Лингвостилистический анализ текста (по отрывку из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Васильева Ольга Анатольевна

Обучение комплексному анализу текста на примере отрывка изучаемого произведения. Образовательные задачи: 

  1. Дать представление об уровневой структуре лингвостилистического анализа текста;
  2. Задать систему ориентиров в многообразии этих уровней;
  3. Расширить социокультурное пространство старшеклассников путем детального изучения текста высокой художественной ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока82.5 КБ
Файл Раздаточный материал12.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

10 класс

ТЕМА: Лингвостилистический анализ текста

(по отрывку из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Цель

Обучение комплексному анализу литературного текста

Задачи

Образовательные:

  1. Дать представление об уровневой структуре лингвостилистического анализа текста;
  2. Задать систему ориентиров в многообразии этих уровней;
  3. Расширить социокультурное пространство старшеклассников путем детального изучения текста высокой художественной ценности.

Развивающие:

  1. Развивать  языковое и стилистическое чутье;
  2. Способствовать развитию навыков синтеза, обобщения.

Воспитательные:

  1. воспитывать умение выслушивать других, уважать чужое мнение;
  2. воспитать интерес к внимательному чтению классики.

Типология урока

Урок – исследование

Планируемые результаты

Предметные: овладеть методикой и техникой лингвостилистического анализа текста, развить умение анализировать и обосновывать свою точку зрения

Личностные: развить навыки познавательной мотивации, понимание практической пользы обучения

Регулятивные: научить работать и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: научить обобщать, устанавливать аналогии, строить логические  рассуждения, выслушивать и применять в работе мнения других людей

Познавательные: научить умению извлекать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

Межпредметные связи

Русский язык, история, основы православной культуры,

Оборудование

Проектор: демонстрация видеосюжета «Петербург Достоевского» и презентации «Лингвостилистический анализ текста». Раздаточный материал: таблица для рабочих записей.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

На уроке родного русского языка мы с вами изучили тему «Лингвостилистический анализ текста», познакомились с основными его уровнями и методикой. И сейчас, на литературе, попытаемся применить эти знания на практике. Причем на примере отрывка одного из самых сложных романов в мировой литературе – «Преступления и наказания».

(Раздаточный материал) Вы получили таблицы для черновых записей, где вы можете фиксировать основные моменты урока. Этот материал понадобится вам для выполнения домашнего задания – письменной работы по сегодняшней теме.

Погружение в тему.

Что такое лингвистический анализ?

Это исследование, научный поиск. Изучение языковых аспектов художественного произведения с целью полного и ясного понимания текста. Это самый важный уровень анализа. Слова создают смысловую основу текста.

 (Демонстрация презентации, комментарий к 1 слайду)

Начиная наш анализ, вспомним высказывание литературоведа Вадима Валериановича Кожинова о том, что первая фраза «Преступления и наказания» – это «своего рода зерно романа, заключающее в себе зачатки его смысла», поэтому анализ начнем именно с нее.

Ответы на вопрос учителя.

Анализ языковых уровней языка для более глубокого понимания текста, определения замысла писателя

Чтение вслух первого абзаца.

Введение

Анализ первого абзаца

Место и время действия

В какое время года описывается Петербург? Почему именно это время года выбирает Достоевский?

Как отметил исследователь Владимир Валерьянович Данилов, о жаре в романе говорится 5 раз до и 2 раза после убийства.

А В.В. Кожинов отмечает, что это «атмосфера преступления»

Вывод: Достоевский считал, что большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу человека особое влияние. Сам Петербург, «вонючий, пыльный, зараженный городом воздух» провоцирует Раскольникова на идею и поступок. Город в романе – ошибка человечества, заблуждение

Действие происходит «под вечер». Почему?

Сумеречное состояние, неясность.

Достоевский указывает точное место, где происходит действие – Столярный переулок, Кокошкин мост через Екатерининский канал (Канал Грибоедова). Но зашифровал. Почему?

В.В.Кожинов: «…неловко, мол, раскрыть всё до конца, поскольку речь идет о действительном событии»

Где живет Раскольников? Как далее по тексту будет называться его комната?

Ответы на вопросы учителя, анализ текста.

В тексте описывается самый жаркий месяц - июль, потому что это сложный период для человека.

