Методические рекомендации к практическим занятиям
методическая разработка по литературе

Пешкина Анастасия Владимировна

Методические рекомендации по организации практических работ по дисциплине Литература являются частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx74.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Оренбургский государственный колледж»

Пешкина А.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина: Литература

Профессия: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Оренбург 2021 г.


Рассмотрено и одобрено на заседании МЦК преподавателей общеобразовательных гуманитарных дисциплин

Председатель МЦК_________________/Илларионова Л.А./

Составитель: Пешкина Анастасия Владимировна

Методические рекомендации по организации практических работ по дисциплине Литература являются частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Содержание

Темы практических занятий

страницы

1

Анализ лирических произведений: «Элегия», «Поэт» и др.

2

Сочинение по творчеству А.С. Пушкина

3

Роман «Герой нашего времени». Анализ глав романа.

4

Анализ отдельных глав поэмы «Мертвые души».

5

Анализ по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

6

Роман Гончарова «Обломов». История создания. Сюжет, композиция.

7

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

8

Анализ глав романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

9

Лирика Н.А. Некрасова («Внимая ужасам войны...», «Вчерашний день, часу в шестом…» и др.)

10

Анализ глав романа «Преступление и наказание».

11

Анализ рассказов «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет».

12

Сочинение по творчеству Куприна.

13

Анализ рассказов  «Чистый понедельник» «Лапти», «Легкое дыхание». Особенности лирики И.А. Бунина («Вечер», «Листопад» и др.)


Введение

УВАЖАЕМЫЙ УЧАЩИЙСЯ!

Методические рекомендации по дисциплине БОУД.02 Литература – для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно–методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.

Желаем Вам успехов!!!


Практическая работа №1. Анализ лирических произведений: «Элегия», «Поэт» и др.

Цель: научиться грамотно анализировать лирическое стихотворение.

Литература:

  1. Сборник стихов А.С. Пушкина
  2. Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Марьина О. Б. Литература. Базовый уровень. 10 класс. – М.: Дрофа, 2016.
  3. Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Марьина О. Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 1. – М.: Дрофа, 2016.
  4. Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Марьина О. Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 2. – М.: Дрофа, 2016.
  5. Литература. Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования в 2 ч., ч. 2/ [Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко]; под ред. Г.А. Обернихиной – 3-е изд., стер. – М.: издательский дом «Академия», 2012.

Задание: выполнить анализ стихотворений «Элегия», «Поэт» А.С. Пушкина по заданной схеме.

Схема анализа лирического стихотворения:

1. С чего начать?

- ассоциации, которые вызывает стихотворение;

- настроение, которое создает стихотворение

- мысли, которые оно вызывает

- факты биографии поэта, имеющие отношение к данному стихотворению

- рассуждения о месте стихотворения в творчестве поэта

- суждения об общих закономерностях творчества поэта, нашедших отражение в конкретном стихотворении;

- цитата из стихотворения;

- отзыв о стихотворении критика.

2. Тема и  идея. Заглавие.

Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальна. Чтобы определить идею можно применить один из вопросов:

Зачем поэт написал это стихотворение, что он хотел сказать своему читателю?

Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение?

3. Анализ  художественной формы с целью «создания» содержания.

Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить их смыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.

1) Жанр.

- эпиграмма (сатирический портрет)

- эпитафия (посмертное)

- элегия (стихотворение медитативного характера)

- ода (хвалебное)

- послание - стихотворное произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания

- сонет - стихотворение из 14-ти строк: два четверостишия и два трехстишия.

2) Принадлежность к определенному литературному направлению:

Сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм

3) Композиция.

Деление на смысловые части

Строфическое и синтаксическое членение. (Строфа - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах.)

4) Ритм, рифма, рифмовка.

Ритм - (от. греч. rhythmos - соразмерность) - периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.

Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

Рифма может быть

- богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному, (ограда - винограда; труды - руды)

- бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер - метил).

Рифмовка

- смежная (парная) ААББ (смысловая автономность рифмующихся строк)

- перекрестная АБАБ (смысловые переклички, цельность)

- опоясывающая (кольцевая) АББА (монолитность)

5) Особенности языкового оформления.

Синтаксис (разные типы предложений, наличие осложненных простых предложений, роль однородных членов, обращений, уточнений и т.п.)

Морфология (преобладание определенных частей речи, форм)

Морфемика (роль некоторых морфем)

Звуковая организация - способы акцентирования в сознании определенных строк: ассонанс (повторение гласных звуков), аллитерация (повторяются согласные звуки)

Лексика: синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, индивидуально-авторские образования.

Тропы (слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении):

- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы

- гипербола - художественное преувеличение,

- ирония - скрытая насмешка

- литота - художественное преуменьшение

- метафора - скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА

- метонимия - сближение, сопоставление понятий по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.)

- оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов

- перифраз - описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания

- сравнение – А как (словно, будто) В, А похоже на В, АВ (Тв.п.)

- эпитет - художественное определение

- олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами

Стилистические фигуры - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов называют различные синтаксические конструкции, речи.

Анафора, антитеза, инверсия, эпифора, градация, парцелляция, бессоюзие,, многосоюзие, синтаксический параллелизм, риторические вопрос, восклицание, обращение. 

4. Чем закончить?

Подвести итоги.

Какие чувства отражены в стихотворении?

Отчёт о работе содержит:

1. Выполненный в соответствии с заданной схемой анализ лирического стихотворения.

2. Учебник Литература в 2 ч., ч. 1/ под ред. Г.А. Обернихиной, М., 2012.

Критерии оценивания письменного анализа стихотворений:

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками (минусами).

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок (минусов).

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок (минусов)

Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок (минусов).

Минусы и плюсы анализа содержания

1. Содержание

- МИНУСЫ

а) Непоследовательность и нерациональность изложения.

б) Искажение проверяемых фактов.

в) Частая несогласованность частей или членов предложения.

