Программа кружка «Основные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» 11 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс)

Попова Ольга Викторовна

Данный кружок  предназначен для учащихся 11 класса, призван дополнить основной курс литературы и расширить представление учащихся об историко-литературном процессе в России ХХ века.

Программа кружка «Основные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» составлена на основе программы элективного курса для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений Ланина Б.А. «Современная русская литература» :. М.: Вентана-Граф, 2004.

 Тематическое планирование курса по литературе  для 11 класса  составлено на 60 часов.

Цель курса – сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий; научить ориентироваться в постоянно меняющемся, разнообразном мире современной литературы, самостоятельно оценивать произведения разных течений и уметь давать эту оценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 лицей №81 города Тюмени

Рассмотрено                                     Согласовано                                        Утверждаю

На заседании МО

Учителей ______                             Заместитель                                        Директор лицея №81

Протокол №      от                           директора по УВР                               «____»______2018 г.

Руководитель ________                   __________                                       _________(Лобовская Е.В.)

Кружок

 «Основные проблемы русской литературы второй половины ХХ века»

11 класс

                         

        

        Составитель:

Попова О.В., учитель русского языка

и литературы высшей категории

2018-2019 учебный  год

Данный кружок  предназначен для учащихся 11 класса, призван дополнить основной курс литературы и расширить представление учащихся об историко-литературном процессе в России ХХ века.

Программа кружка «Основные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» составлена на основе программы элективного курса для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений Ланина Б.А. «Современная русская литература» :. М.: Вентана-Граф, 2004.

 Тематическое планирование курса по литературе  для 11 класса  составлено на 60 часов.

Цель курса – сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий; научить ориентироваться в постоянно меняющемся, разнообразном мире современной литературы, самостоятельно оценивать произведения разных течений и уметь давать эту оценку.

В этом направлении приоритетами являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, план, тезисы и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Задача: расширить и углубить представление учащихся об историко-литературном процессе последних десятилетий ХХ века, а также рубежа веков XX и XXI, актуализировать нравственно-этическую проблематику, дать понимание особенностей поэтики текста на современном этапе развития литературы.

Занятия в пределах кружка ведутся в основном в лекционном режиме, но в сочетании с другими методическими формами, а именно: беседы, семинарские и практические занятия, теоретические практикумы.

Хронологически пределы определяются последней третью ушедшего века и рубежом веков - XX и XXI. Выбор материала для курса продиктован теми процессами, которые шли в литературе в означенное время, а также актуализацией онтологических проблем в национальной жизни. Кроме того, отбор материала производится согласно психологической мотивировке поведения героя русской литературы как типа и подбирается согласно эстетической модели русской литературы ХХ и XXI века в ее развитии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на уровне кружка ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию.

Изучение новейшей литературы может поддерживать высокую активность работы учащихся на уроке литературы, повышать их общую читательскую культуру. Активнее изучать литературу второй половины ХХ века и рубежа XX-XXI веков – потребность времени.

Основное содержание курса

  1. Военная тема в прозе 1960-90-х гг.
  2. Образ национального мира в творчестве писателей-«деревенщиков». Характер аналитической прозы. Лирическая тенденция в деревенской прозе.
  3. Трагедия разрыва единства человека и природы в современной литературе. Онтологические проблемы.
  4. Современная литература о причинах существования человека (человек, у которого нет человека).
  5. Современная литература о трагических коллизиях русской истории.
  6. Проблема индивидуального нравственного существования в русской прозе второй половины ХХ века.
  7. Проблема самоопределения человека в меняющихся исторических обстоятельствах.
  8. Современная литература о человека, его смерти и бессмертии.
  9. Нравственный мир человека культуры и его судьба в обществе и истории.
  10. Постижение нравственного состояния человека  деревенской культуры.
  11. Мотив катастрофы в русской литературе 1980-90-х гг.
  12. Поиски причин социального и нравственного кризиса общества в современной литературе.
  13. Нравственные уроки истории как тема современности.
  14. Тема связи времен и проблема исторической памяти в современной литературе.

Возможные содержательные элементы и эстетические акценты (примерные варианты)

Обзор русской литературы второй половины XX века

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А.Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений). Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В.Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов). История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

А.И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Раковый корпус». Своеобразие раскрытия темы греха и наказания в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В.М. Шукшин

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений). Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В.И. Белов.

Жизнь и творчество. Повесть «Привычное дело»: поиск нравственной опора жизни современного человека, исследование родовых, природных истоков человеческого существования (2 часа)

В.В. Быков

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «В тумане» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведения. Образы героев, две «точки зрения» в повести. Мотив тумана и символические образы в повести. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В.Г. Распутин

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Последний срок» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы старух в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н.М. Рубцов

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Р. Гамзатов

(возможен выбор другого писателя, представляющего литературу народов России). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений). Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

И. А. Бродский

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Б. Ш. Окуджава

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений). Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

А. В. Вампилов

(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века)

Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения). Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса.

Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

− Художественная литература как искусство слова.

− Художественный образ.

− Содержание и форма.

− Художественный вымысел. Фантастика.

− Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), имеющие отношение к современной эстетической ситуации. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

− Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

− Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Деталь. Символ. Психологизм. Народность. Историзм.

− Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

− Стиль.

− Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

Примерное тематическое планирование:

Учебная неде-ля

Примерные темы

Основное содержание по темам

Количество часов

1

1

Обзор русской литературы второй половины XX века

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Основные темы, эстетические тенденции и имена (2 часа)

22

Военная тема в прозе 1960-90-х гг.: «исповедальная проза», фронтовая лирическая повесть

В.В. Быков (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «В тумане» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведения. Образы героев, две «точки зрения» в повести. (2 часа)

33

Военная тема в прозе 1960-90-х гг.

Мотив тумана и символические образы в повести. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа (2 часа)

44

Военная тема в прозе 1960-90-х гг.

Роман В. Богомолова «В августе 44-го»: документ как сюжетная основа и способ объективации действия и героев (2 часа)

55

Военная тема в прозе 1960-90-х гг.

Повесть Ю. Бондарева «Батальоны просят огня»: ситуация испытания для героев; проблема нравственной ответственности человека на войне (2 часа)

66

Военная тема в прозе 1960-90-х гг.

Роман В. Астафьева «Прокляты и убиты» - последнее произведение о Великой Отечественной войне в ХХ веке: особенности стиля, образной системы, композиционного строя (2 часа)

77

А.Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений). Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта (2 часа)

8

8

Асоциальная («лагерная проза»)

В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов). История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования (2 часа)

99

Асоциальная («лагерная проза»)

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Раковый корпус». Своеобразие раскрытия темы греха и наказания в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи (2 часа)

110

Асоциальная («лагерная проза»)

Книга «Архипелаг ГУЛАГ» и ее значение для общественно-духовной жизни русской интеллигенции (2 часа)

111

Асоциальная («лагерная проза»)

Ю. Домбровский. Жизнь и творчество. Место романа «Факультет ненужных вещей» в русской литературе: система образов, основные мотивы (2 часа)

112

Асоциальная («лагерная проза»)

Евангельский текст в романе Ю. Домбровского и его значение для идейного содержания романа. Значение образа главного героя (2 часа)

113

«Деревенская» проза

Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России (2 часа)

114

«Деревенская» проза

В.И. Белов. Жизнь и творчество. Повесть «Привычное дело»: поиск нравственной опора жизни современного человека, исследование родовых, природных истоков человеческого существования (2 часа)

15

«Деревенская» проза

В.Г. Распутин. Повесть «Последний срок» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы старух в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести (2 часа)

16

«Деревенская» проза

В.М. Шукшин. Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений). Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина (2 часа)

17

Поэзия второй половины ХХ века

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы) (2 часа)

18

Поэзия второй половины ХХ века

Н.М. Рубцов. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова (2 часа)

119

Поэзия второй половины ХХ века

Б. Ш. Окуджава. Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений). Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы (2 часа)

220

Поэзия второй половины ХХ века

В.С. Высоцкий. Поэзия как вариант авангардистского творчества (поэзия социальных эмоций): нравственный пафос и бунтарский характер лирики. Особенности героя ролевой лирики (2 часа)

221

Поэзия второй половины ХХ века

И.А. Бродский. Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве» (2 часа)

22

Драматургия второй половины ХХ века

А.В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения). Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы (2 часа)

23

Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса (2 часа)

224

Постмодернизм как основная эстетическая тенденция в русской литературе последнего десятилетия

Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Интернет-издания. Деятельность журнала «Новое литературное обозрение» (2 часа)

225

Постмодернизм

Т. Толстая. Особенности культурной биографии и творческой манеры. Сборник «На золотом крыльце сидели»: характер героя, основные мотивы. «Кысь» как роман-антиутопия (2 часа)

26

Постмодернизм

С. Довлатов. Жизнь и творчество. «Зона», «Заповедник» - абсурд жизни как абсурд текста, особенности героя и нарратива (2 часа)

227

Постмодернизм

В. Пелевин. Проблема культурного и эстетического симулякра в творчестве писателя-постмодерниста: «Чапаев и Пустота», «GenerationP», «AmpirV», «Священная книга оборотня» (2 часа)

28

Постмодернизм

Гендерные особенности постмодернистской эстетики. Л. Улицкая. Казус Кукоцкого. Переводчик Даниэль Штайн. Д. Рубина. На солнечной стороне улице. Холодная весна в Провансе. Последний кабан из лесов Понтеведра. Иерусалимский синдром. Почерк Леонардо. Белая голубка Кордовы. Синдикат. Особенности нарратива, сюжета, образной системы, стиля, психологии героя (2 часа)

