Критерии оценок творческих работ учащихся в литературном конкурсе
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Сидорова Анна Сергеевна

В статье говорится, по каким именно критериям проводится отбор победителей в литературном конкурсе, приводятся конкркетные примеры творчества учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_otsenki_tvorcheskih_rabot.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии оценки творческих работ учащихся в литературном конкурсе

Данная статья посвящена критериям отбора победителей в литературном конкурсе, который вот уже несколько лет проводится среди учащихся начальной и средней школы в рамках дополнительного образования. По итогам конкурса формируется сборник, в который вошли работы лауреатов. В статье в качестве примеров приводятся некоторые работы.

Возникает вопрос: как же попасть в этот сборник, как стать победителем? Попробуем на него ответить.

Участники конкурса выбирают номинацию по своему вкусу: пишут эссе, рецензии, пародии, сказки, фантастические повести и стихи, снимают буктрейлеры и мультфильмы. Здесь нет приоритетов. Единственный приоритет и ориентир в выборе творческого направления – собственное предрасположение. Лучше всего у вас получится то, к чему вы тяготеете, что доставляет удовольствие.

Выбрать победителей – всегда нелегкая задача, а в детском конкурсе – особенно. Как председатель жюри, могу поделиться своими переживаниями: наградить хочется всех! Всех, кто оторвался от своих бесконечных и обязательных школьных дел, уроков, занятий в кружках и сел за стол, чтобы сделать то, чего от него никто не требует делать. Сделать просто так, просто потому, что есть что сказать, есть желание обдумать прочитанное или выдумать свою историю, пусть ее тоже читают и обдумывают. Невозможно переоценить важность и нужность творческого порыва. Всем первое место за вдохновение, за идеи, за их законченное воплощение! Но конкурс есть конкурс, невозможно дать первое место всем участникам… И может быть, имеет смысл хотя бы в общих чертах объяснить выбор жюри. Почему именно работы, вошедшие в сборник, стали победителями? Каковы критерии?

        

Наипервейший критерий – искренность автора, честность текста. Разумеется, у каждого участника есть руководитель (честь ему и хвала!), но у руководителя все-таки редакторская роль. Интересен именно детский голос, еще не приученный говорить то, что от него хотят услышать, не стремящийся оправдать ожидания взрослых читателей, а говорящий сам по себе, своим языком и о том, что близко именно ему. Особенно ярко этот критерий проявляется в номинации «Эссе». Прекрасно, когда творчество раскрепощает мысль и душу. И это чувствуется в работах лауреатов. Можно говорить о первой любви, о коррупции и воровстве, об экологии, но совершенно по-своему, неожиданно, как это сделали наши авторы. Если не хватает объяснений, то рисовать картинки, такие понятные и узнаваемые, такие живые, потому что они именно пережиты автором. Если в тексте чувствуется жизнь, ему веришь. Такой текст запоминается. И неважно, согласен ты с автором или нет. Если в процессе чтения возникает желание поспорить, это замечательно! У каждого из нас свой взгляд, свое мироощущение.

Еще один критерий – удивление. Если текст удивляет, если сюжетные повороты застают читателя врасплох, если нельзя с самого начала угадать, чем закончится история, то автор – молодец! Таких историй много в номинации «Я – автор». Например, волшебная история Николая Антонова с экопалочкой поначалу похожа на обычную сказку, но как приятно, когда сказочник идет дальше собственного придуманного волшебства. А «Спасение Выборгского замка» Дарины Мишиной, помимо сюжета, удивляет и радует легким юмористическим стилем. Стихи и лирическая проза (например, «Тишина безмолвия» или «Почему у меня на потолке висят звездочки…») удивляют откровением и и совсем не «детскими» мыслями. И чувствуешь благодарность за то, что автор поделился с тобой такими личными, такими сокровенными строчками.

