Формирование чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по литературе

Кипкеева Римма Энверовна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы (слайд1)

(слайд2)Цель: создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках русского языка и литературы. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

Задачи: (слайд3)

Обучающая: Умение выделять основные положения в изучаемом материале, оформление конспектов, рефератов, критическое сопоставлению различных точек зрения.

Просветительская: Приобщение к истории культуры и литературы на примере удивительных человеческих судеб.

Эстетическая: Утверждение непреходящего характера художественных ценностей.

Лингво-коммуникативная:. Обогащение устной  и письменной  речи.

Воспитательная:  Развитие  у школьников чувство патриотизма, введение навыков научно-исследовательской работы. Развитие познавательных интересов учащихся.

(слайд4)Актуальность в том, что это патриотическое воспитание больше внедряется в учебную деятельность школы, в гуманитарные предметы, ведётся много исследований по патриотическому воспитанию.

(слайд5) Цитаты о патриотизме

        Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.  

В условиях, когда страна переживает непростые времена, как никогда ранее важное значение приобретает патриотическое воспитание молодежи.  И здесь очень важна роль школьного образования, позволяющего подрастающему поколению узнать и принять культуру и историю собственного народа. Именно школа - то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России. Людей, которые будут гордиться своей Родиной, а, значит, когда это будет необходимо, смогут ее защитить и приумножить ее славу, как их отцы и деды. Эта задача решается в ходе изучения самых разных предметов, от географии до обществознания, но несомненно, что ведущая роль принадлежит истории и литературе. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы. Важным аспект патриотического воспитания  моей работе – воспитание осознания ребенком себя как части своей страны и воспитание чувства гордости за историю, культуру, талантливых и гениальных соотечественников.

        В процессе изучения литературы тема патриотизма является постоянной, начиная от знакомства с историческими былинами и «Словом о полку Игореве» и заканчивая обзорными уроками, посвященными современной российской литературе. Поскольку изучаемый материал огромен, я остановлюсь на некоторых узловых моментах. 

         (слайд6)  М.Ю. Лермонтова “Бородино” (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе.            

         (слайд7-8)Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека” (9 кл.). Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.

 (слайд9)О романе-эпопее «Война и мир» можно говорить бесконечно. Изучению этого исторического произведения способствует и просмотр великолепного одноименного фильма, снятого Сергеем Федоровичем Бондарчуком, что позволяет наглядно представить героев и события, описанные в романе.

  Я считаю, что патриотическому воспитанию способствует содружество искусств на уроке литературы, возможность использовать современные средства медиа, включая прослушивание песен и просмотр фильмов, а также широкое использование самостоятельной работы учеников, написание ими рефератов, эссе и опору на историю жизни собственных дедов и прадедов, переживших войну. Например, учащиеся ежегодно участвуют в тематических проектных работах, также в творческой работе «Без срока давности» в номинации «Сочинение», занимая призовые места. Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию великого чувства, как любовь к Родине. (слайд10-11) 

Участвуем ежегодно в мероприятиях на базе КЧГУ (Большие и Малые Кирило-Мефодиевские чтения, «Корни дружбы наших народов –в нашей истории, конкурс чтецов «Полиязычный А.С.Пушкин, конкурс чтецов «ПоЧитай старших», посвященный творчеству Р.Гамзатова, А.Кешокова, К.Кулиева и И.Крымшамхалова)

(слайд12) Огромную роль в патриотическом воспитании играет изучение творчества замечательных мастеров слова нашей республики. Всех их объединяет любовь к родному краю, красоте окружающего мира. Например, предлагаю остановиться на стихотворении Х.Байрамуковой «Родные хребты Карачая». Можно использовать его при изучении темы «Средства выразительности речи. Попрошу кого-нибудь выразительно прочитать стихотворение. Выразительное чтение стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос стихотворения – патриотизм и народность. Какие тропы  использует автор для усиления выразительности речи? Таким образом, мы знакомим детей и с индивидуальным стилем талантливой карачаевской писательницы, закрепляем тему по языку и решаем воспитательную задачу.

(слайд12,1314)

Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. Например, в стихотворениях основоположника черкесской литературы Хусина Гашокова «Люблю весну» ,  участника ВОВ и ногайского поэта , прозаика, участника ВОВ ,Фазиля Абдулжалилова «Горное утро»  говорится о красоте гор, о бережном отношении к родному краю,о горных вершинах, о быстрой реке Кубань, о любви к Отчизне,красоте  и богатстве родного края.  Поэзию абазинского поэта Микаэля Чикатуева отличают яркая поэтическая индивидуальность, емкость и выразительность языка, особое мировосприятие, патриотизм, любовь к родному очагу, к родному языку.

(слайд15) Авторы выражали народные чувства и настроения того времени. В творчестве карачаевских поэтов и прозаиков нашла свое отражение, безусловно, тема депортации и национальных репрессий. Рассмотрим стихотворение А.Суюнчева «Надежда» , и в продолжение предыдущей темы требуется найти сравнения. В таких произведениях автор показывает движение души лирического героя, который думает о родине, стремится на волю .

 (слайд16)Большое воспитательное значение имеют пословицы,служащие нравственными ориентирами, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) – Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять; «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д. Это пословицы о дружбе, трудолюбии, доброте, родине, любви к отечеству. Ученики не остаются равнодушными к метким изречениям, начинают вдумываться в их смысл, использовать в речи.

(Слайд 18)

Карточка №1.

____________________, желаю тебе, дорогой друг, ценить независимость и свободу. Стремись хорошо учиться, чтобы, _________________________, быть полезным своей Родине. _______________, думай об окружающих тебя людях. Будь достойным гражданином нашей страны.

Карточка №2

Наконец из-за горизонта выглянуло солнышко,______________. Снег заискрился, ____________________. Я остановился, ________________________. Как хорошо вдыхать морозный воздух, __________________. _____________, я представляю себя в зимней сказке.

Также в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку, при написании сочинения на тему «Патриотизм. Что такое любовь к Родине?» составили кластер и синквейн на исходную тему, которые являются одними из эффективных приемов работы с текстом, способствующие также и формированию читательской грамотности.

(слайд14)Кластер

(слайд15) Синквейн (патриотизм)

     Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в  нашей работе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас, педагогов , есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России. Патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека, любящего свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой. 

 Карточка №1.

____________________, желаю тебе, дорогой друг, ценить независимость и свободу. Стремись хорошо учиться, чтобы, _________________________, быть полезным своей Родине. _______________, думай об окружающих тебя людях. Будь достойным гражданином нашей страны.

Карточка №2

Наконец из-за горизонта выглянуло солнышко,______________. Снег заискрился, ____________________. Я остановился, ________________________. Как хорошо вдыхать морозный воздух, __________________. _____________, я представляю себя в зимней сказке.

Карточка №1.

____________________, желаю тебе, дорогой друг, ценить независимость и свободу. Стремись хорошо учиться, чтобы, _________________________, быть полезным своей Родине. _______________, думай об окружающих тебя людях. Будь достойным гражданином нашей страны.

Карточка №2

Наконец из-за горизонта выглянуло солнышко,______________. Снег заискрился, ____________________. Я остановился, ________________________. Как хорошо вдыхать морозный воздух, __________________. _____________, я представляю себя в зимней сказке.

Карточка №1.

____________________, желаю тебе, дорогой друг, ценить независимость и свободу. Стремись хорошо учиться, чтобы, _________________________, быть полезным своей Родине. _______________, думай об окружающих тебя людях. Будь достойным гражданином нашей страны.

Карточка №2

Наконец из-за горизонта выглянуло солнышко,______________. Снег заискрился, ____________________. Я остановился, ________________________. Как хорошо вдыхать морозный воздух, __________________. _____________, я представляю себя в зимней сказке.

РОДНЫЕ ХРЕБТЫ КАРАЧАЯ

Родные хребты Карачая
Меня в колыбели качали.
Здесь детство мое подрастало,
И здесь оно юностью стало.

Народ мой, ты дал своей птице
Могучие крылья орлицы.
О край мой любимый, чудесный,
Ты дал мне и голос, и песни.

Ты дал все, что я просила:
Горячее сердце и силу.
И тем, что гостей привечаю,
Обязана я Карачаю.

И даже в далекой дороге со мной,
Надежный и строгий,
Мой маленький, мудрый народ,
Тобой мое сердце живет.

Ты трижды любимый втройне,
Великий в великой стране.

Халимат Байрамукова

НАДЕЖДА(из «Азиатской тетради»)

В этих желтых песках не взрастет моя нива,

Нет здесь рек у меня, чтоб ее оросить.

Здесь и голод, и жажду сношу терпеливо,

Но терпения нет, горе ссылки сносить.

О, когда бы я мог стать свободною птицей,

Чтоб на снежный Кавказ свой направить полет,

Я снежинок набрал, чтоб вдоволь напиться,

Я б их пил, как бальзам, что мне силы вернет.

Нынче стан мой - как остров в пустыне песчаной,

Документ мой помечен, как лошадь - тавром,

Черным штампом прикован я к жалкому стану,

Я - изгнанник, я узник в краю неродном.

Мне подушкой - крапива, трава горькой ссылки,

Надзирают над жизнью моей сторожа.

И сухая колючка мне служит подстилкой,

Сплю на ней, как на иглах степного ежа.

Я ложусь, натянув на себя накомарник, -

Жаждут крови моей и комар, и паук,

Ночь проходит не во снах, а в виденьях кошмарных,

Ни лица обнажить я не смею, ни рук.

Трижды в месяц ходить на отметку обязан,

Как по правилам ссылочным мне вменено.

Я, как раб, той ссылкой спутан и связан

В той стране, где повержено рабство давно.

Прав нет у меня ни на мысль, ни на мненье,

Не воззвать ни к Аллаху, ни к власти земной.

Не проститься с умершим в соседнем селенье,

Ни проехать на рынок в поселок иной

Просьб моих не услышать ушам властелина,

И дойдут ли молитвы мои до небес?

И за что мой народ так наказан безвинно,

Почему хочет деспот, чтоб род наш исчез?

Я - всего лишь народа - страдальца частица,

Словно сорванный с дерева лист, обречен

Вкруг ветвей и корней наших робко крутиться,

Чтоб помнить, как кем я и рожден, и взращен.

Но витает надежда над горем, над болью,

Я - не раб, я свободный душой человек,

И стремится из ссылки душа на приволье

Карачаевских гор, карачаевских рек.

Здесь, где юность моя протекает уныло,

Зной пустыни, в колодцах вода солона,

Но надежда уводит нас властною силой

То в былые, то в будущие времена.

И надежда приходит в мои сновиденья:

Снова эхом в горах отдается мой шаг,

Строю дом из камней я в родимом селенье

И в дому разжигаю свой горский очаг.

Все стерпеть помогает надежда слепая, -

Протянула к Кавказу незримую нить,

Где шуметь будут реки, на скалах вскипая,

Где орлы с вышины будут край мой хранить...

Хусин ГАШОКОВ

Люблю весну

Люблю ручьёв весёлый разговор,
Их резвый бег по склонам, с высоты.
Люблю бродить в долинах среди гор,
Когда луга оденутся в цветы,

Люблю тебя, кавказская весна!
Твоих садов густой пчелиный гул!
Люблю тебя, небес голубизна,
Люблю долин весенний изумруд!

Люблю поля в предчувствии дождя,
Когда они прижаты тишиной,
Когда вот-вот, мгновенье погодя,
Потоки ливня вырастут стеной...

Люблю, когда лавиной по низам
Спешит вода... И солнце брызнет вдруг,
И радуга, как сказочный фазан,
Прочертит в небе яркий полукруг.

Люблю весну. За что?
Ведь с новой силой
Земли, освобождённой ото льда,
Бурлит мой край – неповторимый, милый,
Мой отчий край, родная сторона.

Перевод Б. Стрелкова

Фазиль АБДУЛЖАЛИЛОВ

Горное утро

Когда на востоке вполнеба
Повиснет ковёр заревой,
Заблещет алмазами гребень
Высокой гряды снеговой.

Очертятся резче громады
Кавказских синеющих гор,
И чистое утро прохладой
Пахнёт на цветущий простор.

Я выйду на берег Кубани
И свежесть речную вдохну,
Услышу я птиц щебетанье,
Поющих простор и весну,

С обрыва увижу яснее
Далёкие земли в цвету,
И сердцем пойму я сильнее
Отчизны моей красоту.

Перевод А. Седучина

Микаэль  Чикатуев

 Об абазинском языке


Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и  горных речек воля!



В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу - выше, выше.
Осиновая  роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы."

     Вопрос о патриотизме становятся сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.  Вряд ли можно считать нр...

Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы

      Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федера...

Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы

Цели урока: Формирование у молодежи высокого патриотического сознания.Готовность к выполнению гражданского долга.Выполнение важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины....

Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы

масстер-класс, приуроченный к  научно-практической декаде...

Выступление на заседании ЦМК 07.12.2022. Тема: «Формирование толерантности и чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы»

Опыт организации работы по воспитанию толерантности и чувства патриотизма обучающихся на занятиях по русскому языку и литературе...