Сценарий литературной игры по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Зиньковская Оксана Борисовна

Литературная игра мспользуется на заключительном уроке, когда идёт повторение и обобщение материала. Благодаря облегчённой форме подачи информации, с одной стороны, игра развивает память, повышает интерес к тексту, с другой стороны, развивает навыки общения, повышает общую культуру учащихся. Кроме того, урок несёт соревновательный дух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8klstsenariy_literaturnoy_igry.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Вступительное слово.

Мы приветствую всех на игре «Счастливый случай», которая посвящена замечательному произведению  «Капитанская дочка», автором которого является А.С.Пушкин.

(слайд №1)

Оно написано за 3 месяца до гибели Пушкина.

 Датировано 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась торжественная 25-летняя годовщина Царскосельского лицея — последняя, которую застал поэт.

-А сейчас давайте познакомимся с теми, кто будет судить наши команды.

(Представление жюри)

-А сейчас познакомимся с участниками наших команд.

(Представление команд.)

Ведущий. Русской истории Пушкин всегда придавал особое значение. Ещё в юности зачитывался «Историей государства Российского» Н.Карамзина. “Этой историей можно гордиться” — это Пушкин определил для себя точно. Страницы истории оживают в его произведениях «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Руслан и Людмила». В начале 30-х годов Пушкин изучает материалы и документы, связанные с историей крестьянского восстания под предводительством Е.Пугачёва. Итогом работы стали «История Пугачёва» и роман «Капитанская дочка».

(слайд №2)

I конкурс «Историческая справка».

Знакомясь с историей произведения, мы говорили о месте исторической темы в творчестве Пушкина, читали о его работе с архивами, встречах с очевидцами событий Пугачевского бунта и, конечно, упоминали о том, кто из исторических лиц назван в произведении.

Именно с этим будет связан наш 1-й конкурс.

Задание: из предложенного вам списка вычеркнуть имена вымышленных героев, оставив только фамилии исторических лиц, упомянутых в произведении.

Список: Швабрин  Хлопуша  Миронов

Гринев  Савельич  Екатерина II

Пугачев  Белобородов  П.Г.Зурин

С.Кутузов   Бопре

Пока жюри подводит итог, за каждую правильно оставленную фамилию 1 балл. Заработанные баллы вносятся в таблицу, мы проводим 2 конкурс.

 

 2 конкурс «Дальше… дальше…» Блиц-турнир

Задаются вопросы, та команда, которая знает ответ, поднимает карточку. Каждый ответ оценивается 1б. Если команда неправильно отвечает или нет у неё ответа, то право переходит к другой команде.

1.        Чем наградил Петруша Гринёв вожатого? (Заячьим тулупом.)

2.        За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость? (За убийство на дуэли.)

3.        Где состоялась первая встреча Маши Мироновой с императрицей? (В Царском Селе.)

4.        Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Зурина? (В трактире в Симбирске.)

5.        Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным? (Савельич.)

6.        Как, узнав о проделках француза Бопре, обошёлся с ним Андрей Петрович Гринёв? (Прогнал со двора.)

7.        Сколько глав в произведении? (14.)

8.        От кого узнали родители Гринёва о его дуэли со Швабриным? (От самого Швабрина.)

9.        Как звали Савельича? (Архип.)

10.        . Кто напугал Машу Миронову при первой встрече с императрицей? (Белая собачка английской породы.)

11.        В каком городе работала следственная комиссия, разбиравшая дело Гринёва? (В Казани.)

12.        Какое применение нашёл Петруша Гринёв географической карте? (Соорудил из неё змея.)

13.        Когда последний раз видел Гринёв Пугачёва? (Во время казни.)

14.        Фамилия, имя, отчество отца героя. (Андрей Петрович Гринев)

15.        Оружие, которым был ранен герой на дуэли (шпага)

 (слайд № 3)

Жюри подводит итоги по 1 и 2 конкурсам.

