"Роль "сибирских" диалектизмов и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Морозова Юлия Александровна

Технологическая карта урока литературы, разработанная с применением технологии проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_dialektizmov_i_prostorechnyh_slov.docx42.71 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx269.6 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3.2.1.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский

Технологическая карта урока

(разработчик – Морозова Ю.А., учитель русского языка и литературы)

Учебный предмет: литература

Класс: 6  класс

Автор УМК: В. Я. Коровина

Тема урока: «Роль «сибирских» диалектизмов и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тип урока: урок развивающего контроля

Вид урока: урок – исследование

Используемая образовательная технология: технология  проектного - исследовательского обучения, технология обучения в сотрудничестве.

Цель урока:  

- образовательная: создать условия для закрепления учащимися понимания прочитанного произведения, диалектизмов/просторечных слов и их роли в художественном произведении;

развивающая: создать условия для формирования у учащихся умения проводить исследование путем лингвистического анализа художественного произведения, умения создавать продукт проектной деятельности,  формировать умение планировать собственную деятельность, формулировать и грамотно излагать информацию.

воспитательная: воспитывать познавательную активность в учащихся, прививать интерес к литературе, русскому языку.

Задачи:

- актуализировать знания учащихся по теме «Диалектные слова», «Просторечные слова»;

- познакомить учащихся с темой проектно – исследовательской деятельности;

- организовать создание рабочих групп для  проведения исследования;

- создать условия для создания продукта проектно – исследовательской деятельности;

- при помощи продуктов проектно – исследовательской деятельности сформулировать выводы о роли диалектизмов/просторечных слов  в художественном произведении.

Методы и приемы: демонстрация мультимедийной презентации, работа с текстом, работа с толковым словарем, демонстрация готового продукта исследования.

Планируемые результаты урока:

  1. Предметные:

- формирование понимания связи литературного произведения с эпохой его написания;

- формирование представления о роли диалектных/просторечных слов в художественном произведении;

- умение понять и принять идейное – нравственное содержание художественного произведения.

  1. Метапредметные: 

Познавательные: 

- формирование и развитие навыков работы с информацией, взятой из различных источников;

- развитие навыков исследовательской деятельности;

- использование творческого потенциала в разработке продукта проектно – исследовательской деятельности.

Регулятивные: 

- осуществление адекватной оценки своей деятельности и деятельности одноклассников;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результатов.

Коммуникативные:

-  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

-  умение организовать учебное сотрудничество в парной и групповой работе;

- умение формулировать и аргументировать свое мнение.

  1. Личностные:  

- формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к культуре, ценностям и речи сибирского народа.

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, проектор, компьютер, экран,  толковые словари, листы А4, фломастеры и прочие принадлежности для оформления, оценочные листы.

Продолжительность урока – 90 минут (2 урока).

Ход урока

Этап урока

Применяемые приемы, методы, технологии

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1.Организационный момент. (1 мин.)

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность  рабочих мест. Создает благоприятный настрой на работу.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке литературы. Надеюсь, что вы получите сегодня много новых и полезных знаний.

Учащиеся:

Здороваются с учителем, проверяют готовность  уроку.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового материала.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других.

Регулятивные: самостоятельная организация своего рабочего места, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2.Этап мотивации к проектно – исследовательской  деятельности.  (9 мин.)

Актуализация опорных знаний по теме «Диалектные слова», «Просторечные слова».

Работа с презентацией

Диалог с учащимися

Постановка проблемного вопроса

Формулировка темы урока

Формулировка цели урока

Учитель мотивирует учащихся к проектно – исследовательской деятельности, актуализации ранее изученного материала, обсуждению темы, цели и задач проекта.

Учитель: (слайд )

- Во время прочтения рассказа «Конь с розовой гривой» вам повстречалось много непонятных слов, которые вы выписали в тетрадь. Кто из вас вспомнит, как называются такие слова?

- Кто может вспомнить определение диалектизмов, просторечных слов?

- Приведите примеры использования таких слов.

Учитель (слайд ):

- Молодцы, ребята. В самом деле, на страницах рассказов В.П. Астафьева встречается много «сибирских» диалектизмов и просторечных слов.  

- Как вы считаете, почему писатель использовал такие слова в своем творчестве, не заменив их на общеупотребительные?

- Как вы считаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Запишите тему урока: «Роль диалектизмов и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

- Давайте вместе сформулируем цель нашего исследования. (слайд)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель и задачи урока.

Ученики: (примерные ответы)

- Это диалектные слова.

- Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенного региона страны.

- Просторечные слова  - это слова, употребляемые в разговорной,  нелитературной речи.

- Примеры диалектизмов, просторечных слов:

Диалектные слова: кочет – петух, бурак – свёкла;

Просторечные слова: гляделки – глаза, трескать – есть (принимать пищу).

