Урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Жанровое своеобразие повести".
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Спешилова Виктория Павловна

Конспекты уроков 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 7 «А» классе

Класс: 7А

Учитель: Спешилова В.П.

Урок: Литература

Дата: 21.09.2021

Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Жанровое своеобразие произведения».

Тип урока:  урок усвоения новых знаний

Оборудование: тетради, учебник Г. С. Меркин «Литература» 7 класс, презентация

Методы и приемы: беседа, проблемные вопросы, работа с эпизодами, комментированное чтение, фронтальный опрос, работа с кластером, словесное рисование, «Ассоциативный ряд», «Хорошо-плохо».  

Цели урока:

  • Рассмотреть жанровое своеобразие произведения и нравственные ценности, которые включает в себя произведение;
  • Формировать свое отношение к прочитанному тексту и уметь определять жанр произведения.

Задачи урока:

Практические

  • Вырабатывать навыки выразительного чтения  произведения и навыки анализа эпического произведения; учиться формировать свою точку зрения;
  • Вспомнить жанровое своеобразие древнерусской литературы.

Развивающие

  • Развитие умения сравнивать, обобщать;
  • Развивать логическое мышление, внимание, воображение, навыки анализа и синтеза, культуру речи.

Воспитательные

• Воспитывать у учащихся стремление к изучению литературы, моральные и нравственные ценности (доброта, верность, любовь, красота души, умение прощать и т.д.).

Планируемы результаты

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,

духовное многообразие современного мира.

Метапредметные:

  • Коммуникативные УУД – оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результатов, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.
  • Познавательные УУД  объяснять ситуации,  изображенные в произведении, видеть скрытый смысл произведения; перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать её для аргументации, давать оценку поступкам литературных героев; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Регулятивные  УУД  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке, соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно.


Ход урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя и учащихся

Организационный момент. Вступительное слово учителя.



Актуализация знаний.

Целеполагание.
Сообщение темы урока.








Первичное усвоение новых знаний




































Первичная проверка понимания

Первичное закрепление

Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Оценивание результатов, рефлексия

2 мин





5 мин






3мин



















20 мин

2 мин

5 мин

2 мин

1 мин


















Учитель приветствует учащихся.
Настраивает классный коллектив на работу.
СЛАЙД 1

- Итак, ребята, мы с вами на прошлом уроке познакомились с очень интересным жанром древнерусской литературы.  Давайте вспомним, какой это жанр? (Житие) 

- Верно! А какие открытия мы с вами сделали на прошлом уроке? Что характерно для этого жанра?  (перечисляют черты жития:  автор прославляет святых, происходят посмертные чудеса,  необычная смерть героев, дано похвальное слово святым и т.д.) СЛАЙД 2

- Верно, ребята. Дома вы  прочитали очень интересное и загадочное  произведение  «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которое исследователи и литературоведы называют Жемчужиной Древнерусской литературы.

Как вы думаете, почему именно жемчужина? Может быть, в этом произведении есть что-то ценное? (отвечают). Приём «Ассоциативный ряд».

-Вы все верно сказали. Но не задумывались ли вы, ребята, к какому жанру относится это произведение? (на первый взгляд определить сложно)

- Хорошо, давайте тогда с вами подумаем, о чем мы будем говорить на уроке, какова наша цель? (озвучивают свои варианты: научиться определять жанр, рассмотреть, узнать к какому жанру относится произведение и т.д). 

- Все ваши ответы верны! Запишите в тетради число и тему нашего урока: ««Повесть о Петре и Февронии Муромских». Жанровое своеобразие произведения». СЛАЙД 3

Работа по теме урока (работаем с текстом и кластером)

-Итак, ребята, чтобы нам с вами было легче разобраться с нашей проблемой, предлагаю нам поработать с эпизодами, которые вы также дома должны были выделить.

- Предлагаю проанализировать первый эпизод, когда прилетает Змей (краткие рассказы детей об эпизоде)

- На что похож этот эпизод?  (на волшебную сказку). Какие черы волшебной сказки вы знаете? Какие волшебные предметы встречаются? Похож ли Петр на богатыря?  (СЛАЙД 4)

Рисуем кластер.

 Получается, это волшебная сказка? (высказывают предположения).

- Второй эпизод. Петр победил Змея, но от его крови он покрывается струпьями. (Опишите Петра).  Кто еще появляется в этом эпизоде ?

(Феврония) СЛАЙД 5

 - Какой она предстает в этом отрывке? (умной, хитрой, находчивой, трудолюбивой). Работаем с текстом.

- На что похож данный эпизод? Тоже на сказку. На какую? (бытовая сказка. ). Назовите черты бытовой сказки. Рисуем кластер. СЛАЙД 6

- Третий эпизод. Герои находятся в изгнании, бояре не признают Февронию. Герои проходят испытания (какие?). На что похож эпизод? На житие.) Но традиционное ли это житие? (нет, почему? Герои даны в произведении в развитии, они меняются, становятся лучше) СЛАЙД 7

Рисуем кластер

Прием «Хорошо-плохо». СЛАЙД 8

Ребятам предлагается проанализировать поступки героев с точки зрения «хорошо-плохо»

-Ребята, когда Пётр хотел обмануть Февронию, он поступил хорошо или плохо? (отвечают и доказывают свое мнение)

-Когда Феврония обхитрила Петра, она поступила хорошо или плохо? (отвечают, доказывают точку зрения).

- Итак, ребята, каков же все-таки  жанр у этого произведения?

(Делается вывод по определению жанра: в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести

Приходим к выводу, что это Житийная повесть.) - Значит почему произведение называется жемчужиной древнерусской литературы? (оно уникально своим жанровым своеобразием и нравственными ценностями) СЛАЙД 9

- В чем основное значение «Повести…»?  Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

(Повесть эта - гимн вере, любви и верности. Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.)

-Знали ли вы,  что в нашем городе Когалыме есть памятник, посвященный Петру и Февронии? (СЛАЙД 10) 

-Как вы думаете, какие черты житийных героев

( Петра и Февронии) отражены в памятнике?

- Ребята, дома вам предстоит выполнить характеристику двух главных героев: Образ Петра (мальчики), образ Февронии (девочки). Выполнить в виде таблицы. Обязательно подтверждаем свой ответ текстом. В конце таблицы обязательно написать вывод.

Петр

Черты, его описание

Пример из текста

Феврония

СЛАЙД 11

-Ребята, вот и закончился наш урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали…

-Что нового вы узнали? Понравилось ли вам произведение?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"

Материал содержит мультимедийный урок, урок-виртуальное путешествие "Поветь о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"....

Разработка урока литературы в 7 классе по повести о Петре и Февронии Муромских

Представлен урок литературы в 7 классе по известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Форма урока - урок закрепления и обобщения знаний  по изученной повести....

Урок литературы в 7 классе «Любовь и преданность в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Урок литературы в 7 классе по учебнику В.Я.Коровиной. Цель урока: проанализировать произведение древнерусской литературы, показать значимость повести в формировании нравственных ценностей....

Конспект урока литературы в 7 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании по "Повести о Петре и Февронии Муромских"

В основе методической разработки  - сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения  личностно  ориентированного  подхода в образовании. Словесники могут по своему ...

Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс

Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему  "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...

Идейно- художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Урок литературы в 7 классе по теме "Идейно-художественное своеобразие "Повести о Петре и Февронии Муромских" представляет собой урок открытия новых знаний, урок -исследование. Организуется работа в гр...