Применение проектной и исследовательской технологии на уроке литературы при анализе произведения К.Г.Паустовского "Телеграмма"
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Газизова Гульнара Маратовна

Технологическая карта урока литературы в 8 классе «Зарубки на сердце» по рассказу «Телеграмма»  составлена в соответствии с ФГОС. Урок направлен на совершенствование литературоведческого анализа, развитие универсальных учебных действий: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, осуществлять рефлексию; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии; осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи,  давать определение понятиям; формулировать собственное мнение и позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_k.g.paustovskogo_telegramma.docx53.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Пояснительная записка.

Технологическая карта урока литературы в 8 классе «Зарубки на сердце» по рассказу «Телеграмма»  составлена в соответствии с ФГОС. Урок направлен на совершенствование литературоведческого анализа, развитие универсальных учебных действий: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, осуществлять рефлексию; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии; осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи,  давать определение понятиям; формулировать собственное мнение и позицию.

Рассказ учит ребят чуткому отношению к маме, поэтому имеет большую воспитательную ценность.

Урок из курса изучения литературы конца 20-ого века продолжает изучение творчества мастера литературного слова К. Г. Паустовского. В своём произведении автор обращается к внутреннему миру человека и его проявлениям в различных жизненных ситуациях.

Данный урок – это урок нравственности, человечности, он позволит подросткам пересмотреть свои отношения к родным и близким. Во время урока учащиеся могут выразить свои мысли, впечатления, чувства через отношение к героям произведения.

Тема урока

«Зарубки на сердце» по произведению К. Г. Паустовского «Телеграмма». (Урок – размышление)

Цели

Формирование навыков смыслового чтения и умения работы с информацией по произведению К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Задачи

Образовательные: анализировать художественный текст, отмечая мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героев;

Воспитательные: формировать представление о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии, чувстве долга, сострадании; помочь осознать духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;

Развивающие: развивать у учащихся критическое мышление через работу с текстом.

Формировать УУД:

личностные: формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, к самосовершенствованию, формирование нравственного мировоззрения;

предметные: научиться интерпретировать прочитанное;

- определять основную мысль каждого фрагмента рассказа, связать ее с основной мыслью текста.

- адекватно эмоционально откликаться на анализируемое произведение;

- осознавать авторское и собственное отношение к главной героине рассказа К. Паустовского Насте;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

метапредметные:

познавательные: осмысленно читать текст рассказа, выделяя и формулируя познавательную цель;

-  совершенствовать умение работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние;

 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты;

-  анализировать знаково-символическую систему в процессе составления кластера.

-  осуществлять сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; давать определение понятиям;

-  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

регулятивные: умение оценивать результаты своей деятельности и деятельность одноклассников.

коммуникативные:

- моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

слушать и понимать речь других;

- доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы);

Тип урока

урок – размышление

Формы работы

индивидуальная;

фронтальная форма организации учебной деятельности обучающихся (преобладает на протяжении всего урока).

частично-поисковый метод, исследовательский, проблемный (беседа).

Технологии 

ИКТ (презентация);

личностно-ориентированное и проблемное обучение;

проектные технологии

Средства обучения, в том числе ЭОР

Мультимедийные средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация);

портрет К.Г.Паустовского, рассказ К. Паустовского «Телеграмма»;

рабочие тетради; толковый словарь;

на доске эпиграф «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать». М. Горький
карточки к уроку, бланк телеграммы.

Формы организации образовательного пространства на уроке

Работа в группах, коллективная работа

Словарь

Рассказ - прозаическое произведение, малый жанр литературы, в котором нарисовано одно, реже - несколько событий с малым количеством действующих лиц.

Автор раскрывает великие тайны человеческой души и заставляет нас задуматься над серьезными нравственными проблемами. (В данном случае, на уроке мы задумаемся над проблемой нравственного испытания в жизни человека и постараемся узнать при помощи каких средств автор направляет мысль читателя в нужное русло).

