Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 10 классе «Тургенев связывал все крупные свои произведения с важными и даже жгучими темами своей бурной эпохи…» (романы И.С. Тургенева и эпоха)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Бологова Ксения Олеговна

Мероприятие направлено на знакомство учащихся с отдельными фактами биографии И.С. Тургенева, с романами писателя, повышение интереса к чтению прозаического текста, к литературному наследию И.С. Тургенева как писателя родного края, развитие навыков выразительного чтения, актерского чтения, элементов актерского мастерства, совместной работы в коллективе, творческого потенциала личности, навыков работы в паре и группе, навыков исследовательской работы, проектной деятельности, анализа текста, воспитание любви к искусству, в частности к литературе, музыке, кино, воспитание культуры слова; нравственное и эстетическое воспитание учащихся; сохранение литературных традиций, укрепление связи между учителями и учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon romany_turgeneva_i_epoha_konspekt.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

 лицей №1 имени М.В. Ломоносова г. Орла

Бологова Ксения Олеговна,

учитель русского языка и литературы.

Конспект внеклассного мероприятия

 по литературе

 в 10 классе

«Тургенев связывал все крупные свои произведения с важными и даже жгучими темами своей бурной эпохи…»

(романы И.С. Тургенева и эпоха)

Орел – 2018г.

Внеклассное мероприятие по литературе

«Тургенев связывал все крупные свои произведения с важными и даже жгучими темами своей бурной эпохи…»

(романы И.С. Тургенева и эпоха)

Цель: проследить связь идейно-художественного своеобразия романов    И.С. Тургенева с эпохой, которая в них отразилась.

Задачи:

- знакомство учащихся с отдельными фактами биографии И.С. Тургенева, с романами писателя;

- повышение интереса к чтению прозаического текста, к литературному наследию И.С. Тургенева как писателя родного края;

- развитие навыков выразительного чтения, актерского чтения, элементов актерского мастерства, совместной работы в коллективе, творческого потенциала личности, навыков работы в паре и группе, навыков исследовательской работы, проектной деятельности, анализа текста;

- воспитание любви к искусству, в частности к литературе, музыке, кино, воспитание культуры слова; нравственное и эстетическое воспитание учащихся; сохранение литературных традиций; укрепление связи между учителями и учащимися.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Мероприятие рассчитано на учащихся 10 классов, обучающихся в лицее или общеобразовательной школе.

Время проведения – 60 минут.

План мероприятия

  1. Мотивация.

Просмотр видеофрагмента «Отцы и дети» (приезд Базарова и Аркадия в Марьино, разговор о нигилистах). (слайд 1)

  1. Слово учителя.

- Узнали ли вы произведение?

- Почему именно этот фрагмент предложен вам для просмотра?

- Действительно, в своем романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев обращается к изображению демократа – разночинца, нигилиста, типа, который только зарождался в русской действительности, конечно, автор не списал своего героя с какого-нибудь образца, но, несомненно заимствовал определенные черты у реальных людей (Писарев, Чернышевский, Добролюбов) и многое предугадал в русском нигилизме. И его произведение, несомненно, связано с исторической действительностью, с эпохой, в которую творил писатель.  Поэтому не случайно литературовед рубежа 19-20 веков А.Е. Грузинский отмечал: «Тургенев <…> связывал все крупные свои произведения с важными и даже жгучими темами своей бурной эпохи; эта связь была <…> неизбежна для писателя чуткой совести и просвещенной мысли – тем и другим Тургенев обладал в высокой степени <…>. Больше же всего он был художником-поэтом <…>. Несмотря на то, что Тургенев создал целый мир самых разнообразных фигур, ярких и полных жизни, изобразил несколько крупных моментов нашего культурного развития и дал мастерские картинки старого быта, – все-таки его главная область – не широкие очерки общественных настроений и не быт, а интимная психология, и обширная картина целой эпохи, данная в его произведениях, слагается из отдельных этюдов и миниатюр, выбранных и исполненных с необычайным мастерством и чуткостью». (слайд 2)

        Вы уже знакомы с романом И.С. Тургенева «Отцы и дети», но помимо него писатель создал еще 5 великолепных романов, в каждом из которых в той или иной мере отразилась эпоха. В этом мы и попытаемся сегодня убедиться.

Учитель дает отдельным группам учащихся (по 2 человека) задания, которые они должны выполнить в процессе мероприятия. На подготовку им дается от 5 до 15 минут. 

Задания для групповой работы.

Карточка 1.

Прочитайте выразительно отрывок из романа «Рудин» и ответьте на вопросы.

— Расскажите нам что-нибудь из вашей студенческой жизни, — промолвила Александра Павловна.

Рудин начал рассказывать. Рассказывал он не совсем удачно. В описаниях его недоставало красок. Он не умел смешить. Впрочем, Рудин от рассказов своих заграничных похождений скоро перешел к общим рассуждениям о значении просвещения и науки, об университетах и жизни университетской вообще. Широкими и смелыми чертами набросал он громадную картину. Все слушали его с глубоким вниманием. Он говорил мастерски, увлекательно, не совсем ясно... но самая эта неясность придавала особенную прелесть его речам.

Обилие мыслей мешало Рудину выражаться определительно и точно. Образы сменялись образами; сравнения, то неожиданно смелые, то поразительно верные, возникали за сравнениями… Рудин владел едва ли не высшей тайной — музыкой красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие. Иной слушатель, пожалуй, и не понимал в точности, о чем шла речь; но грудь его высоко поднималась, какие-то завесы разверзались перед его глазами, что-то лучезарное загоралось впереди.

Все мысли Рудина казались обращенными в будущее; это придавало им что-то стремительное и молодое...

Рудин говорил о том, что придает вечное значение временной жизни человека.

— Помню я одну скандинавскую легенду, — так кончил он. — Царь сидит с своими воинами в темном и длинном сарае, вокруг огня. Дело происходит ночью, зимой. Вдруг небольшая птичка влетает в раскрытые двери и вылетает в другие. Царь замечает, что эта птичка, как человек в мире: прилетела из темноты и улетела в темноту, и не долго побыла в тепле и свете... «Царь, — возражает самый старый из воинов, — птичка и во тьме не пропадет и гнездо свое сыщет...» Точно, наша жизнь быстра и ничтожна; но всё великое совершается через людей. Сознание быть орудием тех высших сил должно заменить человеку все другие радости: в самой смерти найдет он свою жизнь, свое гнездо...

Рудин остановился и потупил глаза с улыбкой невольного смущения.

