Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина
статья по литературе (9 класс)

Коровина Марина Александровна

Анализ стихотворения А.С.Пушкина " Пророк".Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_poeta_i_poezii_v_tvorchestve_a.s.pushkina.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                        А.С. Пушкин

                                  Тема  поэта и поэзии

                       Анализ стихотворения « Пророк»

В чём сущность самого процесса творчества? Какими духовными качествами должен обладать поэт? Каково должно быть его отношение к окружающему миру? В чём заключаются заслуги поэта перед своим народом? — вот важнейшие вопросы, которые ставит и разрешает Пушкин в своих произведениях о поэте и поэзии.

        

«Пророк»

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

          Поэт — носитель правды, он единственный судья над всеми, воплощение высшей справедливости. В минуты вдохновения поэт становится пророком, он обладает всезнанием, высшей мудростью, ему понятны законы — природы и людской жизни, у него дар предвидения, он может «жечь» своим словом сердца людей — сердце у него горящее любовью к людям и ненавистью к неправде и злу в общественной жизни.

Поэт должен

стремиться к знанию («духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился»);

    обладать гениальной прозорливостью, способностью     видеть и понимать то, что часто недоступно обычным людям («Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы...»; «Моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон...»);

обладать душой, способной глубоко чувствовать и переживать («И угль пылающий огнём во грудь отверстую водвинул»);

 даром речи: осн. назначение поэта — «глаголом жечь сердца людей», то есть нести людям правду, бороться со злом в жизни.

В конце своего пребывания в Михайловском Пушкин пишет стихотворение «Пророк».

В основе сюжета «Пророка» лежит библейская легенда об Исайе. Исайя осознал, что народ грешен и не хочет исправляться, и впал в отчаяние. Тогда он сказал: 

Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами… 

И один из серафимов услышал его слова. Он прилетел к Исайе с горящим углем, которым коснулся губ будущего пророка. После этого герой очистился от грехов и услышал послание свыше: 

Пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите, потому что огрубело сердце народа всего. По велению Господа Исайя должен был нести пророческую службу до конца существования человечества.

Пушкин несколько переосмысливает эту историю. В его произведении пророком становится поэт. 

В пушкинском произведении читатель видит одинокого путника, влачащегося в «пустыни мрачной». К нему является шестикрылый серафим, который поначалу аккуратно его преображает: «Перстами легкими как сон…». Отныне герой видит и слышит все, что происходит в мире, для него больше не существует тайн. Но становление пророком происходит через мучение. Освобождение от человеческой сущности и очищение от грехов осуществляются через физические страдания. Поэтому серафим рассекает путнику грудь мечом, вынимает оттуда трепещущее сердце и кладет вместо него пылающий уголь. Для преображения в пророка нужно отказаться от человеческих чувств, например, от страха, от любви, от жалости. После этого герой остался лежать в пустыне без сил, «как труп», но потом он услышал Господа, который призывал исполнить его волю: «Глаголом жги сердца людей». 

Так Пушкин определяет предназначение поэта. Таким образом, он, сохраняя сюжет библейской легенды, переносит ее в свою современность: в качестве пророка у него выступает поэт, который должен духовно просвещать и направлять народ, нести ему правду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"

Урок литературы с мультимедийной презентацией "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"...

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина" позволяет определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;  способствовует эмоциональному воспр...

презентация "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

презентация к уроку "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"...

"Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"

Презентация к уроку литературы...

Урок литературы с применением сингапурского метода на тему:"Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова" в 9 классе

На уроке раскрывается тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова. Автор использует структуры сингапурской методики: Финк-Райт-Раунд-Робин, Зум Ин, Таймд-Пэа-Шэа, микс-Пэа-Шэа....

Урок литературы в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Три "Памятника""

Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим по учебнику "Литература. 9 класс" под ред. В.Я Коровиной....