г) Необоснованная смена повествователя или места действия.

д) Отсутствие единой сюжетной линии или её нечёткость.

е) Возникновение ложных прочтений.

ж) Плагиат и чрезмерное заимствование.

з) Примитивизм изложения и поэтическая безыдейность.

и) Побочные сюжетные элементы, не имеющих отношений к повествованию.

к) Несоответствие тематике группы.  \Имеется в виду тематическая заданность конкурса - прим. ШК)

 + ПЛЮСЫ

а) Новизна в выборе предмета повествования.

б) Яркий и органичный эмоциональный фон.

в) Уместные аллюзии и реминисценции.

г) Комический эффект (для иронический стихов).

д) Гармоничные авторские ремарки внутри стиха.

е) Новизна образов и метафор.

ж) Логическая завершённость и "сильная" концовка.

з) Нетривиальный взгляд на проблему.

и) Сюжет оригинален или же необычна его интерпретация.

к) Идея находит логическое обоснование в стихе.

2. Техника.

- МИНУСЫ

а) Несоблюдение размера или цезуры.

б) Несоответствие концевых пауз сток логическим фразовым (анжабеманы).

в) Переносы ударений и несоответствие фонетических акцентов логическим.

г) Неудачная перестановка слов (инверсии).

д) Неудачные пропуски ударений и сверхсхемные ударения.

е) Неблагозвучие (неудачные сочетания гласных или согласных звуков).

ж) Неуместное чередование клаузул или его отсутствие (альтернанс).

з) Плохо звучащие рифмы.

и) Грамматические и затасканные рифмы.

к) Неправильная постановка ударений в словах.

 + ПЛЮСЫ

а) Многофонемные рифмы.

б) Постоянные аллитерации и ассонансы.

в) Чистый размер (без пропусков и сверхсхемных ударений).

г) Составные и внутренние рифмы (в том числе и панто).

д) Редкие клаузулы (гипердактилические).

е) Введение строки-рефрена с последующим ограничением набора рифм.

ж) Редкий размер.

з) Минимум необязательных по сюжету слов и вставок для заполнения ритма.

и) Звукопись и звукоподражание.

к) Цезурированность знаков препинания. 

3. Композиция и стилистика.

 - МИНУСЫ

а) Неверное употребление фразеологических оборотов.

б) Неоправданное употребление малопонятных иноязычных слов.

в) Употребление слов в несуществующих значениях и неуместные авторские неологизмы.
г) Нагромождение излишних фраз и выражений (эпитетов, метафор).

д) Неуместное и излишнее употребление канцеляризмов и речевых штампов.

е) Неоднородность стиля речи и несоответствие лексики содержанию.

ж) Необоснованная смена строфики.

з) Большое кол-во ритмических затычек и бесполезных слов (плеоназмы).

и) Чрезмерная затянутость для выбранного сюжета (в пределах 16 срок).

к) Несоответствие твёрдой форме для группы с данными требованиями.

+ ПЛЮСЫ

а) Речевая стилизация.

б) Необычная композиция.

в) Оправданно малый объём стиха для раскрытия взятой темы.

г) Умелое использование специальной лексики.

д) Уместное использование эллипсисов для разгрузки лексики стиха.

е) Параллелизм.

ж) Градация.

з) Умелое использование тропов и фигур речи.

и) Повествование строится на ярких антитезах или тонких аналогиях.

Практическая работа №2. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина

Цель:

формировать умение выражать собственное мнение по творчеству изученного автора;

– развивать способность формулировки своих мыслей;

– строить связное высказывание на основе анализа прочитанного текста;

– формировать активную гражданскую позицию.

Литература:

1.А.С. Пушкина «Евгений Онегин»,

2.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 10 класс. – М.: Дрофа, 2015.

3.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 1. – М.: Дрофа, 2015.

4.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 2. – М.: Дрофа, 2015.

5.Литература. Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования в 2 ч., ч. 2/ [Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко].

Задание: написать сочинение по выбору.

Примерные темы для сочинений         

Евгений Онегин» — «роман, в котором отразился век…»

  Русское общество в романе «Евгений Онегин»

    Изображение дворянства в романе «Евгений Онегин»

 «Роман «Евгений Онегин»  — «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение» (В.Г.Белинский)

Жанровое своеобразие романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

I. Татьяна — русская душою

1) Место Татьяны в романе «Евгений Онегин».

(Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. С образом Татьяны связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над бездуховной средой.)

2) Кто она, пушкинская героиня?

(Богатый внутренний мир. Душевные силы не растрачены. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена: умом, своеобразием натуры выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов).

а) Условия воспитания в помещичьей среде. («Они хранили в жизни мирной привычки мирной старины...»; Вместе с семейным воспитанием приобрела основы народной нравственности, чистоты).

б) Своеобразие характера в детстве и ранней юности. (Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Она отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира).

в) Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

— общение с народом, любовь к няне;

— русская природа;

— патриархальность семейного уклада.

г) Гармоничность натуры Татьяны:

— незаурядный ум;

— нравственная чистота;

— глубина чувств;

— верность долгу.

3) Белинский о Татьяне Лариной.

(Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна — идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину»).

II. Евгений Онегин — «лишний человек»

План.

1) Эпоха создания романа «Евгений Онегин».

2) Евгений Онегин — «лишний человек».

а) Происхождение Онегина.

б) Воспитание Онегина:

— уровень знаний;

— неумение трудиться;

— утонченные манеры;

— лицемерие;

— времяпровождение.

в) Разочарованность Онегина и ее причины.

г) Поиски удовлетворения духовных запросов

— чтение книг;

— попытки писать;

— путешествия;

— преобразования в деревне.

д) Основные черты характера Онегина:

— резкий охлажденный ум;

— эгоизм;

— правдивость;

— знание и понимание людей;

— неудовлетворенность жизнью.

е) Отношение Онегина к окружающим:

— к Татьяне;

— к Ленскому;

— к поместному дворянству.