Очень важный критерий – ум. Накопленные знания, эрудиция, образованность. Работы в номинации «Рецензии» особенно производят впечатление разнообразными познаниями в области искусства. Лауреаты, победившие в этой номинации (Манджиева Заяна, «Я – Будда»; Мягченкова Анастасия, рецензия на мюзикл «Джейн Эйр»; Яковлева Анна, рецензия на спектакль «Матренин двор»; Каганова Анна, рецензия на спектакль «Бедная Лиза»), не просто пересказывают содержание пьес, но пытаются разобраться, каким образом сделан спектакль, почему он так действует на зрителя. Аналитические способности авторов плюс эрудиция, наблюдательность, память и личностное восприятие делают рецензии не менее интересными, чем художественные произведения.

Этот же критерий – знание, наблюдательность, остроумие – необходим в номинациях «Пародии» и «Фанфики». Чтобы написать достойное продолжение тургеневской «Аси» или замахнуться на самого Пушкина, нужно очень хорошо знать этих авторов, изучить их стиль, лексику, психологию героев. И конечно, нужно быть очень смелым творцом, чтобы встать рядом с классиком и, образно говоря, пожать ему руку.

Хочется еще раз поблагодарить всех участников, еще раз поздравить лауреатов и пожелать читателям приятного чтения!

Примеры работ:

Экосказка. Антонов Николай

Было оно или не было, правда ли то или нет, но расскажу я вам историю одну. Хотите - верьте, а хотите – нет!

Иду я как-то по лесу один. Деревья что-то шепчут друг другу. Под ногами шуршат листья. Я собираю грибы. Их видимо-невидимо! Мама говорит, что кто любит земле кланяться, без грибов не останется. Вот я и кланяюсь. Всякий гриб в руки беру, да не всякий в кузовок кладу. Кузовок

мой уже тяжелым стал. Но хочется и под той елочкой посмотреть, и под той осинкой пошукать. Грибов ищут — по лесу рыщут.

Смотрю, рядом со мной муравейник кто-то разворошил. Муравьишки беспокоятся, бегают, а я и помочь ничем не могу. Опять мамины слова вспомнил: «Мал муравей телом, да велик делом».

Иду дальше и вижу, птичка-невеличка по земле прыгает. Кажется, что-то с крылышком у нее. А гнезда я не вижу. Наверное, высоко очень. Говорят, что всякая птица своё гнездо любит. В гнездышке бы она быстро поправилась.

А это что за куча? Мусор! Кто же в лес мусор завез да выбросил? Ой! А мусор шевелится! Это ежик! Наверное, мусор на его норку вывалили!? Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. А здесь мешок с мусором! Придется ежику новый дом искать!

Пошел дальше. Вижу дерево странное – престранное. Пригляделся, а его рубить кто-то пытался. Вся кора с одного боку содрана, зарубки видны. Кто с дерева кору снимает, тот его убивает. Я читал, что срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет. Как же много горя в лес человек приносит! Расстроился я, пригорюнился, да и не заметил, как заплутал совсем.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается! Темнеть уж стало. Гляжу: вдалеке избушка виднеется. Да не простая, а на курьих ножках. Задом ко мне стоит.

- Избушка, избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом.

Повернулась избушка, Баба-Яга из нее вышла.

- Чую, человеческим духом пахнет. Кто ты? Что забыл здесь?

- Я, бабушка, по грибы ходил. Много грибов набрал, да много горя по дороге увидел.

- Хороший ты человек, раз за лес переживаешь. Какой лес без чудес!

Вот тебе волшебная экопалочка. Она только добрые дела делает. Чего коснешься, все исправ

- Спасибо, бабушка! Век тебя не забуду!

И отправился я в обратный путь.

Мимо дерева прошел, экопалочкой дотронулся - зарубки пропали, кора новая выросла.

Мимо мусора прошел, экопалочкой дотронулся – мусор исчез, ежик в норку вернулся.

Мимо птички раненой прошел, экопалочкой дотронулся – крылышко срослось, птичка в гнездо улетела.

Мимо муравейника прошел, экопалочкой дотронулся – стал муравейник прежним, муравьишки по домам отправились.

