Презентация "Жанровое своеобразие романов Ф. М. Достоевского"
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Наталья Ремуальдовна Мякишева

Презентацияя раскрывает понятие "пятикнижие Достоевского". Даёт краткую характеристику романов Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание","Идиот", "подросток", "Бесы", "Братья Карамазовы" Содержит богатый илюстративный материал, отрывки из произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhanrovoe_svoeobrazie_romanov_dostoevskogo.pptx798.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жанровое своеобразие романов Ф.М. Достоевского Среди обширной литературе о Достоевском создаётся впечатление, что дело идёт не об одном авторе-художнике, писавшем романы и повести, а о целом ряде выступлений философских авторов-мыслителей – Раскольникова, Мышкина, Ставрогина, Ивана Карамазова… М. Бахтин

Слайд 2

«Пятикнижие Ф.М. Достоевского» Преступление и наказание» - 1866 «Идиот» - 1868 «Бесы» - 1871 «Подросток» - 1875 «Братья Карамазовы» -1880

Слайд 3

Что объединяет? «Фантастический реализм» Соединение философской основы с детективом Принцип резких сдвигов Полифонизм романов Концепция нравственного возрождения человека и общества

Слайд 4

«Фантастический реализм» « У меня свой собственный взгляд на действительность, и то, что большинство называет фантастическим и исключительным для меня иногда составляет саму сущность действительности» Ф.М. Достоевский Сочетание несоединимых явлений: реальность и вымысел, черты детектива и философские теории, евангельские мотивы и анекдоты , бытовой натурализм и мистика, комическое и трагическое.

Слайд 5

Евангельские мотивы Князь Мышкин из романа «Идиот» – В рукописи Достоевский называет его «князь Христос». Его возвращение в Петербург напоминает «пришествие» Христа людям. Старец Зосима и «смиренный послушник» Алеша в «Братьях Карамазовых». Легенда о Великом инквизиторе, сочинённая Иваном Карамазовым. Степан Трофимович Верховенский («Бесы») умирает в крестьянской избе на руках примчавшейся за ним Варвары Петровны. Перед смертью случайная попутчица, которой он рассказывает всю свою жизнь, читает ему Евангелие, и он сравнивает одержимого, из которого Христос изгнал бесов, вошедших в свиней, с Россией. Этот пассаж из Евангелия взят хроникёром одним из эпиграфов к роману.

Слайд 6

Мистическое Мистическое число «три» и «семь» в романе «Преступление и наказание» Соня приносит 30 целковых мачехе и даёт отцу на похмелье 30 копеек Марфа Петровна даёт Дуне в приданое 3000 и выкупает Свидригайлова за 30 000. Три раза приходила во сне Свидригайлову. Дуня стреляет в Свидригайлова с трёх шагов, а Разумихин три раза приходит к Раскольникову; Раскольников три раза звонит в колокольчик, три раза встречается с Порфирием Петровичем; думает, что у Сони три дороги, когда стоит в трёх шагах от стола Семь глав, семь часов вечера, семь лет каторги, семь лет прожил Свидригайлов с Марфой Петровной, Раскольников видит себя во сне перед убийством семилетним.

Слайд 7

Бытовой натурализм «Немецкая шляпа» Раскольникова ( влияние немецкой философии на идеи Раскольникова или терновый венец Христа). Разумихин называет шляпу « пальмерстоном », имея ввиду английского государственного деятеля, намекая на её ветхость и устарелость. Описание домов-колодцев, квартир и комнат жителей Петербурга.

Слайд 8

Сюжетное время в романах Достоевского не выверено «по календарю», как у Пушкина. Оно ускоряется или замедляется произвольно (неравномерное течение). Действие происходит в течение нескольких недель, в отличие от романов Л.Н. Толстого, но, кажется, что проходит целая жизнь. Сцена убийства старухи-процентщицы как будто в замедленном действии. Такая же картина в диалогах Раскольникова и Порфирия Петровича По ускоряющей спирали действие в романе «Бесы» и «Подросток»

Слайд 9

Полифонизм романов Понятие ввёл М. Бахтин и означает «многоголосье» Он утверждал, что каждый герой Достоевского имеет свою точку зрения, не зависящую от точки зрения автора. Даже поступки героев часто оказываются неожиданными для автора и для них самих. Диалоги в романах Достоевского отражают несколько точек зрения. Раскольников разъясняет свою теорию, его слова сопровождаются репликами Заметова , Разумихина, Порфирия Петровича, каждый из которых высказывает свою точку зрения, свое понимание « права на преступление». В сцене покаяния Раскольникова, когда он становится на колени и целует землю, со всех сторон раздаются голоса людей, обсуждающих это происшествие

Слайд 10

Каждый герой противоречив и имеет «двойника», который как бы материализует вторую сторону героя. Раскольников и Свидригайлов Иван Карамазов и чёрт, Иван Карамазов и Свидригайлов Христос и князь Мышкин