3) Трагичность образа Онегина.

Примерный план сочинения по теме «Образ Онегина»

Вступление.

1. Важной особенностью пушкинского творчества является его «необычная по размерам и скорости эволюция».

2. Наилучшим свидетельством эволюции Пушкина стал его роман в стихах «Евгений Онегин». Авторская эволюция — центральная тема самого «Евгения Онегина». Роман писался в течение семи лет (1823—1831); за это время многократно менялся замысел романа, менялся сам поэт, менялись представления автора о своих героях, его отношение к ним.

3. Евгений Онегин — меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при этом внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже может меняться. Основной принцип в изображении меняющегося («живого», «незастывшего») героя — «принцип противоречия».

Основная часть.

1. Противоречия в изображении Онегина.

1а. В начале первой главы — сатирическое изображение Онегина как типичного представителя светского общества (перечислить типические характеристики Онегина как светского человека).

1б. В конце 1 главы — элегическое изображение Онегина как романтического («байронического») героя (перечислить черты онегинского романтизма, близкие самому автору: «Мечтам невольная преданность, // Неподражательная странность», «томление» («Томила жизнь обоих нас»), усталость от жизни («В обоих сердца жар угас») и др.)

1в. Автор отдает себе отчет в противоречивости своего героя: «Противоречий очень много, // Но их исправить не хочу». Сам роман должен разъяснить почему Автор не хочет «исправить» противоречия героя.

2. Загадка Онегина и ее разрешение:

2а. Кто же такой Онегин? Этот вопрос поставила перед собой любящая его Татьяна. Первоначально она искала в нем героя «возвышенных» романов — или «ангела», или «демона» («Кто ты, мой ангел ли хранитель, // Или коварный искуситель?»). Уже после дуэли Татьяна вновь задается этим вопросом: «Созданье ада иль небес, // Сей ангел, сей надменный бес, // Что ж он?»

2б. Пушкин не дает простого ответа на этот вопрос. Ангел или бес, положительный или отрицательный герой? Ни то, ни другое. Татьяна пытается разгадать Онегина по тем книгам, которые он читает, по его пометкам на полях этих книг — и догадывается: «Уж не пародия ли он?»

2в. Однако, и эта догадка лишь отчасти верна. Когда в VIII главе те же оценки даны Онегину светским мнением, автор возражает: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» да, в Онегине есть «пародия»; да, его поведение во многом определяется сменой масок («Мельмота, космополита, патриота, Гарольда...»), но разгадка его в ином.

2г. Так кто же он? Он — человек — сложный, меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка — в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой герой, сложный, «суверенный», впервые введен в русскую литературу Пушкиным.

3. Онегин — лишний человек.

3а. Онегин это особый человеческий тип — «лишний человек». Определяя тот характер, который открывался Татьяне при чтении любимых онегинских книг, автор указывает на важнейшую черту своего героя: «С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» — вот ключ для понимания Онегина. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей твоего времени, не сделал ничего, кроме зла, — убил друга, принес несчастье любящей его женщине: «Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, // Томясь в бездействии досуга, // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел».

3б. В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним».

Заключение.

        Примерный план сочинения по данной теме.

I. Место лирических отступлений в романе «Евгений Онегин».

II. Роль лирических отступлений:

— раскрытие образа автора в романе, постановка важных для него проблем, прямая форма выражения авторской позиции;

— расширение пространственных и временных границ повествования;

— создание культурно-исторического образа эпохи.

III. Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»?

Критерии оценивания:

«5» - сочинение написано аккуратно; верно сформулирована проблема; написанное соответствует теме сочинения; приведено не менее 2 примеров, соответствующих теме сочинения; нет орфографических, пунктуационных или фактических ошибок; соблюдены все речевые и литературные нормы; учащийся выразил свое мнение.

«4» - сочинение написано аккуратно; верно сформулирована проблема; написанное соответствует теме сочинения; приведено не менее 2 примеров, соответствующих теме сочинения; имеются 1 орфографическая или 3 пунктуационных ошибки, нет фактических ошибок; соблюдены все речевые и литературные нормы; учащийся не выразил свое мнение.

«3» - сочинение написано с исправлениями; верно сформулирована проблема; написанное соответствует теме сочинения; приведен хотя бы 1 пример из текста, соответствующий теме сочинения; имеются 2 орфографических или 3 пунктуационных ошибки, нет фактических ошибок; соблюдены не все речевые и литературные нормы; учащийся не выразил свое мнение.

«2» - сочинение написано с исправлениями; неверно сформулирована проблема; написанное не соответствует теме сочинения; не приведены примеры из текста; имеются более 3 орфографических или более 4 пунктуационных ошибок, имеются фактические ошибки; не соблюдены речевые и литературные нормы; учащийся не выразил свое мнение.

Практическая работа №3

Роман «Герой нашего времени». Анализ глав романа.

Цель: закрепить умение писать связное сочинение;

Литература:

1. Текст романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов

2.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 10 класс. – М.: Дрофа, 2015.

3.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 1. – М.: Дрофа, 2015.

4.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 2. – М.: Дрофа, 2015.

5.Литература. Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования в 2 ч., ч. 2/ [Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко].

Задание: Написать сочинение по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова на одну из заданных тем.

Темы сочинений:

Характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени»

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»

Роль пейзажа и природы в романе «Герой нашего времени»

План написания сочинения:

1. Вступление.

3-4 предложения.

Вступление, как правило, намечает основную мысль, задаёт тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем. В данном пункте должна быть отражена основная проблема. Эта проблема традиционна или нова, актуальна или нет. Почему? Встречается ли эта проблема в творчестве других писателей или поэтов?

2. Основная часть.

Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. В данном пункте вы должны раскрыть категорию данной проблемы (например: философская, политическая, социальная, экологическая и др.), привести 2-3 примера из текста в доказательство, а также один пример из личной жизни. Обязательно отразите позицию авторы и собственную.