Пейзаж - (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Притча - небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Опережающее домашнее задание

  1. Прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма».
  2. Индивидуальные задания по тексту.
  3. Притча о блудном сыне.
  4. Стихотворение «Заболела мать» (А.Токомбаева)

Активные приемы обучения

1 этап -  кластер ассоциаций

2 этап -  подводящий диалог

3 этап – кластер

4 этап – анализ эпизодов

5 этап – фрагмент фильма

6 этап – стихотворение «Не забывайте матерей»

Технологическая карта урока

Этапы урока

Время

Действия учителя

Действия обучающихся

1-й этап.

Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности.

Цель этапа

1.Установить тематическую рамку («могу»)
2.Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний 
(«надо»)
3.Создать условия для включения в учебную деятельность 
(«хочу»)

3 мин.

Приветствует обучающихся. 

Настраивает их на работу. Создает положительную мотивацию.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

  • Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)
  • Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности  (надо!)
  • устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Предлагает поразмышлять над названием

рассказа  К.Г.Паустовского «Телеграмма» и просит назвать ассоциации со словом телеграмма.

Какая из этих причин – ассоциаций лежит в основе рассказа «Телеграмма»?

Слушают учителя.

Подготовка класса к работе.

Делают выводы.

Называют слова - ассоциации

2-ой этап.

Этап актуализации опорных знаний и пробного учебного действия.

Размышления над прочитанным рассказом. 

Цель этапа: активизировать все мыслительные операции и познавательные процессы учащихся (внимание, речь, память, мышление)

5 мин.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд. задания на применение нового знания.

1.Дает поисковую работу обучающимся (постановка цели и план действий).

2.Формулирует задание:  Предлагает посмотреть слайд. На слайде изображено слово «РАВНОДУШИЕ».

Предлагает подумать над значениями ассоциативных понятий.

Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?

Объясните его значение?

Каким вы представляете равнодушного человека?

Как он, по-вашему, выглядит? (составление кластера).

Контролирует выполнение домашнего задания.

Какая история легла в основу  рассказа К. Паустовского «Телеграмма», который вы прочитали?

Почему люди становятся равнодушными?

Кого в рассказе можно назвать равнодушным и почему?

3. Помогает обучающимися сформулировать цели урока.

4.Предлагает поговорить о рассказе К. Паустовского «Телеграмма», который прочитали дома к уроку, поразмышлять над поведением героев и  понять основную мысль этого произведения. 

Понравился ли рассказ?

Заставил ли задуматься о чём-либо?  

О чём этот рассказ?

Какова его основная тема? 
К
ак построен рассказ.

На какие основные части его можно разделить?

(Учитель раздаёт телеграммы учащимся).
Прочитайте текст телеграммы. От кого она?
«Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца» (Константин Георгиевич Паустовский)
«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это Мать» (Максим Горький)
«Нет никого ближе и роднее матери! Нет и не будет…»

(К. Г.Паустовский)
Как вы думаете, совпадают ли тексты полученных телеграмм с основным содержанием прочитанного рассказа?
О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? Какова его тема?
Рассказ никого не может оставить равнодушным. Он готов   растревожить души людей, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.


Просит поразмышлять над словом душа. (Словарь Ожегова)

А что такое душа? Какие свойства души вы знаете?

Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен - проблему отношения детей и родителей, проблему взаимоотношений близких людей, матери и дочери. Всегда ли дети,  особенно повзрослевшие,  спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, звонят, умеют ли проявлять заботу о них, всегда ли добры к ним, отзывчивы, ласковы?

1. Участвуют в их обсуждении понятия.

2.  Анализируют слово «РАВНОДУШИЕ» (при необходимости обращаются к толковому словарю), записывают определение в тетрадь

Составляют кластер «Равнодушный человек».

Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают мнение о прочитанном произведении.

Самостоятельно определяют цели урока.

Воспроизводят и фиксируют достаточные ЗУНы для построения нового способа действий.
Совершают мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение).
Извлекают необходимую информацию из текста.

Записывают в тетради:
1 ч. – Мать. “Эх, горе горькое, страдание неписанное”.
2ч. – Дочь. “Эх ты, сорока!”
3ч. – Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

Читают телеграммы.


