Рабочая программа по курсу "Родная литература" (базовый уровень), 2021-2022 год
рабочая программа (11 класс)

Булыгина Наталия Владимировна

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа. Задачи: - формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы; – обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы; - приобщение к литературному наследию своего народа; - формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; - формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_kl_rodlit.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Пречистенская средняя школа

Утверждена приказом руководителя  

                                                                                                образовательного учреждения                                                                        

№____ от __________________

Рабочая программа по курсу

«Родная литература»

11 класс

(базовый уровень)

Разработчик: Булыгина Наталия Владимировна,  

учитель русского языка и литературы

 

п. Пречистое, 2021-2022 уч. г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов:

  1. ФГОС ООО, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12.2014 года №1644) с изменениями, утверждёнными приказом Минобрнауки от 31.12.2015 года 31577.
  2. ООП ООО Пречистенской средней школы (приказ директора школы №216 от 28.12.2015 года).
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15). //Реестр примерных основных общеобразовательных программ.
  4. Программа воспитания Пречистенской средней школы (приказ директора школа №112а от 31.08.2021 г.).
  5. Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf : 09.04.2016 №637-р)
  6. Авторская программа по литературе   для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы /Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 5-е изд. испр. – М.: Дрофа, 2016.
  7. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2021–2022 учебном году.

Образовательная область: филология.

Уровень - базовый.

Сроки реализации программы: 2021 – 2022 учебный год

Программа рассчитана на  17 часов (1 час  в неделю)

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.

Общая характеристика учебного курса

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии  отбора  художественных  произведений  для  изучения:  высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

Место учебного курса «Родная (русская) литература»

Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык».

Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

Программа учебного предмета «Родная литература» разработана для обучающихся 11 классов и реализуется через компонент образовательного учреждения. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по литературе.

Родная (русская) литература, как и словесное творчество других народов и этносов, является гуманитарным учебным предметом в российской школе, который содействует формированию разносторонне развитой личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к нравственным ценностям, изучение литературно-культурных достижений народа – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого, интеллектуально развитого, креативно мыслящего и конкурентоспособного.

Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Изучая художественную картину жизни, изображенную в литературном произведении, учащиеся осваивают философию, историю и культурологические ценности народов России.

Рабочая программа родной (русской) литературы в 11  классе выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

В настоящее время при  отсутствии утвержденных примерных программ учебных предметов "Родная (русская) литература", "Литературное чтение на русском языке" образовательная организация самостоятельно принимает решение о содержании учебного курса по этим предметам, а также определяет выбор учебных пособий для реализации утвержденных на уровне образовательной организации рабочих программ.   

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература. 11 класс»

Планируемые личностные результаты:

формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

–готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

– бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

 

Результатом освоения программы по русской литературе на уровне среднего общего образования являются формирование у учащихся навыков понимания литературы, воспитание собственной позиции и эстетического вкуса, развитие творческого мышления, которые должны стать средством для формирования мировоззрения и оценки окружающей действительности.

Предметные результаты обучения русской литературе в старших классах школы заключаются в следующем:

В познавательной сфере

  • умение воспринимать литературные произведения, созданные в той или иной исторической эпохе, в единстве формы и содержания, формирование потребности в выборочном чтении и умения выявлять в произведении вечные нравственные ценности;
  • понимание исторической и культурной связи литературных произведений с эпохой их написания;
  • знание жизненного и творческого пути писателей-классиков; основных этапов развития национальной литературы, их особенностей и знаковых явлений;
  • умение готовить рефераты и доклады, писать сочинения по литературным произведениям и на произвольные темы, умение выполнять творческие работы;
  • умение использовать литературоведческие термины при анализе истории литературы.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям национальной литературы;
  • формирование собственного отношения и оценки к произведениям национальной литературы, их содержанию, умения устного и письменного высказывания мнения о произведении, о творчестве писателя и о литературном периоде;
  • умение интерпретировать прочитанное литературное произведение с учетом литературного периода, когда оно было создано;
  • умение оценивать мастерство автора и умение формировать собственное отношение к нему.

В эстетической сфере:

  • формирование общего представления об образной природе литературного произведения, воспитание эстетического вкуса;
  • воспитание уважения к разным культурам, внимательного и уважительного отношения к достижениям различных национальных литератур.

Межпредметными результатами обучения русской литературе в старших классах школы являются следующие:

  • формирование у учащихся навыков самостоятельного познания и усвоения литературных произведений при помощи других видов искусства, формирование постоянного интереса к литературе и искусству;
  • воспитание потребности общения на родном языке и уважения к татарскому языку;
  • сохранение межкультурных связей, формирование у учащихся представления о литературе и культуре других народов, воспитание уважения к литературе других народов, воспитание толерантности;
  • уделение внимания взаимосвязи, общим чертам татарской и русской литературы в теме и проблематике, изображении героев, творческих методах, и периодах развития литературы.

