Польский романтизм
материал по литературе (10 класс)

Описание польского романтизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polsky_romantizm._tvorchestvo_a._mitskevicha.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

Польский романтизм. Адам Мицкевич.

Содержание:

  1. Польский романтизм
  2. Творческий путь  А. Мицкевича

Польский романтизм

Романтическое направление в литературе Польши возникло в конце 10-х – начале 20-х гг. 19 века. Почвой для него послужило развитие национально – освободительного движения в стране. Выступление декабристов в Петербурге, подготовка польского восстания, его поражение определили национальный характер романтизма.

В 1815 году на Венском конгрессе после разгрома наполеоновских войск, к которым присоединились и польская шляхта. Польские земли вновь были переделаны между Австрией, Пруссией и Россией. В составе Российской империи образовалось  Королевство Польское со столицей Варшавой. Польская аристократия, защищая свои права и привилегии, входила в союз с абсолютизмом государств-захватчиков. Шляхте, которая составляла львиную долю польской оппозиции, приходилось искать союзников среди  революционных сил других стран. Благодаря этому шляхетское движение в Польше приобрело антифеодальный характер и общеевропейское значение, но, тем не менее,  оно было внутренне противоречивым. В шляхетской среде, тесно связанной с идеалами и традициями давно минувшего прошлого, были реакционеры,  на которых с успехом опиралось самодержавие.

Идея национальной революции вызревала первоначально в ряде конспиративных организаций – от теории к практике. У движения была только одна цель – национальная свобода. Социальных реформ оно не предусматривало. Тема свободы и стала главной в польской литературе тех лет.

Интерес к западноевропейскому романтизму проснулся в среде польской интеллигенции довольно рано и сразу стал предметов литературных споров. Профессор варшавского университета и поэт К. Бродзинский в своих статьях призывал развивать национальное начало в поэзии. Отказавшись от слепого подражания иноземной моде.

«Баллады и романсы» А. Мицкевича. Вошедшие в 1 том его «Стихотворений» (1822), стали вехой в истории польской литературы, открыв путь романтизму. А предисловие к этой книге современники приняли как манифест польского романтизма. На  протяжении первого десятилетия романтизм, вызревая в литературной борьбе с классицизмом. Во многом был связан с традициями просветителей и сентименталистов. Элементы нового метода проникают, прежде всего, в литературную балладу, возникшую на основе национальной и европейской традиции. Польской общественности хорошо были известны «Песни Оссиана» Макферсона, баллады Бюргера и Шиллера, «Людмила» Жуковского, английская народная баллада.  Жанр давал возможность широко использовать сюжеты, мотивы, образы польского фольклора, воспроизвести, хотя бы частично, польское, литовское. Белорусское. Даже украинское народное восприятие, почерпнуть глубинное национальное самосознание и сводолюбие.

Вторым излюбленным жанром этого периода была поэма, по-польски - поэтическая повесть. Во многом зависящая от национальной просветительской поэмы, но тяготеющая к романтической поэме Байрона. Это повесть о необычном, загадочном герое, носителе сподвижнической судьбы, полная доведённых  до начала эмоций. Композиция не всегда фрагментарна. В неё часто вводились  вставные песни и баллады. Меняется размер стиха. Жанр прекрасно подходил для воплощения темы борьбы за свободу народа, но возможности личности в борьбе за общее дело здесь резко преувеличивалось. В основе сюжете часто лежала страница истории, показанная так, что  история служила  современности, при это поэт обычно углубленно изучал документы эпохи, чтобы ввести «местный колорит».

Польская литература в этот период играла большую революционизирующую роль. Она призывала поляков к восстанию, которое началось в ноябре 1830 года, причём было подавлено в сентябре 1831 года.

В период с 1832 по 1846 г. романтизм становится господствующим направлением в польской литературе. Подавление польского восстания повлекло за собой жестокие репрессии, автономия Королевства была почти уничтожена, закрыт Варшавский университет. Ликвидированы польские культурные центры за пределами Королевства, произведения Мицкевича и Словацкого запрещены цензурой.  Эту политику поддерживали Пруссия и Австрия. Развитие национальной литературы на родине замерло.  Общественно-политическая  жизнь  и борьба в 30-е годы сосредоточилась в эмиграции. Многие эмигранты провозгласили себя демократами и начали борьбу с партией аристократов. В 1832 году в эмиграции возникло Польское демократическое общество. Оно разрабатывало буржуазно-демократическую программу освобождения Польши и оказало заметное влияние на пути развития литературы, которая получила в этот период ещё большую роль. Она должна была духовно организовать поляков для продолжения борьбы и призвать на поддержку другие страны, должна была показать полякам перспективы будущего. Художник в эти годы чувствует себя духовным вождём народа.

