Методическая разработка урока по литературе в 9 классе на тему: Система образов "Слова о полку Игореве"
методическая разработка по литературе (9 класс)

Смышляева Марина Владимировна

Данная методическая разработка адресована учителям-словесникам, работающим в 9-х классах, а также для подготовке к ЕГЭ по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе.

Тема: Система образов “Слова о Полку Игореве”

Цели: 1.Определить через взаимодействие образов нравственную идею создания произведения.

2. Способствовать развитию интереса и любви к отечественной литературе.

3. Способствовать развитию навыка аналитического и образного мышления.

Сегодня мы продолжаем знакомство с произведением Древнерусской литературы - “Словом о полку Игореве”.  Для того чтобы понять замысел автора, необходимо ориентироваться в законах мировосприятия современников этого произведения. Вы читаете комиксы,играете в компьютерные игры и знаете, чтобы создать сюжет или игру нужно сначала прописать мир, где все будет происходить. То есть придумать  систему причинно-следственных связей, по которым будет происходить действие. В “Слове…”, как и в любом произведении тоже есть своя система, своя, так сказать вселенная, где происходит действие. Давайте попробуе прописать ее основные особенности, по которым строилась жизнь современников “Слова… У вас на партах листы- конспекты с схемой вселенной Слова. По мере работы мы будем ее заполнять.

Схема мира “Слова о поку…”

1) Название мира(не проекта, именно мира) Русь начала 12 века  .

2) Строение мира, из чего он состоит (параллели, планеты, острова, парящие в воздухе кусочки материи и т.д.). Желательно предоставить список, без лишнего текста.

3) Список обитающих в заданной вселенной рас. (Русичи и кочевые племена: половцы, печенеги. Русская земля была поделена на княжества, во главе которых - князья. )

4) Род занятий обитателей. Землепашество, охота, кузнечное дело, защита земель, служение Богу.  Оружие холодное: копье, стрелы, мечи. Соответственно доспехи: шлемы, кольчуги. Письменность. Пергамент дорогой. Книги стоили дорого, писались в монастырях, поэтому в основном передавали духовные знания.

6) Магия сопряжена с религией.

7) Религия. Христианство у русичей, язычество - у кочевых племен. Христианство - новая вера, язычество (многобожие) - старая.

8) Уровень сознания определялся необходимостью выживания народа и религией, цель которой было научить нравственности в этой жизни и  спасению души за порогом смерти.

Итак, тема сегодняшнего урока: Система образов “Слова о Полку Игореве”

В процессе урока мы с вами должны будем прийти к ответу на вопрос Зачем автор “Слова…” берется описывать поход в котором князь терпит поражение, поход захватнический и в какой-то степени позорный, поскольку русский князь попадает в плен?

  • Как вы думаете, что в записанной нами схеме на наиболее важно помнить для раскрытия темы урока? ( Три последних пункта, которые раскрывают психологию сознания)
  • Итак если у нас тема - система образов Слова, давайте их перечислим:

Игорь

Всеволод

Дружина(ополчение)

Ярославна
Святослав

Гзак и Кончак

Овлур

Бог

Природа

Родная  земля

Центральные (совершают действия)

Игорь, Всеволод, дружина

Вспомогательные (те, которые мотивируют  Игорю совершать то или иное действие): Ярославна,  Гзак и Кончак, Овлур, Бог, природа, Родная земля

Образы, несущие приговор: Святослав,

Итак, Игорь. Каким его рисует автор? Обращаемся к тексту

(Игорь -   “князем удалым” называет автор.  Всеволод называет его “оплотом”. Это говорит  о значимости личности Игоря не только для брата, но и для воинов.) 

-Как характеризует Игоря  призыв, обращенный к воинам в 3-й строфе первой главы?

Братья и дружина!

Лучше быть убиту от мечей,

Чем от рук поганых полонёну!

Сядем, братья, на лихих коней,

Да посмотрим синего мы Дону

(Это значит, что для Игоря, как и для всякого князя, плен - большой позор, и тем не менее случается то, чего он больше всего опасается  -  он попадает в плен. И еще это говорит о том, что Игорь находится в плену у собственной гордыни, он пренебрегает обязанностью князя заботиться  о безопасности собственного народа, ослушался божеского предзнаменования)

-Таков Игорь в начале произведения. Мы оставляем для его характеристики место, поскольку его позиция будет в произведении меняться.

- Всеволод.  Что мы знаем о нем? (родной брат Игоря. Прозвали “буй-тур” - что отражает, видимо, огромную физическую силу князя, сравнимую с силой быка - тура, соглашается на поход с Игорем, значит, тоже охвачен гордыней, женат на Глебовне, погибает на поле битвы)

  • Далее Всеволода мы видим в 11 строфе. Что мы узнаем?