И я к дому направился. Тороплюсь, хочу маме поскорее рассказать обо всем да экопалочку ей показать.

И тут я проснулся! Так это сон был! Точно, это я после обеда поспать прилег! Мало спалось, да много виделось.

- Мама, мама, знаешь, мне такой сон приснился! Мне Баба-Яга экопалочку подарила! Я столько полезного в лесу сделать смог! Вот бы мне такую на самом деле иметь!

На следующий день пошли мы с мамой в лес за грибами.

Увидели муравейник развороченный. Эх! Нет экопалочки!

- А мы с тобой таблички сделаем, попросим людей не трогать муравейники, - сказала мама.

А тут, как во сне, птичка со сломанным крылышком прыгает. Эх! Нет экопалочки!

- Давай птичку с собой возьмем, врачу покажем, вылечим, - предложила мама.

А вот и куча мусора! Эх! Нет экопалочки!

- Дорогой, посмотри, я пакеты для мусора взяла. И перчатки. Давай соберем и на обратном пути с собой увезем.

И дерево подрубленное мы увидели. Эх! Нет экопалочки!

- Не печалься, у нас на даче есть специальный пластилин - вар для деревьев. Завтра возьмем с собой, дерево вылечим.

- Мама, так мы и без экопалочки обошлись!?

- Каждый из нас может стать волшебником. И запомни: только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.

С тех пор беру я в лес набор добра молодца. Ведь кто лес любит и знает, тому он помогает. А еще говорят, что каково в лес кликнешь, таково и откликнется.

Вот и сказочке моей конец, а кто слушал – молодец!

Сказка, конечно, ложь, да в ней есть намёк, добрым молодцам и красным девицам важный урок!

Почему у меня на потолке висят звездочки…

Люстрова Софья, 10 класс ГБОУ СОШ №291 Красносельского района Санкт-Петербурга

Руководитель: Давыденкова Надежда Алексеевна

Посмотри в чернь ночного неба. Не страшно же? Это та чернь, из которой ты не ждёшь появления монстров или прочих бед. Нет, не представляй их. Пусть она останется спокойной и мирной.

Ты можешь думать, что в небе нет ничего, кроме звёзд, Луны и облаков. Можешь сказать, что чернь — это пустота. Но ведь и неба самого не существует. Как это так? Облака, Луна, космос. А небо — это название всему, что есть над головой. Да, однажды снежной зимой можешь сказать, что на тебя падает небо. Не скажешь? Значит, его и нет.

Как называют то, чего нет? Волшебство. Значит, оно есть. Но его нет, потому что волшебства не существует. Получается, если над головой небо, а на голову падает снег, который может оказаться на земле и стать частью земли, а потом и частью всего, чего угодно, значит, всё в этом мире — волшебство; всё есть и ничего нет одновременно.

А теперь взгляни в небо ещё раз. Оно синее? Ведь это не значит, что там нет космоса. Скажешь, что не видишь его из-за облаков? Неправда. Взгляни снова. Смотри не на огоньки, а туда, где их нет. Ты, наверное, назовёшь это пустотой, но где-то там далеко находятся звёзды, планеты, метеоры, кометы. Тогда и мир можно назвать пустотой.

Точно так же смотри и сквозь облака, если хочешь видеть, что за ними. Можешь лечь на траву и смотреть на траву, но, если хочешь, смотри, что за ней, и что за земной корой, и что за самой Землёй, и можешь увидеть звёзды, хоть люди и будут думать, что ты разглядываешь траву. И так ты можешь смотреть на стул, стол, стену, пол, потолок, и видеть весь мир одновременно. Может, именно поэтому так часто кошки смотрят туда, где, как нам кажется, только пустота?

Возможно не только увидеть всё, смотря на что угодно, но и услышать, почувствовать и даже дотронуться. Это значит, что всё в этом мире — мир, всё в этой вселенной — вселенная. И я вселенная. Ты — тоже.

Я — это ты, а ты — это я.