                                  3 конкурс «Тёмная лошадка»

Согласно описанию вы должны узнать героя повести, за правильный ответ вы получаете 1б.

1 команде.

Вопросы задаются по одному по очереди, начиная с отстающей команды.

- Человек «наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч». Лицо его «имело выражение довольно приятное, но плутовское». Вы узнали его? (Вожатый, Емельян Пугачев)(слайд №4)

2 команде

-Женщина немолодая, но «прехрабрая дама». О таких говорят «неробкого десятка». Вы узнали её? (Василиса Егоровна)(слайд №6)

3 команде.

-«молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Узнали его?(Алексей Иванович Швабрин)(слайд №5)

4 команде

-девушка около восемнадцати лет, на выданье, круглолица, румяна, очень скромна, робка. Кто это? (Мария Ивановна Миронова)(слайд №7)

(слайд №8)

5 команде

-Человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. (Миронов Иван Кузмич, комендант)

!!!!!!!!!!! слайд

                                                4 конкурс «Толковый словарь»

Произведение написано в 19 веке, многие слова стали уже устаревшими, да и события, описанные в « Капитанской дочке» разворачиваются в 18 веке на территории Сибири и Оренбургской губернии, а значит, звучат и диалектные слова, тоже для нас непонятные. Вам дадут карточки, и вы должны будете правильно определить лексическое значение слов.

1.Целовальник – это а) парикмахер, б) продавец вина в трактире, в) настойчивый кавалер (слайд №9)

2.Инвалид – это а) человек, страдающий физическим недугом, б) военнослужащий, состарившийся на военной службе, в) военнослужащий, имеющий увечья.(слайд № 10)

3.Грош (в 18 веке) – это монета достоинством в  а) две копейки, б) одну копейку, в) десять копеек. (слайд № 11)

4.Существенность – это а) суть, сущность,  б)действительность, явь, окружающий мир, в) вещество, материал(слайд № 12)

(слайд № 13)

Пока ребята работают, мы проведём конкурс для болельщиков. Вы можете заработать баллы для своей команды. Ответы не выкрикивать, а встать с места, кто знает ответ.

1.Какую книгу любил читать отец Гринёва? (придворный календарь)

2.В связи с чем упоминается в повести мыс Доброй Надежды?

Петруша прилаживал к нему мочальный хвост змея

3. В какой полк был зачислен Петруша Гринёв ещё до своего рождения?

Варианты ответов

А. Астаховский

Б. Александровский

В. Семёновский

(Верный ответ “В”.

4.В каком звании был записан Петр Гринев в Семеновский полк?

Сержант

5.Как звали Швабрина?

Алексей Иванович

6.В каком чине был комендант крепости Миронов?

Капитан

7. Какая песня была любимой у Пугачёва?

Варианты ответов

А. «Вниз по матушке, по Волге…»

Б. «Не шуми, мати зелёная дубровушка...»

В. «Хаз-Булат удалой, бедна сакля твоя…»

(Верный ответ “Б”.)

Жюри подводит итоги по 3,4 конкурсам и по конкурсу болельщиков.

                                           5 конкурс  «Взятие крепости».

Следующий наш конкурс – взятие крепости, вы читали о нем на страницах произведения А.С. Пушкина.

Задание: чтобы взять крепость, вы должны «разобрать все эти разноцветные «кирпичики». А цвет «кирпичей» не только для красоты, каждый обозначает стоимость вопроса, написанного на другой стороне «кирпича».

Если команда, выбравшая вопрос, не отвечает на него, право передается другой команде, но за ответ они получат лишь половину его «стоимости».Итак, вперед, друзья, на штурм.

/Начинает команда с наименьшим количеством баллов/ 

1)команда

  - Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, лет 45. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и щеках придавали его рябому лицу выражение неизъяснимое.