229

Постмодернизм

Гендерные особенности постмодернистской эстетики. Д. Рубина. На солнечной стороне улице. Холодная весна в Провансе. Последний кабан из лесов Понтеведра. Иерусалимский синдром. Почерк Леонардо. Белая голубка Кордовы. Синдикат. Особенности нарратива, сюжета, образной системы, стиля, психологии героя (2 часа)

30

Итоговое занятие

Проверочная работа по материалу курса (2 часа)

Тексты:

В. Солоухин. Владимирские проселки

О. Берггольц. Дневные звезды

Юхан Смуул. Ледовая книга

В. Дудинцев. Белые одежды

К. Симонов. Живые и мертвые

В. Гроссман. Жизнь и судьба

А. Рыбаков. Дети Арбата

А. Солженицын. В круге первом. Крохотки. Раковый корпус. Архипелаг ГУЛАГ

В. Шаламов. Колымские рассказы

Ю. Казаков. Тэдди. Арктур – гончий пес

Г. Владимов. Верный Руслан. Генерал и его армия

А. Терц. Прогулки с Пушкиным. В тени Гоголя

Ю. Даниэль. Говорит Москва

Ф. Абрамов. Братья и сестры. Две зимы и три лета

Б. Можаев. Мужики и бабы

В. Белов. Привычное дело. Кануны. Лад. Плотницкие рассказы

В. Семин. Нагрудный знак ost

С. Залыгин. На Иртыше. Комиссия. Соленая падь

Д. Гранин. Зубр. Картина

Ч. Айтматов. Буранный полустанок. Плаха

Лирика Н. Рубцова

В. Распутин. Последний срок. Живи и помни

В. Астафьев. Последний поклон. Печальный детектив. Прокляты и убиты

Ю. Бондарев. Батальоны просят огня. Горячий снег. Берег

Г. Бакланов. Пядь земли

К. Воробьев. Убиты под Москвой

Б. Балтер. До свидания, мальчики

В. Кондратьев. На войне как на войне

В. Быков. Третья ракета. Дожить до рассвета. Карьер

В. Богомолов. В августе 44-го (Момент истины)

Б. Васильев. В списках не значился. А зори здесь тихие

Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей

Ю. Трифонов. Обмен. Старик

А. Вампилов. Старший сын. Утиная охота

А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу. Трудно быть богом. Пикник на обочине

В. Войнович. Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина

Ф. Искандер. Сандро из Чегема

Поэзия А. Галича

Стихи В. Высоцкого

Б. Окуджава. Стихи. Свидание с Бонапартом. Путешествие дилетантов

Вен. Ерофеев. Москва – Петушки

Поэзия А. Тарковского, Д. Самойлова, С. Липкина, Б. Ахмадулиной, Ю. Мориц и др.

А. Битов. Пушкинский Дом

Т. Толстая. На золотом крыльце сидели. Кысь

В. Сорокин. Голубое сало

В. Пелевин. Чапаев и Пустота. GenerationP. AmpirV. Священная книга оборотня.

Л. Петрушевская. По дороге бога Эроса. Три девушки в голубом

В. Аксенов. Затоваренная бочкотара

С. Довлатов. Зона. Заповедник

Поэзия И. Бродского

Б. Акунин. Романы «фандоринской» и «магистерской» серии. Чайка (Чехов/Акунин). Трагедия (Шекспир/Акунин)

Л. Улицкая. Казус Кукоцкого. Переводчик Даниэль Штайн

Д. Рубина. На солнечной стороне улице. Холодная весна в Провансе. Последний кабан из лесов Понтеведра. Иерусалимский синдром. Почерк Леонардо. Белая голубка Кордовы. Синдикат

Литература:

  1. Каширина С.В. Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе: на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Оренбург, 20017.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/984
  2. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. Новый учебник по литературе в 3-х книгах. М., 2001-2002. Поэзия второй половины ХХ века: Хрестоматия-практикум к курсу «История русской литературы ХХ века». Сост. Т.Л. Рыбальченко. Томск: 20015
  3. Рамзаева В.А.. Русская проза рубежа XX-XXI веков в системе литературного образования учащихся старших классов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 Самара, 2013 203 с. РГБ ОД, 61:07-13/296
  4. Орищенко С.С.. Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02.- Самара, 2016.- 269 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/2778
  5. Цыплакова Т.В. Изучение современной русской литературы в 11 классе профильной школы на основе литературной преемственности: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Цыплакова Т. В.; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2008.- 248 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/1106


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)

Данная статья позволяет  понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...

«Русская история и русская литература второй половины XIX века».

«Русская история и русская литература второй половины  XIX века».                     Тип ...

Презентация "Русская литература второй половины XIX века

Рабочая презентация для обобщающего повторения за курс 10 класса...

История русской литературы второй половины XIX века на тему: Анализ стихотворения А. Блока «Ты — как отзвук забытого гимна»

В статье дан полный анализ стихотворения А. Блока «Ты — как отзвук забытого гимна», которое относится к циклу «Кармен». Цикл «Кармен» - одна из глав в сюжетно...