3. Заключение.

3-4 предложения.

Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

Примерный план написания сочинения по данной теме.

  1. Почему Печорин – «герой нашего времени»
  2. Характеристика Печорина:
  3. Поступки
  4. Внешность
  5. Черты характера
  6. Отношение к любви
  7. Отношение к смерти
  8. Моё отношение к Печорину.

Критерии оценивания:

«5» - сочинение написано аккуратно; верно сформулирована проблема; написанное соответствует теме сочинения; приведено не менее 2 примеров, соответствующих теме сочинения; нет орфографических, пунктуационных или фактических ошибок; соблюдены все речевые и литературные нормы; учащийся выразил свое мнение.

«4» - сочинение написано аккуратно; верно сформулирована проблема; написанное соответствует теме сочинения; приведено не менее 2 примеров, соответствующих теме сочинения; имеются 1 орфографическая или 3 пунктуационных ошибки, нет фактических ошибок; соблюдены все речевые и литературные нормы; учащийся не выразил свое мнение.

«3» - сочинение написано с исправлениями; верно сформулирована проблема; написанное соответствует теме сочинения; приведен хотя бы 1 пример из текста, соответствующий теме сочинения; имеются 2 орфографических или 3 пунктуационных ошибки, нет фактических ошибок; соблюдены не все речевые и литературные нормы; учащийся не выразил свое мнение.

«2» - сочинение написано с исправлениями; неверно сформулирована проблема; написанное не соответствует теме сочинения; не приведены примеры из текста; имеются более 3 орфографических или более 4 пунктуационных ошибок, имеются фактические ошибки; не соблюдены речевые и литературные нормы; учащийся не выразил свое мнение.

Практическая работа №4 Анализ отдельных глав поэмы «Мертвые души»  Н.В. Гоголя.

Цель: научиться анализировать художественный текст.

Литература:

1. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя

2.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 10 класс. – М.: Дрофа, 2015.

3.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 1. – М.: Дрофа, 2015.

4.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 2. – М.: Дрофа, 2015.

5.Литература. Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования в 2 ч., ч. 2/ [Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко].

Задание: выполнить анализ одной из глав поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя (по выбору) по заданной схеме.

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

• литературные направления эпохи;

• место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;

• творческая история произведения;

• оценка произведения в критике;

• своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;

• оценка произведения в контексте современного прочтения;

Схема анализа художественного произведения:

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения (отрывка); проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение (отрывок) написано;

2. показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3. рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;

4. выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;

5. определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

6. определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

3. Развернутое обоснование выводов.

Критерии оценивания:

Критерии

Баллы (max)

1.Учащийся правильно сформулировал тему произведения или данного эпизода, убедительно обосновал свой выбор

3

2.Учащийся верно определил место данного эпизода в художественном произведении, указав элемент сюжета, в котором находится эпизод. (Элементы сюжета: завязка, кульминация, развязка)

2

3.Учащийся обоснованно изложил значимость данного эпизода в развитии сюжетной линии, при этом

дал грамотную характеристику героям, верно определяя их тип (главный или второстепенный), поведение, авторскую позицию по отношению к ним.

3

4.Учащийся привлёк уместное, обоснованное цитирование художественного текста в доказательство своих мыслей.

3

5.Учащийся верно определил тип речи, использованный автором (авторами) в данном эпизоде.

1

6.Учащийся показал высокий уровень владения теоретико-литературными понятиями.

2

7. Учащийся грамотно проанализировал лексику, использованную автором в данном эпизоде.

3

8.Учащийся показал глубокие знания композиционных элементов и их роль в тексте. (Повествование, описание (портрет, интерьер, пейзаж), характеристика (авторская, «со стороны», самохарактеристика (исповедь, дневник, письмо), речь (диалог, монолог, внутренний монолог), лирическое отступление, обрамление и т.д.)

3

9.Учащийся обоснованно определил роль произведения или данного эпизода по степени значимости его в канве произведения (ключевой, решающий, кульминационный, вспомогательный, ведущий и т.д.) Определил, какое значение он имеет для развития сюжета в целом.

3

10. Учащийся показал высокий уровень знаний средств художественной выразительности, безошибочно указал на них в тексте.

3

11. Работа имеет речевую связность, смысловую цельность.

2

12. Работа выполнена грамотно.

2

Оценка 5 ставится если:

Учащийся набрал 28-30 баллов.

Оценка 4 ставится если:

Учащийся набрал 25-27 баллов.

Оценка 3 ставится если:

Учащийся набрал 21-24 балла.

Оценка 2 ставится если:

Учащийся набрал менее 21 балла.

Практическая работа №5 Анализ  по пьесе «Гроза» А.Н. Островского.

Цель: закрепить умение писать связное сочинение; проследить реализацию метафоры грозы через её образ (грозовое состояние общества, гроза в душах людей).

Литература:

1. Текст пьесы «Гроза» А.Н. Островского

2.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 10 класс. – М.: Дрофа, 2015.

3.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 1. – М.: Дрофа, 2015.

4.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 2. – М.: Дрофа, 2015.

5.Литература. Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования в 2 ч., ч. 2/ [Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко].

Задание: Написать сочинение по пьесе «Гроза» А.Н. Островского на одну из заданных тем.

Темы сочинений:

1. Смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза».

2. Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза».

План написания сочинения:

1. Вступление.

3-4 предложения.

Вступление, как правило, намечает основную мысль, задаёт тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем. В данном пункте должна быть отражена основная проблема. Эта проблема традиционна или нова, актуальна или нет. Почему? Встречается ли эта проблема в творчестве других писателей или поэтов?

2. Основная часть.

Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. В данном пункте вы должны раскрыть категорию данной проблемы (например: философская, политическая, социальная, экологическая и др.), привести 2-3 примера из текста в доказательство, а также один пример из личной жизни. Обязательно отразите позицию авторы и собственную.

3. Заключение.

3-4 предложения.

Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

Примерный план написания сочинения по данной теме.

I. Значение слова “гроза” по словарю В. Даля.

II. Островский в своей драме универсально реализует метафору грозы.

1. Дикой и Кабаниха – “гроза” для калиновцев, пример самодурства.

2. Предчувствие несчастья и страх Катерины после первого удара грома.

3. Катерина потрясена унижением в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву.

4. Кулигин предлагает поставить громоотвод.

5. На фоне грозы Катерина признается в измене.

6. Катерина – жертва “внутренней грозы”, “грозы совести”.

III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.

Критерии оценивания:

«5» - сочинение написано аккуратно; верно сформулирована проблема; написанное соответствует теме сочинения; приведено не менее 2 примеров, соответствующих теме сочинения; нет орфографических, пунктуационных или фактических ошибок; соблюдены все речевые и литературные нормы; учащийся выразил свое мнение.

«4» - сочинение написано аккуратно; верно сформулирована проблема; написанное соответствует теме сочинения; приведено не менее 2 примеров, соответствующих теме сочинения; имеются 1 орфографическая или 3 пунктуационных ошибки, нет фактических ошибок; соблюдены все речевые и литературные нормы; учащийся не выразил свое мнение.

«3» - сочинение написано с исправлениями; верно сформулирована проблема; написанное соответствует теме сочинения; приведен хотя бы 1 пример из текста, соответствующий теме сочинения; имеются 2 орфографических или 3 пунктуационных ошибки, нет фактических ошибок; соблюдены не все речевые и литературные нормы; учащийся не выразил свое мнение.

«2» - сочинение написано с исправлениями; неверно сформулирована проблема; написанное не соответствует теме сочинения; не приведены примеры из текста; имеются более 3 орфографических или более 4 пунктуационных ошибок, имеются фактические ошибки; не соблюдены речевые и литературные нормы; учащийся не выразил свое мнение.

Практическая работа № 6. Роман Гончарова «Обломов». История создания. Сюжет, композиция.

Цель: узнать об истории создания романа, установить его сюжет и композицию

Литература:

1. Текст  романа «Обломов» И.А. Гончаров

2.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 10 класс. – М.: Дрофа, 2015.

3.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 1. – М.: Дрофа, 2015.

4.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 2. – М.: Дрофа, 2015.

5.Литература. Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования в 2 ч., ч. 2/ [Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко].

Задание: написать конспект составить таблицу.

Часть романа

О чем говорится в тексте

1 часть. Введение в роман. «Сон». Экспозиция. Пролог к роману.

Прежняя жизнь Обломова

2 часть (1 – 2 гл.). «Собственно роман». Экспозиция

2 часть (3 -5 гл.) «Пробуждение». Завязка

2 часть (6 – 11 гл.) «Восхождение героя». Развитие действия.

2 часть. (12 гл.) Кульминация.

3 часть. «Испытания любви».  Развязка. (11 -12 гл.). Погружение в сон. «Нисхождение героя.

4 часть.

4 часть. Перетекание сна в вечный сон. Эпилог.

Оценка 5 ставится если:

Учащийся в полной мере передал содержание прочитанного текста, верно, заполнил таблицу.

Оценка 4 ставится если:

Учащийся допустил неточности в заполнении таблицы.

Оценка 3 ставится если:

Конспект не передает содержания прочитанного текста.

Оценка 2 ставится если:

Задания не выполнены или выполнены с серьезными замечаниями.

 Практическая работа № 7. Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов ».

Цель:

формировать умение выражать собственное мнение по самостоятельно прочитанному произведению, дать инструментарий для анализа художественного произведения; помочь выделять главные мысли автора через художественные средства;

- развивать способность формулировки своих мыслей, интерпретировать текст, строить связное высказывание на основе анализа прочитанного текста;

- формировать активную гражданскую позицию.

Литература:

1. И.Гончаров «Обломов»,

2.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 10 класс. – М.: Дрофа, 2015.

3.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 1. – М.: Дрофа, 2015.

4.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 2. – М.: Дрофа, 2015.

5.Литература. Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования в 2 ч., ч. 2/ [Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко].

Задание: написать сочинение по выбору.

Темы сочинений

  1. «Во мне был заперт свет…»
  2. Штольц и Обломов.
  3. Обломов и обломовщина.
  4. Ильинская и Обломов.
  5. Трагичен ли образ Обломова?
  6. Роман «Обломов» в русской критике.
  7. Моё отношение к герою романа И.А. Гончарова «Обломов».
  8. «У тебя были крылья, да ты отвязал их».
  9. Обломов и «лишние люди».

   2. Развёрнутый план сочинения «Обломов и Штольц».

I. Принципы антитезы – характерная черта романов И.А. Гончарова:

1) каждая историческая эпоха рождает новых людей» и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое;

2) в романах Гончарова сопоставляются нерешительные личности с характерами редкими и деятельными: Пётр Адуев - Александр Адуев («Обыкновенная история»), Штольц – Обломов («Обломов»), Райский – Волохов («Обрыв»).

II. Штольц – антипод Обломова:

1) общие черты:

а) возраст («Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет»);

б) вероиспове´дание (православие);

в) обучение в пансионате у Ивана Штольца в Верхлёве;

г) служба и быстрая отставка;

д) любовь к Ольге Ильинской;

2) черты различий:

а) портрет;

б) родители;

в) воспитание;

г) отношение к учёбе в пансионате;

д) дальнейшее образование;

е) образ жизни;

ж) ведение хозяйства;

 з) жизненные стремления;

 и) взгляды на общество;

 к) отношение к Ольге;

 л) взаимоотношения и взаимовлияние;

 м) самооценка;

н) особенности характера.

III. Значение образов Обломова и Штольца:

  1. Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства;
  2. Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера;
  3. Штольцу отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя;
  4. Неясность представлений Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца.