Учащиеся:

(предположительные ответы):

- Чтобы передать дословно диалоги персонажей.

- Чтобы читатель мог представить образ героя, дать ему характеристику.

- Чтобы познакомить читателя с бытом, образом жизни героев произведения.

Учащиеся строят предположения.

Записывают тему урока.

Учащиеся (предполагаемый ответ):

- Выяснить роль диалектных и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Личностные: формирование  положительного отношения  к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения и  совершенствовать имеющиеся.

Коммуникативные: умение слушать, формулировать тему урока,  ответы на вопросы.

Регулятивные: планирование учебной деятельности в соответствии с целевой установкой, выдвижение предположений на основе имеющихся знаний, формулировка  цели урока.

3. Этап организации проектно – исследовательской деятельности (10 мин)

Пояснение смысла работы

Формулировка задач урока

Диалог с учащимися

Учитель знакомит с условиями проектной деятельности, алгоритмами работы над проектом.

Учитель: (слайд)

- Ребята, сегодня нам предстоит поучаствовать в исследовании. Чтобы выполнить эту непростую работу, предлагаю разбиться на 2 группы:

1 группа будет заниматься поиском диалектных слов в изученном рассказе;

2 группа будет заниматься поиском просторечных слов в рассказе.

В каждой группе будет работать пара исследователей. Предлагаю каждому найти себе пару.

- Задание заключается в следующем: составить словарную статью для «Словаря диалектизмов и просторечных слов В.П. Астафьева». Образец статьи вы видите на слайде. (слайд)

Учитель: (слайд)

- Каковы задачи нашего урока?

Учитель:

- Ребята, какие источники информации смогут помочь вам в вашей работе?

- На следующем уроке вы представите классу полученный результат работы.

Учащиеся выполняют предложенные учителем действия.

Учащиеся находят себе пару для работы над исследованием.

Учащиеся:

- Распределить роли в паре: исследователь, оформитель;

- Найти в рассказе примеры диалектных и просторечных слов;

- Оформить найденный материал в виде словарной статьи;

- Обсудить в большой группе способы представления словаря В.П. Астафьева.

Учащиеся:

- Интернет, текст рассказа, толковый словарь.

Познавательные: использование информации для решения учебной задачи, самостоятельное создание способов решения проблем поискового, творческого характера,

Регулятивные: формулировка  задач урока, планирование  деятельности с помощью учителя.

Коммуникативные: изложение своего мнения, аргументация своего мнения, учет разных мнений, участие в диалоге.

4. Этап осуществления проектно – исследовательской деятельности (25 мин)

Работа групп по созданию продукта проектно - исследовательской деятельности

Обсуждение критериев оценивания работы

На данном этапе учитель консультирует, ориентирует учащихся  в поле необходимой информации, создает условия для совершенствования проектов.

Учитель: (слайд)

- Ребята, предлагаю вашему вниманию критерии оценивания вашего проекта.

Примерные критерии оценивания проектного продукта:

1.Демонстрация продукта (2 балла)

2.Процесс создания продукта (2 балла)

3.Оформление продукта (3 балла)

4.Защита проекта (3 балла)

Учащиеся работают с текстом произведения, используют записи в рабочих тетрадях, сделанные на предыдущем уроке, работают с толковыми словарями, используют словарные статьи, найденные в сети Интернет.

Учащиеся знакомятся с критериями оценивания, по необходимости вносят предложения по корректировке.

Познавательные: систематизация, обобщение, структурирование учебного материала, формирование навыка поисковой, исследовательской деятельности, умение извлекать необходимую информацию из текста, формирование умения смыслового чтения;

Регулятивные: организация выполнения учебных задач, умение работать в соответствии с образцом, осуществление контроля и коррекции своей деятельности;

Коммуникативные: умение слушать и понимать собеседника, умение работать в паре, умение находить общее решение.

 

5. Этап презентации продуктов исследования, самоанализ и оценка результатов. (40 мин)

 

Подведение итогов урока

Рефлексия

Учитель организует презентацию продуктов исследовательской деятельности, подводит итоги проектной работы, анализирует и оценивает проектные продукты совместно с  учащимися по критериям, организует  самооценку, взаимооценку деятельности учащихся.

Учитель:

- Подведем итог проделанной работы. Для этого вернемся к проблемному вопросу, поставленному в начале нашего урока: какова роль диалектных и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»? Для чего писатель использует такие слова в своем творчестве?

-Верно, ребята. В.П. Астафьев использует в своем творчестве множество диалектных и просторечных слов, чтобы передать красочность речи сибирского народа, эмоциональное состояние героев, описать быт и обычаи сибиряков.

Учитель организует рефлексию деятельности учащихся.