В этот период рождаются лучшие произведения А. Мицкевича «Дзяды» (3 часть) и «Пан Тадеуш», «Кордиан» Ю. Словацкого и «Небожественная комедия» З. Красинского. В жанровой системе на первый план выходят романтическая драма, драматическая поэма. Развиваются дантовские темы ада, мученичества за преданность политической идее, что придаёт польской романтической литературе ярко выраженный трагизм. Национальные страдания, величие духа народа противопоставляются численному преимуществу врагов, низости предателей, всякого рода ренегатов. Эти же темы  подхватываются и в музыке. В 30-е гг. музыка Шопена наполняется страстью и трагической глубиной переживаний, вызванными гибелью надежд на революцию, возрастает подчёркнутый интерес к национальной теме.

Писателя стремятся исторически анализировать итоги революции, что привело к появлению первых ростков реализма в сложном синтезе с романтическим искусством этого времени. В поэзии Ю. Словацкого изображается обречённость борьбы романтического героя-одиночки, в эпической поэме А. Мицкевича критически изображается страсть польской шляхты к обычаям давно минувших времён («Пан Тадеуш»). Надеждой отечества теперь становится не шляхта, а весь народ, в особенности молодёжь. Вновь пересматриваются итоги литературного развития.

В эти же годы ряд польских авторов приходит к реализму. К ним относятся А. Фредро, писавший социально-психологические комедии, и прозаики Ю. И.  Крашевский и Ю. Коженевский. В 50-е гг. идёт процесс становления реализма, который утверждается в польской литературе только в 60-е.

Творчество А. Мицкевича

Адам  Мицкевич выразил в своем творчестве самые значительные идеи и тенденции времени, оказал сильнейшее влияние на литературу и умы современников и последующих поколений. Он поднял польскую литературу  до высокого общеевропейского уровня и в то же время сообщил ей  неповторимую самобытность, стал ярким пропагандистом борьбы за свободу и независимость Польши. Многими нитями его творчество связано с историей русской культуры. Он знал декабристов и А. С. Пушкина, публиковал свои произведения в русских журналах, у русских издателей, участвовал в литературной борьбе России. Мицкевич – классик вольного романтизма.

Его творчество принято делить на 3 периода:

  1. Ранний, виленско-ковенский период (до 1824 г.). Лучшими произведениями можно считать «Оду к молодости» (1820), «Баллады и романсы» (1822), «Гражину» (1823).
  2. Время жизни в России (1824 - 1829). Лучшие произведения – «Крымские сонеты» (1826), «Конрад  Валленрод» (1828).
  3. Период эмиграции (1830 - 1855). Лучшие произведения – «Дзяды», «Пан Тадеуш» (1834).

Адам Мицкевич родился на белорусской земле, на хуторе Заосье близ Новогрудка. Отец поэта  адвокат Николай Мицкевич был участником восстания Костюшки, служил под началом  Ясиньского, руководившего повстанцами в Литве. Когда Наполеон  двинул свои войска на Россию, отец Мицкевича встал на сторону французов. Тогда Адаму было 12 лет, и душа его загорелась мечтой о Наполеоне – освободителе поляков. Отзвуки её сохранились в нём до конца дней. В Виленском университете Мицкевич получил глубокие познания в классической филологии и первый опыт оппозиционера. Он был членом тайных кружков филоматов, Филаретов и «лучистых».  В 1819 году поэт переезжает в Ковно, приняв на себя обязанности учителя. Здесь ему довелось испытать сильную любовь к юной аристократке Марии Верещак, принесшую в его творчество дантовскую тему высокой любви. Писать стихи Мицкевич начал рано. Уже среди студентов он считался первым поэтом. Ему принадлежит «Гимн филаретов», созданный в традициях средневековых вагатских песен и студенческих гимнов.

Выдающееся произведение ранних лет «Ода к молодости» (1820) имеет эпиграфом слова Шиллера, который подчёркивает связь молодого поэта с лучшими традициями просветителей. Подвиг молодости во имя отчизны здесь сравнивается с подвигом Геракла. Архаизмы, метафоры создают высокий стиль. И ВТО же время все стихотворение пронизано романтическим отрицанием настоящего, которое сравнивается с «глухой ночью», наполненной «алчными войнами». «Полыхающий дух» молодости может осветить эту тьму и на месте войн воскресить «благую любовь», добыв свободу и спасение человечеству.

На силу силой, друзья, ответим!

(Пер. П. Антокольского)

Ода долго распространялась в списках и была опубликована лишь в 1827 г.