И тебе ли, тур, скорбеть о ранах,

Если жизнь не ценишь ты свою!

Если ты на ратном этом поле

Позабыл о славе прежних дней,

О златом черниговском престоле,

О желанной Глебовне своей!

  • В чем автор упрекает Всеволода? (В гордыне. В том, что он так же как и Игорь пошел в этот завоевательский поход)
  • Что случается со Всеволодом в походе? (погибает на поле битвы, об этом говорится в 15 стихе первой главы:

И расстался с братом брат родной

На реке кровавой, на Каяле.

  • Чей поступок характеризует то, что Всеволод погибает, его самого или Игоря? (Игоря, поскольку тот ради удовлетворения гордыни пренебрегает и родственными связями)
  • Делаем вывод: Всеволод -центральный или вспомогательный персонаж?

(Вспомогательный, поскольку подчеркивает тяжесть поступка Игоря)

  • Дружина Игоря. Обращаемся к тексту в 1-й строфе дружина Игоря названа могучей и подробная характеристика дается во 2-й строфе. (автор подчеркивает, что воины обученные, опытные, побывали с Игорем во многих походах, целью сражений является слава для князя( стоит на 1 месте))

  • Следовательно, обращаю внимание на то, что опять идет отсылка к Игорю.
  • Далее  какой дружину увидел Игорь в 3 строфе зачитайте:

Но, взглянув на солнце в этот день,

Подивился Игорь на светило:

Середь бела-дня ночная тень

Ополченья русские покрыла.

-Что это означает? (Это предзнаменование смерти дружины, воины по сути уже мертвы, поскольку из этого похода они не вернутся)

  • Далее про дружину говориться только в 6-7 строфе:

Русичи, сомкнув щиты рядами,

К славной изготовились борьбе,

Добывая острыми мечами

Князю — славы, почестей — себе

  • Войско одержало первую победу. Что оно делает? Захватывают трофеи: золото, дорогие камни и берут в плен половецких девушек.
  • Как изображает дружину автор в 9-й строфе ( снова в тени тучи. Если  в начале похода  когда тень ополчения покрыла - это было предзнаменование для Игоря, то теперь - оно для самих воинов, поскольку, нападение на чужие земли уже совершено)

  • И дальше войско Игоря снова мы видим в описании боя, в 14 строфе. О каком кровавом посеве говорится в этой строфе? (Последствия поражения Игоря. Открылись ворота для набегов половцев на Русь)

  • Как вы думаете, кто виноват в этом Игорь или дружина? (Игорь, ведь он повел дружину в завоевательский поход)

  • Какие строки говорят о поражении войска Игоря?

(Бились день, рубились день, другой,

В третий день к полудню стяги пали,

……

Недостало русичам вина,

Славный пир дружины завершили —

Напоили сватов допьяна

Да и сами головы сложили.

  • Как вы думаете дружина Игоря - это все-таки вспомогательный образ ии главный (Вспомогательный, поскольку дружина исполняет приказы князя, и гибнет по его вине, гибель дружины подчеркивает вину Игоря)

Дальше разделимся на 3 группы

Первая берет для разбора образ Ярославны

Вторая -  разбора Образ Святослава

третья: Кзака, Кончака и Овлура

 Ваша задача проанализировать текст, посвященный этим героями дать ответ на вопрос Зачем автор вводит этот образ.

Итак 1 группа Образ Ярославны.

Если мужчины  той эпохи  рождены для того, чтобы сражаться и погибнуть, защиая свою землю и свой народ, то женщины были обречены на страдания, оплакивание своих возлюбленных.

Такой предстает Ярославна. Но она не только плачет по мужу, она еще и обращается к ветру, Днепру и Солнцу, чтобы они помогли мужу бежать и плена. Ветер, Днепр и Солнце - это не только олицетворение трех стихий, что говорит о фольклорной и языческой традиции. Но Ярославна находится на русской земле и принадлежит к христианской вере, поэтому триединство сил природы можно рассматривать еще как и христианскую Троицу: Отца, Сына, и Духа Святого. Здесь магия сопряжена с религией. Именно после плача Ярославны, который является своеобразной молитвой Игорь спасается из плена. Игорь покаялся (обращение к иконе Марии Пирогощей) и бежал из плена ( вновь магия  через веру или религию) Образ Ярославны вводится в Слово…, как образ праведности, нравственности, помогает главному герою в спасении души

2 группа.

Кзак, Кончак и Овлур.

Кзак и Кончак - половецкие ханы, которые сначала взяли Игоря в плен, а потом совершили набег на русские земли, поскольку Игорь открыл им для этого путь своим завоевательским походом.