Слайд 11

Концепция нравственного возрождения человека Всё « пятикнижие » Достоевского отражает его теорию «почвенничества ». Достоевский не принимал теорию Чернышевского о «разумном» эгоизме, по которой движущей силой общественного развития является стремление к удовольствию. По Чернышевскому «разумный эгоист» получает удовольствие, принося пользу ближнему. По мнению Достоевского, формула «нет никакой разницы между пользой и добром» цепляются такие циники как старый князь Валковский в «Униженных и оскорблённых» и Лужин в «Преступлении и наказании»

Слайд 12

Достоевский не согласен и с социалистами, которые к идее братства, заимствованной у христианства, решили прийти к нему слишком лёгким путём: нравственное совершенствование общества поставили в прямую зависимость от экономического строя. Достоевский видит достижение братства в стремлении приблизиться к идеалу (Христу). Нравственное возрождение человека – процесс рассчитанный не на одно десятилетие.

Слайд 13

«Идиот» - роман о «положительно прекрасном человеке» Главный герой – князь Мышкин, возвращается из Швейцарии, где находился на лечении (душевная болезнь). Образ – переродившегося Раскольникова. Едет «лечить» души. В поезде знакомится с купцом Рогожином , они рассказываю другу, первый – историю жизни, другой – историю любви к Натстасье Филипповне.

Слайд 14

Князь Мышкин появляется в семействе генерала Епанчина, имеющего трёх дочерей, младшая из которых (Аглая) испытывает к князю сначала интерес, затем чувство. В порыве ревности Аглая плохо и с ненавистью говорит о Настасье Филипповне. Князь понимает, что Аглая вовсе не «невинная» овечка.

Слайд 15

Мышкин делает предложение Настастасье Филипповне. Та, сначала принимает предложение, но потом понимает, что князь предлагает ей стать женой из жалости. Настасья Филипповна уходит к Рогожину, который в приступе ревности убивает любимую. В финале оба героя Мышкин и Рогожин опять вместе: возле трупа Настасьи Филипповны.

Слайд 16

Здесь происходит осознание того, что это они оба виновны в ее смерти, они оба убили ее своей любовью. Все просветленное и человеческое в князе исчезает, он превращается в настоящего сумасшедшего идиота. Достоевский объясняет свое пессимистическое видение мира, показывая, что в романе происходит торжество эгоизма, демоническое начало побеждает, изгоняя светлое, что несет образ князя Мышкина.

Слайд 17

Красота мира и добро проигрывают и гибнут. Несмотря на мрачное окончание произведения, финал не производит впечатление мрачного, безнадежного. Князь Мышкин смог оставить в сердцах людей доброе, чистое, своей духовной смертью он пробудил людей к жизни, дал веру в хорошее и подвигнул, к стремлению к идеалу. В противном случае мир способен погибнуть.

Слайд 18

«Бесы» Спор с нигилизмом Спор с современными социалистами, мечтающими обновить мир революционным насилием, продолжается в романе «Бесы». Толчок – нашумевшее « нечаевское дело». В процессе работы замысел приобрёл философский смысл: катастрофические последствия революционного отрацания . Социалистическая идея равенства и братства, не освещённая верой в Бога, неизбежно вырождается в страшный и кровавый деспотизм.

Слайд 19

« …каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей! Высшие способности всегда захватывали власть и были деспотами. Высшие способности не могут не быть деспотами и всегда развращали более, чем приносили пользы; их изгоняют или казнят. Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалывают глаза. Шекспир побивается каменьями... Рабы должны быть равны: Без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство. .

Слайд 20

Не надо образования, довольно науки! И без науки хватит материалу на тысячу лет, но надо устроиться послушанию. В мире одного только недостает, послушания. Жажда образования есть уже жажда аристократическая. Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности. Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство. "Мы научились ремеслу, и мы честные люди, нам не надо ничего другого" -- вот недавний ответ английских рабочих. Необходимо лишь необходимое, вот девиз земного шара отселе. Но нужна и судорога; об этом позаботимся мы, правители. У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безличность. Шигалёв

Слайд 21

Действие произведения происходит в одном из губернских городков. Роман «начинается с описания идеалиста Степана Трофимовича Верховенского и его платонических отношений с некоей Варварой Петровной Ставрогиной. Вокруг главного героя романа вьется либерально настроенная молодежь, восхищенная «позами» и «фразами» идеалиста.