В юные годы Мицкевич глубоко интересовался творчеством Данте и Петрарки, Шекспира, Вольтера, Гёте и Шиллера, многое переводил на польский язык, многому подражал. С не меньшим интересом поэт изучал и польскую литературу. В период работы над балладами (1819 - 1821) он говорил о влиянии на него польских просветителей, в особенности Ю. Немцевича, С. Трембецкого и т.д.  Баллады Мицкевича носили литературно-полимический характер. Выступая в поддержку нового, романтического направления, поэт в то же время высоко ценил достижения предшественников.

В 1822 году поэт опубликовал 1 том «Стихотворений» под названием «Баллады и романсы». Классическая поэзия, с точки зрения поэта, отражала равновесие в строгой правильности форм. Романтическая же поэзия полна страсти, она близка к «страшной тоске». Истоки её Мицкевич видит в творчестве Шекспира, а родоначальником считает Байрона. Сила этой поэзии в том, что она опирается на национальный характер и национальную историю, в том, что ей присущ историзм.

 Эстетическая концепция автора подчёркнута в балладе «Романтика». Эпиграфом к ней взяты слова из «Гамлета» Шекспира: «Мне кажется, я вижу. …Где? – В моей души очах!» «Очи души» - ключевое понятие в этой балладе. Сюжет, казалось бы, прост: юная девушка грезит наяву, и все окружающие принимают её за безумную. Она:

То в пустоту ненароком,

Смотрит невидящим оком,

То вдруг слезами зальётся,

Что-то хватает в неистовстве диком,

Плачет и тут же смеётся

(Пер. А. Ревича)

Но, если прислушаться, тайну её поведения  можно раскрыть: у неё умер любимый, и она видит его «очами души», беседует с ним, для него её слёзы и её смех. Блистательно поэт передаёт конфликт романтической баллады:

Голос печали слышит округа.

Люди толпятся, судачат.

И только поэт на стороне своей героини, способной чувствовать, и верит в чудо, потому что без этого, по его мнению, мир не может быть настоящим.

Поиски глубинной живой правды, стремление «увидеть в сердце» народа самое сокровенное в противовес сухому рационализму становятся поэтической задачей книги «Баллады и романсы».

Фольклорные мотивы перерабатывались, подвергались стилизации и переосмыслению с целью воссоздать необходимые поэту стороны психологии и миросозерцания польского народа. Язык баллад, подчиняясь поэтической задаче, ломал нормы классицизма, включал элементы просторечия, в том числе и белорусского.

В 1823 году выходит 2 том «Стихотворений А. Мицкевича». В него входят поэмы «Гражина» и «Дзяды».

Эпическая поэма «Гражина», сюжет которой основан на одном из эпизодов борьбы литовцев с крестоносцами, положила начало исторической поэме в польском романтизме, где историческая ситуация перекликается с авторским пониманием настоящего.

Тевтонский орден крестоносцев грозил гибелью литовцам, но литовский князь Литавор, забыв о народе, хочет развязать братоубийственную войну за наследство да ещё при этом прибегнуть к помощи тевтонцев. Для поэта важно, что Литавор так же слеп и эгоистичен, как и аристократы нового времени. И в назидание современникам поэт говорит о гордости и независимости древних литовцев:

Им легче лечь костьми в борьбе кровавой,

Чем увидать врага в своём дому.

(Пер. А. Тарковского)

Литовцы идут в бой против тевтонцев глухой ночью, ведёт их Литавор, но что-то странное с ним происходит: его руке тяжёл привычный меч, он бьёт, но никого не ранит, смел, но безуспешно. И вот князь убит, литовцев теснят… Спасение приходит с гор в лице таинственного воина, воодушевившего их на победу. Печальной процессией возвращаются литовцы в замок… уже разведён погребальный костер, неизвестный рыцарь открывает своё лицо, и пред изумлёнными литовцами предстаёт князи Литавор. Но кто же вёл их в бой? Это была Гражина, нежная красавица, его супруга.

«Гражина» стояла в начале развития польской романтической поэмы, отсюда такой традиционно последовательный сюжет, характеры лишены усложненности. Но в каждом из них всё-таки происходит глубокий внутренний перелом: в опасный для родины момент юная послушная жена становится грозной воительницей, в горе утраты надменный Литавор не мыслит жизни без жены и восходит на её погребальный костёр. Поэма высокодидактична, но торжество гражданского долга в ней сливается с романтической верой к воспламеняющую красоту подвига. В этом «Гражина» близка к балладе «Свитезь».

Лирико-драматическая поэма «Дзяды» явилась для Мицкевича тем произведением, к которому поэт возвращается всю жизнь. В 1823 году он опубликовал только  2 и 4 части.