III. Работа по написанию сочинения.

  1. Отбор цитатного материала к сочинению.
  2. Работа с черновиком. Проверка, правка.
  3. Переписывание сочинения в тетрадь.

Критерии оценивания: смотреть практическую работу №5.

Практическая работа №8.

Анализ глав романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Цель:

формировать умение выражать собственное мнение по самостоятельно прочитанному произведению, дать инструментарий для анализа художественного произведения; помочь выделять главные мысли автора через художественные средства;

- развивать способность формулировки своих мыслей, интерпретировать текст, строить связное высказывание на основе анализа прочитанного текста;

- формировать активную гражданскую позицию.

Литература:

1. И.С.Тургенев «Отцы и дети»

2.Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Марьина О. Б. Литература. Базовый уровень. 10 класс. – М.: Дрофа, 2016.

3.Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Марьина О. Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 1. – М.: Дрофа, 2016.

4.Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Марьина О. Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 2. – М.: Дрофа, 2016

5.Литература. Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования в 2 ч., ч. 2/ [Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко].

Задание: написать сочинение по выбору.

Темы сочинений по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

  1. Е. Базаров и П.П. Кирсанов (сравнительная характеристика).
  2. «Барчуки проклятые» (Н.П., П.П., Аркадий Кирсановы, Одинцова).
  3. «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова)
  4. Почему Базаровы нужны России?
  5. Базаров и русский народ.
  6. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг» (Писарев).
  7. Смысл заглавия романа И.С Тургенева «Отцы и дети».
  8. Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева.
  9. Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
  10. Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»?
  11. Что делает Базарова героем своего времени?
  12. Особенности жанра и композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
  13.  Базаров — «лицо трагичное» (Д. И. Писарев).
  14.  Что я люблю и чего не принимаю в Базарове.
  15. Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
  16. Роль любовного конфликта в композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
  17. Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети».
  18. Приемы раскрытия характера в романе Тургенева «Отцы и дети».
  19. Лишние люди в литературе ХIХ в. и «новый герой» И. С. Тургенева
  20.  Истинные и ложные убеждения (по роману Тургенева «Отцы и дети»).
  21. Любовь в романе «Отцы и дети» (4 любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему). Какой взгляд ближе вам?
  1. Образ Базарова. Внешний и внутренний конфликт героя

23.Базаров — человек нового поколения. Нигилизм.

24. Неоднозначность личности Базарова и неоднозначность авторского отношения к герою.

25. Базаровская теория.

  1. Раскрытие образа главного героя через столкновение с другими персонажами: а) Базаров и Аркадий; б) Базаров и Павел Петрович; в) Базаров и Николай Петрович; г) Базаров в отношениях с Кукшиной и Ситниковым; д) Базаров и простой народ; е) Базаров и Одинцова.
  2. Внешний и внутренний конфликт Базарова. Хождение по кругу.
  3. Победа и поражение Базарова.

29. Сцена смерти Базарова.

  1.  Роль эпилога в романе.

Практическая работа №9.

«Лирика Н.А. Некрасова («Внимая ужасам войны...», «Вчерашний день, часу в шестом…» и др».

Цель:

формировать умение выражать собственное мнение по самостоятельно прочитанному произведению, дать инструментарий для анализа художественного произведения; помочь выделять главные мысли автора через художественные средства;

- развивать способность формулировки своих мыслей, интерпретировать текст, строить связное высказывание на основе анализа прочитанного текста;

- формировать активную гражданскую позицию.

Литература:

1.Н.Некрасов «Сборник стихотворений»

2.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 10 класс. – М.: Дрофа, 2015.

3.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 1. – М.: Дрофа, 2015.

4.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 2. – М.: Дрофа, 2015.

5.Литература. Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования в 2 ч., ч. 2/ [Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко].

Задание: написать сочинение по выбору.

Темы сочинений

  1. « Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
  2. Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
  3. О двух великих грешниках. (Анализ легенды из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
  1. Как понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

II.Составление плана сочинения

Развернутый план сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

  1. Н.А. Некрсов – певец народа.
  2. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже).

б) Народное понятие счастья:

 - счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян;

 - Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»;

 - сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян;

 - Савелий – богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу.

 в) Две возможные дороги к счастью:

 - дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям;

 - другая – тесная, дорога «честная» - это путь славного заступника, борца за народное счастье.

3) «Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».

Критерии оценивания: смотреть практическую работу №5

Практическая работа № 10. Анализ глав романа «Преступление и наказание».

Цель: проанализировать главы романа; раскрыть характер героев

План практической работы:

1.Выявление причин и мотивов, побудивших героя произведения преступить нравственный закон.

2. Прочитать роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

3. История создания романа.

4.Какова тема романа?

5.Какой главный философский вопрос пытался разрешить Достоевский в романе?

6. В чем суть теории Раскольникова?

7. Что значит "теория разумного эгоизма", которую исповедует Лужин?

Перечитайте главы, в которых разворачивается трагедия "маленького человека" на улицах Петербурга:

Пейзажи - 1часть 1 глава; 2 ч. 1,2, 6 гл.;5 ч. 5 гл.; 6 ч. 6 гл.

Сцены уличной жизни: 1ч.1 гл.; 2ч. 2 гл., 6 гл.; 5ч. 5гл.; 6ч. 6 гл.

Интерьеры:1ч 2,3 гл.; 2ч. 7 гл.;4 ч. 4 гл.;6 ч. 3 гл.

1)Каким предстает Петербург в романе? Каков лейтмотив этих описаний?

2) С какой целью Достоевский уделяет большое внимание описанию улиц Петербурга и интерьера?

3) Для чего автор упоминает солнце в тот момент, когда герой входит в комнату старухи?

4) Найдите описание каморки Раскольникова. Как сказалось на самочувствии героя место его обитания?

5) Для чего автор дает подробное описание комнаты Сони?

6) Перечитайте исповедь Мармеладова, найдите самые яркие отрывки. Как меняется отношение к этому герою в процессе его исповеди перед Раскольниковым? (1ч. 2 гл.)