Выражают своё мнение, делают выводы.
(Мы будем говорить о взаимоотношении матери и дочери;

об одиночестве матери;

о равнодушии и милосердии;

об ответственности человека за свои поступки)

Один ученик работает с толковым словарём.
(Душа – сострадание, соучастие, долг, милосердие, добро, человечность, отзывчивость.)
Подготовленный энциклопедист даёт точный ответ.

3-ий этап

Постановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)
Анализ рассказа. Осмысление.

Цель этапа: подготовка

мышления обучающихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

1.Совместно с обучающимися выдвигает проблему «Почему Настя стала равнодушной»?

2. Дает коллективную работу «Чтение с остановками» фрагментов рассказа.

3.Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

4.Направляет обучающихся к ответу на вопрос: Почему люди становятся  равнодушными?

1.«Главный герой». Образ Катерины Петровны.
Каковы эпитеты, ассоциации, связанные с ним?
Имя «Екатерина» — чистая, непорочная. Дряхлая, брошенная всеми старушка, бледная, маленькая одинокая.
Сочетаются ли эти эпитеты со словом мама? Какие эпитеты, метафоры могут стоять со словом мама? (пожилая, одинокая, вечная, добрая)

Автор является непосредственным участником событий, которые он описывает в рассказе. Это с ним Екатерина Ивановна выходит в сад в последний раз в своей жизни. 
Послушайте, пожалуйста, воспоминания К.Паустовского из повести «Золотая роза»:
«Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца. Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала. Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.
Не дай вам Бог, родной мой, — сказала она мне, — дожить до такой одинокой старости! Не дай вам Бог!
Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!»

Почему автор пишет по-другому? И вообще, что мы узнали из текста о главной героине рассказа?  Зачитайте.
«Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти… Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи»

  • Мы видим, что автор совершенно по-другому описывает эту сцену в рассказе, чтобы еще острее чувствовалось одиночество Катерины Петровны. В судьбе клёна тоже видна неустроенность, одиночество. Метафора и олицетворение автором клёна помогают нам понять настроение героини, её переживания, ведь её тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает, как и этот старый клён.
  • Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником, «мемориальном», по словам самой хозяйки. Она сетовала на то, что не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна очень страдала, что её «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем.
  • Автор использует эпитеты, которые помогают почувствовать беззащитность и беспомощность Екатерины Петровны: «седая», «маленькая», «сгорбленная», «по жёлтому виску», «одна-единственная слезинка».

Писателя называют мастером художественной детали.
Описывая состояние, чувства Катерины Петровны, Паустовский неизменно показывает нам состояние природы. Природа у него — это живое существо, связанное незримой нитью с человеком.

Как с помощью картины природы автор передает состояние Катерины Петровны?

Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны К.Г.Паустовский? (опережающее задание).  

Для чего хранит она старые вещи? (Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое, частицы жизни и судьбы.)
Катерина Петровна живёт воспоминаниями, они бы могли скрасить её одиночество, но и они тускнеют. Автор своим подтекстом подчёркивает, что “сумрачно” не только в опустевшей комнате, но и в душе героини.


Зачитывает письмо Катерины Петровны. 

«Ненаглядная моя, … зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я  стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся наша жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».


2. «Холодная осень» (роль пейзажных зарисовок и интерьера в создании образа героя)

Опишите дом Катерины Петровны.

(Ощущается  неухоженность, запущенность).

Какой цвет преобладает в описании интерьера?

Что отражают эти два цвета?

(описание помогает понять состояние героини).

Что задело, затронуло вас в судьбе этой женщины?

(Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).

3.Родные.
Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде.
Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах?

Найдите детали, доказывающие, что Настина душа глуха.
(
Рыжий кожаный ридикюль, письмо от матери в сумочке, ящик письменного стола жестяная пустота почтового ящика)

Л. Н. Толстой говорил, что «глаза — зеркало человеческой души
». Какие глаза у Насти? Какой эпитет использует автор? (холодные глаза)
Как прозвали ее художники? Что обозначает это слово? (Сольвейг) Сольвейг — «солнечный путь»
Согласны вы с этим?

Сравнение оказалось ошибочным - Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у нее холодные. А ведь они — зеркало души, значит, и душа у нее холодная.