В  результате        освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится:

– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

 – понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 – осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

 – обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;

 –  навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
  • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
  • выполнять проектные  работы  в  сфере  литературы  и  искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник получит возможность научиться:

– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

 

В рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)» предложен модульный принцип формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале.

Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей России, ее культурой и традициями:

  • Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).

  • Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).

  • Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).

  • Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).

  • Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).

Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных произведениях отечественной литературы, их общественной и культурно-исторической значимости.

Содержание учебного предмета, курса «Родная литература. 11 класс»

Наименование раздела, темы

Содержание раздела, темы

Темы творческих работ (уроки РР)

Оборудование

ЦОР

Введение

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее, что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания.  Поиск нравственного и эстетического идеалов.

https://interneturok.ru/lesson/istoriya/9-klass/noveyshaya-istoriya-vtoraya-polovina-xx-nachalo-xxi-veka/tendentsii-razvitiya-kultury-v-hh-veke?block=content

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5619/

Личность

Человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала.

  • А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к читателю
  • М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности
  • Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал»

https://philologist.livejournal.com/8883028.html

Личность и семья

Место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности.

  • Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда». Образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести
  • Своеобразие конфликта в романе В.В. Набокова «Машенька». Образ Машеньки как символ далекой родины в романе
  • Нравственная проблематика пьесы А.Н. Арбузова «Жестокие игры». Ответственность людей за тех, кто рядом

Эссе «Ответственность людей за тех, кто рядом»

https://knigavuhe.org/book/mashenka-1/ 

Личность – общество – государство

Влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология.

  • Русский национальный характер в рассказе И.А. Бунина "Иоанн Рыдалец"
  • Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести. Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести
  • Человек и государственная система в рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный». Проблема межнациональных отношений в рассказе
  • Законы морали и государственные законы в романе З. Прилепина «Санькя». Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений в романе. Система пространственных образов романа З. Прилепина «Санькя» как отражение эволюции главного героя Саши Тишина

https://www.youtube.com/watch?v=eLFAWz93HhA&feature=emb_logo

Личность – природа – цивилизация

Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы.

  • Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова (стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»)
  • Современная цивилизация в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны». Опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице в рассказе

Анализ стихотворения

https://www.culture.ru/persons/9941/nikolai-rubcov 

Личность – история – современность

Время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего.

  • И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции.
  • Роль личности в истории (дилогия Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей»). Роман Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском. Образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романе.
  • В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в рассказе.
  • Итоговое занятие. Зачетная творческая работа: буктрейлер, мем, «Анкета героя книги», Мини-проект "Реклама любимой книги".

https://russianclassicalschool.ru/methods/srednyaya-shkola/literatura/razrabotki-urokov-i-a-goryachevoj/item/1947-i-a-bunin-ioann-rydalets-7-klass.html

 Воспитательный потенциал урока:

Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников;


 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;


 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; развитие умения совершать правильный выбор;


 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, историческая справка «Лента времени», проведение Уроков мужества;

 
 использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов предметной направленности);
 использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);


 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся; групповой работы или работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат;


 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к  получению знаний (социо-игровая режиссура урока, лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха);


 организация предметных образовательных событий для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;


 проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-досуговых мероприятий (викторины, литературная композиция, конкурс, экскурсии и др.);


 организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;


 инициирование и поддержка исследовательской и проектной деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Тематическое планирование «Родная литература. 11 класс»

Название темы

Количество часов

Планируемые образовательные результаты

целевой приоритет воспитания уровня ООО с ресурсами предмета «литература»

научится

получит возможность научиться

Введение

1

 • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)

В воспитании детей юношеского возраста таким приоритетом является создание  благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально  значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста:

с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути,

который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать

правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический,

социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

 - опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт деятельного

выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,

опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт

создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Личность

3

Личность и семья

3

Личность – общество – государство

4

Личность – природа – цивилизация

2

Личность – история – современность

3

Итоговое занятие. Зачетная творческая работа: буктрейлер, мем, «Анкета героя книги», мини-проект "Реклама любимой книги".

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Календарно-поурочное планирование «Родная литература. 11 класс»

Дата

№ (п/п)

Тема урока

Используемое оборудование ЦОР на уроке

План

Факт

18.01

18.01

1

Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее, что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания.  Поиск нравственного и эстетического идеалов.

https://interneturok.ru/lesson/istoriya/9-klass/noveyshaya-istoriya-vtoraya-polovina-xx-nachalo-xxi-veka/tendentsii-razvitiya-kultury-v-hh-veke?block=content

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5619/

25.01

25.01

2

Проблемно-тематический блок «Личность». А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к читателю.

Дистанционное обучение. Приказ №10 от 21.01.2022

http://obshe.net/posts/id1923.html (55 интерес/ фактов)

https://philologist.livejournal.com/8883028.html (статья)

01.02.

01.02.