Ассоциация с адом, «пеклом». Жар, высокая температура.

Вечер – время, приближающееся к ночи, когда подступают темные силы.

Два варианта ответа:

  1. создание полного ощущения достоверности, реальности происходящего;
  2. типичность ситуации – нет конкретного переулка, нет конкретного моста.

В каморке. Гроб, пенал, каюта.

Стиль речи

На уроках русского языка мы говорили о том, что художественный стиль речи — особое, своеобразное явление. С изобразительной, эстетической целью он соездиняет все стили. Попробуем убедиться в этом на примере отрывка из 1 главы (3 страницы с начала до абзаца  «с замиранием сердца…»

1)Найдите, пожалуйста, примеры нейтральной лексики

2) Есть ли здесь слова научного стиля?

3) А разговорный стиль?

 Как вы думаете, почему в таком небольшом отрывке достаточно много слов разговорного стиля? Для чего?

Вывод. Главная задача автора – создать художественный образ. А для этого писатель использует элементы разных стилей речи. И проанализировав отрывок, мы увидели, что разговорная лексика помогает автору создать картину «нижнего» уровня жизни, картину беспросветной нищеты.

Еще одним стилевым авторским средством, служащим этой же задаче, является использование цветовых прилагательных. В первой главе упоминается один цвет, который станет ключевым в романе. Какой?

С.М. Соловьев пришел к выводу, что «Преступление и наказание» создано при использовании фактически одного желтого цвета.

Прием цветописи.  Это передача цвета языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.

Этой задаче  - созданию художественного образа - служат все уровни языка. И сейчас мы подробнее остановимся на анализе морфемного уровня.

Работа с текстом по группам.

1)лестница, квартирная хозяйка, благополучно и др.

2)ипохондрия, аксиома (оба слова связаны с Раскольниковым)

3)  вонь, толкотня, заорал, улизнуть, болтаю

Изображается дно жизни – нижний уровень. Лексика разговорная и грубо просторечная.

В тексте описывается тягостная, неприятная обстановка, раздражающая героя, поэтому не используются слова книжного стиля.  

Когда человек раздражен, он не контролирует себя, использует грубые выражения: «много болтаю».

Желтый цвет обоев.

Словообразование

Наш язык обладает широкими словообразовательными возможностями. В частности, у нас есть суффиксы, которые создают эмоциональную окраску слов. Вспомним хотя бы уменьшительно-ласкательные суффиксы. Кстати, похожую функцию могут выполнять и приставки.

Попробуйте найти в тексте такие слова.

Какое слово в этом отрывке самое главное, интересное (с точки зрения морфемики)?

У Достоевского имена всегда полны глубочайшего смысла. М.С. Альтман: «Петра Великого Достоевский считал первым русским нигилистом, и от Петра же, считал он, находится русская церковь в параличе. Реформы Петра привели к нигилизму в интеллигенции и к расколу в народе. В аспекте этих «двух расколов» приобретает исключительное значение то, что преступление нигилиста Раскольникова принимает на себя один из «раскольников»…

Почему в тексте используются прилагательные в превосходной степени?

Дополнительная информация:

1)В.В. Кожинов считает слово «нерешимость» и различные образования от него (неразрешимо, не решаться, нерешительно, решено и т.п.) одним из ключевых слов в романе.

Вывод. С помощью морфемных средств автор  показывает процесс разрушения, распада, затягивающую рутину

Работа с текстом

  1. Раскольников (раскол, колоть). Варианты толкования.

  1. Суффиксы:

Глубочайшего, безобразнейшим, пошлейшая - высшая степень признака;

Слова в превосходной степени  показывают высшую степень неприятия.

  1. Приставки:

расстроенные - семантика разрушения, распада;

нерешимость, не имеющему, неприятно, нестерпимая - значение отрицания, невозможности что-либо делать или чувствовать.

Морфология

Морфологический уровень анализа предполагает «чтение по частям речи» (Гаспаров М.Л.). При таком подходе к образной структуре произведения выделяются три группы слов: существительные и местоимения, которым соответствуют предметы и понятия; глаголы, которым соответствуют действия и состояния; прилагательные и наречия, которым соответствуют качества.

Разделимся на три группы по рядам и попробуем проанализировать отрывок по частям речи.