Слайд 22

В это время ожидается приезд разжалованного гвардейца Николая Ставрогина, который является для многих «загадочной» личностью. Он известен своими кутежами и разнузданным поведением. Его мать Варвара Петровна Ставрогина мечтает женить его на Лизе Тушиной – дочери своей приятельницы. А своего подопечного Степана Трофимовича она желает видеть мужем ее воспитанницы Дарьи Шатовой. Но вскоре оказывается, что сын Ставрогиной, который неожиданно приехал, уже женат на Хромоножке – Марье Тимофеевне Лебядкиной . Когда об этом стало известно, Шатов – брат Дарьи - дает сыну Ставрогиной пощечину.

Слайд 23

Сын либерала старинного образца Степана Трофимовича Верховенского Пётр Верховенский — главный идейный вдохновитель революционной ячейки. Он пытается вовлечь в революционное движение Николая Всеволодовича Ставрогина, сына помещицы Ставрогиной. Верховенский собирает «сочувствующую» революции молодёжь: философа Шигалева , Толкаченко («знаток народа»), чиновника Виргинского и других.

Слайд 24

В это время ожидается приезд разжалованного гвардейца Николая Ставрогина, который является для многих «загадочной» личностью. Он известен своими кутежами и разнузданным поведением. Его мать Варвара Петровна Ставрогина мечтает женить его на Лизе Тушиной – дочери своей приятельницы. А своего подопечного Степана Трофимовича она желает видеть мужем ее воспитанницы Дарьи Шатовой. Но вскоре оказывается, что сын Ставрогиной, который неожиданно приехал, уже женат на Хромоножке – Марье Тимофеевне Лебядкиной . Когда об этом стало известно, Шатов – брат Дарьи - дает сыну Ставрогиной пощечину. -

Слайд 25

Дабы связать кровью созданную им ячейку, Верховенский замышляет убийство бывшего студента Ивана Шатова, собирающегося порвать с революционерами и донести на них из-за увлечения идеей народа-«богоносца».

Слайд 26

Дальше в городе события развиваются по спирали с ускорением. Заговор против губернатора, поджоги, пожары, предательство. Смерть мальчика Илюши, насилие над 10-летней девочкой… Толпа, растерзанная толпой девушка … Скрепить братство кровью… Ко всему этому причастны революционеры…

Слайд 27

«Подросток». Роман о русских теперешних детях Проблематику романа Достоевский обозначил в письме жене: «О будущем России –детях». События каждой части Достоевский «сжимает» в три дня. Из драматического конфликт перерастает в трагический. Аркадий Долгорукий – носитель идеи «стать Ротшильдом». Хочет накопить миллион, чтобы раздать людям. Интриги, письма, завещания, обманутые женщины, самоубийство, – страсти кипят. В конце третьей части «идея Ротшильда» заменяется «идей Христа». Именно он становится идеалом ПОДРОСТКА, ставшего взрослым.

Слайд 28

«Братья Карамазовы». Синтез художественных исканий Достоевского Семья Карамазовых под пером Достоевского – Россия в миниатюре. Глухая вражда между отцом и его сыновьями: Дмитрием (распущенные страсти), Иваном (распущенный ум), Алексеем (послушник монастыря) и внебрачным Смердяковым, рождённым от Лизаветы Смердящей (юродивой). Вражда завершается отцеубийством. Достоевский показывает, что каждый по своему в этом виноват. В тои числе и сам отец.

Слайд 34

Современное общество, по мнению Достоевского, заражено «карамазовщиной». Суть её – отрицание всех святынь. Связь Фёдора Павловича (старшего Карамазова) с Лизаветой Смердящей – циничное надругательство над святыней любви. Фёдор Павлович намеренно устраивает скандал в келье старца Зосимы: «давай-ка я им наплюю ещё для бесстыдства!»

Слайд 35

Мир Карамазовых един , но «единство» удерживается не добром, а взаимной ненавистью, тщеславием. Только в финале читатель узнаёт, кто убил Фёдора Павловича. Это Смердяков, но он лишь доводит до конца мысли, брошенные Иваном, и страсти, бушующие в озлобленной душе Дмитрия. В финале романа Иван предлагает Алёше неопровержимые, по его мнению, аргументы, направленные против «мира Божьего»: страшные, потрясающие факты страдания детей.

Слайд 36

Именно Иван задаёт Алёше вопрос о цене будущей «мировой гармонии», о том, стоит ли она хотя бы одной слезинки ребёнка. «Смиренный послушник» Алёша не выдерживает рассказов о страданиях детей и в гневе шепчет: «Расстрелять». Достоевский солидарен с Иваном, но он не отрицает протест против страданий детей, а отрицает то, во имя чего этот протест осуществляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Модель урока Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока. Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из ...

«Петербург Достоевского» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок-путешествие  с  элементами исследовательской работы с текстом....

Петербург Достоевского. Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы в 10 классе, целью которого является рассмотрение города как соучастника преступления...

Петербург Достоевского (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

В материале говорится об образе города-хищника, уродующего жизни бедных людей, толкающего их на преступления....

Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского"

Цель данного урока:определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист...