Рабочая программа по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс)

Климина Ангелина Игоревна

Рабочая программа по литературе для 9 класса (102 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.liter_.docx43.23 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей учебной программе

 основного общего образования

на 2021-2022 учебный год

9 класс.

Литература

        Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.;
  2. Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897  (с изменениями от 29 декабря 2014г. № 1644), приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014г.        № 253 (с изменениями от 26.01.2016г. № 38, от 31.03.2016г. № 253, от 21.04.2016г. № 459);                      
  3. Примерной  программы  основного общего образования по литературе для 5-11 классов. Базовый уровень (авторы В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.ЯКоровиной. - М.; Просвещение, 2009;

 Учебник:  В.Я. Коровина и др. Литература. 9  класс. Учебник.

В 2 ч. – М.       Просвещение, 2018.

Курс рассчитан на 102  часа( 3 ч. в неделю). В связи с праздничными днями

  и переносами выходных дней  рабочая программа  может быть сокращена до 100  часов.

Общая характеристика учебного предмета. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения  и  навыки,  лежащие  в основе  человеческой деятельности,  мышления.  Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература ХVIII века- литература  первой половины ХIХ века). В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную направленность получает проектная деятельность.

Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя итд.)

Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по истории и теории литературы активно используются при изучении всех разделов. Это необходимая составляющая для изучения произведений.

Цель и задачи обучения. 

Цель учебного предмета – обеспечение выполнения стандарта, развитие всесторонне развитой личности. Курс литературы направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

  • воспитание  духовно  развитой  личности,  обладающей  гуманистическим  мировоззрением национальным и общероссийским гражданским  сознанием,  чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания с учётом  основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; создание собственных устных и письменных высказываний, представление своих оценок и сужений по поводу прочитанного.
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск и проч.)
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы  в повседневной жизни и учебной деятельности.

Содержание  тем учебного курса

Введение.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова.

Из древнерусской литературы.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из литературы XIX века. Из литературы первой половины XIX века.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии

(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Из литературы второй половины XIX века.

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Из литературы ХХ века.

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы.

 Античная лирика.

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Учебно-тематический план

п/п

Раздел

Колич. часов

Основные направления воспитательной работы

1.

Введение

1

Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.

2.

Из древнерусской литературы

4

3.

Из литературы XVIII века

10

способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе; содействовать формированию патриотических чувств; содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов.

4

Из русской литературы XIX века  первой половины

43

создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности, содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

5

Из  русской литературы XIX века второй половины

10

Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: групповая  работа или работа в парах, которая учит обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися..

6

Из русской литературы ХХ века

27

содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения; содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании; содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся…, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.

7

Из зарубежной литературы

6

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.

8

Итоговый урок

1

10.

Итог

102

Календарно-тематическое планирование

Литература 9 класс.

Тема

Основные направления воспитательного образования

Количество часов

Дата  план

Дата факт

Введение

1

Введение. Литература как искусство слова.

1

Из древнерусской литературы

2

Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской литературы.

1

3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

4

Художественные особенности «Слова»

1

5

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра.

1

Из русской литературы XIX века  первой половины

6

Классицизм. Характеристика русской литературы ХVIII века.

1

7

М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.

1

8

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны 1747 года». 

1

9

Г.Р. Державин: поэт и гражданин. «Властителям и судьям».

1

10

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». 

1

11

А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву»(главы).

1

12

«Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности повествования. Жанр.

1

13

Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

1

14

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

1

15

Р/р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»

1

16

Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, и драматургия XIX века.

1

17

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». 

1

18

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра.

1

19

А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга

1

20

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Анализ I действия.

1

21

«Горе от ума». Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Анализ действия 2.

1

22

А.С.Грибоедов.  «Горе от ума». Фамусовская Москва в комедии. Анализ действия 3.

1

23

А.С.Грибоедов  «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии.

1

24

Р/Р.Язык комедии «Горе от ума».

1

25

Р/Р. И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Подготовка к сочинению.

1

26

Р/Р.Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

27

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве.

1

28

А.С.Пушкин. Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине.

1

29

А.С.Пушкин. Любовная лирика.

1

30

А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии.

1

31

Контрольная работа по лирике А.С.Пушкина

1

32

Вн/чт. А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.

1

33

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

1

34

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и столичное дворянское.

1

35

Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в образах Ленского.

1

36

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина.

1

37

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

38

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

39

 «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Пушкинская эпоха в романе.

1

40

Р/Р.Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

1

41

Вн.чт. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

42

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.

1

43

Образ поэта – пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.«Смерть поэта», «Поэт»

1

44

М.Ю. Лермонтов. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет..»

1

45

Эпоха безвременья в лирике М.Ю Лермонтова. «Дума», «Предсказанье».

1

46

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

1

47

Печорин как представитель «портрета поколения». Образ Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1

48

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия  характера героя.

1

49

 Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

50

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1

51

Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского.

1

52

Контрольная  работа по творчеству М.Ю. Лермонтова.

1

53

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.

1

54

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания.

1

55

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

1

56

Образ города в поэме «Мертвые души».

1

57

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

1

58

Р/Р «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души.

1

Из  русской литературы XIX века второй половины

59

А.Н.Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета.

1

60

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». 

1

61

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

1

62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

1

63

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии.

1

64

Формирование личности героя повести «Юность», его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками.

1

65

А.П.Чехов. Слово о писателе». «Смерть чиновника».

1

66

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. 

1

67

Р/Р Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века?» 

1

68

Вн.чт. Поэзия второй половины ХIХ века(лирика Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета).

1

Из русской литературы ХХ века

69

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

1

70

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи».

1

71

И.А. Бунина. Мастерство в рассказе «Темные аллеи».

1

72

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце».

1

73

Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора.

1

74

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

1

75

Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.

1

76

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор».

1

77

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм её судьбы.

1

78

Контрольная работа  по произведениям  второй половины ХIХ и ХХ века.

1

79

Русская поэзия Серебряного века.

1

80

А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без края..»

1

81

С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. 

1

82

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…».

1

83

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»(отрывок).

1

84

Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонации.

1

85

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий..»

1

86

М.И. Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве».

1

87

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики поэта.

1

88

А.А. Ахматова. Слово о поэте.

1

89

А.А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

1

90

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики поэта.

1

91

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе. 

1

92

А.Т. Твардовский. Раздумья о Родине и природе. «Я убит подо Ржевом». 

1

93

-94

Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ-ХХ веков

2

95

Контрольная работа по русской лирике ХХ века.

1

Из зарубежной литературы

96

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте.

1

97

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты).

1

98

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет».( обзор с чтением отдельных глав).

1

99

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии.

1

100

И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст». 

1

101

Итоговая контрольная работа.

1

102

Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....