Календарно – тематическое планирование учебного материала по литературе для 8 класса.
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)

Егорова С. Н.

Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Литература. 8 класс. В. Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kpt_literatura_8_klass_egorova_s._n.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение учителей русского языка и литературы, 2022-2023 учебный год

Календарно – тематическое планирование учебного материала

по  литературе

 для 8  класса

( к учебнику Литература. 8 класс. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2019)

                                                                                          Составитель программы:

     Егорова С.Н., учитель

     русского языка и литературы

     МБОУ «Лицей №34»

     Г. Новокузнецк

№ п/п

Тема урока

часы

Дата проведения урока

8

Домашнее

задание

часы

т/р

к/р

Введение (1 ч)

1

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

1

Устное народное творчество (2 ч)

2

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ночка тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…»; «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

1

3

Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек. Особенности содержания и художественной формы народных преданий «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»

1

Из древнерусской литературы (2 ч)

4

«Житие Александра Невского» (фрагменты). Житие как жанр древнерусской литературы. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.

1

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века.

1

Из русской литературы XVIII века (3 ч)

6

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии. Краткий рассказ о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

1

7

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

1

8

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. Почему в комедии «Недоросль» так актуальна проблема воспитания?

1

Из литературы XIX века (36 ч)

9

И. А. Крылов. «Обоз» – басня о войне 1812 года. Краткий рассказ о писателе. Историческая основа басни «Обоз». Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства

1

10

К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение. Краткий рассказ о писателе. Понятие о думе. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель.

1

А.С. Пушкин

11

А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

1

12

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. История создания романа. Его сюжет и герои.

1

13

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя. Пётр Гринёв: жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).

1

14

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича.

1

15

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»: Нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой.

1

16

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения.

1

17

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры. Историческая правда и художественный вымысел в романе.

1

18

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

1

19

Контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: Какие вечные вопросы поднимает Пушкин в романе?

1

20

А. С. Пушкин. «19 октября», «Туча». «19 октября»: мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.

1

21

А. С. Пушкин. «К***» («Я помню чудное мгновенье…») и другие стихотворения, посвящённые темам любви и творчества

1

М. Ю. Лермонтов

22

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Мцыри» как романтическая поэма.

1

23

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя.

1

24

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы.

1

25

„Мцыри“ в оценке русской критики».  Роль эпизода «Бой с барсом» («Встреча с грузинкой») в поэме «Мцыри»?

1

26

Н. В. Гоголь – великий сатирик. История создания комедии «Ревизор»

1

27

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. Разоблачение пороков чиновничества.

1

28

Н. В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

1

29

Сюжет и композиция комедии. Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

1

30

Н. В. Гоголь. «Ревизор». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов (В чём социальная опасность хлестаковщины?)

1

31

Н. В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека». Образ «маленького человека» в литературе.

1

32

Н. В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст». Мечта и реальность в повести «Шинель».

1

33

И. С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рас сказе

1

М.Е. Салтыков-Щедрин

34.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои. Краткий рассказ о писателе

1

Н.С. Лесков

35.

Н. С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои. Краткий рассказ о писателе. Сатира на чиновничество в рассказе. Защита беззащитных.

1

     36.

Н.С. Лесков «Старый гений»: проблематика и поэтика.

1

Л.Н. Толстой

      37.

Л.Н. Толстой «После бала»: проблемы и герои. Нравственность в основе поступков героя.

1

 38.

Л. Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе.

1

39

Л. Н. Толстой. «После бала»: Роль антитезы в композиции произведения. Развитие представлений о композиции. Смысловая роль художественных деталей в рассказе.

1

Поэзия родной природы в русской литературе 20 века. (обзор)

40

Поэтические картины русской природы в разные времена года. А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»

1

41

Условность выражения внутреннего состояния человека через описания природы. А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами…»

А.П. Чехов

42.

 А. П. Чехов. «О любви» (из трилогии). Краткий рассказ о писателе. История об упущенном счастье.