- Давайте вспомним цель нашего урока. Удалось ли нам ее достичь?

Учитель:

- Прошу вас выразить свое мнение о сегодняшнем уроке. На партах вы увидите лист самооценки.

- Кто желает озвучить свое мнение?

Учитель: корректирует высказывания учащихся, отмечает особо отличившихся учеников, выставляет отметки. 

Учащиеся:

1. Осуществляют презентацию проекта;

2. Осуществляют взаимооценку, используя предложенные критерии оценивания;

3. Осуществляют рефлексию деятельности  и результатов.

Учащиеся (примерные ответы):

- Чтобы передать дословно диалоги персонажей.

- Чтобы читатель мог представить образ героя, дать ему характеристику.

- Чтобы познакомить читателя с бытом, образом жизни героев произведения.

Учащиеся:

 -Цель урока: определить роль диалектных и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

- Цель урока достигнута.

Учащиеся заполняют лист самооценки.

Учащиеся по желанию озвучивают мнение.

Личностные: умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Познавательные: умение систематизировать, обобщать изученное, осуществление познавательной рефлексии;

Регулятивные: оценка степени успешности выполнения задания, корректировка своей деятельности, умение оценивать свою деятельность при помощи оценочных листов;

Коммуникативные: изложение и аргументация своего мнения, учет разных мнений, участие в диалоге, соблюдение правил речевого поведения, вступление в учебный диалог с одноклассниками и учителем, умение выступать публично.

6. Домашнее задание. (4 мин).

Учитель:

- Дома вам необходимо ознакомиться с биографией  В.Г. Распутина. Информацию вы сможете найти в учебнике на стр.85.

Учитель:

- Мне очень понравилось с вами работать. Я вам благодарна за то, что вы были активны, внимательны. Спасибо  за плодотворную работу на уроке. До свидания!

Ученики записывают домашнее задание. 

Познавательные: умение делать выводы.

Регулятивные: умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала, умение самостоятельно работать с материалом. 

Лист оценивания

                                                          ФИ ученика______________________________________________________

Критерий

(за каждый критерий от 0 до 5 баллов)

Моя

оценка

Оценка напарника

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес большой вклад в работу над проектом

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Я умею выступать перед классом, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения

Я умею оценивать свою работу на уроке, а также работу одноклассников


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пст . Первомайский Роль «сибирских» диалектизмов и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Презентацию подготовила Морозова Ю.А., учитель литературы Первомайский, 2021 Урок - исследование

Слайд 2

Диалектизмы ДИАЛЕКТИ́ЗМ , - а, муж. Слово или оборот речи из какого- н. диалекта, употреблённые в литературном языке. (Толковый словарь Ожегова. С.И . Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 . ) Пример: Чапыга, -и, жен . (обл.)- частая молодая поросль леса.

Слайд 3

Просторечные слова ПРОСТОРЕ́ЧИЕ, - я , ср. Речь малообразованных носителей языка, свойственная нелитературному разговорному употреблению . (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.) Пример: Враки, множ ч. (прост.) – неправда.

Слайд 4

Проблемный вопрос Почему писатель использовал в своих рассказах диалектные и просторечные слова, не заменив их на общеупотребительные?

Слайд 5

Цель урока Выяснить роль диалектных и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Слайд 6

Групповая работа Задание для 1 группы: Найти и выписать диалектные слова из рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»; Создать словарные статьи, расположив слова в алфавитном порядке. Задание для 2 группы: Найти и выписать просторечные слова из рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»; Создать словарные статьи, расположив слова в алфавитном порядке

Слайд 7

Образец словарной статьи БУРАК , - а, муж. (обл.) Свекла; род борща или свекольной похлебки. Хоть дурак , да съел бурак, а умный и так . ХЛОПУША , -и, общ. (прост.) Врун, обманщик. - Эх, ты, хлопуша ! – молвил старшой.

Слайд 8

Задачи урока: Распределить роли в паре: исследователь, оформитель; Найти в рассказе примеры диалектных и просторечных слов; Оформить найденный материал в виде словарной статьи; Обсудить в большой группе способы представления словаря В.П. Астафьева.

Слайд 9

Критерии оценивания проекта 1.Демонстрация продукта (2 балла) 2.Процесс создания продукта (2 балла) 3.Оформление продукта (3 балла) 4.Защита проекта (3 балла)

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....

Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Предлагаемый урок был проведен  в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....

Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".

Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева  "Конь с розовой гривой"....

Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" Литература. 6 класс....

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

кроссворд к рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Используется для проверки знания текста или для итоогового обобщения / Учебник :Курдюмова. Литература 6 кл....

Презентация к рассказу В. Астафьева"Конь с розовой гривой"

Уроки  доброты в рассказе В.П. Астафьева"Конь с розовой гривой"...