3

М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3752/main/9434/ (видео)

https://www.youtube.com/watch?v=7iUdsNtWkKg&t=62s 

(особенности стиля Горького в 20-х годах)

08.02

08.02

4

Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе.

http://staroeradio.ru/audio/42072 аудио-рассказ

15.02

15.02

5

Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:

Б.К. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести.

Аудио книга (050-069) https://knigavuhe.org/book/golubaja-zvezda/

22.02

22.02

6

В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ Машеньки как символ далекой родины.

https://knigavuhe.org/book/mashenka-1/ 

01.03

01.03

7

А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы, ответственность людей за тех, кто рядом.

https://www.youtube.com/watch?v=Jb8zCQDahNM&t=27s 

08.03

08.03

8

Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»: И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе.

https://russianclassicalschool.ru/methods/srednyaya-shkola/literatura/razrabotki-urokov-i-a-goryachevoj/item/1947-i-a-bunin-ioann-rydalets-7-klass.html (аудиокнига)

15.03

15.03

9

Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести.

https://www.youtube.com/watch?v=eLFAWz93HhA&feature=emb_logo 

29.03

29.03

10

В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в рассказе, проблема межнациональных отношений.

makanin.com

05.04

05.04

11

З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе, тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений, система пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши Тишина

Прослушать и скачать аудиокнигу полностью - https://clck.ru/FfR72 

Электронная книга, текст:  https://clck.ru/FfR7P 

Сайт: zaharprilepin.ru

 

12.04

12.04

12

Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация». Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи». Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова.

https://www.culture.ru/persons/9941/nikolai-rubcov 

19.04

19.04

13

Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе, опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице.

26.04

26.04

14

Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность».  И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции.

https://russianclassicalschool.ru/methods/srednyaya-shkola/literatura/razrabotki-urokov-i-a-goryachevoj/item/1947-i-a-bunin-ioann-rydalets-7-klass.html

03.05

03.05

15

Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей». Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романах.

11.05

11.05

16

В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в рассказе.

17.05

17.05

17

Итоговое занятие. Зачетная творческая работа: буктрейлер, мем, «Анкета героя книги», мини-проект "Реклама любимой книги".

Методический блок

Средства обучения:

Портреты русских поэтов и писателей, раздаточный материал по темам курса, репродукции картин художников, фонохрестоматия, экранные пособия, интернет-ресурсы.

Виды контроля:

промежуточный:

итоговый:

  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, божественный),
  • выразительное чтение (в том числе наизусть),
  • письменный развернутый ответ на вопрос,
  • викторины,
  • анализ эпизода,
  • анализ стихотворения,
  • комментирование художественного текста,
  • характеристика литературного героя,
  • конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника),
  • сочинение на литературную тему,
  • сообщение на литературную и историко-культурную темы,
  • анализ стихотворения;
  • презентация исследовательских и информационных проектов;
  • итоговое контрольное сочинение

Элементы адаптации программы для одарённых и отстающих учеников. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными учениками:

• принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

•  принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

•  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

•  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

•  принцип вариативности реализации содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса;

•  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учи-теля;

•  принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Лист регистрации изменений к рабочей программе по литературе

учителя Булыгиной Н.В.

№ п/п

Дата изменения

Причина изменения

Суть изменения

Корректирующие действия

СОГЛАСОВАНО                                      Заместитель директора по УВР  ___________________

                                                                                                                                     Подпись

Дата ___________________           Расшифровка подписи _______________________________  

Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию

По: литературе

Учитель: Булыгина Н.В.

Класс: 11  

Количество часов: в неделю 1  часа; в год  17 часов

 

Темы

По программе

По РП

Проведено часов

1 чет

2 чет

3 чет

4 чет

год

Введение

1

Личность

3

Личность и семья

3

Личность – общество – государство

4

Личность – природа – цивилизация

2

Личность – история – современность

3

Итоговое занятие. Зачетная творческая работа: буктрейлер, мем, «Анкета героя книги», мини-проект "Реклама любимой книги".

1

итого

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литература» ( базовый уровень) для 7 класса и КТП

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин...

Рабочая программа по физике 8 класс на 2021 2022 учебный год

Рабочая программа по физике в 8 классе, 2 часа в неделю, по УМК Г.Н.Степановой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» (базовый уровень) для учащихся 7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» (базовый уровень) для учащихся 7 класса3 часа в неделю (всего 102 часа)...

Рабочая программа 6 а,б класс литература 2021/2022

Рабочая программа 6 а,б класс литература 2021/2022...

Рабочая программа по предмету: «Биология» 5 класс 2021 – 2022 учебный год

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022  учебный год для обучающихся 5-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии ...

Рабочая программа по предмету: «Биология» 6 класс 2021 – 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Биология: 6 класс 35 часов  Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 6-го класса МБОУ «Нижнеса...

Рабочая программа по предмету «Литература» (базовый уровень) 10 класс

Рабочая  программа учебного предмета «Литература» для 10 « Б»   класса базового уровня  составлена на основе Федерального  государственного образовател...