордой смерти,

               судьба!

10

Помните!

Через века,

            через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придёт

                  никогда, -

помните!

Не плачьте!

В горле

        сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

       павших

              будьте

                     достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

       просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца

              стучатся, -

помните!

Какою

ценой

завоёвано счастье, -

пожалуйста,

            помните!

Песню свою

           отправляя в полёт, -

помните!

О тех,

кто уже никогда

                не споёт, -

помните!

Детям своим

            расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

      детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

               бессмертной

                           Земли

помните!

К мерцающим звёздам

                    ведя корабли, -

о погибших

помните!

Встречайте

           трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

       войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Мечту пронесите

                через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придёт

                  никогда, -

заклинаю, -

помните!

Д. Ф. Тухманов, В. Г. Харитонов  «День Победы»

C:\Users\Марина\Desktop\090505_veter5_bg.jpg

Значение поэмы «Реквием»

Многие поэты писали о Великой Отечественной войне. Множество замечательных стихотворений, трогательных, трагичных, страшных по-своему драматизму порода война. Переживания людей выплескивались в строфы, строки, рифмы.
      Тема патриотизма была основной в творчестве Р. И. Рождественского.

Но особенно сильно и драматично звучит в его поэзии память о Великой Отечественной войне. Пожалуй, из всех поэтов послевоенного поколения именно Роберт Рождественский так прочно и воодушевленно принял эстафету от поэтов-фронтовиков; словно бы беспрестанно пульсируя, звучит в его поэмах, стихах, песнях мотив памяти-верности, памяти-преклонения, памяти-предостережения. «Баллада о красках», «Мамаев курган», «Я сегодня до зари встану», «Война откатилась за годы и гуды», - это все не стихи «к дате»,  а нерв его поэзии. Нет у него ни одной книги стихов, куда не вошли бы произведения о войне. Даже известные всем песни из телефильма «Семнадцать мгновений весны», которые формально написаны не о войне, а лишь сопровождают фильм о войне, вероятно, так удались поэту оттого, что в них воплотились многое заветное для него, для его стихов о войне: и поэтизация долга, и верность памяти, и тоска по родной земле, и соседство лирического шепота и призывной меди. 
     А выплеснувшийся словно на одном дыхании «Реквием» с его посвящением «Памяти наших отцов и старших братьев...» вот уже более полувека потрясает каждого, кто читает или слушает его. «Реквием» вдохновил художника - графика С.  Красаускаса на цикл гравюр. Композитор Д. Кабалевский создал на текст поэмы ораторию.
        Разные голоса звучат в «Реквиеме»:  то трагическое и  мужественное завещание павших за Родину, то разворачивающееся, как два цвета траурной ленты, обращение к черному могильному камню и к солнцу красному, то звонкая клятва живущих,  но все они сливаются в один голос сердца, старающегося превозмочь боль всего, что было пережито народом в годы войны, и неспособного забыть о ней.

Занавес


Приложение 2

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК№1»)

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора

______________Н.Е. Баталова

                              _______. 2022

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении литературного вечера,  

посвященного Победе советского народа в Великой Отечественной войне

и 90-летию со дня рождения Р.Рождественского,

«Во все времена бессмертной Земли

помните!

                                              К мерцающим звездам ведя корабли, —

о погибших помните!»

Москва

2022


1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение определяет цель, задачи и порядок проведения в ГБПОУ ДЗМ «МК №1» (далее - Колледж) литературного вечера, посвященного Победе Советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летию со дня рождения Р.И.Рождественского, «Во все времена бессмертной Земли помните!                                               К мерцающим звездам ведя корабли, — о погибших помните!»  (далее – Литературный вечер)

1.2 Мероприятие проводится в очной форме 29 апреля 2022 года на базе структурного подразделения по адресу: Каширское шоссе, дом 15, корпус 2 согласно плану работы Колледжа.

1.3 Организатором проведения Литературного вечера является Цикловая методическая комиссия №1. Разработку сценария, координацию организационного и технического обеспечения проведения Литературного вечера осуществляют преподаватели русского языка и литературы Акопян М.В., Марченко Н.М., Каргинова И.А. (далее - Организаторы).

1.4 В рамках Литературного вечера предполагается проведение Конкурса чтецов (далее – Конкурс).

1.5 Организаторы в своей деятельности по проведению Литературного вечера руководствуются настоящим положением.

2. Цель и задачи

2.1 Цель: развитие чувства патриотизма и морально-нравственных качеств обучающихся; формирование понимания исторической и эстетической обусловленности литературы на примере творчества Р.Рождественского, воспитание культуры эстетического восприятия художественного текста.