- Как автор характеризует красноречие своего героя? Какие выразительные средства для этого использует?

- Почему Рудин не смог рассказать о своей жизни, а перешел к общим рассуждениям? (Герой говорит увлекательно, но «не совсем ясно», не вполне «определительно и точно». Он плохо чувствует реакцию окружающих, увлекаясь «потоком собственных ощущений» и «не глядя ни на кого в особенности». Крайне узким оказывается и тематический круг рудинского красноречия. Герой превосходно владеет отвлеченным философским языком: его глаза горят, а речи льются рекой. Но, когда его просят рассказать что-нибудь о студенческой жизни, талантливый оратор сникает).

Карточка 2.

Прочитайте отрывок из романа «Дворянское гнездо» и подготовьтесь отвечать на вопросы.

Чувство неожиданной, великой радости наполняло его душу; все сомнения в нем замерли. «Исчезни, прошедшее, темный призрак, – думал он, – она меня любит, она будет моя». Вдруг ему почудилось, что в воздухе над его головою разлились какие-то дивные, торжествующие звуки; он остановился: звуки загремели еще великолепней; певучим, сильным потоком струились они, – и в них, казалось, говорило и пело все его счастье. Он оглянулся: звуки неслись из двух верхних окон небольшого дома. 

– Лемм! – вскрикнул Лаврецкий и побежал к дому. 
Звуки замерли, и фигура старика в шлафроке, с раскрытой грудью и растрепанными волосами, показалась в окне. 
– Христофор Федорыч, что это за чудная музыка! Ради бога, впустите меня. 

Старик, ни слова не говоря, величественным движением руки кинул из окна ключ от двери на улицу. Лаврецкий проворно вбежал наверх, вошел в комнату и хотел было броситься к Лемму; но тот повелительно указал ему на стул, отрывисто сказал по-русски: «Садитесь и слушайте», -  сам сел за фортепьяно, гордо и строго взглянул кругом и заиграл. Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса. Лаврецкий выпрямился и стоял, похолоделый и бледный от восторга. Эти звуки так и впивались в его душу, только что потрясенную счастьем любви; они сами пылали любовью. "Повторите», – прошептал он, как только раздался последний аккорд. Старик бросил на него орлиный взор, постучал рукой по груди и снова сыграл свою чудную композицию. В комнате не было свечей; свет поднявшейся луны косо падал в окна; звонко трепетал чуткий воздух; маленькая, бедная комнатка казалась святилищем, и высоко и вдохновенно поднималась в серебристой полутьме голова старика. Лаврецкий подошел к нему и обнял его.

- Какие черты характера Лаврецкого раскрываются в этом эпизоде?

- Почему музыка оказывает такое воздействие на героя? С чем, на ваш взгляд, это связано?

Карточка 3.

        Выразительно прочитайте отрывок из романа «Новь» по ролям и ответьте на вопросы.

Слова: «За свободу! Вперед! Двинемся грудью!» - вырвались хрипло и звонко из множества других, менее понятных слов. Мужики, которые собрались перед амбаром, чтобы потолковать о том, как бы его опять насыпать, … уставились на Нежданова и, казалось, с большим вниманием слушали его речь, но едва ли что-нибудь в толк взяли, потому что, когда он, наконец, бросился от них прочь, крикнув последний раз: «Свобода!» - один из них, самый прозорливый, глубокомысленно покачав головой, промолвил: «Какой строгий!» - а другой заметил: «Знать, начальник какой!» - на что прозорливец возразил: «Известное дело – даром глотку драть не станет. Заплачут теперича наши денежки».

- В чем комизм сложившейся ситуации?

- Почему мужики не поняли Нежданова?

  1. Романы Тургенева и эпоха.
  1. Сообщения учащихся.  

Ведущий 1:        В январе 1856 года в «Современнике» была опубликована первая, а в феврале – вторая часть романа «Рудин» (слайд 3).  Положительно отозвались о романе Некрасов и Чернышевский. С.Т. Аксаков писал Тургеневу: «Я прочел всю вашу повесть… Много тонкого, умного и глубоко подмеченного… Повесть возбуждает много немелких вопросов». В связи с «Рудиным» Чернышевский писал: «Не бойтесь преклониться перед благородным писателем, которому так много обязаны мы все». Дружинин в своей статье, напечатанной в следующем году, говорит, что «Рудин» Тургенева есть глубокий этюд над современным человеком, творение, делающее честь и поэту, им занявшемуся, и литературе, его породившей».

Ведущий 2:        Главный герой романа – человек тургеневского поколения, сформировавшийся в конце 30-х – начале 40-х годов, один из лучших представителей культурного дворянства (слайд 4). Рудин получил блестящее образование. В его облике современники узнавали друга Тургенева М.А. Бакунина, хотя в процессе работы над романом автор пытался затушевать черты сходства с ним.

Ведущий 1:        Тургенева волновал вопрос, что может сделать дворянский герой в условиях, когда перед обществом встали конкретные практические задачи. Сначала роман назывался «Гениальная натура». Под «гениальностью» Тургенев понимал способность к просвещению, разносторонний ум и широкую образованность, а под «натурой» - твердость воли, острое чувство насущных потребностей общественного развития, умение претворять слово в дело.

Ведущий 2:        По мере работы над романом это заглавие перестало удовлетворять Тургенева. Оказалось, что применительно к Рудину определение «гениальная натура» звучит иронически: в нем есть «гениальность», но нет «натуры», есть талант пробуждать умы и сердца людей, но нет сил и способностей вести их за собой.

Ведущий 1:        С первых страниц романа Рудин покоряет общество блеском своего ума и красноречием. Но в этом красноречии есть некоторый изъян. Какой? Убедимся в этом на примере.

  1. Индивидуальное задание (выступление учащихся, готовивших

задание по карточке 1).

  1. Сообщения учащихся.

Ведущий 2:        Рудин прекрасно чувствует свои слабости, свою способность быстро увлекаться, вспыхивать и гаснуть, удовлетворяясь прекрасными мгновениями первой влюбленности, - черта, характерная для всех идеалистов эпохи 30-40-х годов, и для Тургенева в том числе.

Ведущий 1:        В Рудине отражается драматическая судьба тургеневского поколения русских скитальцев в поисках истины. Финал романа трагичен и героичен одновременно. Рудин гибнет на парижских баррикадах в революции 1848 года. И все же жизнь Рудина не бесплодна. Восторженные речи его жадно ловит юноша-разночинец Басистов, в котором угадывается молодое поколение «новых людей». Проповедь Рудина принесет свои плоды в новом поколении «сознательно-героических натур», знающих русскую жизнь, вышедших из ее глубин. «Сеет он все-таки доброе семя!» Рудин не может быть героем нового времени, но он сделал все возможное в его положении, чтобы такие героя появились.