Летописи повествуют, что Кончак стал сватом Игоря, пленив в этом походе сына Игоря и впоследствии выдав за него свою дочь.  Совершив набег на Русские земли, они получили отпор и вернувшись могли казнить Игоря, поскольку за него долгое время не присылали выкуп.

На помощь Игорю в плену приходит Овлур- сын половца и плененной русской женщины, который помогает ему бежать.

С сюжетной линии слова Кзак и Кончак представляют собой зло, опасность, это усугубляется тем, что они иноверцы, язычники. Если христиане объединены верой и поэтому не могут причинить зло друг другу, то от иноверцев нельзя ждать милости.

Овлур - получается наполовину христианин, поэтому он предстает как спасение для Игоря.

2 группа. Святослав

Предчувствует беду, поскольку видит пророческий сон. Образы его сна:

На кровати тисовой меня

Покрывали чёрной пеленою.

Черпали мне синее вино,

Горькое отравленное зелье,

Сыпали жемчуг на полотно

Златоверхий терем мой стоял

Без конька и, предвещая горе,

Серый ворон в Плесенске кричал

И летел, шумя, на сине-море.

Бояре рассказывают ему, что его сыновь Игорь и всеволод самовольно пошли в поход. Бояре осуждают и поступок, поскольку

И закрылось небо, и погас

Белый свет над Русскою землею,

И, как барсы лютые, на нас

Кинулись поганые с войною.

Святослав обвиняет своих сыновей, которые пошли в поход не спросясь, не получив отцовского благословления.  Далее Святослав обличает княжеские распри и призывает всех русских  князей к единению.

То есть Святослав выносит приговор действиям князя Игоря. Образ через который автор показывает правду, мораль.

  • У нас остались еще 3 образа Бог, Природа и Родная земля. Какие это образы - основные или вспомогательные?
  • Какое место играет в слове образ Бога. Бог - это творец, олицетворение нравственности и праведности, который подсказывает, как нужно поступать.
  • Как он подсказывает? (через природу: Солнечное затмение, как предзнаменование беды, кровавые зори, звери тревожатся и т.д)

  • Хорошо. А  образ русской земли? Для чего он нужен в Слове (Образ русской земли  - это символ места, которое нужно защищать и не только патриотический символ Родины)
  • Почему, как только Игорь пересекает границу русской земли, солнце меркнет, свет уже его не освещает и природа сулит ему беды?

(Потому что пока он на своей земле, православная христианская вера его защищает, он находится под защитой Бога, за границей господствуют другие силы. Русская земля - еще и защита и символ веры)

И давайте попытаемся сформулировать ответ на вопрос, который был поставлен в начале урока: Почему автору было важно рассказать о пораженческом походе Игоря?

  • Я вам дам подсказку: Мы говорили на прошлых уроках, что древнерусскому человеку важно было сравнивать действия людей с историческими личностями святыми или рассказами из Священного писания,  для того чтобы определить правильно они поступают или нет. Как вы думаете, с какой библейской притчей можно сравнить поступок Игоря, который ослушался отца и совершил поступок, продиктованный гордыней? (С притчей о блудном сыне)

Ученик рассказывает сюжет притчи.

  • У меня вопрос. Почему отец блудного сына, обрадовался его возвращению больше, чем праведности старшего сына? Я вас опять отсылаю к нашей схеме. Главное - спасти душу, вернуть заблудшего человека к праведности. Для Бога ( а богом в данной притче выступает отец) гораздо важнее  спасти  неправедную душу, чем радоваться праведности  другой души.

  • А как это происходит? ( через покаяние)

  • А при чем здесь Игорь? Игорь - это и есть блудный сын, который покаялся и вернулся к отцу.
  • И вновь отсылка к законам нашего мира (схеме) - действие магии  через веру, через религию Игорь покаялся и произошло чудо. Поэтому Слово - это произведение о спасении души, и  автору не важно что Игорь потерпел поражение, главное князь спас душу и впоследствии Игорь станет князем Черниговским, обновленным более мудрым и праведным.

Рефлексия. Поделитесь своими впечатлениями. Что нового вы узнали на уроке? О чем бы вам хотелось поговорить более подробно?

Д/з


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система образов “Слова о полку Игореве…” Выполнила учитель русского языка и литературы центра образования № 195 Смышляева М. В.

Слайд 2

Князь Игорь - центральный образ , Для Игоря плен - большой позор, и тем не менее случается то, чего он больше всего опасается - он попадает в плен. И еще это говорит о том, что Игорь находится в плену у собственной гордыни, он пренебрегает обязанностью князя заботиться о безопасности собственного народа, ослушался Божеского предзнаменования

Слайд 3

Всеволод “ Буй-тур” - что отражает, видимо, огромную физическую силу князя, сравнимую с силой быка - тура, соглашается на поход с Игорем, значит, тоже охвачен гордыней, женат на Глебовне. Погибает на поле битвы.