Хлопуша

. Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости?(5-ый год)

. Какое имя «принял на себя» «донской казак и раскольник» Емельян Пугачев?(Петра III )

2)команда

 

3б. Тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку. (Белобородов)

2б.Как всякий раз обращался Швабрин к Пугачёву? ( Государь)

1б. Какую сумму проиграл Гринёв Зурину? (100 рублей)

3)команда

3б. Кто в крепости исполнял обязанности лекаря? (цирюльник)

2б. Как готовился Иван Игнатьевич, ожидая наступления Пугачева?

«вытаскивал из пушки тряпички,камушки,щепки… и сор всякого рода»

1б.Он был добрый малый,но ветрен и беспутен до крайности. (Бопре)

4)команда

3б. В скольких верстах от Оренбурга находилась крепость? (В 40 верстах)

2б.Какова была численность гарнизона Белогорской крепости?(130 человек, не считая казаков)

1б. Она была в утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке.Ей казалось лет 40.Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.(Екатерина II)

5)команда

3б.Как солдаты Белогорского гарнизона определяли на учениях, где лево, где право? ( Крестились)

2б.Кого называет Швабрин своим учителем, критикуя Гринева? (Тредьяковского)

1б. Высокий барин,лет 35, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в руках. (Зурин)

Даются 2 минуты на обдумывание.

           

  Конкурс для болельщиков «Чья реплика»

Участникам игры предлагается определить, какому именно персонажу принадлежат реплики.

1. “Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое”. (Иван Кузьмич Миронов.)

2. “Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке”. (Василиса Егоровна.)

3. “Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь”. (Пугачёв.)

4. “Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла быть ещё полезна Отечеству”. (Пётр Гринёв.)

5. “Для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика”. (Савельич.)

6. “За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся». (Андрей Петрович Гринёв.)

7. “Я никогда не буду ему женою! Я решилась умереть и умру, если меня не избавят”. (Маша Миронова.)

8. “Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу”. (Екатерина II.)

 Подведение итогов по 5 конкурсу и по конкурсу болельщиков

                                             

                                                      6 конкурс  Капитанов

.1Какой эпиграф к повести выбрал А.С. Пушкин?

«Береги честь смолоду…»

2.Как звали фельдмаршала Пугачева?

Белобородов

3.За каким занятием застал Василису Егоровну П.Гринёв, когда приехал в Белогорскую крепость?(Разматывала нитки, которые держал «кривой старичок в офицерском мундире»)

4.О ком повествует калмыцкая сказка, рассказанная Гриневу Пугачевым?

Об орле и вороне

5.Сколько раз встречался Гринев с Пугачевым?

4 раза

 

Подведение итогов. Нам очень хочется надеяться, что с окончанием игры не закончится наше приобщение к миру великого поэта и писателя, к его произведениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного праздника по произведениям русской классики "Салон Анны Павловны Шерер"

Это мероприятие мы провели в рамках недели русского языка и литературы....

"Веселые рассказы веселого писателя": Литературная игра по произведениям В.Драгунского для 2-3 классов

Знакомство учащихся с биографией и творчеством В.Ю.Драгунского, воспитание любви к чтению в форме литературной игры и викторины по рассказам Драгунского....

Сценарий литературной игры "Умники и умницы" по произведениям А.П.Чехова

Сценарий литературной игры "Умники и умницы" по произведениям А.П.Чехова...

Литературная игра по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8 класс.

Урок-игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Литературная игра состоит из 7 туров....

Сценарий литературного вечера по произведениям русской классики

Действующие лица:Анна Павловна Шерер, слуга, литературные герои из произведений А.П.Чехова «Хирургия», «Толстый и тонкий»,  Д.И.Фонвизина «Недоросль».Герои одеты следующим образом: дамы — в...

Литературная игра по произведению А. Линдгрен "Пеппи Длинный Чулок"

Материал помогает проверить, насколько внимательно дети читали текст....

Сценарий литературной игры по произведению А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Литературная игра используется на заключительном уроке, когда идёт повторение и обобщениематериала. Благодаря облегчённой форме подачи информации, с одной стороны, игра развивает память, повышает инте...