Ведущий 3:        В 1859 году в первом номере «Современника» напечатан роман «Дворянское гнездо» (слайд 5). Впоследствии Тургенев писал: «Дворянское гнездо» имело самый большой успех, который когда-либо выпал мне на долю. Со времени появления этого романа я стал считаться в числе писателей, заслуживающих внимания публики». Достоевский отметил в «Дневнике писателя», что «Дворянское гнездо» Тургенева есть произведение вечное и принадлежит всемирной литературе». Салтыков- Щедрин писал Анненкову, что он «давно не был так потрясен», как при чтении этого романа Тургенева. Писарев отметил в статье о романе, что он «самое стройное и законченное из его [Тургенева] созданий». Писарев ставил роман в один ряд с такими великими произведениями русской литературы, как «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души», «Обломов» (слайд 6).

Ведущий 4:        «Дворянское гнездо» - это последняя попытка Тургенева найти героя времени в дворянской среде. Роман создавался в период первого этапа общественного движения 1860-х годов, когда революционеры-демократы и либералы, несмотря на существенные разногласия, еще выступали единым фронтом в борьбе против крепостного права (слайд 7). Но симптомы предстоящего разрыва, который произошел в 1859 году, глубоко тревожили чуткого Тургенева. Эта тревога отразилась в содержании романа: писатель понимал, что российское дворянство подходит к историческому рубежу, жизнь посылает ему последнее испытание. Способно ли оно в этих исторических условиях сыграть роль ведущей силы общества? (слайд 8)

Ведущий 3:        В облике главного героя Лаврецкого очень много автобиографического: рассказ о детских годах, о спартанском воспитании, о взаимоотношениях с отцом; раздумья повзрослевшего Лаврецкого о России, его желание навсегда вернуться на родину, осесть в своем «гнезде» и заняться устройством крестьянского быта - все это близко настроениям Тургенева тех лет. И даже в разрыве с женой, русской парижанкой Варварой Павловной, есть отголосок серьезной размолвки, которая произошла у Тургенева с Полиной Виардо.

Ведущий 4:        Лаврецкий – это герой, объединяющий в себе лучшие качества патриотически и демократически настроенной части либерального дворянства. Он входит в роман не один: за ним тянется предыстория целого дворянского рода. Тургенев вводит ее в роман не только для того, чтобы объяснить характер главного героя, но и для того, чтобы создать необходимый эпический фон. Речь идет не только о личной судьбе Лаврецкого, но и об исторических судьбах целого сословия, последним отпрыском которого является герой.

Ведущий 3:        Раскрывая историю жизни гнезда Лаврецких, Тургенев резко критикует дворянскую беспочвенность, оторванность этого сословия от родной культуры, от русских корней, от народа (слайд 9).

Ведущий 4:        Лучшие страницы романа посвящены тому, как блудный сын обретает заново утраченное им чувство родины. Опустошенная душа Лаврецкого жадно впитывает в себя полузабытые впечатления: длинные межи, заросшие полынью и полевой рябиной, длинные холмы, овраги, серые деревеньки, ветхий господский домик с закрытыми ставнями и кривым крылечком, сад с бурьяном и лопухами, крыжовником и малиной.

        Исцеление Лаврецкого от суетных парижских впечатлений совершается не сразу, а по мере того, как душа его постепенно погружается в теплую глубину деревенской, русской глуши.

Ведущий 3:        Живым олицетворением родины, народной России является центральная героиня романа Лиза Калитина. Эта дворянская девушка, как пушкинская Татьяна, впитала в себя лучшие соки народной культуры. Ее воспитала нянюшка, простая русская крестьянка. Книгами ее детства были жития святых. Лизу покоряла самоотверженность святых мучеников, их готовность пострадать и даже умереть за правду. Лиза религиозна в духе народных верований: ее привлекает в религии не обрядовая сторона, а высокая нравственная культура, совестливость и готовность безоговорочно подчиняться требованиям сурового нравственного долга.

Ведущий 4:        Возрождающийся в новой жизни Лаврецкий вместе с обретаемым чувством родины переживает и новое чувство одухотворенной любви. Любовь Лизы  и Лаврецкого глубоко поэтична. С ней заодно и свет лучистых звезд в тишине майской ночи, и божественные звуки музыки, сочиненной старым музыкантом Леммом. Попробуем в этом убедиться.

  1. Выразительное чтение фрагмента из романа «Дворянское гнездо» под музыку В. Овчинникова из одноименного фильма. (слайд 10)

Чувство неожиданной, великой радости наполняло его душу; все сомнения в нем замерли. «Исчезни, прошедшее, темный призрак, – думал он, – она меня любит, она будет моя». Вдруг ему почудилось, что в воздухе над его головою разлились какие-то дивные, торжествующие звуки; он остановился: звуки загремели еще великолепней; певучим, сильным потоком струились они, – и в них, казалось, говорило и пело все его счастье. Он оглянулся: звуки неслись из двух верхних окон небольшого дома. 
– Лемм! – вскрикнул Лаврецкий и побежал к дому. 
Звуки замерли, и фигура старика в шлафроке, с раскрытой грудью и растрепанными волосами, показалась в окне. 

– Христофор Федорыч, что это за чудная музыка! Ради бога, впустите меня. 

Старик, ни слова не говоря, величественным движением руки кинул из окна ключ от двери на улицу. Лаврецкий проворно вбежал наверх, вошел в комнату и хотел было броситься к Лемму; но тот повелительно указал ему на стул, отрывисто сказал по-русски: «Садитесь и слушайте», -  сам сел за фортепьяно, гордо и строго взглянул кругом и заиграл. Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса. Лаврецкий выпрямился и стоял, похолоделый и бледный от восторга. Эти звуки так и впивались в его душу, только что потрясенную счастьем любви; они сами пылали любовью. "Повторите», – прошептал он, как только раздался последний аккорд. Старик бросил на него орлиный взор, постучал рукой по груди и снова сыграл свою чудную композицию. В комнате не было свечей; свет поднявшейся луны косо падал в окна; звонко трепетал чуткий воздух; маленькая, бедная комнатка казалась святилищем, и высоко и вдохновенно поднималась в серебристой полутьме голова старика. Лаврецкий подошел к нему и обнял его.