Ваша задача – найти слова «своей» части речи, которые помогают раскрыть характер персонажа, обстановки. Проанализировав результат своего поиска, сделать вывод. Какие чувства испытывает человек в подобной обстановке? (глаголы) Что составляет предмет этой обстановки? (существительные)

Глаголы «статичны», нет динамики. Помогают создать состояние неуверенности угнетенного человека.

Самая большая группа – прилагательные.

Дополнительная информация: В.Н. Топоров посчитал, что слово «странный» встречается в романе 150 раз: «Введением этого слова создается атмосфера неожиданности, обманутого ожидания, неопределенности в отношении развития элементов романной структуры на следующем шагу»

Почему так много ярких прилагательных?

*о роли числительных

Глаголы:

Чувствовал какое-то болезненное ощущение, углубился в себя, уединился,  стыдился и морщился, стояла жара.

4 раза болтаю/болтать

Тяготить, покуситься

Существительные, местоимения:

1)много «он», «э т о» курсивом;

2) в тексте преобладают существительные, не несущие в себе никакой динамики: дребедень, бедность, угроза, страх, трусость, омерзение

 Герой чувствует отвращение ко всему, его ничто вокруг не интересует, ему неприятна такая обстановка.

Прилагательные, наречия:

Отвратительный, неприятно, чрезвычайно жарко, жара страшная, худо одет, вонь нестерпимая, болезненное и трусливое, труслив и забит, раздражительном и напряженном, задавлен, отвратительный и грустный колорит, странная улыбка

 Задача автора – максимально точно передать чувства и ощущения главного героя. Детальное описание обстановки позволяет визуально представить среду, в которой существует Раскольников

Лексические средства

Заключительный этап нашего исследования – это анализ лексического уровня. Предлагаю поискать в тексте средства выразительности.

Сравнение с кошкой. Человек – образ Божий - теряет человеческое.

Как пьяный – в этой главе слово встречается 5 раз (вспомним об истории создания романа). Почему?

Пьяные – люди с расстроенным сознанием, неспособные воспринимать реальность так, как есть.

Вывод:

Итак, мы видим, что в тексте немного тропов. Почему? Думаю, чтобы показать приземленность обстановки. Но зато мы с вами усидели, что гений Достоевского и без них, используя словообразовательные, морфологические, синтаксические средства сумел создать глубокий образ несчастного человека. Уже в первой главе мы чувствуем, по слову критика, в «дыхание трагедии»

Сравнения – «проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице», «шел по тротуару как пьяный»

Эпитеты: «грязно, пакостно, гадко, гадко»

«Болезненное, трусливое ощущение», «нестерпимая вонь»

Оксюморон - «безобразная» мечта

Метафоры - ?

Подведение итогов.

Рефлексия. Оценка урока и полученных знаний учениками.

Вывод

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующий вывод: созданию художественного образа помогают изобразительно-выразительные средства всех языковых уровней: лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса. И выработать навык глубокого прочтения художественного текста и осознания авторской идеи помогает лингвостилистический анализ текста, которым мы сегодня и занимались. Напоминаю домашнее задание: оформить изученное сегодня в целостный текст.

Каморка? (потом увидим, что напоминает шкаф, пенал, гроб)

Числа: 730, 4

Раскольников: «замечательно хорошо, тонкие черты, с прекрасными темными глазами, тонок и строен» - не вписывается в эту обстановку.



Предварительный просмотр:

Лингвостилистический анализ отрывка из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Уровень анализа

Работа с текстом, комментарии

Примечание

Первый абзац

Стиль речи

Словообразование

Морфология

Синтаксис

Лексические средства

Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Евангельской притчи о Лазаре из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

В материале представлена Евангельская притча о Лазаре с иллюстрациями и аннотацией к ней....

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

Духовно-нравственное воспитание в системе уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Выступление и презентация на окружной научно-практической конференции "Духовно-нравственное развитие как системообразующий фактор воспитания в Школе будущего"...

Презентация. В мире героев романа Ф. И. Достоевского "Преступление и наказание""

Предлагаю богатый иллюстративный и информативный материал для изучения романа "Преступление и наказание".  В презентации много вопросов проблемного характера, помогающих  вникнуть в разные т...

Материалы для анализа романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Материал для анализа романа Ф. М. Достоевского " Преступление и наказание"...