1

43

А.П. Чехов «Человек в футляре». Конфликт свободной и «футлярной» жизни, обыденного и идеального.

1

44

«Почему героев рассказов Чехова „Человек в футляре“ и „О любви“ можно назвать „футлярными“ людьми?»

1

Из литературы XX  века (20 ч)

45

И. А. Бунин. «Кавказ»: лики любви. Краткий рассказ о писателе. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

1

46

А. И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви. Краткий рассказ о писателе. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье

1

47

А. А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность. Краткий рассказ о поэте. Историческая тема в стихотворном цикле, её современное звучание и смысл.

1

48

С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Характер Пугачёва. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

1

49

О. Э. Мандельштам. Краткий рассказ о поэте. События древней истории в стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Художественные приемы для выражения идеи произведения.

1

50

И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем»: путь к творчеству. Краткий рассказ о писателе. Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

1

51

М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика. Краткий рассказ о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе.

1

Писатели улыбаются

52

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания исторического повествования.

1

53

Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы: сатира и юмор в рассказах.

1

54

М.М. Зощенко «история болезни» и другие рассказы. Смешное и грустное в рассказах.

1

Произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945

55

Лирические и героические песни М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату…»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги». Их призывно-воодушевляющий характер. Передача сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

1

56

А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: человек и война. Краткий рассказ о поэте. Жизнь народа на крутых переломах, поворотах истории в произведениях поэта.

1

57

А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: образ главного героя. Новаторский характер Василия Тёркина: сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны

1

58

А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: особенности композиции поэмы. Композиция и язык поэмы. Юмор. Развитие понятия о фольклоризме литературы.

1

59

В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя.

1

60

В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос. (Почему В. П. Астафьев назвал деревенскую фотографию «своеобразной летописью нашего народа, настенной его историей?)

1

Современные авторы детям

61

А. В. Жвалевский. Е. Б. Пастернак. Рассказ «Неудачница». Отличие современных подростков от ровесников предыдущих эпох.

1

Русские поэты XX века о родине, родной природе

62

Образы родины и родной природы в стихах XX века. И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»

1

63

Богатство и разнообразие чувств и настроений в стихах XX века. Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»  

1

64

Поэты русского зарубежья о родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо…»

1

Из зарубежной литературы ( 4 ч)

65

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Краткий рассказ о писателе. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. Сонет как форма лирической поэзии.

1

66

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»: Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии.

1

67

В. Скотт «Айвенго»: Краткий рассказ о писателе. Развитие представлений об историческом романе.

1

68

Д. Д. Сэлинджер. Слово о писателе. Роман «Над пропастью во ржи» (отрывок из романа). Герои романа Д. Д. Сэлинджера. Годовая контрольная работа. Итоги года и задание на лето.

1

 Всего часов

64

3

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 8класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс по программе В.Я.Коровиной ( 2часа в неделю, 70ч)...

Календарно-тематическое планирование надомного обучения 8класс.

Календарно-тематическое планирование по географии для надомного обучения составлено по учебнику под общей редакцией Дронова В.П.   "География России " в двух частях (8-9 кл.), при нагрузке О,5 ча...

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Английский язык» за II полугодие 2012-2013 учебный год по учебнику «Английский язык для 5 класса» В. П. Кузовлева, Н. П. Лапа и др.

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Английский язык» за II полугодие 2012-2013 учебный годпо учебнику «Английский язык для 5 класса» В. П. Кузовлева, Н. П. Лапа и др.№ урокадата...

Календарно-тематическое планирование по алгебре 8класс

Календарно-тематическое планирование по алгебре 8 класс для учебного комплекта под ред. Л.Г.Мордковича....

Календарно-тематическое планирование по географии 8класс к учебнику под редакцией А.И.Алексеева "Природа и население"

Календарно-тематическое планирование по географии 8класс к учебнику под редакцией А.И.Алексеева "Природа и население"...

Календарно - тематическое планирование учебного материала на 2014-2015 учебный год для индивидуального обучения на дому, ученика 7 класса.

Данная программа выполняет две основных функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обуч...