  1. Индивидуальное задание (выступление учащихся, готовивших задание по карточке 2).

  1. Сообщения учащихся.

Ведущий 3:        В самые счастливые минуты жизни Лаврецкий и Лиза не могут освободиться от ощущения непростительности своего счастья. Катастрофа любовного романа не воспринимается как роковая случайность. В ней видится герою суровое предупреждение, возмездие за пренебрежение общественным долгом, за жизнь его отца, дедов и прадедов, за прошлое самого Лаврецкого. Как возмездие принимает случившееся и Лиза, решающая уйти в монастырь, совершая тем самым нравственный подвиг.

Ведущий 4:        В финале романа герой приветствует молодое поколение, идущее ему на смену: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы…» В эпоху 60-х годов такой финал воспринимали как прощание Тургенева с дворянским периодом русской истории. А в «молодых силах» видели «новых людей», разночинцев, которые идут на смену дворянским героям. Уже в следующем романе героем оказался болгарский революционер- разночинец.

Учитель:

- Есть ли что-то общее между Рудиным, героем первого романа Тургенева, и Лаврецким? Чем Лаврецкий отличается от Рудина?

(Лаврецкий в сравнении с Рудиным не испорчен односторонним философским воспитанием, в нем романтическая мечтательность уравновешена трезвой положительностью, опирающейся на знание родной земли. Демократизм Лаврецкого подкрепляется и происхождением: его матерью была крепостная крестьянка. Многими чертами своего характера и даже некоторыми моментами жизненной судьбы Лаврецкий предвосхищает Пьера Безухова, героя толстовского романа-эпопеи «Война и мир»).

Ведущий 1:        В письме к И.С. Аксакову в ноябре 1859 года Тургенев так сказал о замысле нового романа: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед» (слайд 11).

Ведущий 2:        Раздумья о сущности характера общественного деятеля, о сильных и слабых сторонах сознательно-героических натур нашли прямой отголосок в романе «Накануне», который был напечатан в феврале 1860 года в журнале «Русский вестник». Роман вызвал поток статей в журналах. Почти все они были посвящены спору о поведении главной героини – Елены. «Это нечто вроде эпидемии», - отметил Тургенев нескончаемые толки о том, как – хорошо или нет с точки зрения морали – поступила Елена… Серьезную статью о «Накануне» напечатал в «Современнике» (1860, № 3) Добролюбов. Ведущий 1: В этой статье он отметил одну из основных особенностей тургеневского таланта: «Итак, мы можем сказать смело, что если г. Тургенев тронул какой-нибудь вопрос в своей повести, если он изобразил какую-нибудь новую сторону общественных отношений – это служит ручательством за то, что вопрос этот действительно подымается или скоро подымается в сознании образованного общества, что это новая сторона жизни начинает выдаваться и скоро выкажется резко и ярко перед глазами всех». Добролюбов сделал вывод, что в ближайшее время в русской жизни появятся русские Инсаровы, то есть революционеры. Тургенев, ознакомившийся с со статьей Добролюбова в рукописи, не согласился с этим выводом, считая, что в ближайшее время революция в России не может произойти, и просил Некрасова не печатать этой статьи. Но Некрасов отклонил просьбу, и статья была напечатана. Это способствовало уже назревшему разрыву Тургенева с редакцией «Современника».

Ведущий 2:        Главного героя Дмитрия Инсарова отличает цельность характера, полное отсутствие противоречий между словом и делом (слайд 12). Он занят не собой, все помыслы его сосредоточены на одной цели – освобождении родины (Болгарии). Тургенев чутко уловил в характере Инсарова типические черты лучших людей эпохи болгарского Возрождения: широту и разносторонность умственных интересов, подчиненных одному делу – освобождению народа от векового рабства. Силы Инсарова питает и укрепляет живая связь с родной землей. В то же время в его характере сказывается и некоторая ограниченность: в поведении героя подчеркивается упрямство и прямолинейность.

Ведущий 1:        Любовные отношение главных героев, Инсарова и Елены, так же, как и в романе «Дворянское гнездо», не складываются. Им кажется, что их любовь соединяет личное и общественное, он они не могут избавиться от страха расплаты за свою любовь, потому что любовь и общее дело оказываются несовместимы.

Ведущий 2:        «Накануне» - это роман о порыве России к новым общественным отношениям,         пронизанный нетерпеливым ожиданием сознательно-героических натур, которые двинут вперед дело освобождения крестьян. И в то же время это роман о бесконечных исканиях человечества, о постоянном стремлении его к социальному совершенству, о вечном вызове, который бросает человеческая личность «равнодушной природе».

  1. Выразительное чтение отрывка из романа «Накануне»  под «Элегию» А. Хачатуряна. (слайд 12)

 «О, как тиха и ласкова была ночь. Какою голубиною кротостью дышал лазурный воздух, как всякое страдание, всякое горе должно было замолкнуть и заснуть под этим ясным небом, под этими святыми невинными лучами! «О Боже! – подумала Елена, - зачем смерть, зачем разлука, болезнь и слезы? Или зачем эта красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное сознание прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства? Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? Ужели это все только в нас, а вне нас вечный холод и безмолвие? Ужели мы одни… одни… а там, повсюду, во всех этих недосягаемых безднах и глубинах, - все, все нам чуждо? К чему же тогда эта жажда и радость молитвы? …Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти… О боже! Неужели нельзя верить чуду?»

  1. Сообщения учащихся.

Ведущий 3:        17 января 1867 года Тургенев пишет Боткину о «Дыме»: «Роман мой совсем готов и переписан». 3 апреля он читает в пользу Общества вспомоществования нуждающимся литераторам и ученым отрывки из «Дыма». В середине апреля выходит третья книга «Русского вестника», в которой публикуется «Дым» (слайд 13). Позднее, в 1880 году, Тургенев писал: «Дым» хотя успех имел довольно значительный, однако большое возбудил против меня негодование. Особенно сильный были упреки в недостатке патриотизма, в оскорблении родного края и т.п. … Оказалось, что я одинаково, хотя с различных точек зрения, оскорбил и правую и левую сторону нашей читающей публики».

Ведущий 4: Отрицательно отозвались о романе Тютчев, Герцен, Достоевский. С другой стороны, Плещеев, Глеб Успенский отмечали большую сатирическую силу романа Тургенева. Анненков писал: «И.С. Тургенев не изменил своему литературному призванию и в новом произведении… Как прежде… он выводит перед нами явления и характеры из современной русской жизни… «Дым» так же, как и «Отцы и дети» - исторический документ, свидетельствующий о современной нам эпохе». Страхов назвал «Дым» вещью «прекрасной, первостепенной, могущей стать на ряду со всем лучшим, что написал Тургенев». Споры о «Дыме» были ожесточенными – они не окончились и до настоящего времени.