2.2 Задачи:

  • формирование расширенного представления об историко-литературном процессе второй половины XX века, о творчестве Р.Рождественского;
  • развитие образного и аналитического мышления, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей обучающихся;
  • развитие духовной культуры обучающихся, формирование чувства патриотизма и морально-нравственных качеств обучающихся;
  • освоение текстов стихотворных произведений Р.Рождественского в единстве формы и содержания, развитие устной речи обучающихся.
  • формирование чувства патриотизма, гордости за страну, уважение к ветеранам (старшему поколению) и к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее время

3. Порядок организации и проведения литературного вечера

3.1 Для участия в Литературном вечере приглашаются студенты I и II курса ГБПОУ ДЗМ «МК №1».

3.2 Согласие на участие в Литературном вечере подразумевает согласие на обработку, хранение и использование личной информации, а также согласие на публикацию фотоотчёта о мероприятии на официальном сайте Колледжа.

3.3 Преподаватели структурных подразделений самостоятельно определяют критерии отбора участников Конкурса чтецов, проводимого в рамках Литературного вечера.

3.4 Заявки на участие в Конкурсе чтецов необходимо направить до 10 апреля 2022 года преподавателям русского языка и литературы М.В. Акопян, Н.М. Марченко на электронную почту konfmk1@medcollege.ru (Приложение 1)

4. Порядок проведения Конкурса чтецов

4.1 Конкурс проходит в один этап: сценическое выступление. Выступление заключается в художественном чтении стихотворения одним исполнителем или группой исполнителей (не более 3 человек).

4.2 Для сценического выступления может быть выбрано одно стихотворное произведение Р.Рождественского. Продолжительность выступления конкурсанта – 3-5 минут.

4.3 Все аспекты оформления своего выступления конкурсанты определяют самостоятельно.

4.4 Очередность выступления конкурсантов определяется Организаторами в соответствии с разработанным сценарием литературного вечера.

4.5 Проведение Конкурса предусматривает присуждение трёх призовых мест.

4.6 Оргкомитет формирует жюри для оценки сценического выступления. Оценка выступлений конкурсантов проводится членами жюри согласно оценочному листу (Приложение 2).

5. Подведение итогов и награждение участников Литературного вечера

5.1 Победители Конкурса награждаются дипломами 1, 2, 3 степени, участники Конкурса, не занявшие призового места, получают сертификаты. Преподаватели, участвовавшие в подготовке студентов, получают благодарности.

5.2 Итоги Литературного вечера будут подведены и опубликованы на официальном сайте Колледжа не позднее 30 апреля 2022 года.

5.3 Апелляция по итогам и процедуре проведения Конкурса чтецов не предусмотрена.

Приложение 3

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

в Конкурсе чтецов

посвященного Победе Советского народа в Великой Отечественной войне

и 90-летию со дня рождения Р.Рождественского

Структурное подразделение

ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

ФИО участника (полностью)

Группа

Руководитель

Название стихотворения


Приложение 2

Оценочный лист Конкурса

№ п/п

Критерий оценивания сценического выступления

Баллы

Оценка

качество художественного чтения (правильная постановка логического ударения; соблюдение пауз; правильный выбор темпа чтения; соблюдение нужной интонации; безошибочное чтение)

0-5

глубина понимания смысловой нагрузки стихотворного произведения;

0-5

оригинальность исполнения, артистизм;

0-5

умение использовать невербальные средства для управления воображением слушателей;

0-5

использование сценического костюма;

0-5

сопровождение декламации презентацией / музыкальным произведением.

0-5

Всего

макс. 30

Всего____________________баллов

Член жюри____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля" Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" ( к 70-летию Сталинградской битвы)

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро ( 2 февраля 1943 года) страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в Сталинградской битве. Но и сегодня в...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 70-летию Победы русского народа в Великой отечественной войне «Поклонимся великим тем годам…»

Ведущий:Поклонимся великим тем годам,Тем славным командирам и бойцам,И маршалам страны и рядовым,Поклонимся и мёртвым, и живым,Всем тем, которых забывать нельзя,Поклонимся, поклонимся друзья.Всем миро...

классный час 5 класс "Победа русского народа в Великой Отечественной войне

классный час "Победа русского народа в Великой Отечественной войне"...

Положение о творческом конкурсе среди школьников, посвященном 75-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне."И помнит мир спасенный...".

Положение о творческом конкурсе среди школьников, посвященном 75-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне."И помнит мир спасенный..."....

методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны", посвященного 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне

Методическая разработка подготовлена для проведения  открытого мероприятия  в 9-ом классе.  Открытый урок проведен  в форме интеллектуальной игры "Дорогами войны", посвящ...

Методическая разработка классного часа, посвященного Году памяти и славы- 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов для обучающихся 10-11 классов

Цель : формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и ...