Что Настя сделала с письмом матери, когда его получила?
(Положила в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива).
А когда Настя получила телеграмму, почему не открыла старому художнику правду? (Она даже не поняла, о какой Кате идет речь. Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать. Неприятное чувство это нарушило ее планы.)
О чем предупреждает Тихон Манюшку?
Можно ли употребить слово «пустельга» к Насте?
«1. Пустельга — хищная птица семейства соколиных.

2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.»
Да, такая жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью — такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна. Но когда-нибудь приходит прозрение.
Приходит оно и к Насте. С чего оно началось? (Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил ее).
Почему именно Гоголь?
(Гоголь — сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. («А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя, — эх ты, сорока!»)

И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта ее ненастоящая, показная. Настя совершила предательство. Оценку ее поступку дает Гоголь: «Эх ты!»
Что стоит за этим «Эх ты»? (Презрение, укоризна)
Паустовский постоянно развивает эту мысль. Настя получает телеграмму. Для нас важна реакция. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя?

Можно ли сказать, что душа Насти очерствела не до конца?
(Да, иначе бы она не почувствовала смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.)

Какой мы видим Настю после смерти матери? Она изменилась?
(Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронена  посторонними людьми, односельчанами)

Просит прочитать эпилог.

Как вы думаете, эта часть важна? Докажите.
Холод души растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого — «воскресшая». Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить ее страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям.

Что такое зарубки?
(Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый.)
Как вы думаете, остались ли зарубки в душе у Насти? Почему?

1. Обучающиеся работают фронтально.

2.Работают с текстом, находя нужные фрагменты, зачитывая нужные эпизоды, обсуждают, анализируют.

Доказывают, почему Настя равнодушна к жизни собственной матери.

3. Совестно с учителем выявляют причинно-следственные связи между действиями Насти и  ее состоянием.

 4. Формулируют вывод.

Рассказ начинается с пейзажной зарисовки и с описания интерьера. Это настраивает на определённый лад, пронизывает мысль об увядании. Автор использует метафоры («холодная осень», «назойливо сыпался дождь»), олицетворения («тащились»,

«цеплялись»), эпитеты («рыхлые тучи»). Автор использует детали, усиливающие одиночество матери: «старое дерево», «холодная мокрая ветка», «облетевший лист», «озябший шершавый ствол». Пейзаж печален, когда печален человек. Возникает ощущение запущенности, заброшенности,

одиночества, печали, безысходности. Увядание природы, даже омертвение её. Эта безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны. Интерьер: цвет желтый, сумрачный, серый, керосиновый ночник вздрагивал. Всё это указывает на безмерность одиночества. Предметы в доме, запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы»,

пожелтевшие чашки на столе. Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Деталь для Паустовского не только предметы быта, но еще с их помощью передается настроение, психологическое состояние героини. Но в конце рассказа пейзаж меняется:

«Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел. Небо было сухое, светлое, будто над головой стянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры».


Автор показывает, что с приходом смерти  кончились мучения Катерины Петровны, её одиночество, боль, успокоилась её страдающая душа. Смерть — избавление от страдания. Действительно, Катерина Петровна и окружающий ее мир — это одно целое, это все родная земля, в которую, в конце концов, ее опустили.

Зачитывается пейзажная зарисовка начала рассказа.

Катерина Петровна живет в селе Заборье.

Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его.

Цвет жёлтый, сумрачный, есть серый.

 

Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности.

 

Физминутка

1. Организует проведение физической минутки.

 2. Организует деятельность по развитию речи обучающихся: чтение скороговорок и чистоговорок.

Осуществляют речевую разминку:

Говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

4-ый этап.

Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).

Цели этап: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

9 мин.

Какими качествами обладает Настя по отношению к матери?

К работе?

Просит составить таблицу-кластер, распределив качества Насти.

Вывод: Настя ведёт себя, как  два разных человека (на работе она внимательна, участлива во всём, а по отношению к близким, матери равнодушна).  Ей достаточно того, что её мать жива, а то что она уже старая, нуждается в поддержке, заботе, просто в добрых словах, этого Настя не понимает.

Какого отношения заслуживает Настя?