Ведущий 3:        Роман глубоких сомнений и слабо теплящихся надежд, «Дым» резко отличается от всех предшествующих романов писателя. Прежде всего в нем отсутствует типичный герой, вокруг которого организуется сюжет. Литвинов далек от своих предшественников – Рудина, Лаврецкого, Инсарова, Базарова. Это человек не выдающийся, не претендующий на роль общественного деятеля первой величины. Он стремится к скромной и тихой хозяйственной деятельности в одном из отдаленных уголков России. Мы встречаем его за границей, где он совершенствовал свои агрономические и экономические знания, готовясь стать грамотным землевладельцем.

Ведущий 4:        Рядом с Литвиновым – Потугин.        Его устами как будто бы высказывает свои идеи автор. Но не случайно у героя такая фамилия: он потерял веру в себя и в мир вокруг.

        Наконец, в романе отсутствует и типичная тургеневская героиня. Способная на глубокую и сильную любовь, склонная к самопожертвованию. Ирина развращена светским обществом и глубоко несчастна: жизнь людей своего круга она презирает, но сама от нее освободиться не может.

Ведущий 3:        Роман необычен и по своей тональности. В нем играют существенную роль не очень свойственные Тургеневу сатирические мотивы, связанные с изображение русской революционной эмиграции и правящей верхушки русского общества. Непривычен и сюжет, поэтому после выхода романа в свет критика самых разных направлений отнеслась к нему холодно: ее не удовлетворила ни идеологическая, ни художественная сторона произведения. Говорили о нечеткости авторской позиции, называли «Дым» романом антипатий, в котором Тургенев выступил в роли пассивного, ко всему равнодушного человека.

Ведущий 4:        Дело в том, что изменилась точка зрения Тургенева на русскую жизнь. Роман создавался в эпоху кризиса общественного движения 60-х годов, в период идейного бездорожья. Это было смутное время, когда старые надежды не осуществились, а новые не народились.

  1. Беседа

- Прочитайте выразительно высказывания М.Е. Салтыкова – Щедрина   и И.С. Тургенева (слайд 14).

         «Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин? – задавал тогда и себе и читателям тревожный вопрос М.Е. Салтыков - Щедрин. – Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не нарождаются… Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет в силу каких-то принципов, которым не верит».

«Говорят иные астрономы, что кометы становятся планетами, переходя из газообразного состояния в твердое; всеобщая газообразность России меня смущает – и заставляет меня думать, что мы еще далеки от планетарного состояния. Нигде ничего крепкого, твердого – нигде никакого зерна; не говорю уже о сословиях – в самом народе этого нет», - отмечал И.С. Тургенев.

- Сопоставьте данные высказывания: что между ними общего? Как в них оценивается эпоха 60-х годов?

- Почему у писателей, столь непохожих по художественному методу, сформировалась одинаковая оценка эпохи?

 10. Сообщения учащихся.

Ведущий 3:        В романе «Дым» Тургенев изображает особое состояние мира, периодически повторяющееся: люди потеряли ясную цель, смысл жизни заволокло дымом. Герои живут и действуют как будто впотьмах: спорят, ссорятся, суетятся, бросаются в крайности. Им кажется, что они попали во власть каких-то темных стихийных сил. Их жизнью правит слепой случай. В лихорадочной скачке мыслей одна идея сменяет другую, но никто не знает, куда примкнуть, на чем укрепиться.

Ведущий 4:        В этой сутолоке жизни, потерявшей смысл, и человек теряет уверенность в самом себе, мельчает и тускнеет. Гаснут яркие личности, глохнут духовные порывы. Образ дыма – бессмысленной духовной круговерти – проходит через весь роман и объединяет все его эпизоды в художественное целое.

Ведущий 3:        В финале романа появляется надежда, что в отдаленном будущем Россия перейдет из газообразного состояния в твердое. Мы видим, как медленно освобождается душа Литвинова от «дыма», как в деревенской глуши он ведет хозяйственную работу. Его тропинка узка, да на большее он и не способен. Но великое начинается с малого. Поэтому именно с этим героем связаны надежды автора. Постепенно к Литвинову возвращаются уверенность в себе, любовь. Финал романа не ярок, но он согревает читателя верой в будущность Росси.

Ведущий 1:        19 января 1874 года Тургенев жалуется писателю М.В. Авдееву: «За границей положительно нельзя писать русских вещей», - Тургеневу кажется, что «Новь» пишется у него слишком медленно. 15 июля 1876 года писатель оканчивает «Новь». В январе 1877 года в «Вестнике Европы» выходит первая часть романа. После значительных цензурных затруднений разрешена к печати вторая часть романа, она появилась в февральском номере того же журнала (слайд 15). Резко критиковали роман Н. Михайловский и П. Ткачев (идеологи народничества). Но Тургенев опять оказался провидцем: он угадал многие черты нарождавшегося народничества. «Прочли ли вы «Новь»? – писал В. Гаршин. – Вот Иван Сергеевич на старости лет тряхнул стариною. Что за прелесть! Я не понимаю только, как можно было, живя постоянно не в России, так гениально угадать все это». В «Неделе» и «Вестнике Европы» появились положительные отзывы.        

Ведущий 2:        В начале 70-х годов в России наметился новый общественный подъем, связанный с деятельностью революционных народников. Он вновь повернул Тургенева к России и русскому. Писатель проявил к этому движению самый оживленный интерес. Он близко сошелся с одним из идейных вождей и вдохновителей «хождения в народ» П.Л. Лавровым и даже оказывал материальную помощь в издании сборника «Вперед».

  1. Беседа.

Учитель: 

- Что же такое народничество?

- Кто выступал его идеологом?

- Чем характеризовалось это течение? Ответьте на вопросы, обратившись за помощью к учебнику истории или сети Интернет (ответы учащихся).

  1.  Сообщения учащихся.

