Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы в школе
учебно-методический материал по литературе

Шост Наталья Сергеевна

Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме «Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

Как донести учебный материал до студента? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Все эти вопросы связаны с нахождением наиболее продуктивных методов обучения.

Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. 

К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку и др. Чтобы повысить интерес к русскому языку и литературе, активизировать обучающихся, я использую на своих уроках следующие методы:

1.«Кластер» (в переводе означает пучок, созвездие). Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить их новыми. Последовательность действий при составлении кластера проста и логична. В центре доски пишется слово или предложение, которое становится главным. Вокруг «набрасываются» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, ассоциации, подходящие для данной темы. В итоге образуется структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле. Кластер может быть использован на разных этапах урока.

2.Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

  Использовать синквейн удобно на уроках литературы для составления характеристики героя.

3.Инсерт (чтение с пометами). Это приём такой маркировки текста, когда обучающиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос.

  Данный метод обязывает обучающегося не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями. Предлагаю проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.

Количество используемых условных обозначений может изменяться, в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся. Полученные новые сведения можно оформить в виде таблицы:

4.Творческие задания. Одним из таких заданий является письмо литературному герою. При изучении романа Ф.М.Достоевского даю задание написать письмо Родиону Раскольникову, оформить которое дети  должны в эпистолярном жанре. Необходимо раскрыть смысл его теории, показать, как автор развенчивает ее, подчеркнуть особенную опасность ее в наши дни.

Интересным заданием для учащихся  является создание презентаций. При создании презентации по литературе, ребята не только систематизируют факты из биографии писателя, но и анализируют произведения.  

 Не менее актуальным заданием является составление кроссвордов. После изучения таких произведений, как «Война и мир» Л.Н.Толстого и «Тихий Дон» М.А.Шолохова, такое задание является зачетным. Кроссворды применяю и как творческое домашнее задание, и как материал для актуализации опорных знаний. Они хороши и на любом этапе урока русского языка.

Привлекаю ребят  к составлению тестов, по изученным темам. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости.  

5.Прием «Написание эссе»  предполагает выражение автором своей точки зрения, активной жизненной позиции. Например, на уроке русского языка при изучении темы «Типы речи» даю задание написать текст- рассуждение. Темы выбираю из русских пословиц и поговорок: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Курить - здоровью вредить» и т.д. В условиях недостатка времени на уроке данный вид работы предлагаю в качестве домашнего задания, но обсуждение написанных эссе провожу на уроке. Важно давать положительную оценку творчеству учащихся, обращать особое внимание на аргументированность суждений, логическую завершенность размышления.

6.Олимпиада выступает как активный метод обучения, если контролируется и гарантируется самостоятельность подготовки к ней учащихся, а сама работа носит исследовательский характер.

7.Кейс  Суть метода состоит в том, что обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих однозначного решения. Соответственно от обучающихся требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

8.Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваясь на своих уроках, чтобы ученики  могли свободно высказывать свое мнение и аргументировано отстаивать свою позицию, а также внимательно слушать мнение выступающих.

9. Чтобы повысить интерес к русскому языку и литературе, можно использовать   метод проектов. Учебный проект – это возможность максимально раскрыть творческий потенциал подростка. Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

10.Метод незаконченного предложения. С помощью данного метода можно осуществить проверку усвоенных знаний на уроке. Для этого пишу начало предложений на доске. Ребята  строят короткое высказывание (2-3 предложения), чтобы закончить мысль.

   Таким образом, в активной деятельности, направляемой учителем, учащиеся  овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие способности. Активные методы обучения направлены на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения учащимися полученных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых технологий на уроках русского языка и литературы для повышения познавательной активности учащихся.

Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок ...

Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский»  Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...

Технологическая карта урока в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы

Технологическая карта урока  в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...

Презентация мастер-класса "Применение активных методов на уроках родного языка и литературы"

Презентация мастер-класса "Применение активных методов на уроках родного языка и литературы"...

Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в школе

Задача учителя теперь, в отличие от предшествующей работы, когда можно было, как можно нагляднее и доступнее на уроке все объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наисл...

Применение активных методов на уроках английского языка.Выступление на методическом семинаре

Применение активных методов на уроках английского языка.Выступление на методическом семинаре...