О чем заставляет задуматься рассказ «Телеграмма»?

Какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ?

Распределяют качества Насти (на доске кластер, сердце: одна половина - работа, другая – мама).

 

Анализируют кластер, делают вывод.

5-ый этап.

Этап построения проекта выхода из затруднения в процессе обобщения и систематизации понятий, усвоения системы знаний и их применения

Цель этапа: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

5 мин.

Обобщим знания о главной героине. Для этого проанализируем  отрывки из текста, чтобы понять душевное состояние героини.

 

Работают с отрывками из художественного произведения.

6-ой этап.

Этап освоения ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний, умений, навыков

Цель этапа: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в процессе обобщения и систематизации учебного материала,  формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

15 мин.

Просмотр эпизода из фильма «Телеграмма».

Какими средствами режиссёр передаёт душевное состояние героини?

Высказывают свою точку зрения.

7-ой этап.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цели этапа: осознание обучающимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности

 

3 мин.

1.Создает  условия для самоконтроля, коррекции и самооценки знаний, умений и деятельности  обучающихся, задает вопросы:

Изменилось ли видение этого слова «равнодушие» после урока?

Какой он, равнодушный человек?

Почему люди становятся равнодушными?

 

2. Предлагает объединиться в группы по заранее продуманному и/или требующемуся принципу.

3.. Объясняет выполнение задания – работа с таблицей.

4. Поправляет данные таблицы, обучающихся при необходимости.

5. Организует деятельность по формулировке вывода (помогает при необходимости)

1.Анализируют содержание рассказа, отвечают на вопросы учителя.

2. Делятся на пары

3. Обучающиеся в заполняют таблицу.

4.  По очереди зачитывают содержание сюжетной таблицы, комментируют написание. Вместе обсуждают ошибки.

5. Формулируют вывод

Таблица

Кто

Что

Когда

Как

где

Почему

 

 

 

 

 

8-ой этап.

Подведение итогов.

5 мин.

Направляет обучающихся к формулировке вывода.

Для чего писатель изобразил молоденькую учительницу в сцене похорон Катерины Петровны

Попробуйте сформулировать, в чем состоят уроки Паустовского?

Просит подготовленного ученика рассказать притчу о блудном сыне.

Что общего у притчи о блудном сыне и рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»?

Подготовленный ученик читает под музыку стихотворение «Заболела мать»:

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».
Ваша мать согнулась, поседела,
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

В праздник песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот попробуй всех вас собери!

Заболела мать! И той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!

Приезжайте — заболела мать»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко —
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь….
Почему же дали вы разлуке
Между вами так надолго встать?
Мать ждала вас в бури, снегопады
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм.


Оценки за урок.

Обучающиеся формулируют вывод по теме урока.

Нельзя быть сорокой и пустельгой.

Нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно.

О том, как страшно потерять маму.

Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

9-ый этап.

Информация о домашнем задании

 

 

1 мин.

Создаёт условия для осознанного принятия домашнего задания

Творческое домашнее задание:

Напишите письмо от имени главной героини рассказа Паустовского «Телеграмма», адресованное матери, в котором она могла бы, например, попросить прощение за свое равнодушие

Получают информацию по домашнему заданию

Напишите письмо от имени главной героини рассказа Паустовского «Телеграмма», адресованное матери, в котором она могла бы, например, попросить прощение за свое равнодушие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий на уроках литературы при анализе текста

В данной статье раскрываются проблемы преподавания литературы в современной школе и пути их преодоления. Дается анализ педагогических технологий, способствующих развитию познавательной активности учащ...

Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.

. «Нужно, чтобы дети,по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом»К.Д. Ушинский...

Доклад на тему: «Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ООО».

​Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предмета...

План самообразования учителя географии по теме «Применение проектной и исследовательской деятельность на уроках географии»

Главная  педагогическая идея моей работы в образовательном учреждении - развитие личностных качеств обучающихся, повышение познавательного интереса к предмету, самостоятельности, создание условий...

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"

      Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....

Cтатья по теме «Применение проектно-исследовательской технологии на уроках английского языка»

Cтатья по теме «Применение проектно-исследовательской технологии на уроках английского языка»...