7) Расскажите о судьбе Сони по исповеди Мармеладова. Знакомство с Соней, ее портрет (2ч. 2гл.)

8) Какие ощущения остались у вас после чтения сцены "Поминки"? (5 ч. 2,3 гл.)

9)Что потрясло вас при чтении эпизода "Смерть Катерины Ивановны"? (5 ч. 5 гл.)

Критерии оценивания:

Критерии

Баллы (max)

1.Учащийся правильно сформулировал тему произведения или данного эпизода, убедительно обосновал свой выбор

3

2.Учащийся верно определил место данного эпизода в художественном произведении, указав элемент сюжета, в котором находится эпизод. (Элементы сюжета: завязка, кульминация, развязка)

2

3.Учащийся обоснованно изложил значимость данного эпизода в развитии сюжетной линии, при этом

дал грамотную характеристику героям, верно определяя их тип (главный или второстепенный), поведение, авторскую позицию по отношению к ним.

3

4.Учащийся привлёк уместное, обоснованное цитирование художественного текста в доказательство своих мыслей.

3

5.Учащийся верно определил тип речи, использованный автором (авторами) в данном эпизоде.

1

6.Учащийся показал высокий уровень владения теоретико-литературными понятиями.

2

7. Учащийся грамотно проанализировал лексику, использованную автором в данном эпизоде.

3

8.Учащийся показал глубокие знания композиционных элементов и их роль в тексте. (Повествование, описание (портрет, интерьер, пейзаж), характеристика (авторская, «со стороны», самохарактеристика (исповедь, дневник, письмо), речь (диалог, монолог, внутренний монолог), лирическое отступление, обрамление и т.д.)

3

9.Учащийся обоснованно определил роль произведения или данного эпизода по степени значимости его в канве произведения (ключевой, решающий, кульминационный, вспомогательный, ведущий и т.д.) Определил, какое значение он имеет для развития сюжета в целом.

3

10. Учащийся показал высокий уровень знаний средств художественной выразительности, безошибочно указал на них в тексте.

3

11. Работа имеет речевую связность, смысловую цельность.

2

12. Работа выполнена грамотно.

2

Оценка 5 ставится если:

Учащийся набрал 28-30 баллов.

Оценка 4 ставится если:

Учащийся набрал 25-27 баллов.

Оценка 3 ставится если:

Учащийся набрал 21-24 балла.

Оценка 2 ставится если:

Учащийся набрал менее 21 балла.

Практическая работа№11. Анализ рассказов А.И.Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет».

Цель: закрепить умения прозаического анализа текста.

Задание:

  1. Прочитать произведения Куприна.
  2. Выписать в рабочую тетрадь имена персонажей из произведения.
  3. Охарактеризовать понравившегося вам персонажа.
  4. Сделать аналитический вывод по рассказам.

План анализа рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

  1. Какова общая тональность пейзажных зарисовок в начале рассказа?
  1. Пейзаж в «Гранатовом браслете» столь же разный, как настроение героев. Находим текст о перемене погоды. Какова смысловая нагрузка описания природы?  
  2. Существенная роль отводится сестре Веры – Анне. В чем отличие сестер друг от друга? Почему же Желтков полюбил гордую Веру, а не веселую    жизнерадостную Анну?
  3. В день своих именин, 17 сентября (это день мучениц Веры, Надежды,Любови и матери их Софии), Вера Николаевна Шеина получает в подарок гранатовый браслет. Этот эпизод, описанный лишь в V главе повести, можно считать завязкой сюжета произведения. Немаловажную роль играют в произведении предметно - бытовые детали. Какие подарки получила Вера в день своего рождения?
  4. Что мы узнаем об отношении этих людей к Вере Николаевне?
  5. Можете ли объяснить смысл названия произведения?
  6.  В рассказе все герои говорят о любви. Приведите цитаты из текста.
  7. Напишите отзыв о прочитанном.

Критерии

Баллы (max)

1.Учащийся правильно сформулировал тему произведения или данного эпизода, убедительно обосновал свой выбор

3

2.Учащийся верно определил место данного эпизода в художественном произведении, указав элемент сюжета, в котором находится эпизод. (Элементы сюжета: завязка, кульминация, развязка)

2

3.Учащийся обоснованно изложил значимость данного эпизода в развитии сюжетной линии, при этом

дал грамотную характеристику героям, верно определяя их тип (главный или второстепенный), поведение, авторскую позицию по отношению к ним.

3

4.Учащийся привлёк уместное, обоснованное цитирование художественного текста в доказательство своих мыслей.

3

5.Учащийся верно определил тип речи, использованный автором (авторами) в данном эпизоде.

1

6.Учащийся показал высокий уровень владения теоретико-литературными понятиями.

2

7. Учащийся грамотно проанализировал лексику, использованную автором в данном эпизоде.

3

8.Учащийся показал глубокие знания композиционных элементов и их роль в тексте. (Повествование, описание (портрет, интерьер, пейзаж), характеристика (авторская, «со стороны», самохарактеристика (исповедь, дневник, письмо), речь (диалог, монолог, внутренний монолог), лирическое отступление, обрамление и т.д.)

3

9.Учащийся обоснованно определил роль произведения или данного эпизода по степени значимости его в канве произведения (ключевой, решающий, кульминационный, вспомогательный, ведущий и т.д.) Определил, какое значение он имеет для развития сюжета в целом.

3

10. Учащийся показал высокий уровень знаний средств художественной выразительности, безошибочно указал на них в тексте.

3

11. Работа имеет речевую связность, смысловую цельность.

2

12. Работа выполнена грамотно.

2

Оценка 5 ставится если:

Учащийся набрал 28-30 баллов.

Оценка 4 ставится если:

Учащийся набрал 25-27 баллов.

Оценка 3 ставится если:

Учащийся набрал 21-24 балла.