Ведущий 1:        Отношение Тургенева к революционерам было сложным: истинно полезными деятелями русского прогресса он считал «постепеновцев». Так. В письме к А.Н. Философовой от 11 сентября 1874 года он заявлял: «Времена переменились; теперь Базаровы не нужны. Для предстоящей общественной деятельности не нужно ни особенных талантов, ни даже особенного ума – ничего крупного, выдающегося, слишком индивидуального; нужно трудолюбие, терпение: нужно уметь жертвовать собою безо всякого блеску и треску – нужно уметь смириться и не гнушаться мелкой и темной и даже низменной работы… Что может быть, например, низменнее – учить мужика грамоте, помогать ему, заводить больницы и т.д. На что тут таланты и даже ученость? Нужно одно сердце, способное жертвовать свои эгоизмом… Чувство долга, славное чувство патриотизма в истинном смысле этого слова – вот все, что нужно».

Ведущий 2:        Действие «Нови» отнесено к самому началу хождения в народ, к 1868 году. Тургенев показывает, что народническое движение возникло не случайно. Крестьянская реформа 1861 года обманула ожидания, положение народа не только не улучшилось, а резко ухудшилось. Главный герой романа революционер Нежданов говорит: «Пол-России с голода помирает, «Московские ведомости» торжествуют, классицизм хотят ввести, студенческие кассы запрещаются, везде шпионство, доносы, ложь и     фальшь – шагу нам ступит некуда» (слайд 16).

Ведущий 1:        Тургенев обращал внимание и на слабые стороны народничества: молодые революционеры не знают реального облика своего народа. В романе изображается трагикомическая картина народнической революционной пропаганды, которую ведет Нежданов.  

  1.  Индивидуальное задание (выступление учащихся, готовивших задание по карточке 3).

  1.  Сообщения учащихся.

Ведущий 2:        Конечно, в неудачах «пропаганды» такого рода виноват не один Нежданов. Тургенев показывает и темноту народа в вопросах гражданских и политических. Между революционной интеллигенцией и народом встает глухая стена непонимания. А потому и хождение в народ изображается Тургеневым как хождение по мукам, где русского революционера на каждом шагу ждут горькие разочарования.

Ведущий 1:        Драматическое положение, в котором оказываются народники-пропагандисты у Тургенева, накладывает свою печать и на их характеры. Так, например, Нежданова любит Марианна, готовая умереть за идеалы любимого человека. Но Нежданов, теряющий веру в их осуществимость, считает себя недостойным любви и в припадке отчаяния кончает жизнь самоубийством. Тургенев здесь вновь обращается к реальной действительности: на почве глубоких разочарований у народников участились тогда случаи самоубийства.

Ведущий 2:        Симпатии автора здесь на стороне Марианны, настоящей «тургеневской девушки», в образе которой отразилась готовность к подвигу и жертве. О силе характера героини мы можем судить сами (слайд 17).

  1.  Реализация домашнего задания (инсценировка фрагмента романа «Новь»).

Часа за два до обеда они как-то вдруг очутились одни в гостиной. Каждая из них немедленно почувствовала, что минута неизбежного столкновения настала, и потому, после мгновенного колебания, обе тихонько подошли друг к дружке. Валентина Михайловна посматривала направо, Марианна стиснула губы, обе были бледны. Переходя через комнату, Валентина Михайловна посматривала направо, налево, сорвала листок гераниума… Глаза Марианны были прямо устремлены на приближавшееся к ней улыбавшееся лицо. 

Сипягина первая остановилась; и, похлопывая концами пальцев по спинке стула. 
- Марианна Викентьевна, - выговорила она небрежным голосом, - мы, кажется, находимся в корреспонденции друг с другом… Живя под одной крышей, это довольно странно; а вы знаете, я не охотница до странностей. 
- Не я начала эту корреспонденцию, Валентина Михайловна. 
- Да… Вы правы. Толька я не нашла другого средства, чтобы возбудить в вас чувство… как бы это сказать? Чувство… 

- Говорите прямо, Валентина Михайловна; не стесняйтесь, не бойтесь оскорбить меня. 
- Чувство… приличия. 

- В чем же вы находите, что я не соблюла приличия? – спросила Марианна. 

Валентина Михайловна пожала плечами. 

- Неужели вы полагаете, что ваши поступки могли остаться тайной для меня, для Анны Захаровны, для всего дома наконец? Впрочем, вы и не слишком заботились о том, чтоб они остались тайной.

Марианна все более и более бледнела. 

- Я бы просила вас, Валентина Михайловна, выразиться определительнее. Чем вы, собственно, недовольны? 

- Вы желаете знать, чем я недовольна, Марианна? – Извольте! Я недовольна вашими продолжительными свиданиями с молодым человеком, который и по рождению, и по воспитанию, и по общественному положению стоит слишком низко для вас; я недовольна… нет! Это слово не довольно сильно – я возмущена вашими поздними… вашими ночными визитами у этого самого человека. И где же? Под моим кровом! Или вы находите, что это так и следует и что я должна молчать – и как бы оказывать покровительство вашему легкомыслию?

 Валентина Михайловна бросилась в кресло, как будто подавленная тяжестью этого самого негодования. 

Марианна усмехнулась в первый раз. 

- Я не сомневаюсь в вашей честности прошедшей, настоящей и будущей, начала она, - и говорю это совершенно искренне. Но вы напрасно негодуете. Я не нанесла никакого позора вашему крову. Молодой человек, на которого вы намекаете… да, я действительно… полюбила его… 

-Вы полюбили мсье Нежданова? 

- Я люблю его. 

- Да помилуйте, Марианна! Ведь он студент, без роду, без племени; ведь он моложе вас! Что же из этого может выйти? И что вы, c вашим умом, нашли в нем? Он просто пустой мальчик. 
- Вы не всегда о нем так думали, Валентина Михайловна. 
- О, боже мой! Моя милая, оставьте меня в стороне… Тут дело идет о вас, о вашей будущности. Подумайте! Какая же это партия для вас? 
- Признаюсь вам, Валентина Михайловна, я не думала о партии. 

Марианна немного отвернулась. 

- Прекратим этот разговор, Валентина Михайловна. Он ни к чему не может повести. Мы все-таки не поймем друг друга. 

Валентина Михайловна порывисто встала. 

- Я не могу, я не должна прекратить этот разговор! Это слишком важно… Я отвечаю за вас перед… целым светом! Я не могу молчать, когда я слышу подобные безумия! И почему это я не могу понять вас? Что за несносная гордость у всех этих молодых людей! Нет… я вас очень хорошо понимаю; я понимаю, что вы пропитались этими новыми идеями, которые вас непременно поведут к погибели! Но тогда уже будет поздно. 
- Может быть; но поверьте мне: мы, и погибая, не протянем вам пальца, чтобы вы спасли нас! 