Композиция сюжета 2 части строится на основе своеобразного развёртывания древнего языческого обряда поминовения усопших. По народному поверью, с помощью кудесника можно  вызвать души умерших, чтобы помочь им избавиться от груза земных пороков, препятствующих найти дорогу в загробный мир. Поэту дорого это поверье потому, что он видит в нём глубокое понимание связи между прошедшим, настоящим и будущем, между умершими и живыми, благодаря чему моральная ответственность за жизненную позицию становится очень высокой.  Дантовская тема о неизбежности возмездия облечена у Мицкевича не в форму средневекового видения, а в форму своеобразного мистериального явления, когда являются души умерших сразу всем, пришедшим на Дзяды. Их видят, слышат и чувствуют, с ними говорят, даже дают реальную еду и питьё. Явление тени отца Гамлета использовал и Шекспир. Каждый эпизод   «Дзядов» наделён дидактическим смыслом. И ВТО же время поэту удаётся создать ощущение романтической таинственности, фантастичности, непредсказуемости и иррациональности происходящего. События разворачиваются ночью, в часовне на пустыре:

Глушь повсюду, тьма ложится,

Что-то будет, что случится?

(Пер. Л. Мартынова)

Многократно хор крестьян повторяет эти слова, усиливая атмосферу таинственности. И вот являются души тех, кто ищет помощи от людей. Они горестно повествуют о себе и дают наставления живым: человек должен познать полноту жизни, пройдя через горе, любовь и ненависть. Но при этом оставаться человечным:

Знайте, справедлива воля неба!

Ведь тому, который хоть немного

Человеком в этой жизни не был,

Люди помощи подать не могут.

Всем помогают крестьяне, кроме злого помещика, жестоко губившего при жизни своих крепостных. Его душа будет вечно скитаться, гонимая муками голода. Таково возмездие за бесчеловечность. В романтической обстановке тайного обряда эта демократическая и социальная тема выступает особенно ярко.

2 часть завершается таинственно и напряжённо. Одна из теней не подчиняется заклинанию, не исчезает. Она устремляется за людьми, уходящими с дзядов. Все в смятении и страхе.

Поэма «Дзяды» - синтетическая по форме. В неё включены античный хор, сольное пение, ритуальный диалог, лирический монолог, ряд элементов средневековой мистерии. Мицкевич искал пути создания национальной романтической драмы, экстатически эмоциональной и бунтарской, уходящей корнями в славянскую старину.

В 1849 году в Париже Мицкевич предпринимает издание интернациональной газеты «Трибуна народов», которую  в том же году и закрыли.  Здесь поэт опубликовал ряд статей, обвиняя европейскую реакцию, заинтересованную в жандармском режиме, призывая народы к революционному протесту. Идея о мессианстве отходит на второй план, Мицкевич ищет активного действия. В ноябре 1855 года поэт отправляется а Константинополь для участия  в войне против России на стороне Турции. Он надеется сколотить военно-революционный отряд из поляков. Но эта цель осталась не выполненной.  28 ноября 1855 года он умирает в Константинополе от холеры. Сейчас существует более 30 памятников поэту, наиболее известный из них «Пилигрим»  А. Бурделя (1928), находящийся на набережной Сены в Париже.

Литература:

Н. П. Михальская  «История зарубежной литературы 19 века», - М., «Просвещение» 1991 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения» (Исследовательский проект)

  В  исследовательском проекте учащиеся 10 класса поставили перед собой цель: узнать о традициях сибиряков белорусского и польского происхождения и рассказать о них жителям свое...

Презентация к проекту "Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения"

Презетанция исследовательского проекта иллюстрирует  материалы и ход проекта учащихся 10 класса...

Православная архитектура г.Юрьев-Польского Владимирской области

Познакомьтесь, это мой  любимый  город. Милости просим, посмотреть на это великолепие воочию!...

Урок МХК в 11 классе по теме "Живопись романтизма". Учащиеся знакомятся с эстетическими принципами романтизма, выдающимися художниками Франции, Испании, Германии

Урок МХК в 11 классе по теме "Живопись романтизма" знакомит учащихся с эстетическими принципами романтизма, с выдающимися художниками Западной Европы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Гойя...

Польско-Российский проект обмена школьниками

Сентябрь 2012 года - польские школьники приехали в Санкт-Петербург, жили в семьях, знакомились с достопримечательностями, учились в российской школе.Октябрь 2012 года - российские школьники посетили П...

Польская школа глазами русских.

Благодаря польско-российскому обмену школьниками, дети из петербургской школы №594 Московского района смогли посетить прекрасную гимназию имени Роберта Шумана в городе Мышкув. Больше всего поразило оф...

Урок истории "Польское восстание 1830 года" 8 класс

Урок представляе собой разноуровневую групповую работу с использованием фрагментов технологии критического мышления....