Варкова Екатерина

***

У гитары – семь струн, Сколько струн у души? Гитарист, ты так юн, Брать аккорд не спеши. У гитары порвешь И заменишь струну, Для души не найдешь, Коль порвешь хоть одну. И у каждой струны Два незримых крыла. Ярым плеском волны,

Чистым звоном стекла Тает горестный звук… Что ж, мелодия есть. Я упала в траву, Но не бросила крест. Станет стих мой песком, Или ласковым хмелем, Или беглым мазком Полотна Рафаэля. Стих мой нежен и тверд, И любви преисполнен. Он прекрасен, но мертв, Потому что безмолвен. Семиструнку свою Я со стенки сниму, Тяжкий склеп разобью, В песню душу вдохну. Если в сердце бесстрастное Пламень волью, Значит, я не напрасно О жизни пою…

Отрывок из рецензии на мюзикл «Джейн Эйр»:

Особое внимание хочется уделить переходам между сценами. Еще в самом начале маленькая Джейн сообщает покойной матери и зрителям, что все, что произойдет с ней, она будет рисовать в подаренном мамой альбоме. И зритель действительно может наблюдать, как чья-то невидимая рука быстрыми штрихами выводит на огромном альбомном листе-экране очертания поместья или пансиона. Очень интересное решение, помогающее увидеть мир глазами героини и лучше понять девушку, проникнуться ее историей.

Отрывок на рецензию «Матренин двор»:

Постановка началась с последнего эпизода произведения — похорон Матрены. Актеры пели русские народные песни за упокой души, кто-то всхлипывал, молясь за бедную женщину, а кто-то обвинял ее. Режиссер сразу дал понять, что финала доброго не будет. Не нужно надеяться на переложение сюжета, где «все жили долго и счастливо». Наоборот, зрителя «окунают» в финал, в центр проблемы. Эта сцена сразу дала ощутить мне весь гнет, мрак и ужас произошедшего события. Она заворожила обреченностью.

Угнетающим также было оформление сцены. В центе стоял большой брусок дерева, который был наклонен к зрителям. Мне кажется, этот элемент можно трактовать как знак беспомощности, неизменности потому, что всю постановку он не менял своего положения, героям приходилось перепрыгивать, обходить и пролезать через него. Только в финале, во время

смерти героини этот брусок начал раскачиваться из стороны в сторону, но в итоге принял прежнее положение. Это, на мой взгляд, значит, что в неизменном, слепом обществе смерть Матрены не сильно повлияла и потрясла народ, после похорон вся жизнь пришла в свой обычный ритм. Только взгляды одного человека — самого автора «раскачались» (изменились) после смерти героини, он понял насколько святым человеком она был в это месте, а сколько еще есть таких «праведников» есть в других русских поселениях. Задумка художника-постановщика, на мой взгляд, полностью оправдана и необходима. Она помогла нам, зрителям, посмотреть на ситуацию иначе.

Фанфик «Евгений Онегин», Григорьева Диана

ХLYIII

Онегин замер в изумленье.

Катилась по щеке слеза.

Душе настало просветленье,

Как будто кончилась гроза.

Он не себя жалел, как прежде,

Хоть и пришёл конец надежде, -

Он Таню нежно пожалел

За ею избранный удел.

Он понял в этот миг прекрасный,

Что любит так, как не любил

В ту пору, когда предан был

Лишь азбуке науки страстной.

В сей миг науку он забыл,

Поскольку Таню полюбил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции

Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....

критерии оценки исследовательских работ учащихся

На РМО рассмотрены и утверждены критерии оценки исследовательских работ учащихся...

Критерии оценок творческих работ веб квеста

Вашему вниманию предлагаются критерии оценивания из практических наработок проведения математических квестов....

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА УЧАЩИХСЯ

Последовательность работы над творческим проектом. Пункты, содержание которых необходимо расскрыть....

Критерии оценки проектной работы учащихся на уроках истории и обществознания

Критерии оценки проектной работы учащихся на уроках истории и обществознания...

Критерии оценки проектной работы учащихся

Критерии оценки проектной работы учащихся...