- Опять эта гордость, эта ужасная гордость! Ну послушайте, Марианна, послушайте меня, быть может, та партия, о которой я мечтала для вас и для которой и Борис Андреич и я – мы бы не отступили ни перед какими жертвами… эта партия не вполне отвечала вашим идеям… но в глубине моего сердца… 

- Партия, говорите вы, Валентина Михайловна? Вы называете «партией» этого вашего бездушного, пошлого друга, господина Калломейцева? 

- Да, Марианна Викентьевна! Я говорю о господине Калломейцеве - об этом образованном, отличном молодом человеке, который, наверное, составит счастье своей жены и от которого может отказаться одна только сумасшедшая! Одна сумасшедшая!
-Что делать, ma tante! Видно, я такая! 

- Да в чем можешь ты серьезно упрекнуть его? 
- О, ни в чем! Я презираю его... вот и все. 

-Оставим его. Итак, ты любишь господина Нежданова? 

-Да. 

-И намерена продолжать... свои свиданья с ним? 

-Да; намерена. 

-Ну...а если я тебе это запрещу? 

- Я вас не послушаюсь.

 

  1.  Сообщения учащихся.

Ведущий 1: В центре романа оказываются уже не столько индивидуальные судьбы отдельных представителей эпохи, сколько судьба целого общественного движения – народничества. Ведущая роль в организации единства романа принадлежит социальным конфликтам эпохи: трагическому противоречию между революционерами-народниками и крестьянством, столкновениям между революционной, либерально-демократической и консервативной партиями русского общества.

Ведущий 2: Роман на первых порах вызвал бурное неприятие со стороны левых и правых сил русского общества. Снова зашумела критическая буря. В какой-то мере Тургенев ее предвидел: на первом листе первой тетради романа он написал стихи Пушкина: «Услышишь суд глупца и смех толпы холодной», - а Полонскому сказал: «Если за «Отцов и детей» меня били палками, то за «Новь» меня будут лупить бревнами».

Ведущий 1: Первым ударил по «Нови» известный теоретик народничества, критик «Отечественных записок» Н.К. Михайловский. Обозвавший Тургенева «безумнейшим человеком, который будет запускать свои неумелые пальцы в зияющие раны нового поколения». «Славно сказано!» - заметил Тургенев. Затем начали бранить и другие издания.

Ведущий 2: «Я никогда не подвергался такому единодушному осуждению. – сетовал Тургенев. – У меня насчет «Нови» раскрылись глаза – это вещь неудавшаяся. Не говорю уже об единогласном осуждении всех органов печати, которых, впрочем, нельзя же подозревать в заговоре против меня, - но во мне самом проснулся голос – и не умолкает. Нет! Нельзя пытаться вытащить самую суть России наружу, живя почти постоянно вдали от нее. Я взял на себя работу не по силам…»

Ведущий 1: Посыпавшиеся упреки превзошли ожидания. Возникло сомнение в собственном таланте, в способности верно понимать и глубоко чувствовать существо русского общественного движения. В мае 1877 года Тургенев писал свои друзьям: «Я перестаю писать не потому, что критика со мной обходится строго, а потому, что, живя почти постоянно за границей. Я лишен возможности прилежных и пристальных наблюдений над русской жизнью, которая, к тому же, усложняется с каждым годом».

Но причина «неудач» лежала все-таки глубже: Тургенев своим романом не только попал в настроение минуты, но и вновь забежал вперед.

  1. Обобщение (групповая работа).

Учитель:

Итак, давайте попробуем определить, насколько внимательно вы слушали. Попытайтесь угадать героя по его портрету, определить название романа, аргументировав свою точку зрения (класс делится на 6 групп, на подготовку 2 минуты).

Карточка И-1.

Вошел человек лет тридцати пяти, высокого роста, несколько сутуловатый, курчавый, смуглый, с лицом неправильным, но выразительным и умным, с жидким блеском в быстрых темно-синих глазах, с прямым широким носом и красиво очерченными губами. Платье на нем было не ново и узко, словно он из него вырос.

Он проворно подошел к Дарье Михайловне и, поклонясь коротким поклоном, сказала ей, что он давно желал иметь честь представиться ей и что приятель его, барон, очень сожалел о том, что не мог проститься лично.

Тонкий звук голоса его не соответствовал его росту и его широкой груди.

— Садитесь... очень рада, — промолвила Дарья Михайловна и, познакомив его со всем обществом, спросила, здешний ли он, или заезжий.

— Мое имение в Т...ой губернии, — отвечал он, держа шляпу на коленях, — а здесь я недавно. Я приехал по делу и поселился пока в вашем уездном городе. У доктора. Он мой старинный товарищ по университету («Рудин»).

Карточка И-2.

Он говорил по-русски совершенно правильно, крепко и чисто произнося каждое слово; но его гортанный, впрочем, приятный голос звучал чем-то нерусским. Иностранное происхождение (он был болгар родом) еще яснее сказывалось в его наружности: это был молодой человек лет двадцати пяти, худощавый и жилистый, с впалою грудью, с узловатыми руками; черты лица имел он резкие, нос с горбиной, иссиня-черные прямые волосы, небольшой лоб, небольшие, пристально глядевшие, углубленные глаза, густые брови; когда он улыбался, прекрасные белые зубы показывались на миг из-под тонких, жестких, слишком отчетливо очерченных губ. Одет он был в старенький, но опрятный сюртучок, застегнутый доверху (Инсаров, «Накануне»).

Карточка И-3.

От его краснощекого, чисто русского лица, с большим белым лбом, немного толстым носом и широкими правильными губами, так и веяло степным здоровьем, крепкой, долговечной силой. Сложен он был на славу, и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши. В одних только его глазах, голубых, навыкате и несколько неподвижных, замечалась не то задумчивость, не то усталость, и голос его звучал как-то слишком ровно (Лаврецкий, «Дворянское гнездо»).

Карточка И-4.

Через четверть часа один его голос раздавался в комнате. Все столпились в кружок около него.

Он говорил умно, горячо, дельно; выказал много знания, много начитанности. Никто не ожидал найти в нем человека замечательного... Он был так посредственно одет, о нем так мало ходило слухов. Всем непонятно казалось и странно, каким это образом вдруг, в деревне, мог проявиться такой умница. Тем более удивил он и, можно сказать, очаровал всех, начиная с Дарьи Михайловны... Она гордилась своей находкой и уже заранее думала о том, как она выведет его в свет («Рудин»).

Карточка И-5.