Слайд 4

Дружина Игоря Воины обученные, опытные, побывали с Игорем во многих походах, целью сражений является слава для князя. Тьма, покрывающая ополчение - предзнаменование смерти дружины, воины по сути уже мертвы, поскольку из этого похода большинство из них уже не вернется. Гибель дружины подчеркивает вину Игоря.

Слайд 5

Ярославна Ярославна -символ всех женщин, ждущих мужей с войны. Она не только плачет по мужу, она еще и обращается к ветру, Днепру и Солнцу, чтобы они помогли мужу бежать и плена. Ветер, Днепр и Солнце - это не только олицетворение трех стихий , что говорит о фольклорной и языческой традиции. Но Ярославна находится на русской земле и принадлежит к христианской вере, поэтому триединство сил природы можно рассматривать еще как и христианскую Троицу: Отца, Сына, и Духа Святого . Здесь магия сопряжена с религией . Именно после плача Ярославны, который является своеобразной молитвой Игорь спасается из плена.

Слайд 6

Гзак и Кончак Гзак и Кончак - половецкие ханы, которые сначала взяли Игоря в плен, а потом совершили набег на русские земли, поскольку Игорь открыл им для этого путь своим завоевательским походом. Летописи повествуют, что Кончак стал сватом Игоря, пленив в этом походе сына Игоря и впоследствии выдав за него свою дочь. Совершив набег на Русские земли, они получили отпор и вернувшись могли казнить Игоря, поскольку за него долгое время не присылали выкуп. С сюжетной линии слова Кзак и Кончак представляют собой зло, опасность, это усугубляется тем, что они иноверцы, язычники. Если христиане объединены верой и поэтому не могут причинить зло друг другу, то от иноверцев нельзя ждать милости.

Слайд 7

Овлур Овлур- сын половца и плененной русской женщины, который помогает ему бежать. Овлур - получается наполовину христианин, поэтому он предстает как спасение для Игоря.

Слайд 8

Святослав Святослав обвиняет своих сыновей, которые пошли в поход не спросясь, не получив отцовского благословления. Далее Святослав обличает княжеские распри и призывает всех русских князей к единению. То есть Святослав выносит приговор действиям князя Игоря. Образ через который автор показывает правду, мораль.

Слайд 9

Бог Бог- творец, олицетворение нравственности и праведности, который подсказывает, как нужно поступать Говорит об этом через природу: Солнечное затмение, как предзнаменование беды, кровавые зори, звери тревожатся и т.д

Слайд 10

Русская земля Образ русской земли - это символ места, которое нужно защищать, патриотический символ Родины. Пока Игорь на своей земле, православная христианская вера его защищает, он находится под защитой Бога, за границей господствуют другие силы. Русская земля - еще и защита и символ веры

Слайд 11

Образ Игоря и Притча о Блудном сыне Игорь подобно блудному сыну, поглощенный гордыней отправляется в завоевательский поход, теряет дружину, младшего брата, попадает в плен. Но, в результате, кается (об этом говорит обращение к иконе Богоматери Пирогощей). Это обстоятельство помогло ему бежать из плена и впоследствии стать Князем Черниговским. Таким образом Игорь спасает свою душу. Именно поэтому этот ошибочный, бесславный поход был запечатлен автором “Слова…”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока алгебры для 9 класса по теме "Системы неравенств с двумя переменными в задачах линейного программирования"

Данная разработка может применяться как обобщающий урок по теме "Системы неравенств с двумя переменными" в 9 классе (алгебра 9 под ред. Теляковского) и как урок повторения по данной теме в 10 классе. ...

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...

Методическая разработка урока информатики в 7 классе на тему "Прикладное ПО и системы программирования".

Цели урока:предметные – формирование понятия программного обеспечения персонального компьютера и основных его групп;метапредметные – добиться понимания назначения системного программного обеспечения п...

Методическая разработка урока по географии - 5 класс на тему: «Земля среди других планет солнечной системы».

Методическая разработка урока по географии - 5 класс на тему: «Земля среди других планет солнечной системы»....

Методическая разработка урока алгебры в 9 классе по теме "Решение системы двух уравнений,одно из которых линейное,а другое- второй степени"

Методическая разработка урока алгебры в 9 классе по теме «Решение системы двух уравнений, одно из которых линейное, а другое – второй степени»учителя математики ГБОУ СОШ № 394 Санкт-...