Оценка 2 ставится если:

Учащийся набрал менее 21 балла.

Практическая работа №12. Сочинение по творчеству Куприна.

Цель:  формировать умение выражать собственное мнение по творчеству изученного автора;

Литература:

1.А.И. Куприн «Сборник произведений»

2.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 10 класс. – М.: Дрофа, 2015.

3.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 1. – М.: Дрофа, 2015.

4.Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. Марьина О.Б. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 2. – М.: Дрофа, 2015.

5.Литература. Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования в 2 ч., ч. 2/ [Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко].

Задание: написать сочинение по выбору.

Примерные темы для сочинений:        

Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века.

Тема любви в прозе А.И.Куприна. (На примере одного из рассказов.)

Тема любви в прозе Куприна ("Гранатовый Браслет")

Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна.

Критерии оценивания:

«5» - сочинение написано аккуратно; верно сформулирована проблема; написанное соответствует теме сочинения; приведено не менее 2 примеров, соответствующих теме сочинения; нет орфографических, пунктуационных или фактических ошибок; соблюдены все речевые и литературные нормы; учащийся выразил свое мнение.

«4» - сочинение написано аккуратно; верно сформулирована проблема; написанное соответствует теме сочинения; приведено не менее 2 примеров, соответствующих теме сочинения; имеются 1 орфографическая или 3 пунктуационных ошибки, нет фактических ошибок; соблюдены все речевые и литературные нормы; учащийся не выразил свое мнение.

«3» - сочинение написано с исправлениями; верно сформулирована проблема; написанное соответствует теме сочинения; приведен хотя бы 1 пример из текста, соответствующий теме сочинения; имеются 2 орфографических или 3 пунктуационных ошибки, нет фактических ошибок; соблюдены не все речевые и литературные нормы; учащийся не выразил свое мнение.

«2» - сочинение написано с исправлениями; неверно сформулирована проблема; написанное не соответствует теме сочинения; не приведены примеры из текста; имеются более 3 орфографических или более 4 пунктуационных ошибок, имеются фактические ошибки; не соблюдены речевые и литературные нормы; учащийся не выразил свое мнение.

Практическая работа №13. Анализ рассказов И.А.Бунина «Чистый понедельник», «Лапти», «Легкое дыхание». 

Цель: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

Задание: выполнить анализ рассказа по заданному плану. Прочитали текст, теперь необходимо составить план анализа рассказа. Начните с определения его темы. Обычно их в тексте несколько: темы дружбы, преданности, долга, любви. Необходимо выявить самые основные.

Далее нужно установить, для чего автор написал это произведение. Как правило, рассказ чему-то учит, призывает задуматься над происходящим. Иначе говоря, необходимо определить его идею (или мысль).

Теперь стоит перейти к описанию главных героев. Это не только внешний вид, который тоже немаловажен, но и основные черты характера персонажей. После переходим к роли героев в раскрытии проблематики рассказа. Их взаимоотношения также являются важным аспектом плана. Второстепенные герои нередко играют важную роль в произведении. Литературный анализ рассказа должен включить и их описание и характеристику. Далее переходим к структуре самого рассказа. Каждое произведение имеет индивидуальные особенности построения. Для начала определим пролог, то есть момент предварения основного действия. После перейдем к завязке и опишем момент начала конфликта или проблемы произведения. Теперь необходимо выявить развитие действия в рассказе. Эта часть композиции обычно самая продолжительная. В ней мы увидим главных героев, их описание, основные события. А вот самый острый момент в рассказе называют  кульминацией. Это событие, в котором раскрываются все тайны произведения, происходят самые напряженные действия. Теперь осталось лишь закончить анализ композиции развязкой. Это такой элемент, который снимает так называемое напряжение после кульминации, описывает, что стало с героями после произошедших событий. Заканчивая исследование произведения, осталось определить его художественное своеобразие. Следует указать творческую манеру любого писателя, которая отличает его от других авторов. Средства использованной художественной выразительности, найденные вами в тексте, сделают анализ более полным и глубоким. Не забудьте об эпитетах, олицетворениях, метафорах и других тропах.

После этого приступите к выводу, который будет включать в себя авторское отношение к проблеме, а также ваше собственное мнение и впечатление.

Перечислим основные пункты, которые содержит план анализа рассказа по литературе:

- Тема рассказа.

- Идея.

- Анализ главных героев.

- Второстепенные персонажи.

- Особенности композиции.

- Средства выразительности, использованные в тексте.

- Авторская позиция.

- Впечатление читателя.

Критерии оценивания:

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно раскрывает тему; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, до¬пускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим занятиям по теме 1. Учет и реализация электрической энергии

В работе представлены методические рекомендации к практическим занятия по теме " Учет и реализация электрической энергии"...

Методические рекомендации к практическим занятиям по математике

Методические рекомендации к практическим занятиям по математике...

Методические рекомендации по практическим занятиям дисциплины "Математика" для специальности "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"

Методические рекомендациии по практическим занятиям дисциплины "Математика" для специальности "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"...

методические рекомендации к практическим занятиям по МДК Естествознание с методикой преподавания

Практические рекомендации к практическим занятиям по курсу Естествознание с методикой преподавания для студентов педагогического колледжа по специальности "Преподавание в начальных классах". В...

Методические рекомендации Организация практических занятий по эколого – биологическому направлению у детей с ОВЗ

Методические рекомендации предназначены для организации практических и самостоятельных работ студентов с ограниченными возможностями здоровья. В них предложены активные методы и приёмы обучения:1.Испо...

Методические рекомендации "Проведение практического занятия по определению рН почв почвенной водной вытяжки на занятиях по экологии"

Освоение метода определение рН (реакции среды) в водных вытяжках из почв с помощью раствора универсального индикатора на занятиях по экологии...

Методические рекомендации для практических занятий к учебной дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» по специальности СПО 43.02.02 «Парикмахерское искусство»

Данные методические рекомендации могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки парикма.Основными этапами практического зан...