         «Вот, — подумал он, — новое существо только что вступает в жизнь. Славная девушка, что-то из нее выйдет? Она и собой хороша. Бледное, свежее лицо, глаза и губы такие серьезные, и взгляд честный и невинный. Жаль, она, кажется, восторженна немножко. Рост славный, и так легко ходит, и голос тихий. Очень я люблю, когда она вдруг остановится, слушает со вниманием, без улыбки, потом задумается и откинет назад свои волосы» (Лиза Калитина, «Дворянское гнездо»).

Карточка И-6.

Схоронив отца и поручив той же неизменной Глафире Петровне заведывание хозяйством и надзор за приказчиками, молодой … отправился в Москву, куда влекло его темное, но сильное чувство. Он сознавал недостатки своего воспитания и вознамерился по возможности воротить упущенное. В последние пять лет он много прочел и кое-что увидел; много мыслей перебродило в его голове; любой профессор позавидовал бы некоторым его познаниям, но в то же время он не знал многого, что каждому гимназисту давным-давно известно. Недобрую шутку сыграл англоман с своим сыном; капризное воспитание принесло свои плоды. Долгие годы он безотчетно смирялся перед отцом своим; когда же, наконец, он разгадал его, дело уже было сделано, привычки вкоренились. Он не умел сходиться с людьми. При его уме, ясном и здравом, но несколько тяжелом, при его наклонности к упрямству, созерцанию и лени ему бы следовало с ранних лет попасть в жизненный водоворот, а его продержали в искусственном уединении... И вот заколдованный круг расторгся, а он продолжал стоять на одном месте, замкнутый и сжатый в самом себе (Лаврецкий, «Дворянское гнездо»).

  1.  Подготовка и защита проекта.

Обобщить полученные знания вам поможет работа над проектом. Как уже

было сказано, Тургенев – автор шести романов, поэтому вы разделитесь на 6 групп, каждая группа будет готовить проект по своему роману («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь») по следующему плану (слайд 18):

  1. Год написания романа.
  2. Смысл названия.
  3. Главный герой, основные черты его характера.
  4. Связь судьбы героя с эпохой.
  5. Как эпоха отразилась в романе.

На подготовку 7 минут (во время подготовки звучит музыка Петра Климова из кинофильма «Отцы и дети» 2008 г.).  В процессе защиты проектов учащиеся прикрепляют подготовленную информацию на ватман под соответствующую иллюстрацию (изображение книги) (слайд 19).

  1. Вывод.

Подготовленный вами проект мы обязательно оформим в брошюру «Романы Тургенева и эпоха».

Подводя итоги, мы можем отметить, что Тургенев, как никто другой из его современников, чувствителен к течению времени (слайд 19). Он чутко следит за событиями, разворачивающимися в современной ему жизни. Но зачастую он не идет по пятам исторических событий, а предвосхищает их, улавливает то, что еще только зарождается в действительности. Именно поэтому произведения Тургенева, в частности его романы, вызывали такие неоднозначные отзывы у современников, но, как отмечает Ю.В. Лебедев, «таков уж удел любого художника, наделенного даром "предвидений и предчувствий". Когда затихала борьба, наступало затишье, те же гонители шли к нему на поклон с повинной головой».

VII. Рефлексия.

Оцените, насколько полезным оказалось для вас сегодняшнее мероприятие. У каждого лежит конверт, в котором находится три одинаковых портрета Тургенева, но оборотные стороны отличаются по цвету. Выберите тот портрет, который, как вам кажется, больше вам подходит:

Зеленый – много полезной информации, все понравилось, было интересно.

Желтый – мероприятие понравилось, но не все считаю полезным и интересным.

Красный - мероприятие не вызвало положительных эмоций, время было потрачено напрасно.

  

Список литературы.

  1. Афанасьев В.В., Боголепов П.К. Тропа к Тургеневу: Документально-художественная книга о жизни  и творчестве И.С. Тургенева / Научн. ред. П.Г. Пустовойт. – М.: Детская литература, 1983. – 317 с.
  2. Душа моя, все мысли мои в России. И.С. Тургенев в Спасском – Лутовинове /Составление, вступительная статья и комментарии Б.В. Богданова. – М.: Планета, 1985. – 255 с.
  3. Желвакова И.А. И.С. Тургенев: жизнь и творчество. – М.: Знание, 1968. – 38 с.
  4. Живые страницы: И.С. Тургенев. Молодые годы. Начало творческого пути. В воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах (Композиция, сост., сопроводит. текст Б.В. Лунина); научн. ред. П.Г. Пустовойта. – М.: Детская литература. – 144 с.
  5. Житова В.Н. Воспоминания о семье И.С. Тургенева. – Тула: Тульское книжное издательство, 1961. – 176 с.
  6. Зайцев Б.К. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов. Литературные биографии.
  7. Лебедев Ю.В. Тургенев. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 608 с.
  8. Пустовойт П.Г. Творческий путь Тургенева. – М.: Детская литература, 1977. – 126 с.
  9. Твой друг и мать Варвара Тургенева. Письма В.П. Тургеневой к И.С. Тургеневу (1838 – 1844). – Тула: Гриф и К, 2012. – 584 с.
  10. Чалмаев В. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество: Литературно-критический очерк. – Тула: Приокское книжное издательство, 1989.- 446 с.
  11. Чернов Н. Спасско-Лутовиновская хроника (1813-1883). Документальные страницы литературной и житейской летописи. – Тула, 1999. – 445 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Свой среди чужих и чужой среди своих"

Сообщение по теме: "Одаренные дети"...

Конспект внеклассного мероприятия по математике "Своя игра"

Интересная и занимательная игра, которая покажет не только знания и смекалку учащихся, но и научит нововому!!!!...

конспект внеклассного мероприятия в форме игры "Своя игра"

интегрированное занятие по английскому языку и обществознанию...

конспект внеклассного мероприятияпо штукатурно - малярному делу " Строитель"

Конспект     занятия на тему « Строитель»  для 6 – 5 классовЦЕЛЬ: продолжать знакомить с профессией строителя, его профессиональными действиями.З...

Конспект внеклассного занятия «В гостях у тётушки-Забавушки» для воспитанников МБДОУ в рамках Дня открытых дверей. Тема: Сувенир «Солнышко на палочке» (к празднику «Масленица»)

Внеклассного занятия «В гостях у тётушки-Забавушки»  для воспитанников МБДОУ в рамках Дня открытых дверей. Тема: Сувенир «Солнышко на палочке» (к празднику «Ма...