Конспект урока литературы в 5 классе (для дистанционной формы обучения)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

«Николай Васильевич Гоголь. Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 5

Предмет: литература

Тема урока: «Николай Васильевич Гоголь. Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место»

Цели урока:

- познакомиться с биографией Н. В. Гоголя;

- показать своеобразие сборника рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

-частично проанализировать повесть «Заколдованное место» (главные герои повести, сочетание реального и фантастического в ней).

Ход урока

1.-Здравствуйте, ребята!

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с биографией Н. В. Гоголя, поговорим о его сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». Познакомимся с одним из эпических жанров – повестью, а именно, вы узнаете, что такое повесть на примере произведения Н. В. Гоголя «Заколдованное место».

2.- Запишите тетрадях по литературе:

Одиннадцатое ноября.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Н.В. Гоголь «Заколдованное место».

3. Посмотрите видеоролик https://youtu.be/FbxdY0F1s2I

4. Работа с учебником

- Прочитайте статью учебника на стр. 134 – 135.

- Перескажите статью учебника вслух.

5. – Ребята, на этом мы пока прервем свой путь по жизни Николая Гоголя и перейдем к его творчеству.

Посмотрите видеоролик https://youtu.be/uyUi2hkNnMY

6. Выполните гимнастику для глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза, сосчитать до трех, открыть глаза и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 – 5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед, следить глазами не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4 – 5 раз.
  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Повторить 2 раза.

Отдохните 5 минут.

7. Ребята, в основу «Вечеров на хуторе близ Диканьки»  Гоголь положил одно из народных преданий. Кто знает, может быть и такое?

   «Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, — почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь — расступилась земля, — и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане, поблазнилось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своем обществе».

8. Прочитайте повесть «Заколдованное место» стр.136-146

Отдохните 10 минут

9. Продолжаем работать.

-Отличается ли произведение от всех прочитанных нами ранее?

-Легко ли было читать и понимать прочитанное?

-Обратили ли вы внимание на главную особенность этого произведения – язык?

- Соотнеси слово и лексическое значение (УСТНО)

1

Люлька –

арбуз

2

Кавун –

место, засеянное арбузами и дынями

3

Хутор –

трубка

4

Баштан –

обозники, едущие в Крым за солью и рыбой

5

Свитка –

соломенный шалаш

6

Курень –

небольшой крестьянский посёлок на Украине

7

Чумаки –

род полукафтанья

8

Жупан –

специально огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба

9

Гетьман (гетман) –

старинная верхняя одежда

10

Гумно –

в старину начальник казачьего войска и правитель Украины

Вывод: какова же главная особенность повести? (язык, в котором много украинских слов)

Чем запомнился рассказчику дед?

     (Дед Фомы Григорьевича, судя по всему, зажиточный крестьянин. Он выращивает табак на продажу и овощи. Это человек веселый и общительный. Он прекрасный рассказчик, которого слушаютзатаив дыхание. Но и сам он любит послушать интересные рассказы: «А деду это все равно что голодному галушки». Дед Максим – человек честный и ответственный, недаром гетман поручает ему доставить царице важную грамоту, однако он любит прихвастнуть, себе на уме.

 – Почему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло?

 – Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте?

 (Два раза он побывал в заколдованном месте и один раз пытался

попасть, но у него ничего не получилось. Каждый раз дед отправляется

 на поиски заколдованного места под вечер. Во второй раз дед  

 попадает я в заколдованное место, когда, оказавшись на середине, где

 не вытанцовывалось, сильно ударил о землю заступом.)

 – Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что с ним там

     происходит?

10. Выполните гимнастику для глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза, сосчитать до трех, открыть глаза и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 – 5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед, следить глазами не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4 – 5 раз.
  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Повторить 2 раза.

Отдохните 5 минут.

- определим жанр произведения.

  • На что похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Рассказ – небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Легенда – произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

-  Что в повести фантастическое, что реальное?

-Найти средства художественной выразительности в «Заколдованном месте» и определить их роль в тексте.    

Гиперболы

  • …под ногами круча без дна,
  • ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую…

Сравнения

  • …нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды,
  •  дыня… словно змея.
  • народ, знаете, бывалый: пойдет рассказывать - только уши развешивай! А деду это все равно что голодному галушки.
  • ноги как деревянные стали
  • задал он такого бегуна, как будто панский иноходец.
  • как опарила! как будто свинью перед рождеством!
  • в животе, ей-богу, как будто петухи кричат
  • и захрапел так, что воробьи, которые забрались было на баштан, поподымались с перепугу на воздух. 

Эпитеты

  • проклятый камень
  • красные очи
  • мерзостная рожа
  • сатанинское наваждение
  • хитрая бестия
  • низенький дубовый лес

                                 

- Какой же урок дает нам Гоголь?

      «Заколдованное место» — повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства.      Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.

Чего будете ждать от будущих встреч с Гоголем?

11.- Молодцы! Вы хорошо потрудились! Оцените себя.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в классах очно-заочной формы обучения"

Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках  физики в классах очно-заочной формы обучения"...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Анализ урока физкультуры 6-х классов в ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Изучаемая тема на данном уроке: «СБУ. Низкий старт. Теория: Развитие выносливости. Медленный бег 1000м-влияние на организм человека» совпадает с программным материалом по занятиям на текущ...

Конспект урока по русскому языку 5 класса (в дистанционной форме обучения)

laquo;Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение.»...